Международное правовое регулирование труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 07:59, курсовая работа

Описание работы

Цель данного курсового исследования – рассмотреть особенности международно-правового регулирования труда.
Соответственно цели ставятся задачи:
1) определить понятие международно-правового регулирования труда и его особенности,
2) выявить роль МОТ как субъекта правового регулирования трудовых отношений на международном уровне,
3) охарактеризовать правовое обеспечение трудовых отношений для трудящихся-мигрантов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА В СФЕРЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА 5
1.1. Понятие международно-правового регулирования труда
и его особенности 5
1.2. Международная организация труда как важный субъект нормативного регулирования труда 10
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА
ТРУДЯЩИХСЯ-МИГРАНТОВ 17
2.1. Основные международно-правовые акты о статусе
трудящихся-мигрантов. Регулирование труда между Россией
и Белоруссией, Казахстаном, Кыргызской Республикой 17
2.2. Вопросы регулирования трудовых отношений трудящихся-мигрантов в рамках СНГ и других стран 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

Файлы: 1 файл

Международное правовое регулирование.doc

— 183.50 Кб (Скачать файл)

В типовой трудовой контракт предлагается включать следующие  сведения и нормы: имя, фамилию, место  и дату рождения, семейное положение, гражданство, страну пребывания мигранта; характер работы и место ее исполнения; профессиональную категорию, в которую зачисляется мигрант, и его трудовые функции; размер оплаты за работу в нормальные, сверхурочные и ночные часы, в праздничные и отпускные дни; порядок выплаты заработной платы, премий, надбавок, пособий; условия и размеры удержаний; срок действия контракта, условия его расторжения, продления; основания досрочного расторжения; условия въезда на территорию страны иммиграции и срок пребывания на ней; порядок покрытия проездных расходов мигранта и членов его семьи; порядок покрытия расходов, которые могут возникнуть по возвращении на родину; условия труда, жизнеобеспечения; процедуры урегулирования споров и рассмотрения жалоб. Рекомендуется переводить контракт на понятный иммигранту язык и вручать ему экземпляр контракта.

Положения о трудовых отношениях содержатся и в других многосторонних соглашениях, прежде всего регионального характера. Так, согласно Брюссельской конвенции о подсудности и исполнении судебных решений 1968 г. (см. гл. 18), стороны трудового контракта сами могут решить, суд какого государства будет рассматривать и разрешать их возможные споры. При отсутствии такой договоренности действует правило: юрисдикцию по гражданскому и трудовому делу осуществляет суд того государства, в котором непосредственно реализуется контракт (т.е. применяется "закон места работы" государства пребывания мигранта).

Страны СНГ  заключали многостороннее соглашение о сотрудничестве в области охраны труда (1994 г.), соглашение о порядке расследования несчастных случаев на производстве, происшедших с работниками при нахождении их вне государства проживания (1994 г.), соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защите трудящихся эмигрантов (1992 г.), соглашение о гарантиях прав граждан в области выплаты социальных пособий, компенсационных выплат семьям с детьми и алиментов (1994 г.).

Россия заключала двусторонние соглашения о трудовой деятельности и социальной защите граждан, работающих на территории другого договаривающегося государства: с Белоруссией (1993), Украиной (1993), Молдавией (1993), Арменией (1994) и др.

Между правительствами  РФ и КНР 3 ноября 2000 г. было заключено  соглашение о временной трудовой деятельности граждан РФ в КНР  и граждан КНР в РФ, которое  вступило в силу 5 февраля 2001 г.

В качестве примера приведем Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской республики о временной трудовой деятельности от 29 июня 1999 г. (вступило в силу с 5 января 2000 г.; Бюллетень международных договоров. 2000. N 5. С. 49 - 52). Согласно ст. 1 этого Соглашения его действие распространяется на граждан РФ и граждан Литовской Республики, постоянно проживающих соответственно на территории РФ и Литовской Республики, которые на законном основании осуществляют временную трудовую деятельность на территории государства другой страны:

а) в рамках выполнения договоров подряда, заключенных  между юридическими лицами государства  постоянного проживания (работодателя) и юридическими или физическими  лицами государства временной трудовой деятельности;

б) на основе трудовых договоров (контрактов), заключенных с работодателями государства временной трудовой деятельности.

Это Соглашение определяет порядок привлечения  трудящихся-мигрантов к трудовой деятельности на территории государства  временной трудовой деятельности (ст. 5), устанавливает, что условия труда работника регулируются законодательством государства временной трудовой деятельности и не могут быть менее благоприятными, чем условия, предусмотренные для граждан этого государства (ст. 6), регулирует вопросы медицинского страхования, оказания неотложной медицинской помощи, ввоза инструментов, использования заработанных средств и др.

Основными законодательными актами, регулирующими трудовые отношения  с участием иностранцев в России, являются Трудовой кодекс РФ  и Федеральный закон от 25 июля 2002 г. "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". В этом Законе предусмотрены основные условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях, порядок выдачи им разрешений на работу в России и другие вопросы. Отдельные нормы имеются в Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ (с изм. от 28 июля 2012 г.), в ряде федеральных законов.

В области трудовых отношений в законодательстве и  практике разных стран, а также в международных соглашениях используются различные коллизионные нормы. Наиболее часто к трудовым отношениям при отсутствии соглашения о выборе права применяется право страны, на территории которой (полностью или преимущественно) осуществляется трудовая деятельность (коллизионный принцип "закона места работы" - lex loci laboris). Из этого же принципа исходит Римская конвенция 1980 г. о праве, применяемом к договорным обязательствам.

Во Франции, Бельгии, ФРГ, Италии и в ряде других стран в сфере регулирования трудовых отношений применяются гражданско-правовые концепции. Однако специфика этой сферы предопределяет некоторые коррективы в применении традиционных институтов и норм международного частного права. Прежде всего, это проявляется в ограничении применения автономии воли сторон.

Практика ряда стран показывает, что в этой области, как правило, применяется право  страны места работы, а возможность  выбора права сторонами в трудовых отношениях фактически исключается.

Не ограничивается свобода выбора права в судебной практике Великобритании, Италии, Канады, ФРГ.

Под законом  места работы (lex loci laboris) понимается закон страны места нахождения предприятия, где работает трудящийся.

В отдельных  специальных случаях под lex loci laboris понимается закон страны места нахождения правления предприятия, закон флага судна и др. Иногда в случае командирования работника в другую страну для выполнения тех или иных трудовых заданий применяется и принцип закона страны учреждения, командировавшего работника (lex loci delegationis).

В отношении  специальных ситуаций, когда работа выполняется в нескольких странах, например, в случае с работником международного транспорта (воздушного, речного, автомобильного, железнодорожного), применяются дополнительные коллизионные привязки. Так, австрийский Закон о международном частном праве предусматривает, что в случае, когда работник обычно выполняет свою работу более чем в одной стране или когда он не имеет обычного места работы, применяется закон страны, в которой наниматель имеет обычное место нахождения или в которой преимущественно осуществляется его деятельность.

В статье 35 "Трудовые договоры" Закона о международном  частном праве Эстонии 2002 г. предусмотрены  следующие положения.

В отношении  трудовых договоров выбор права  не должен приводить к тому, что работник будет лишен защиты, гарантированной ему императивными нормами государства, которые подлежали бы применению при отсутствии выбора права.

При отсутствии выбора права к трудовому договору применяется право государства, в котором:

1) работник обычно  выполняет свою работу по трудовому  договору, даже если он временно  работает в каком-либо другом  государстве;

2) находится  место деятельности, через которое  работник был принят на работу, если работник обычно не работает  в одном и том же государстве.

Приведенные положения  не применяются, если из совокупности обстоятельств следует, что трудовой договор связан теснее с каким-либо другим государством. В таком случае применяется право другого государства.

В действующем  российском законодательстве, за редким исключением, коллизионных норм в рассматриваемой области не имеется. В ст. 416 КТМ РФ предусмотрено, что правовое положение членов экипажа судна и связанные с эксплуатацией судна отношения между членами экипажа судна определяются законом государства флага судна. Этот закон применяется к отношениям между судовладельцем и членами экипажа, если иное не предусмотрено договором, регулирующим отношения между судовладельцем и членами экипажа судна, являющимися иностранными гражданами.

Поскольку в Трудовом кодексе РФ коллизионные нормы отсутствуют, в учебной литературе был поставлен вопрос о том, могут ли применяться к трудовым отношениям, осложненным иностранным элементом, коллизионные нормы разд. VI ГК РФ. По мнению В.П. Звекова, возможность применения общего подхода в соответствующих случаях не исключена.

В качестве примера  решения вопроса о применимом праве к трудовым отношениям приведем положения Договора о правовой помощи между Россией и Польшей 1996 г. Согласно положениям этого международного договора стороны трудового договора могут сами выбрать законодательство, регулирующее их трудовые отношения. Если законодательство не выбрано, то возникновение, изменение, прекращение (расторжение) трудового договора и вытекающие из него претензии регулируются законодательством договаривающейся стороны, на территории которой выполняется, выполнялась или должна была выполняться работа.

Если работник выполняет работу на территории договаривающейся стороны на основании трудового  договора с предприятием, находящимся на территории другой договаривающейся стороны, возникновение, изменение, прекращение (расторжение) трудового договора и вытекающие из него претензии регулируются законодательством этой договаривающейся стороны. В отношении споров компетентны суды договаривающейся стороны, на территории которой выполняется, выполнялась или должна была выполняться работа. Компетентны также суды договаривающейся стороны, на территории которой имеет местожительство или местонахождение истец, если на этой территории находится предмет спора или имущество ответчика. Эту компетенцию стороны трудового договора могут изменить путем соглашения.

Таким образом, подводя итог можно говорить о  том, что  условия труда иностранных рабочих определяются во многом именно публично-правовыми предписаниями, которые носят обязательный характер. Практика ряда стран показывает, что в этой области, как правило, применяется право страны места работы, а возможность выбора права сторонами в трудовых отношениях фактически исключается. В отношении трудовых договоров выбор права не должен приводить к тому, что работник будет лишен защиты, гарантированной ему императивными нормами государства, которые подлежали бы применению при отсутствии выбора права.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В трудовом праве, таким  образом, под международно-правовым регулированием труда понимаются регулирование условий труда и охраны законных прав работников посредством международных соглашений. Это одна из разновидностей защиты прав человека, институт, который в настоящее время успешно утвердился в современном трудовом праве.

Международно-правовое регулирование  труда превратилось в важный фактор, характеризующий социальную действительность современного целостного и взаимозависимого мира. Этому во многом способствовала многообразная деятельность МОТ, и в первую очередь нормативная.

Как мы видим из исследования, важна роль МОТ в регулировании труда в данной области. Международная организация труда в настоящее время занимает важное место среди субъектов международно-правового регулирования труда. В некоторых странах признается прямое действие конвенций, разработанных МОТ в той или иной сфере труда. В последние годы Российская Федерация активно включилась в договорный процесс, осуществляемый МОТ.

Особое место  в регулировании труда занимает вопрос о труде мигрантов. Трудящийся-мигрант в понимании конвенции ООН - это лицо, которое будет заниматься, занимается или занималось оплачиваемой деятельностью в государстве, гражданином которого он или она не является.

Для законной деятельности трудящийся-мигрант (и члены его семьи) должен получить разрешение на въезд, пребывание и оплачиваемую деятельность в государстве работы по найму в соответствии с законодательством этого государства и международными соглашениями, участником которых это государство является.

Международных правовых актов, регулирующих статус трудящихся-мигрантов  множество.

Международные нормы в сфере труда являются одним из каналов, через который результаты социальных достижений отдельных государств становятся известными, и в той или иной степени за счет его внедрения на национальном уровне других стран становятся доступными для большинства слоев населения.

Как очевидно, к числу источников трудового права относятся конвенции Международной организации труда (МОТ). В настоящее время на территории России должны применяться 57 ратифицированных конвенций МОТ.

С точки зрения формального  выражения конвенции МОТ являются источниками трудового права. Однако материализация норм конвенций в  конкретные отношения может состояться лишь благодаря включению в содержание внутреннего законодательства.

Но российские правоприменители редко применяют подобные нормы, поэтому они не проходят путь от формального до материального выражения. Такое положение обусловлено тем, что с текстом ратифицированных конвенций могут ознакомиться далеко не все правоприменители, они до настоящего времени официально не опубликованы. При принятии федеральных законов о ратификации конвенций МОТ их текст не приводится, а делается ссылка на номер конвенции и ее название.

Информация о работе Международное правовое регулирование труда