Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 18:19, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование механизма международно-правового регулирования охраны труда. Для достижения указанной цели необходимо будет решить следующие задачи:
исследовать основные положения о международно-правовом регулировании трудовых правоотношений;
охарактеризовать принципы международного трудового права;
рассмотреть типы в международно-правовом регулировании труда;
рассмотреть понятие и классификацию источников международного трудового права;
исследовать мероприятия по надзору и контролю за соблюдением международных стандартов охраны труда.
Введение
1 Основные положения о международно-правовом регулировании охраны труда
1.1 Понятие, предмет и метод международно-правового регулирования охраны трудовых правоотношений
1.2 Принципы международного трудового права
1.3 Субъекты международно-правового регулирования труда
1.4 Понятие и классификация источников международного трудового права
2 Системы обеспечения реализации, надзор и контроль за соблюдением международных стандартов труда
2.1 Системы обеспечения реализации международных стандартов труда
2.2 Надзор и контроль за соблюдением международных стандартов охраны труда
Заключение
Список источников
В рамках Международной организации труда действует несколько органов, осуществляющих рассмотрение жалоб и заявлений в отношении исполнения государствами актов МОТ. Исходя из положений устава таковыми являются Комитет экспертов по применению конвенций и рекомендаций (Комитет экспертов) и Комитет по применению международных трудовых стандартов Международной конференции труда (Комитет Конференции). Как замечают Лютов Н.Л. и Морозов П.Е., главным средством воздействия Комитетов на государства, допускающие нарушения международных трудовых стандартов — это привлечение международного внимания к факту нарушения46. Однако, можно предположить, что распространенность этого средства обусловлена его достаточной действенностью, ибо в арсенале Комитетов имеются и более жесткие санкции. Например, согласно С.33 Устава Международной организации труда Административный Совет может предложить международной конференции труда предпринять меры, которые он сочтет целесообразными в случае, если член Международной организации труда не выполнит в установленный срок рекомендации, которые могут содержаться в докладе контрольных органов Международной организации труда 47.
Существуют также специальные контрольные процедуры в рамках Международной организации труда. Так, в соответствии со С. 24 и 25 Устава, организации работников и работодателей могут подавать представления Международному бюро труда о том, что государство не исполняет должным образом ратифицированную конвенцию48.
Представления могут подаваться как национальными, гак и международными объединениями работников и работодателей, причем в отношении как собственного, так и иностранного государства. В случае получения такого представления Административный Совет может организовать трехсторонний комитет по расследованию в отношении данного дела.
Орган по рассмотрению назначается из состава членов Административного Совета. В том случае, если государство не реагирует на запрос по сделанным в его отношении представлениям. Административный Совет может опубликовать представление и свои ответы в связи со сделанным представлением.
Помимо представления, в соответствии со С. 26 Устава Международной организации труда, возможна также подача жалобы на государство в связи с несоблюдением ратифицированной им конвенции49. В таком случае создается специальная Комиссия по расследованию жалобы, которая готовит доклад с заключениями и рекомендациями о мерах по удовлетворению жалобы.
Помимо указанных механизмов, существуют специальные процедуры, касающиеся соблюдения государствами — участниками Международной организации труда Трехсторонней декларации принципов, касающихся многонациональных корпораций и социальной политики 1977 г., а также Декларации Международной организации труда об основополагающих принципах и правах в сфере труда 1998г. Обе Декларации носят рекомендательный характер, но МОТ, тем не менее, осуществляет наблюдение за соблюдением изложенных в них принципов государствами — членами Международной организации труда на добровольной основе.
Помимо актов Международной организации труда, как уже отмечалось выше, Российская Федерация, будучи членом Совета Европы, ратифицировала в 2009 г. Европейскую социальную хартию (пересмотренную), в отношении которой предусматривается специальный порядок контроля за исполнением. Контрольный механизм Европейской социальной хартии включает регулярные доклады стран-участниц Генеральному секретарю Совета Европы относительно принятых и непринятых положений.
Также как и в случае с конвенциями Международной организации труда, с содержанием докладов должны быть ознакомлены представительные организации работников и работодателей50.
Процедура рассмотрения жалоб о применении Хартии предусматривается специальным Дополнительным протоколом к Хартии, вступившим в силу в 1998 г. Жалобы могут подаваться международными и национальными организациями работников и работодателей, а также неправительственными организациями. Этот протокол не ратифицирован Россией, поэтому такие жалобы в отношении России официально рассматриваться не будут.
Из контрольных механизмов в рамках СНГ следует отметить Комиссию по правам человека Содружества Независимых Государств, расположенную в Минске, которая осуществляет контроль за соблюдением Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека. Комиссия рассматривает индивидуальные и коллективные обращения любых лиц и неправительственных организаций по вопросам, связанным с нарушениями прав человека51. При этом Комиссия вправе принимать решения обязательные для сторон.
В итоге можно
сделать вывод, что в общем
случае международные
Заключение
Под воздействием международных трудовых норм национальные трудовые нормы подвергаются постоянной трансформации и модернизации. Вместе с тем динамизм развития национальных трудовых норм не может не влиять на развитие международных трудовых норм (обратная связь). Выявление характерных черт (признаков), присущих трудовым нормам, позволило сформулировать их определение как общеобязательных правил поведения, регулирующих общественные отношения между субъектами трудового права, установленных государством или в договорном порядке, выраженных в строго определенной письменной форме, находящихся под защитой государства и развивающихся под влиянием международных норм.
Таким образом, на основании всего выше изложенного можно сделать определенные выводы.
Во-первых, в настоящее время в условиях непрерывного процесса глобализации экономики, особенную актуальность и ценность представляет процесс международно-правового регулирования труда, то есть регулирования условий труда работников и защиты их прав посредством международно-правовых актов. При этом систематизации и унификации национального трудового законодательства имеет своей целью предотвращение снижения достигнутого уровня правовых гарантий, что так же имеет особое значение для нашего государства. Необходима еще большая активизации правотворческой деятельности законодателя, что, в свою очередь, будет способствовать интеграции России в правовую систему цивилизованного мира.
Во-вторых, решение проблем глобализации возможно только на основе правовых средств и способов с помощью международных трудовых норм, а также двусторонних и многосторонних договоров в области регулирования трудовых отношений между государствами, а также в рамках международных организаций как универсального, так и регионального характера.
В-третьих, членство Российской Федерации в Международной организации труда, вступление в Совет Европы предоставляет российским гражданам новые дополнительные гарантии для защиты своих прав и налагает тем самым на государственные органы дополнительные обязанности по соблюдению трудовых прав и свобод. Следует подчеркнуть, что сущность международно-правового регулирования труда составляют, прежде всего, идеи правовой защиты высших ценностей общества и государства, а именно: прав и свобод человека, его чести и достоинства в сфере труда.
Таким образом, международно-правовое регулирование труда – это прежде всего одна из разновидностей защиты прав человека, институт, который в настоящее время успешно утвердился в современном трудовом праве. И формой международно-правового регулирования труда являются конвенции и рекомендации о труде, разработанные Международной организацией труда. При этом изучение международных документов, в том числе Уставов Организации Объединенных Наций и Международной организации труда, Филадельфийской декларации и других, позволяет сделать вывод о том, что именно Международная организация труда определяет основные направления международно-правового регулирования трудовых правоотношений. Её конвенции и рекомендации носят обязательный характер для большинства государств.
В-четвертых, международные нормы о труде содержатся в различных международных многосторонних и двусторонних договорах, соглашениях, а также актах рекомендательного характера. Результатом международно-правового регулирования труда являются международные трудовые стандарты, которые отвечают интересам трудящегося населения. Особое внимание всегда стоит уделять принципам. Они выступают отправной точкой при формировании и применении правовых норм, определяют содержание правового регулирования общественных отношений.
В-пятых, можно констатировать, что нормы международного права как общепризнанные, так и содержащиеся в международных договорах составляют в настоящее время важную часть норм трудового права Российской Федерации. Таким образом, они должны быть востребованы судебными органами различного уровня в случаях, когда нормы национального законодательства не позволяют однозначно решить рассматриваемый вопрос. При этом необходимо иметь в виду, что если международным договором Российской Федерации, регулирующим трудовые отношения, установлены иные правила, чем предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, то суд применяет правила международного договора.
Принципы современного трудового права определяют соотношение международных трудовых норм и трудового права России на базе Конституции РФ, уставов международных организаций. Основополагающим среди них является принцип приоритета международных трудовых норм над национальными трудовыми нормами Российской Федерации. В диссертации обосновывается предложение о включении в принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст. 2 ТК РФ) следующий принцип: «если национальным трудовым законодательством для работника предусмотрены более льготные условия, то должны применяться национальные трудовые нормы». Этот принцип, как и другие принципы трудового права, представляет собой общее правило и должен найти свое отражение в конкретных нормах трудового законодательства. Поэтому необходимо дополнить ст. 10 ТК РФ новой частью: «Если настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами для работника предусмотрено более льготное положение, должны применяться нормы российского трудового законодательства».
И в заключении хотелось бы лишний раз подчеркнуть, что Российской Федерации необходимо заимствовать из международного трудового права самые прогрессивные нормы, отвечающие интересам человека и позволяющие обеспечивать реализацию основополагающих трудовых прав и свобод, закрепленных в Конституции РФ.
Список источников
Размещено на Allbest.ru
1 Декларация МОТ о социальной справедливости в целях справедливой глобализации (10 июня 2008 г.). Первое издание. Швейцария, 2009. С. 2-3.
2 Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. 2011. № 2 С.-122.
3 Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России: Учеб. – М.: Проспект, 2007. С. 453;
4 Садовникова Г.Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации. – М.: Юрайт, 2011. с.40;
5 Трудовой кодекс Российской Федерации с изменениями, внесенными Федеральным законом от 23.12.2010 №387-ФЗ//СЗ РФ. 2002. №1. Ч.1. С.3 №30. С.3014, 3033; 2010. №52. с. 345;
6 Федеральным законом от 15.07.1995 №101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» с изменениями, внесенными Федеральным законом от 01.12.2007 №318-ФЗ//СЗ РФ. 1995. №29. С. 2752; 2007. № 50. с.3247;
7 Постановление Пленума ВС РФ от 31.10.1995 № 8 "О некоторых
вопросах применения судами Конституции
Российской Федерации при осуществлении
правосудия".//www.co№sulta№t.
8 Там же;
9 Черняева Д.В. Международные стандарты труда – М. :КНОРУС, 2010. С. 21;
10 Орловский Ю.П. Трудовое право России. Учебник. – М.:ИНФРА-М, 2008. С. 580;
11 Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Указ. Соч. С.451;
12 Лужников А. М. Международная защита трудовых прав: история, теория и перспективы развития: сборник научных трудов Яр.ГУ им. П.Г. Демидова / под ред. В. В. Бутнева. Ярославль., 2005. С. 37;
13 Лютов Н.Л., Морозов П.Е. Международное трудовое право: учебное пособие. – М.: Проспект, 2011. С. 7;
14 Черняева Д.В. Указ. Соч. С. 22;
15 Черняева Д.В. Указ. Соч. С. 25;
16 Декларация МОТ от 18 июня 1998г. «Об основополагающих
принципах и правах в сфере труда»// www.trudprava.ru/i№dex.id=
17 Аленина А.В. О системе принципов трудового права// Вестник Омского университета. Серия «Право». 2008. № 3 (16). С. 239;
18 Шестерякова И.В. Глобализация и международно-правовые нормы: этапы развития// www.co№sulta№t.ru;
19 Аленина А.В. Указ. Соч. С. 240;
20 Рощин Б. Е. международное регулирование труда: российский постсоветский аспект//Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2009. № 3 (4). C. 151;
21 Лютов Н.Л., Морозов П.Е. Указ. Соч. С. 53;
22 Лукашук И.И. Международное право. Общая часть. – М.: Волтерс Клувер, 2005. С. 231;
23 Вороновский А.А., Войцех Я.М. Правовое регулирование деятельности финансово-промышленных групп в некоторых странах ЕС//Проблемы теории и практики управления, 1999, №5. С.42;
24 Декларация МОТ относительно целей и
задач Международной организации труда
от 10 мая 1944г.//www.trudprava.ru/i№dex
25 Устав Международной организации труда
с изм. и доп. 1972г.// www.avia3000.№arod.org/ORG/
Информация о работе Международное и российское законодательство об охране труда