В то же время отмечаются
и некоторые менее неблагоприятные
последствия:
- спрос на трудящихся мигрантов в странах назначения может оставаться стабильным в некоторых секторах, особенно в тех, где существует структурный спрос на трудящихся мигрантов, в частности, на медицинских работников и домашнюю прислугу (а в некоторых странах - и на сельскохозяйственных рабочих);
- объем денежных переводов мигрантов в страны происхождения, которые сильно пострадали от кризиса, может даже увеличиться, как и объемы инвестиций и торговли, так как мигранты и представители зарубежных диаспор будут стремиться смягчить неблагоприятные последствия кризиса для своих стран.
Прежние спады в экономике
мирового и регионального масштабов
(например, нефтяной кризис начала 1970-х
годов, мировой финансовый кризис 2008
года) свидетельствуют о том, что
и в условиях кризисов миграция сохраняется
(а незаконная миграция может даже
увеличиться), так как в некоторых
секторах экономики сохраняется
структурный спрос на рабочую
силу, даже несмотря на общий рост безработицы.
Этот спрос отчасти объясняется
широкими демографическими факторами
(такими, как старение и сокращение
населения почти во всех промышленно
развитых странах на фоне роста населения
большинства развивающихся стран),
а также тем, что во многих странах
собственные рабочие либо не обладают
необходимой квалификацией, либо не
хотят выполнять некоторые виды
работ, где требуются неквалифицированные
рабочие или работники низкой
квалификации. Азиатский финансовый
кризис также продемонстрировал, что
сохранение открытых рынков для мигрантов
и миграции - важный фактор, стимулирующий
экономический подъем.
Поэтому требуются гибкие,
внятные и комплексные меры, направленные
на достижение следующих целей:
- обеспечить эффективную защиту прав мигрантов, например, в части условий труда и жизни, а также при увольнении;
- принять меры, облегчающие процедуры перевода денежных средств, путем сокращения административных издержек, а также содействовать реализации инициатив предприятий государственного и частного сектора, направленных на обеспечение продуктивного использования средств денежных переводов - как в странах назначения, так и в странах происхождения мигрантов, в целях недопущения потенциального сокращения объемов денежных переводов мигрантов, а также для защиты семей мигрантов;
- мигранты не должны испытывать опасения быть уволенными в первую очередь (становиться объектами презрения из-за увольнений), они должны быть защищены от дискриминации и ксенофобии, а для этого необходимо принять меры по информированию местного населения стран назначения мигрантов о том, что мигранты вносят ценный вклад в экономическое и социальное развитие этих стран;
- каналы законной трудовой миграции должны оставаться открытыми с целью удовлетворения сохраняющегося спроса на трудящихся мигрантов, что позволит предотвратить рост незаконной миграции и торговли людьми;
- необходимо принять меры по оказанию содействия в возвращении мигрантов на родину, их приему и реинтеграции;
- не допустить ослабления в результате финансового кризиса консенсуса, достигнутого в ходе недавних международных форумов по вопросам миграции и развития между странами назначения и странами происхождения мигрантов; например, можно было бы принять меры по наращиванию объемов официальной помощи развитию (ОПР) или хотя бы воздержаться от их сокращения, ведь часть ОПР содействует созданию условий (напр., сокращению масштабов бе<span class="Normal__Char" style=" font-family: 'Times New Roma