Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 18:19, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование механизма международно-правового регулирования охраны труда. Для достижения указанной цели необходимо будет решить следующие задачи:
исследовать основные положения о международно-правовом регулировании трудовых правоотношений;
охарактеризовать принципы международного трудового права;
рассмотреть типы в международно-правовом регулировании труда;
рассмотреть понятие и классификацию источников международного трудового права;
исследовать мероприятия по надзору и контролю за соблюдением международных стандартов охраны труда.
Введение
1 Основные положения о международно-правовом регулировании охраны труда
1.1 Понятие, предмет и метод международно-правового регулирования охраны трудовых правоотношений
1.2 Принципы международного трудового права
1.3 Субъекты международно-правового регулирования труда
1.4 Понятие и классификация источников международного трудового права
2 Системы обеспечения реализации, надзор и контроль за соблюдением международных стандартов труда
2.1 Системы обеспечения реализации международных стандартов труда
2.2 Надзор и контроль за соблюдением международных стандартов охраны труда
Заключение
Список источников
Однако нельзя не отметить, что международно-правовой характер подотрасли накладывает значительный отпечаток на предмет регулирования. Таким образом, на мой взгляд, более точным будет определение предмета международного трудового права как общественного отношения по установлению и применению типовых подходов к правовому регулированию социально-трудовых вопросов в рамках всего международного сообщества, которое, в свою очередь, направлено на решение таких актуальных проблем, как достижение социального мира, повышение качества жизни людей, обеспечение достойной заработной платы и благоприятных условий труда, а также формирование социального государства в каждой стране мира14.
Важным элементом решения этих проблем является, в частности, распространение современных методов организации и управления производственными процессами, формирования гармоничной рабочей среды, обеспечение баланса работы и частной жизни человека, борьба с бедностью, неравенством, нарушением прав работников и социально незащищенных слоев населения и др.
Специфика метода любой отрасли права заключается в особенностях приемов и способов государственного воздействия на субъектов права с целью регулирования их отношений. Специфика метода международного трудового права, очевидно, включает в себя специфику методов международного и трудового права. Так, трудовое право, видимо, обусловило двойственный частно-публичный характер.
Такой характер сформировал и главную особенность метода международного трудового права: специфическое сочетание договорного и законодательного регулирования (или диспозитивного и императивного).
Однако не
стоит забывать о публично-
Все изложенное
выше дает возможность понять
сущность международно-
Принципом любой
отрасли права считаются
В науке трудового права существует довольно много точек зрения относительно содержания и классификации принципов. Однако перечень базовых международных принципов правового регулирования труда получил своё закрепление в принятой 18 июня 1998 г. Международной организацией труда Декларации «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда». Необходимость принятия данного акта была продиктована тем, что многие государства-члены Международной организации труда не ратифицировали базовые конвенции.
В качестве основных
принципов правового
Свобода объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров неслучайно поставлены Международной организацией труда на первое место среди основополагающих принципов в сфере труда.
Так, Аленина А.В. по этому поводу отмечает, что реализация этого принципа представляет собой одновременно и цель, и средство: если работники смогут полноценно осуществлять право на объединение в профсоюзы и на ведение коллективных переговоров, они смогут в договорном порядке получить любые другие социальные права17. Однако, стоит подчеркнуть, что для обеспечения реальной свободы объединения недостаточно простого закрепления тех или иных прав в законодательстве, важно, чтобы в самом обществе появилась мощная система независимых профсоюзов и объединений работодателя, как институт гражданского общества.
Вопросы, связанные с принудительным трудом, одни из самых первых, которые решались на международно-правового регулирования труда. Как подмечает Шестерякова И.В., начиная с 1815 г. в мире было заключено более трехсот международных актов, направленных на запрет рабства и принудительного труда18. Запрету принудительного труда посвящены две конвенции и две рекомендации Международной организации труда, обязывающие государства упразднить применение принудительного и обязательного труда во всех его формах и проявлениях и предлагающие расценивать использование принудительного труда как уголовное правонарушение. В российском трудовом праве уточненное содержание принципа запрещения принудительного труда подробно раскрыто в С. 4 ТК РФ.
Проблемой детского труда Международная организация труда начала заниматься с первой же сессии Международной конференции труда, состоявшейся в 1919 г., па которой были приняты Конвенция 1919 г. о минимальном возрасте для приема детей на работу в промышленности. И п Конвенция о ночном труде подростков в промышленности (№ 6). В России вопросов детского и подросткового труда касаются положения С. 63 ТК РФ о возрасте, с которого допускается заключение трудового договора, и гл. 42 ТК РФ, касающаяся правового регулирования труда работников в возрасте до 18 лет.
Принцип запрещения дискриминации является проявлением такого общеправового принципа как справедливость. При этом под дискриминацией следует понимать, в соответствии с данным Алениной А.В. определением, всякое различие, недопущение, исключение или предпочтение, проводимое по признаку пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, возраста, места жительства, принадлежности к общественным объединениям, отношению к религии и иным обстоятельствам, не связанным с деловыми качествами работника19. Международная организация труда закрепила принцип равной оплаты за равный труд еще в преамбуле к своему Уставу в 1919 г., затем в Филадельфийской декларации 1944 г.
В Декларации Международной организации труда 2008 г. о социальной справедливости в целях справедливой глобализации отмечается, что для реализации программы достойного труда одной из стратегических целей является обеспечение тендерного равенства и запрета дискриминации.
К числу принципов международно-правового регулирования труда принято также относить и основные права трудящихся, которые нашли своё закрепление во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), Международном пакте о гражданских и политических правах (1966 г.), Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1973 г.). Подавляющее большинство из них на сегодня нашло отражение в С. 2 ТК РФ.
Безусловно, положительным является факт, отмеченный Рощиным Б.С.: в настоящее время Российская Федерация ратифицировала все 8 Конвенций Международной организации труда, в которых получили нормативное развитие четыре основных принципа, провозглашенных в Декларации Международной организации труда «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда»20.
Однако, стоит отметить, что данные принципы должны не только максимально развиваться в национальном законодательстве, но и быть основой деятельности правоприменителя.
Ввиду комплексного характера международного публичного трудового права его субъекты объединяют в себе черты субъектов международного публичного права и трудового права.
Субъекты международного трудового права – это участники международно-правового регулирования труда, обладающие международными правами и обязанностями, которые они осуществляют на основе международных правовых актов.
Их можно разделить на две группы: международные организации и транснациональные корпорации. В свою очередь, международные организации подразделяются на международные правительственные и международные неправительственные организации21. Такая классификация предложена Лютовым Н.Л. и Морозовым П.Е. и наиболее распространена в теории международного публичного права.
Международные правительственные организации представляют собой объединения государств на постоянной основе, которые создаются на базе учредительного документа либо международного соглашения для достижения следующих целей: решения определенных международных проблем; содействия всестороннему сотрудничеству. Специфику данных субъектов создает то обстоятельство, что их правосубъектность отличается от правосубъектности государств, так как не проистекает из суверенитета22. Все международные правительственные организации типологизируются на два вида – всемирные и региональные.
В системе всемирных организаций доминирующее положение, несомненно, занимают Организация Объединенных Наций и Международная организация труда. В свою очередь, к региональным международным правительственным организациям относят Совет Европы, Европейский Союз, Ассоциацию Стран Юго-Восточной Азии, Организацию Американских Государств, Организацию Африканского Единства, СНГ, ОБСЕ, НАФТА.
Международная неправительственная организация обладает рядом признаков, которые позволяют определить ее как особого субъекта международного права в целом, так и международного трудового права в частности: во-первых, она не учреждается на основании межправительственного соглашения; во-вторых, ее членами могут быть субъекты из разных стран как физические, таки юридические лица; в-третьих, необходимо признание хотя бы одним государством или наличие консультативного статуса в международных межправительственных организациях; и наконец, международная правосубъектность определена международным договором.
В систему всемирных организаций входят Международная конфедерация профсоюзов, Всемирная федерация профсоюзов, Глобальные профсоюзные федерации.
Под транснациональной корпорацией обычно понимают компанию, имеющую свои производственные мощности в нескольких государствах, то есть это корпорация, для которой важной является международная экономическая деятельность. При этом ООН дает свое определение: под ТНК понимается компания, которая включает в себя единицы в двух и более странах, оперирует в рамках системы принятия решений, позволяющей проводить согласованную политику, и в которой отдельные единицы связаны посредством собственности23.
Особое значение, на мой взгляд, в качестве субъекта международного трудового права имеет Международная организация труда, так как играет ключевую роль в регулировании социально-трудовых вопросов. Более того, акты, принятые в рамках Международной организации труда, образуют основной корпус международных стандартов труда, признанных современным мировым сообществом.
Международная организация труда была создана на основании Версальского мирного договора в 1919 г. как структурное подразделение Лиги Наций. В 1946 г. данная организация получила статус специализированного учреждения ООН, занимающегося регулированием трудовых отношений.
Так, в соответствии со С. 3 Филадельфийской декларации Международной организации труда 1944 г., задачей Международной организации труда является международное содействие программам, целью которых является следующее: полная занятость и повышение жизненного уровня; занятость трудящихся на таких работах, где они могут получить удовлетворение проявлением в полной мере своего мастерства и навыков и принести наибольший вклад в общее благосостояние; предоставление всем возможностей участвовать на равных началах в распределении плодов прогресса в области заработной платы и заработков, рабочего времени и прочих условий труда; эффективное признание права на коллективные переговоры; соответствующая защита жизни и здоровья трудящихся во всех видах занятий; социальное обеспечение детей и защита материнства; обеспечение соответствующего питания, жилищ и возможностей для отдыха и культуры; обеспечение равенства возможностей в области общего и профессионального образования24.
В соответствии с Уставом Международной организации труда высшим исполнительным органом является Административный совет. Он состоит из представителей государственных органов 14-ти государств, входящих в Международную организацию труда, 14-ти представителей общегосударственных объединений работников этих стран и 14-ти представителей соответствующих общегосударственных объединений работодателей. Согласно С. 14 Устава Международной организации труда, в задачи Совета входит принятие решений в отношении политики Международной организации труда, разработка повестки очередной сессии Международной Конференции Труда, бюджета Международной организации труда и др. Административный совет избирает также Генерального директора Международного бюро труда25.
Административно-управленческой структурной единицей Международной организации труда служит Международное бюро труда. Совокупность региональных и местных отделений и бюро, объединенных в составе МБТ, осуществляет всю административную, исследовательскую, издательскую и прочую работу, входящую в компетенцию Международного бюро труда. В структуре Международной организация труда именно Международное бюро труда отвечает за большую часть предварительной работы по подготовке текстов конвенций и рекомендаций к принятию на очередной сессии Международной конференции труда.
Информация о работе Международное и российское законодательство об охране труда