Международное правовое регулирование труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 07:59, курсовая работа

Описание работы

Цель данного курсового исследования – рассмотреть особенности международно-правового регулирования труда.
Соответственно цели ставятся задачи:
1) определить понятие международно-правового регулирования труда и его особенности,
2) выявить роль МОТ как субъекта правового регулирования трудовых отношений на международном уровне,
3) охарактеризовать правовое обеспечение трудовых отношений для трудящихся-мигрантов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА В СФЕРЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА 5
1.1. Понятие международно-правового регулирования труда
и его особенности 5
1.2. Международная организация труда как важный субъект нормативного регулирования труда 10
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА
ТРУДЯЩИХСЯ-МИГРАНТОВ 17
2.1. Основные международно-правовые акты о статусе
трудящихся-мигрантов. Регулирование труда между Россией
и Белоруссией, Казахстаном, Кыргызской Республикой 17
2.2. Вопросы регулирования трудовых отношений трудящихся-мигрантов в рамках СНГ и других стран 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

Файлы: 1 файл

Международное правовое регулирование.doc

— 183.50 Кб (Скачать файл)

 

1.2. Международная организация труда как важный субъект нормативного регулирования труда

Международная организация  труда (МОТ) — специализированное учреждение ООН, международная организация, занимающаяся вопросами регулирования трудовых отношений8.

МОТ была создана в 1919 году на основании Версальского мирного договора в качестве структурного подразделения Лиги Наций. Она была основана по инициативе и при активном участии западной социал-демократии. Устав МОТ был разработан Комиссией по труду мирной конференции и стал частью XIII Версальского договора

На 2012 год участниками  МОТ являются 185 государств. С 1920 года штаб-квартира Организации — Международного бюро труда, находится в Женеве. В  Москве находится офис Субрегионального бюро для стран Восточной Европы и Центральной Азии.

Цели и задачи МОТ  провозглашены в её Уставе. Деятельность МОТ строится на основе трехстороннего представительства работников, работодателей  и правительств — трипартизма.

Важнейшими документами, регламентирующими ее деятельность, являются Устав и Декларация об основополагающих принципах и правах в сфере труда и механизме ее реализации. Женева, 1998.

Главным принципом работы МОТ является трипартизм, означающий, что формирование почти всех ее органов базируется на основе трехстороннего представительства - от правительств, представителей работников и предпринимателей.

Деятельность МОТ многообразна, но традиционно в основе задач  МОТ лежали нормотворческая деятельность и сотрудничество с государствами-членами, а также с организациями предпринимателей и трудящихся. Акты, принятые МОТ, являются одним из главных источников международно-правового регулирования труда.

Высшим органом МОТ  является Международная конференция  труда, на которой принимаются все  акты МОТ. Делегатами Международной конференции являются по два представителя от правительства и по одному, соответственно, от наиболее представительных организаций работников и работодателей каждого государства-участника. Административный совет МОТ, также организованный на трёхсторонней основе, является исполнительным органом МОТ. Международное бюро труда выполняет функции секретариата МОТ. МОТ принимает Конвенции и Рекомендации, посвященные вопросам труда. Помимо конвенций и рекомендаций было принято три декларации: Филадельфийская декларация МОТ 1944 года о целях и задачах МОТ (включенная сейчас в Устав МОТ), Декларация МОТ 1977 года о многонациональных предприятиях и социальной политике, а также Декларация МОТ 1998 года об основополагающих правах и принципах в сфере труда.

В 1944 году на сессии в  Филадельфии (США) Международная конференция  труда приняла Филадельфийскую  декларацию, в которой уточняются цели и задачи Организации.

В Декларации воплощены  следующие принципы:  труд не является товаром; свобода слова и свобода объединения являются необходимым условием постоянного прогресса; нищета в любом месте является угрозой для общего благосостояния; все люди, независимо от расы, веры или пола, имеют право на осуществление своего материального состояния и духовного развития в условиях свободы и достоинства, экономической устойчивости и равных возможностей.

Международная организация  труда занимается следующими проблемами: разрабатывает международную политику и программы, направленные на улучшение условий труда и жизни трудящихся, на повышение возможностей занятости и поддержку основных прав человека; принимает международные трудовые нормы, служащие основой для осуществления данной политики; проводит широкую программу международного технического сотрудничества для оказания помощи правительствам в эффективном проведении в жизнь этой политики; содействует общему и профессиональному образованию, ведет исследовательскую и издательскую работу, что способствует выполнению ее программ.

Конвенции МОТ, ратифицированные Россией (некоторые):

Конвенция N 10 «О минимальном  возрасте допуска детей на работу в сельском хозяйстве» (1921);

Конвенция N 29 «О принудительном или обязательном труде» (1930);

Конвенция N 47 «О сокращении рабочего времени до сорока часов  в неделю» (1935);

Конвенция N 52 «О ежегодных оплачиваемых отпусках» (1936);

Конвенция N 79 «Об ограничении  ночного труда детей и подростков на непромышленных работах» (1946);

Конвенция N 81 «Об инспекции  труда в промышленности и торговле» (1947);

Конвенция N 95 «Относительно  защиты заработной платы» (1949);

Конвенция N 98 «О применении принципов права на организацию  и на ведение коллективных переговоров» (1949);

Конвенция N 100 «О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности» (1951);

Конвенция N 103 «Об охране материнства» (1952);

Конвенция N 105 «Об упразднении  принудительного труда» (1957);

Конвенция N 111 «О дискриминации  в области труда и занятий» (1958);

Конвенция N 122 «О политике в области занятости» (1964);

Конвенция № 132 "Об оплачиваемых отпусках (пересмотренная) (1970)

Конвенция N 138 «О минимальном  возрасте для приема на работу» (1973);

Конвенция N 148 «О защите трудящихся от профессионального риска, вызываемого загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих  местах» (1977);

Конвенция N 150 «О регулировании вопросов труда: роль, функции и организация» (1978);

Конвенция N 156 «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями» (1981);

Конвенция N 159 «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов» (1983);

Конвенция N 182 «О запрещении и немедленных мерах по искоренению  наихудших форм детского труда» (1999).

Конвенция МОТ № 187 «Об  основах, содействующих безопасности и гигиене труда» (2006).

Конвенции подлежат ратификации  странами-участницами и являются международными договорами, обязательными для исполнения в случае ратификации. Рекомендации не являются юридически обязательными актами. Даже в том случае, если государство не ратифицировало ту или иную конвенцию, оно несет обязательства в силу факта членства в МОТ и присоединения к его уставу по четырём основополагающим принципам в сфере труда, закрепленным в Декларации МОТ 1998 года. Это принципы свободы объединения и права на ведение коллективных переговоров; запрета дискриминации в трудовых отношениях; искоренения принудительного труда; и запрета детского труда. Указанным четырём принципам посвящены также восемь Конвенций МОТ (соответственно — Конвенции № 87 и 98; 100 и 111; 29 и 105; 138 и 182), называющиеся фундаментальными. Указанные Конвенции ратифицированы подавляющим большинством государств мира и за их исполнением МОТ наблюдает особенно внимательно.

МОТ не может принуждать к исполнению даже ратифицированных Конвенций. Тем не менее, существуют механизмы контроля МОТ за исполнением  Конвенций и Рекомендаций, основная суть которых заключается в исследовании обстоятельств предполагаемых нарушений трудовых прав и придание им международной огласки в случае длительного игнорирования замечаний МОТ государством-участником. Этот контроль осуществляется Комитетом экспертов МОТ по применению Конвенций и Рекомендаций, Комитетом Административного Совета по свободе объединения и Комитетом Конференции по применению Конвенций и Рекомендаций.

В исключительных случаях, в соответствии со статьей 33 Устава МОТ, Международная конференция труда может призвать своих членов к осуществлению воздействия на государство, особенно злостно нарушающее международные трудовые стандарты. На практике это было сделано только один раз — в 2001 году в отношении Мьянмы, в течение десятилетий подвергавшейся критике за использование принудительного труда и отказывавшейся сотрудничать по этому вопросу с МОТ. В результате, ряд государств применили в отношении Мьянмы экономические санкции, и она была принуждена сделать ряд шагов навстречу МОТ.

Совокупность конвенций  и рекомендаций, принятых МОТ, характеризуется  в зарубежной литературе и официальных  изданиях МВТ как Международный  трудовой кодекс.

Международный трудовой кодекс является тематически систематизированным  сводом социально-трудовых норм по вопросам, входящим в компетенцию МОТ. Тексты, содержащие эти нормы, разрабатываются и публикуются в МВТ при активном участии государств — членов МОТ. Они предназначены для использования в национальном законодательстве и практике стран с различными социально-экономическими системами и международным сообществом в целом. Они охватывают достаточно широкий и разнообразный круг вопросов, касающихся проблем, имеющих общий интерес, таких как свобода объединения, запрещение принудительного труда, инспекции труда, охрана труда женщин, подростков, установление минимального размера заработной платы, регламентация продолжительности рабочего времени, ежегодных отпусков, обеспечение техники безопасности и гигиены труда, определение социальной политики и политики в области занятости, отношения, касающиеся трудящихся-мигрантов, профессиональное обучение и т. д.

Следовательно, МОТ успешно  решает поставленные перед ней задачи, разрабатывая и принимая конвенции  и рекомендации, устанавливающие  международные трудовые нормы, руководствуясь в своей деятельности принципами трипартизма, сочетания разработки и принятия норм с контролем за их соблюдением.

Подводя вывод, можно  сказать о том, что международно-правовое регулирование труда превратилось в важный фактор, характеризующий социальную действительность современного целостного и взаимозависимого мира. Этому во многом способствовала многообразная деятельность МОТ, и в первую очередь нормативная.

Как мы видим из исследования, важна роль МОТ в регулировании  труда в данной области. Международная организация труда в настоящее время занимает важное место среди субъектов международно-правового регулирования труда.  В некоторых странах признается прямое действие конвенций, разработанных МОТ в той или иной сфере труда. В последние годы Российская Федерация активно включилась в договорный процесс, осуществляемый МО.

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ТРУДЯЩИХСЯ-МИГРАНТОВ

2.1. Основные  международно-правовые акты о  статусе  трудящихся-мигрантов. Регулирование труда между Россией и Белоруссией, Казахстаном, Кыргызской Республикой

Трудящиеся-мигранты – лица, которые перемещаются из одного государства в другое в  поисках работы. Важное место в  регулировании правового статуса  трудящихся-мигрантов занимают соглашения, заключенные под эгидой Международной организации труда.

Особое значение в этой области имеют различные  международные соглашения, и прежде всего конвенции и иные акты, разработанные  в рамках Международной организации  труда (МОТ). Этой международной организацией было подготовлено более 140 конвенций. Кроме того, МОТ принимает также рекомендации.

Одним из первых международных соглашений является Конвенция МОТ о трудящихся-мигрантах 1949 г.9, которая содержит определение понятия трудящийся-мигрант: это лицо, которое мигрирует из одной страны в другую с намерением получить работу иначе, чем за собственный счет, и включает всякое лицо, допускаемое в соответствии с законом в качестве трудящегося-мигранта.

Конвенция МОТ  о равноправии граждан страны, иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения 1962 г. направлена на предоставление на территории каждого государства – члена МОТ в отношении другого государства – члена МОТ, для которого положения Конвенции также имеют силу, одинаковых прав со своими гражданами как в отношении распространения на них законодательства, так и в отношении права на социальные пособия.

 «Равенство возможностей и обращения» предусматривает обязанность государств разрабатывать и осуществлять национальную политику, направленную на содействие и гарантию равенства возможностей и обращения в отношении труда и занятий, социального обеспечения, профессиональных и культурных прав, индивидуальных и культурных свобод для лиц, находящихся на законных основаниях на их территории в качестве трудящихся-мигрантов.

Центральное место среди  международных соглашений, касающихся труда мигрантов и членов их семей, занимает Международная конвенция  о защите прав всех трудящихся-мигрантов  и членов их семей 1990 г. Конвенция  была разработана с целью обеспечить всеобъемлющую правовую защиту трудящихся-мигрантов, установив нормы универсального характера.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Конвенции ее положения применяются  ко всем трудящимся-мигрантам и членам их семей без какого бы то ни было различия по признаку пола, расы, цвета кожи, религии или убеждений, политических или иных взглядов, национального, этнического или социального происхождения, гражданства, возраста, экономического, имущественного, семейного и сословного положения или по любому другому признаку.

Статья 2 Конвенции определяет «трудящегося-мигранта» как лицо, которое будет заниматься, занимается или занималось оплачиваемой работой в государстве, гражданином которого оно не является. Кроме общего понятия трудящегося-мигранта, Конвенция содержит перечень подкатегорий данной категории лиц: приграничный, сезонный трудящийся, моряк, трудящийся на проекте, трудящийся целевого найма, трудящийся, работающий по найму.

Информация о работе Международное правовое регулирование труда