Международный рынок труда и его структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 20:37, курсовая работа

Описание работы

Международный рынок рабочей силы охватывает разнонаправленные потоки трудовых ресурсов, пересекающих национальные границы, объединяет национальные и региональные рынки рабочей силы. Он является не просто суммой национальных рынков, а представляет собой новое качественное развитие рынка рабочей силы в условиях усиливающихся процессов интернационализации производства и роста общения между народами. Национальные рынки труда все больше утрачивают свою замкнутость и обособленность. Между ними возникают транснациональные потоки и перемещения рабочей силы, которые приобретают постоянный и систематический характер.

Файлы: 1 файл

Международный рынок труда.docx

— 59.64 Кб (Скачать файл)

Для России проблема мобильности  труда также является актуальной. Её оценки сильно разнятся:

Как это ни странно на первый взгляд, рабочая сила в России исключительно мобильна. В 2007-2010 годах  ее оборот (наймы плюс увольнения) составлял  более 25% от среднесписочной численности. Это больше, чем в советские  времена, когда текучесть кадров (увольнения по нежелательным причинам) составляла 14%, и несколько меньше, чем в странах Восточной и  Западной Европы. Например, в Польше аналогичный показатель составлял 42%, в Болгарии и Венгрии - 32% и 22% соответственно.

Мобильность является очень  важным показателем в рассмотрении вопроса международного рынка труда, так как в зависимости от того, насколько мобильны ресурсы той  или иной страны, изменяется функционирование рынка, интенсивность перемещения  кадров, изменяются значения занятого в производстве населения.

1.4. Современное  состояние международного рынка  рабочей силы

Международная миграция населения  в условиях расширения мирохозяйственных  связей занимает все более значительное место в развитии общества. Все  большее число государств вовлекается  в миграционные процессы, но несмотря на масштабы этого явления современная  наука не имеет единой концепции. С одной стороны, это можно  объяснить тем, что миграция одновременно оказывает влияние на различные  стороны жизни общества, такие  как экономика, демография, социология, политика и право. С другой стороны, анализ размеров и тенденций международной  миграции осложнен несовершенством  сбора информации, отсутствием унифицированных  национальных и международных показателей. Публикуемая статистическая информация, как правило, фрагментарна и зависит  от контекста. Тем не менее можно  утверждать, что общая численность  международных мигрантов увеличивается  год от года ускоренными темпами, а характер и направление потоков  в различных регионах мира значительно меняются.

Формирование международного рынка труда - свидетельство того, что процессы мировой интеграции не только идут в экономической и  технологической областях, но начинают затрагивать неизмеримо более сложную  область социальных и трудовых отношений, которые приобретают теперь глобальный характер. В непосредственное соприкосновение  приходит социальная политика различных  стран, обладающих неодинаковым социальным опытом и непохожими национальными  традициями. Точками такого соприкосновения  являются, прежде всего, совместные межнациональные  предприятия, которые во множестве  возникают в разных частях мира. Соприкосновение происходит и в  рамках отдельных ТНК, при передвижении через границы рабочей силы и  капитала. Во многих случаях при  этом возникает трудноразрешимая проблема совмещения не только различных экономических  и технологических, но и социальных структур. Это совмещение должно, очевидно, идти по многим направлениям и прежде всего в области:

  • условий труда, способа найма и увольнений работников;
  • оплаты труда, включающей системы дополнительных выплат;
  • предоставление отпусков, свободных от работы дней;
  • продолжительность рабочего времени;
  • предоставление различных льгот, в том числе по линии материального снабжения, отдыха и т.д.

Немалые трудности возникают  также при согласовании неодинаковой социальной практики и во многих других областях (профсоюзной деятельности, разрешения конфликтов и т.д.). Таким  образом, формирующийся международный  рынок труда - это не ординарное экономическое  явление, а многосложный социально-экономический  процесс, ставящий в повестку дня  жизни мирового сообщества сложные  вопросы смыкания, а в последующем  и интеграции социального опыта и практики нации.

Сейчас совершенно определенно  образовались и функционируют пять крупных международных региональных рынка труда: западноевропейский, ближневосточный, азиатский, латиноамериканский, африканский. Причем в первом случае произошло  даже юридическое конструирование  рынка труда в рамках Европейского сообщества. По существу сняты какие-либо ограничения на движение рабочей  силы в северных странах Европы.

К начале ХХI века, вследствие международной миграции населения, к традиционным центрам притяжения мигрантов США, Канады и Австралии  добавились новые мировые рынки  рабочей силы. Это страны Западной Европы, Азиатско-Тихоокеанского региона, нефтедобывающие страны Ближнего Востока, Аргентина и Венесуэла в Латинской  Америке, а также наиболее богатые  африканские государства.

На данный момент рынок  рабочей силы стал неотъемлемой частью современного мира. Экономика как  стран-экспортеров, так и стран-импортеров рабочей силы зависит от того, насколько  интенсивно будет функционировать  международный рынок труда, который  в настоящее время охватывает весь мир.

Глава 2. Мировой  рынок труда и международная  миграция рабочей силы

Принято считать, что мировой  рынок труда складывается не из национальных рынков труда, а из международных  миграционных потоков рабочей силы. Международная трудовая миграция – процесс перемещения трудовых ресурсов из одной страны в другую с целью обеспечения их занятости. В мире сложились различные центры международной трудовой миграции.

2.1. Центры международной  трудовой миграции

В Западной Европе работают несколько десятков миллионов иностранных  рабочих (в начале XXI в. иностранные  рабочие составляли 18% рабочей силы в Швейцарии, 10% - в Австрии, 9% - в  Германии, 6% - во Франции). В США ежегодно въезжают от 500 до 800 тыс. человек (с членами  семьи), в Канаде – около 200 тыс. человек. Наряду с этими традиционными  центрами международной трудовой миграции в последние десятилетия возникли новые центры.

Нефтедобывающие арабские страны (Саудовская Аравия, Ливия, ОАЭ, Кувейт, Катар, Бахрейн) притягивают рабочую  силу из других арабских и азиатских  государств. Поставщиками рабочей силы для них выступает население  более бедных арабских стран (Египта, Йемена, Иордании, Судана, Палестины) и  азиатских стран (Индии, Пакистана, Бангладеш, Шри-Ланки), а в последнее  время – Филиппин, Таиланда, Южной  Кореи и др. и даже Европы. Здесь  масштабы использования иностранной  рабочей силы в абсолютных выражениях до 30 млн. человек. Саудовская Аравия, Ливия, Кувейт и ОАЭ используют до 90% всей рабочей силы, поступающей в регион. При этом в Кувейте, Катаре и ОАЭ  иностранцы занимают до 80% рабочих мест в стране, в Саудовской Аравии, Бахрейне более 40% рабочей силы – иммигранты, в Омане – 34%. При этом иностранцы получают работу на достаточно ответственных  участках, в том числе и на государственной  службе, что в целом нетипично  для использования иностранной  рабочей силы в мире. Так, иностранцы могут в муниципальной полиции  получать звания до капитана включительно. Но особенно большое число иностранных  работников используется в строительстве  и сфере услуг. В то же время  все иностранцы трудятся на временной  основе и по окончании контрактного срока уезжают на родину, а на смену им приходят новые мигранты. Правительства стран Ближнего и  Среднего Востока препятствуют их ассимиляции. Так, за 17 лет в Саудовской Аравии получили подданство всего 5,5 тыс. иностранцев, т.е. ежегодно немногим более 300 человек.

Второй сравнительно новый  центр образовался в XX в. на юге  Африки. Официальные данные свидетельствуют  о том, что в качестве легально завербованных, иностранных работников ЮАР ежегодно получает примерно 250 тыс. человек. Столько же шахты и рудники  ЮАР поглощают в год в нелегальном  порядке. География вовлечения рабочей  силы из глубин африканского континента расширяется.

Третий центр находится  в Латинской Америке. Только в  конце XX в. было завербовано в Аргентину, Бразилию и Венесуэлу из Уругвая, Чили, Боливии не менее 8 млн. иностранных  рабочих.

Четвертый центр расположен в Юго-Восточной Азии и Австралии. Среди мигрантов миллионы филиппинцев, пакистанцев, южнокорейцев, индонезийцев и др.

По данным ЭКОСОС, в 2010 г. общее число мигрантов превысило  до 190 млн. Их географическое расположение таково: 115 млн. из них прибыло из развитых стран, основная доля приходится на США (Приложение 2). При этом 75 млн. мигрантов приехали из развивающихся стран: из Азии – 51 млн., из Африки – 17 млн., из Латинской Америки – 7 млн. Часть иммигрантов возвращается на родину (за 1995-2010 гг. обратно вернулся 21 млн. беженцев), но основная часть иммигрантов остается на новой родине.

Таким образом, можно сделать  вывод о том, что в настоящее  время старые рынки труда в  развитых странах теряют свое влияние, на смену им приходят более молодые  в перспективно развивающихся странах, то есть может произойти, а может  и уже произошла переориентация движения трудовых ресурсов.

2.2. Государственное  регулирование миграции рабочей  силы

Процессы международной  трудовой миграции регулируются как  государством, так и международно-правовыми  актами. В основе регулирования этого  процесса лежат две противоположные  тенденции. С одной стороны, следование принципам открытой экономики требует  от государства соблюдения принципа свободного перемещения трудовых ресурсов и населения, а с другой – реальная обстановка в стране заставляет применять  разного рода запреты и ограничения.

Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН 10 декабря 1948 г., провозглашает свободный выбор  места жительства и работы как  основополагающее право человека. Однако реальные условия каждой страны диктуют  выработку национальной миграционной политики, включающей комплекс законодательных, организационных и других мер, позволяющих  регулировать въезд в страну и  выезд из нее. Государственное регулирование  экспорта рабочей силы направлено как  на защиту прав интересов трудящихся-мигрантов  в странах, применяющих иностранную  рабочую силу, так и на возмещение потерь от выезда национальной рабочей  силы за рубеж.

Основой эмиграционной политики является регулирование трех фаз  эмиграционного цикла, включая выезд  рабочей силы из стран, пребывание за границей и возвращение на родину. На практике это регулирование сводится к соблюдению следующих принципов:

  • обеспечение прав работников на свободу перемещения и трудоустройство;
  • гарантии возвращения мигрантов на родину;
  • обеспечение поступления в страну и эффективного использования валютных переводов трудящихся-мигрантов;
  • содействие смягчению безработицы, благодаря выезду тех работников, профессии которых не пользуются спросом;
  • ограничение выезда занятых в тех секторах экономики, потребности которых в рабочей силе не удовлетворены;
  • совершенствование внутреннего рынка труда посредствам приема репатриантов, освоившихся за рубежом специальности, необходимые для развития народного хозяйства;
  • предоставление социальных гарантий трудящимся-эмигрантам.

Большинство развитых стран  вводят в миграционную политику протекционистские  меры, призванные защитить интересы собственного населения и национальной экономики. Так, по закону об иммиграции США, начиная  с 1995 г. въезд в страну для лиц, ищущих работу, ограничивается 140 тыс. человек в год.

Ожесточается иммиграционное законодательство и в европейских  странах. Например, в 1993 г. Франция ограничила въезд новых иммигрантов, а ФРГ  приняла решение не предоставлять  вид на жительство претендентам на въезд и не признавать права гражданства  за детьми иммигрантов, работающих по контракту.

Международно-правовые документы, регулирующие процессы миграции рабочей  силы между странами внутри интеграционных группировок, как правило, имеют  либеральный характер. Однако и здесь  имеются свои проблемы. Параграф 52 Римского договора 1957 г. об образовании Общего рынка (вступил в силу в 1968 г.) предоставляет  гражданам стран – членов ЕС право  поиска работы по всей территории ЕС. Шенгенское соглашение с 1993 г. установило единые визовые  правила. Дублинская конвенция 1990 г. установила правила предоставления убежища. В  декабре 1989 г. была принята Хартия основных социальных прав рабочих ЕС.

В Хартии записано, что каждый работник в странах Европейских  сообществ должен иметь право  свободного перемещения по территории стран – членов ЕЭС, подчиняясь лишь правилам и ограничениям, обусловленным  необходимостью охраны общественного  порядка, общественной безопасности и  общественного здоровья. Свобода  перемещения, говорится в Хартии, должна давать право каждому работнику  выбрать любой вид занятий  или профессию в странах ЕЭС  на основе принципов равноправия  в области трудоустройства, условий  труда и социальной защиты.

В Хартии определяется, что  строительство единого экономического пространства подкрепляется его  социальным обеспечением.

По мнению некоторых специалистов, воплощение принципов свободы перемещения  в рамках Европейского союза может  привести к тому, что высококвалифицированные  кадры могут концентрироваться  в наиболее развитых регионах. Низко  квалифицированные работники окажутся менее мобильными. Результатом миграции рабочей силы в рамках ЕС может  стать ее демпинг. Так, португальские  предприятия отправляют своих рабочих  на строительство во Францию и  ФРГ на условиях оплаты труда, устанавливаемых  ниже национальных стандартов.

Российские власти также  используют определенные меры для регулирования  въезда иностранной рабочей силы в страну. В декабре 1993 г. Указом Президента было утверждено Положение о привлечении  и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей  силы. В нем устанавливался порядок  трудовой деятельности работников-иммигрантов  на территории России. Это дало государству  определенные возможности контроля процесса их привлечения, квотирования количества рабочей силы на уровне субъектов Федерации с учетом состояния региональных рынков труда.

Информация о работе Международный рынок труда и его структура