Международное правовое регулирование труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 07:59, курсовая работа

Описание работы

Цель данного курсового исследования – рассмотреть особенности международно-правового регулирования труда.
Соответственно цели ставятся задачи:
1) определить понятие международно-правового регулирования труда и его особенности,
2) выявить роль МОТ как субъекта правового регулирования трудовых отношений на международном уровне,
3) охарактеризовать правовое обеспечение трудовых отношений для трудящихся-мигрантов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА В СФЕРЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА 5
1.1. Понятие международно-правового регулирования труда
и его особенности 5
1.2. Международная организация труда как важный субъект нормативного регулирования труда 10
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА
ТРУДЯЩИХСЯ-МИГРАНТОВ 17
2.1. Основные международно-правовые акты о статусе
трудящихся-мигрантов. Регулирование труда между Россией
и Белоруссией, Казахстаном, Кыргызской Республикой 17
2.2. Вопросы регулирования трудовых отношений трудящихся-мигрантов в рамках СНГ и других стран 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

Файлы: 1 файл

Международное правовое регулирование.doc

— 183.50 Кб (Скачать файл)

11 июля 2011 года Россия  ратифицировала Соглашение о  правовом статусе трудящихся-мигрантов  и членов их семей (далее - Соглашение). Данное Соглашение было подписано нашей страной, Белоруссией и Казахстаном еще 19 ноября 2010 года, однако вступило в силу только 26 июля 2011 года. Какие нововведения оно привнесло и что следует учитывать российскому работодателю при приеме на работу граждан Белоруссии и Казахстана?

Прежде всего, определим, кто является трудящимся-мигрантом, а для этого стоит рассмотреть правовой статус трудящего мигранта. Правовой статус личности - это базовая категория, на основе которой происходит конкретизация прав и обязанностей по отношению к определенным группам населения10. Согласно Плюгиной И.В., можно выделить несколько особенности правового статуса мигранта.

Первой особенностью является то, что мигранты являются категорией населения, специфика статуса которой связывается с осуществляемыми ими пространственными перемещениями через государственные или административные границы.11 В качестве второй особенности следует выделить то, что практически всегда миграционное перемещение влечет изменение правового статуса. Особый правовой статус мигранта будет зависеть от видового различия мигрантов (беженец, вынужденный переселенец, иностранный работник и т.д.) и заключаться в дополнительных правах и обязанностях12. И, наконец, третьей особенностью является временный, переходный характер статуса.  Как выделяет Юдина Т.Н., мигранты, которые въезжают в развитую страну впервые, обычно не имеют намерения обосноваться там постоянно13

  Для российского работодателя этим статусом обладает гражданин Белоруссии или Казахстана, законно находящийся на территории России и на законном основании осуществляющий трудовую деятельность. Такой гражданин не должен постоянно проживать в РФ, иными словами, иметь вид на жительство.

Итак, Соглашением предусматривается, что гражданам из договаривающихся стран не требуется разрешение на работу в РФ. Они могут привлекаться к трудовой деятельности без учета ограничений по защите национального рынка труда.

Отметим, что данное нововведение актуально, прежде всего, для граждан Казахстана, поскольку в отношении граждан Белоруссии это правило действовало уже давно. В соответствии с п. п 1, 2 Решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий», на граждан Белоруссии не распространяется общий порядок привлечения и использования иностранной рабочей силы. То есть белорусам и раньше не требовалось получать разрешение на работу. Теперь этого не надо делать и гражданам Казахстана.

Кроме того, граждан  Казахстана российский работодатель теперь вправе принимать на работу и на те должности, в отношении которых  действуют ограничения, установленные  Правительством РФ во исполнение пункта 5 статьи 18.1 Федерального Закона от 25. 07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранцев в России» (с изм., внесенными Федеральным законом от 03.12.2012 N 244-ФЗ) (далее - Закон N 115-ФЗ)14. Напомним, что ежегодно Правительство РФ устанавливает допустимую долю иностранных работников, привлекаемых в различные отрасли экономики. Размер такой доли утверждается в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность как в одном или нескольких субъектах РФ, так и по всей России. Это означает, что работодатель не вправе привлекать больше иностранных работников, чем установлено по тем видам деятельности, которые определены Правительством РФ.

Поскольку гражданам  Белоруссии миграционная карта не выдается, представить ее должны только граждане Казахстана.

При приеме на работу трудящийся-мигрант должен представить  документы, которые предусмотрены  законодательством государства  трудоустройства, а также документы, подтверждающие законность нахождения в этом государстве. Законное нахождение в России, в соответствии со статьей 2 Закона N 115-ФЗ, может подтвердить один из следующих документов:

1. вид на жительство;

2. разрешение  на временное проживание;

3. виза и (или)  миграционная карта;

4. иной предусмотренный  федеральным законом или международным  договором документ, подтверждающий право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в РФ.

Гражданам Белоруссии миграционная карта не выдается (Письмо ФМС России от 21.01.2005 N МС-2/559). В остальном список необходимых для трудоустройства документов такой же, как и для российских граждан. Он установлен статьей 65 ТК РФ (Документы, предъявляемые при заключении трудового договора).

Еще одна важная льгота, предусмотренная Соглашением, заключается в том, что трудящиеся-мигранты и члены их семей освобождаются  от регистрации (постановки на учет по месту пребывания) в течение 30 суток  с даты въезда в государство трудоустройства.

Раньше они  были обязаны уведомлять миграционные органы о своем прибытии в Россию не позднее семи рабочих дней со дня прибытия (подпункт 2 пункт 3 статья 20 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", ред. от 28 июля 2012 г.). Максимальный срок временного пребывания трудящегося-мигранта и членов его семьи - это срок действия его трудового договора с работодателем (часть 2 статья 5 Соглашения).

Кстати, ни трудовое законодательство в целом, ни данное Соглашение не устанавливают специального основания для заключения с иностранным  гражданином срочного трудового  договора. Следовательно, работодатель может заключать с трудящимися-мигрантами как срочные трудовые договоры, так и бессрочные. Напомним, что перечень оснований для заключения срочного трудового договора установлен статьей 59 ТК РФ.

Однако, если трудовой договор с иностранным гражданином  будет прекращен досрочно, этот гражданин  лишится статуса трудящегося-мигранта, поскольку перестанет осуществлять трудовую деятельность. Соответственно, находиться в России он сможет не более 90 суток с даты въезда, потом ему необходимо будет выехать из страны (абзац 2 пункт 1 статья 5 Закона N 115). Если же на момент расторжения трудового договора он уже пробыл в РФ более 90 суток, то он имеет право в течение 15 дней заключить новый трудовой договор. Если за указанное время он не устроится на работу, ему придется покинуть страну.

Очень важное нововведение - право детей трудящегося-мигранта посещать дошкольные учреждения и получать образование согласно законодательству государства трудоустройства (статья 12 Соглашения). Однако необходимо, чтобы дети проживали совместно с мигрантом. Российские дошкольные и образовательные учреждения не вправе отказать в приеме таких детей на том основании, что они не являются гражданами РФ.

Чтобы ребенка  взяли в детский сад или  школу, трудящийся-мигрант должен написать заявление и приложить документы, подтверждающие его статус как мигранта. К таким документам относится миграционная карта (для граждан Казахстана) и трудовой договор с российским работодателем.

Что касается медпомощи, в соответствии с Соглашением, право  на ее получение регулируется законодательством  государства трудоустройства и международными договорами, участниками которых оно является.

Например, белорусы, временно пребывающие и временно проживающие в РФ и работающие там по трудовым договорам, имеют  равные права с российскими гражданами на получение медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Это предусмотрено статьей 6 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 24.01.2006 "О порядке оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации в учреждениях здравоохранения Республики Беларусь и гражданам Республики Беларусь в учреждениях здравоохранения Российской Федерации" (ред. от 1 декабря 2012 г.).

Трудящимся-мигрантам  из Казахстана, которые временно пребывают, а не проживают в России, плановая медицинская помощь оказывается на платной основе.

Однако следует  иметь в виду, что с 1 января 2010 года суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым и гражданско-правовым договорам (в том числе по договорам  авторского заказа) иностранным гражданам  и лицам без гражданства, временно пребывающим в РФ, не облагаются страховыми взносами (пункт 15 часть 1 статья 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в пенсионный фонд РФ, фонд социального страхования РФ, федеральный фонд обязательного медицинского страхования», ред. от 25.12.2012 N 269-ФЗ). Это значит, что обязательному медицинскому страхованию подлежат только граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие (имеющие вид на жительство) в РФ, и граждане Республики Беларусь, временно проживающие (имеющие разрешение на временное проживание) в РФ. Им выдаются полисы ОМС в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (с изм. от 1 декабря 2012 года N 213-ФЗ).

Граждане Белоруссии, временно пребывающие в РФ, не подлежат обязательному медицинскому страхованию, полисы ОМС им не выдаются, и суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам в их пользу страховыми взносами, установленными Законом N 212-ФЗ, не облагаются.

Трудящимся-мигрантам  из Казахстана, которые временно пребывают, а не проживают в России, плановая медицинская помощь оказывается  на платной основе в соответствии с договором на предоставление платных  медицинских услуг или договором  добровольного медицинского страхования. Это установлено Правилами оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.09.2005 N 546 "Об утверждении Правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации".

Однако скорая и неотложная медицинская помощь гражданам Казахстана, а также  Белоруссии и Кыргызстана должна оказываться в том же объеме, что  и гражданам России. В этом случае применяется статья 2 Соглашения между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики и Правительством РФ от 24.11.1998 "О взаимном предоставлении гражданам Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации скорой и неотложной медицинской помощи" (Бюллетень международных договоров. 2006. N 2. С. 4 - 6.).

Таким образом, подводя итоги, следует говорить о том, что трудящийся-мигрант  – лицо, которое мигрирует из одной страны в другую с намерением получить работу. Существует правой статус трудящегося-мигранта. В содержание правового статуса мигрантов входят права, свободы и обязанности, предоставленные им в соответствии с нормами международного права, а также национального законодательства государства выезда и государства въезда

 

 

 

 

 

2.2. Вопросы регулирования трудовых отношений трудящихся-мигрантов в рамках СНГ и других стран

Очень много  нормативно-правовых актов касающихся трудящихся-мигрантов сопредельных государств. В ряде государств есть специальное законодательство, регулирующее трудовые отношения на совместных предприятиях, а также в свободных экономических зонах. Соответствующие правила касаются не только иностранного персонала предприятий, но и местных граждан. В качестве примера можно привести Закон КНР о совместных предприятиях с китайским и иностранным капиталом 1979 г. и Положение 1983 г. о применении этого Закона, Закон КНР о предприятиях с иностранными инвестициями 1986 г., Положение о труде на совместных предприятиях с китайским и иностранным капиталом 1980 г., Положение об особых экономических зонах провинции Гуандун 1980 г.

Для практики судов  и доктрины стран Запада характерны попытки разграничить применение права  к трудовым отношениям по вопросам частного и публичного права. Одни авторы (А. Батиффоль и др.) в соответствии с традиционными концепциями пытаются применять к трудовым договорам общие коллизионные принципы обязательственного права (выбор права сторонами на основе принципа автономии воли сторон, применение закона места заключения договора и др.), другие же (Нибуайе и др.) выдвигают на первый план вопросы публично-правового характера, в отношении которых не может применяться иностранное публичное право, а всегда подлежат применению правила страны места работы.

Условия труда иностранных рабочих определяются во многом именно публично-правовыми предписаниями, которые носят обязательный характер и по своему содержанию менее гуманны, чем условия, установленные общим трудовым законодательством и коллективными договорами. На практике же в силу зависимости иммигрантов от предпринимателей, угрозы высылки, языковых трудностей, отсутствия профессионального обучения и других причин условия их труда еще хуже (большая продолжительность рабочей недели, чем у местных трудящихся, дополнительные работы, непредоставление отпусков и т.д.).

В отечественной  доктрине (А.С. Довгерт) подчеркивалось, что трудовые и гражданские отношения  при имеющихся различиях объединены общими принципами частноправового  регулирования. Именно поэтому к  трудовым отношениям с иностранным элементом применяются общие понятия и положения международного частного права.

Согласно рекомендации МОТ N 86, государства в своих двусторонних договорах должны предусматривать  положение о том, что индивидуальные трудовые контракты мигрантов будут основываться на типовых формах.

Информация о работе Международное правовое регулирование труда