Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 20:37, курсовая работа
Международный рынок рабочей силы охватывает разнонаправленные потоки трудовых ресурсов, пересекающих национальные границы, объединяет национальные и региональные рынки рабочей силы. Он является не просто суммой национальных рынков, а представляет собой новое качественное развитие рынка рабочей силы в условиях усиливающихся процессов интернационализации производства и роста общения между народами. Национальные рынки труда все больше утрачивают свою замкнутость и обособленность. Между ними возникают транснациональные потоки и перемещения рабочей силы, которые приобретают постоянный и систематический характер.
Для России проблема мобильности труда также является актуальной. Её оценки сильно разнятся:
Как это ни странно на первый взгляд, рабочая сила в России исключительно мобильна. В 2007-2010 годах ее оборот (наймы плюс увольнения) составлял более 25% от среднесписочной численности. Это больше, чем в советские времена, когда текучесть кадров (увольнения по нежелательным причинам) составляла 14%, и несколько меньше, чем в странах Восточной и Западной Европы. Например, в Польше аналогичный показатель составлял 42%, в Болгарии и Венгрии - 32% и 22% соответственно.
Мобильность является очень важным показателем в рассмотрении вопроса международного рынка труда, так как в зависимости от того, насколько мобильны ресурсы той или иной страны, изменяется функционирование рынка, интенсивность перемещения кадров, изменяются значения занятого в производстве населения.
1.4. Современное
состояние международного
Международная миграция населения
в условиях расширения мирохозяйственных
связей занимает все более значительное
место в развитии общества. Все
большее число государств вовлекается
в миграционные процессы, но несмотря
на масштабы этого явления современная
наука не имеет единой концепции.
С одной стороны, это можно
объяснить тем, что миграция одновременно
оказывает влияние на различные
стороны жизни общества, такие
как экономика, демография, социология,
политика и право. С другой стороны,
анализ размеров и тенденций международной
миграции осложнен несовершенством
сбора информации, отсутствием унифицированных
национальных и международных показателей.
Публикуемая статистическая информация,
как правило, фрагментарна и зависит
от контекста. Тем не менее можно
утверждать, что общая численность
международных мигрантов
Формирование международного рынка труда - свидетельство того, что процессы мировой интеграции не только идут в экономической и технологической областях, но начинают затрагивать неизмеримо более сложную область социальных и трудовых отношений, которые приобретают теперь глобальный характер. В непосредственное соприкосновение приходит социальная политика различных стран, обладающих неодинаковым социальным опытом и непохожими национальными традициями. Точками такого соприкосновения являются, прежде всего, совместные межнациональные предприятия, которые во множестве возникают в разных частях мира. Соприкосновение происходит и в рамках отдельных ТНК, при передвижении через границы рабочей силы и капитала. Во многих случаях при этом возникает трудноразрешимая проблема совмещения не только различных экономических и технологических, но и социальных структур. Это совмещение должно, очевидно, идти по многим направлениям и прежде всего в области:
Немалые трудности возникают также при согласовании неодинаковой социальной практики и во многих других областях (профсоюзной деятельности, разрешения конфликтов и т.д.). Таким образом, формирующийся международный рынок труда - это не ординарное экономическое явление, а многосложный социально-экономический процесс, ставящий в повестку дня жизни мирового сообщества сложные вопросы смыкания, а в последующем и интеграции социального опыта и практики нации.
Сейчас совершенно определенно
образовались и функционируют пять
крупных международных
К начале ХХI века, вследствие
международной миграции населения,
к традиционным центрам притяжения
мигрантов США, Канады и Австралии
добавились новые мировые рынки
рабочей силы. Это страны Западной
Европы, Азиатско-Тихоокеанского региона,
нефтедобывающие страны Ближнего Востока,
Аргентина и Венесуэла в
На данный момент рынок рабочей силы стал неотъемлемой частью современного мира. Экономика как стран-экспортеров, так и стран-импортеров рабочей силы зависит от того, насколько интенсивно будет функционировать международный рынок труда, который в настоящее время охватывает весь мир.
Глава 2. Мировой рынок труда и международная миграция рабочей силы
Принято считать, что мировой
рынок труда складывается не из национальных
рынков труда, а из международных
миграционных потоков рабочей силы. Междунар
2.1. Центры международной трудовой миграции
В Западной Европе работают
несколько десятков миллионов иностранных
рабочих (в начале XXI в. иностранные
рабочие составляли 18% рабочей силы
в Швейцарии, 10% - в Австрии, 9% - в
Германии, 6% - во Франции). В США ежегодно
въезжают от 500 до 800 тыс. человек (с членами
семьи), в Канаде – около 200 тыс. человек.
Наряду с этими традиционными
центрами международной трудовой миграции
в последние десятилетия
Нефтедобывающие арабские страны (Саудовская Аравия, Ливия, ОАЭ, Кувейт, Катар, Бахрейн) притягивают рабочую силу из других арабских и азиатских государств. Поставщиками рабочей силы для них выступает население более бедных арабских стран (Египта, Йемена, Иордании, Судана, Палестины) и азиатских стран (Индии, Пакистана, Бангладеш, Шри-Ланки), а в последнее время – Филиппин, Таиланда, Южной Кореи и др. и даже Европы. Здесь масштабы использования иностранной рабочей силы в абсолютных выражениях до 30 млн. человек. Саудовская Аравия, Ливия, Кувейт и ОАЭ используют до 90% всей рабочей силы, поступающей в регион. При этом в Кувейте, Катаре и ОАЭ иностранцы занимают до 80% рабочих мест в стране, в Саудовской Аравии, Бахрейне более 40% рабочей силы – иммигранты, в Омане – 34%. При этом иностранцы получают работу на достаточно ответственных участках, в том числе и на государственной службе, что в целом нетипично для использования иностранной рабочей силы в мире. Так, иностранцы могут в муниципальной полиции получать звания до капитана включительно. Но особенно большое число иностранных работников используется в строительстве и сфере услуг. В то же время все иностранцы трудятся на временной основе и по окончании контрактного срока уезжают на родину, а на смену им приходят новые мигранты. Правительства стран Ближнего и Среднего Востока препятствуют их ассимиляции. Так, за 17 лет в Саудовской Аравии получили подданство всего 5,5 тыс. иностранцев, т.е. ежегодно немногим более 300 человек.
Второй сравнительно новый
центр образовался в XX в. на юге
Африки. Официальные данные свидетельствуют
о том, что в качестве легально
завербованных, иностранных работников
ЮАР ежегодно получает примерно 250 тыс.
человек. Столько же шахты и рудники
ЮАР поглощают в год в
Третий центр находится в Латинской Америке. Только в конце XX в. было завербовано в Аргентину, Бразилию и Венесуэлу из Уругвая, Чили, Боливии не менее 8 млн. иностранных рабочих.
Четвертый центр расположен в Юго-Восточной Азии и Австралии. Среди мигрантов миллионы филиппинцев, пакистанцев, южнокорейцев, индонезийцев и др.
По данным ЭКОСОС, в 2010 г.
общее число мигрантов
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в настоящее время старые рынки труда в развитых странах теряют свое влияние, на смену им приходят более молодые в перспективно развивающихся странах, то есть может произойти, а может и уже произошла переориентация движения трудовых ресурсов.
2.2. Государственное
регулирование миграции
Процессы международной трудовой миграции регулируются как государством, так и международно-правовыми актами. В основе регулирования этого процесса лежат две противоположные тенденции. С одной стороны, следование принципам открытой экономики требует от государства соблюдения принципа свободного перемещения трудовых ресурсов и населения, а с другой – реальная обстановка в стране заставляет применять разного рода запреты и ограничения.
Всеобщая декларация прав
человека, принятая ООН 10 декабря 1948 г.,
провозглашает свободный выбор
места жительства и работы как
основополагающее право человека. Однако
реальные условия каждой страны диктуют
выработку национальной миграционной
политики, включающей комплекс законодательных,
организационных и других мер, позволяющих
регулировать въезд в страну и
выезд из нее. Государственное регулирование
экспорта рабочей силы направлено как
на защиту прав интересов трудящихся-
Основой эмиграционной политики является регулирование трех фаз эмиграционного цикла, включая выезд рабочей силы из стран, пребывание за границей и возвращение на родину. На практике это регулирование сводится к соблюдению следующих принципов:
Большинство развитых стран вводят в миграционную политику протекционистские меры, призванные защитить интересы собственного населения и национальной экономики. Так, по закону об иммиграции США, начиная с 1995 г. въезд в страну для лиц, ищущих работу, ограничивается 140 тыс. человек в год.
Ожесточается иммиграционное законодательство и в европейских странах. Например, в 1993 г. Франция ограничила въезд новых иммигрантов, а ФРГ приняла решение не предоставлять вид на жительство претендентам на въезд и не признавать права гражданства за детьми иммигрантов, работающих по контракту.
Международно-правовые документы, регулирующие процессы миграции рабочей силы между странами внутри интеграционных группировок, как правило, имеют либеральный характер. Однако и здесь имеются свои проблемы. Параграф 52 Римского договора 1957 г. об образовании Общего рынка (вступил в силу в 1968 г.) предоставляет гражданам стран – членов ЕС право поиска работы по всей территории ЕС. Шенгенское соглашение с 1993 г. установило единые визовые правила. Дублинская конвенция 1990 г. установила правила предоставления убежища. В декабре 1989 г. была принята Хартия основных социальных прав рабочих ЕС.
В Хартии записано, что каждый работник в странах Европейских сообществ должен иметь право свободного перемещения по территории стран – членов ЕЭС, подчиняясь лишь правилам и ограничениям, обусловленным необходимостью охраны общественного порядка, общественной безопасности и общественного здоровья. Свобода перемещения, говорится в Хартии, должна давать право каждому работнику выбрать любой вид занятий или профессию в странах ЕЭС на основе принципов равноправия в области трудоустройства, условий труда и социальной защиты.
В Хартии определяется, что
строительство единого
По мнению некоторых специалистов,
воплощение принципов свободы перемещения
в рамках Европейского союза может
привести к тому, что высококвалифицированные
кадры могут концентрироваться
в наиболее развитых регионах. Низко
квалифицированные работники
Российские власти также используют определенные меры для регулирования въезда иностранной рабочей силы в страну. В декабре 1993 г. Указом Президента было утверждено Положение о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы. В нем устанавливался порядок трудовой деятельности работников-иммигрантов на территории России. Это дало государству определенные возможности контроля процесса их привлечения, квотирования количества рабочей силы на уровне субъектов Федерации с учетом состояния региональных рынков труда.
Информация о работе Международный рынок труда и его структура