Международный рынок труда и его структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 20:37, курсовая работа

Описание работы

Международный рынок рабочей силы охватывает разнонаправленные потоки трудовых ресурсов, пересекающих национальные границы, объединяет национальные и региональные рынки рабочей силы. Он является не просто суммой национальных рынков, а представляет собой новое качественное развитие рынка рабочей силы в условиях усиливающихся процессов интернационализации производства и роста общения между народами. Национальные рынки труда все больше утрачивают свою замкнутость и обособленность. Между ними возникают транснациональные потоки и перемещения рабочей силы, которые приобретают постоянный и систематический характер.

Файлы: 1 файл

Международный рынок труда.docx

— 59.64 Кб (Скачать файл)

Разрешение на привлечение  рабочей силы из-за рубежа может  выдаваться российским юридическим  лицам, предприятиям с иностранными инвестициями, действующими на территории России, а также отдельных российским, иностранным физическим лицам и  лицам без гражданства, проживающим  в нашей стране, использующим труд наемных работников в личном хозяйстве. Привлечение рабочей силы из-за рубежа делает весьма актуальной проблему бесконтрольного  въезда на территорию России граждан  из стран с неразвитой экономикой. Официальная численность этой категории  иммигрантов будет составлять ежегодно (в ближайшие годы) около 100 тыс. человек.

Выводом по данному разделу  может служить следующее: в различных  странах государственное регулирование  производится по-разному, в зависимости  от принадлежности к определенной организации, национальных особенностей, экономического развития, однако, есть и общая черта  – желание экономического роста  своей страны.

2.3. Экономические  последствия миграции рабочей  силы в мире

Образование международного рынка труда осуществляется двояко: 1) через миграцию (физическое перемещение) капитала и труда и 2) путем постепенного слияния национальных рынков труда (образование "общего рынка труда"), когда окончательно устраняются  юридические, национально-этнические, культурные и иные перегородки между  ними. В ряде случаев, соединение капитала и труда может происходить  и без их физического перемещения, когда в ход пускаются системы телекоммуникаций.

Международная миграция населения  играет важную роль в развитии отдельных  стран и регионов, оказывает серьезное  воздействие на возрастную и половую  структуру населения стран-доноров  и принимающих стран. Среди иммигрантов  преобладают лица трудоспособных возрастов. Иностранные рабочие составляют значительную часть трудоспособного  населения в странах Западной Европы, особенно в Швейцарии, Западной Германии, Франции.

В теории свободное движение рабочей силы между странами приводит к выравниванию заработной платы  и увеличению валового продукта в  мире в целом, но основные выгоды от миграции рабочей силы достаются  принимающим странам. Они складываются из экономии на подготовку специалистов, стоимости продукции и услуг, создаваемой иммигрантами в стране пребывания, поступлений от налогообложения. Иммигранты более молоды, чем население  в среднем, и они финансируют  часть социальных расходов постоянных жителей более пожилых возрастов.

После Второй мировой войны  заметным моментом стало вовлечение в международную трудовую миграцию сотен тысяч представителей интеллигенции («утечка умов»). Направленное притяжение интеллектуальной международной миграции в США было одним из факторов выдвижения этой страны в качестве ведущей мировой  державы. Другими «получателями» умов являются Франция, Великобритания, Германия, Австралия, Канада, Швеция и др.

По оценкам, чистый выигрыш  для США от привлечения в страну одного «среднего» ученого-гуманитария  составляет 230 тыс. долл., ученого в  области общественных наук – 235 тыс., инженера – 253 тыс., врача – 646 тыс. долл. В результате общий выигрыш достигает  десятков миллиардов долларов. Прибыль, получаемая Канадой в процессе эксплуатации умов эмигрантов, в 7 раз больше объемов  ее помощи развивающимся странам. В  Великобритании выгоды от привлечения  иностранных специалистов в 3 раза превышают  размеры ее экономической помощи странам Азии и Африки.

В то же время страны, поставляющие мигрантов (страны-экспортеры рабочей  силы) получают мигрантские переводы в качестве своеобразной платы за трудовые ресурсы, которые влияют на платежные балансы стран происхождения, создавая дополнительный, а иногда основной источник валютного дохода. Денежные переводы мигрантов только по официальным каналам в 2010 г. оценивались в 226 млрд. долл., причем 62% из них шли в развивающиеся страны, прежде всего в Индию, Турцию, Египет. Подобные переводы получают в заметных размерах и развитые страны – Италия, Португалия, Испания, Греция. Из стран с переходной экономикой к крупным получателем переводов мигрантов относятся Китай, Грузия, Армения, Таджикистан.

Одновременно для посылающих стран миграция имеет и негативный эффект. Эмиграция, особенно квалифицированных  кадров, может подорвать перспективы  их собственного развития, хотя поддержание  связей с родиной часто способствует развитию технологии, капитала, навыков, передаваемых мигрантами особенно при  возвращении. В настоящее время  политику поощрения возвращения  мигрантов проводят 72 страны (по сравнению с 59 в 200 г.).

Движение рабочей силы на международном рынке труда  осуществляется в виде трудовой миграции, типологию которой можно представить  следующим образом:

  • по продолжительности: регулярная (возвратная), нерегулярная (безвозвратная);
  • по ограничениям на жительство и работу: контрактная и деловая;
  • по юридическому статусу мигрантов: легальная и нелегальная;
  • по уровню квалификации: миграция квалифицированной рабочей силы и миграция неквалифицированной рабочей силы.

Регулярная миграция, в  свою очередь, может подразделяться на: свободное перемещение, постоянное поселение и разрешение находиться в стране в течение определенного срока.

Потенциальные кадры международного рынка труда представлены в целом  более молодыми, профессионально  подготовленными, экономически активными, но социально обделенными работниками (Приложение 4). Этот вывод подтверждается также данными зарубежных источников. Так, Дж. Борджес отмечает, что иностранные рабочие в США, например, в начале получают меньше, чем коренные американцы, но через 10-15 лет начинают зарабатывать больше, что во многом объясняется "естественным отбором" иностранных рабочих: в их составе оказываются наиболее способные и целеустремленные люди.

Следует иметь в виду, что отнесение тех или иных последствий международной миграции рабочей силы к позитивным или  негативным не может быть однозначным  и окончательным, оно может зависеть от конкретной социально-экономической  ситуации в стране. Например, переориентация инвестиций из тяжелой индустрии  в сферу потребления имеет  негативный характер в условиях насыщенного  потребительского рынка и значительной величины безработицы в стране, в  ситуации же острого дефицита потребительских  товаров и благ этот результат  вряд ли можно считать отрицательным. К тому же различные последствия  явно не равнозначны по своему влиянию  на экономику страны: сокращение дефицита платежного баланса в какой-то момент может перевесить все отрицательные  последствия рассматриваемого явления.

Рассмотрение позитивных и негативных последствий международной  миграции рабочей силы лежит в  основе определения направленной государственной  и региональной политики и построения системы регулирования этого  процесса, предусматривающей создание определенных общественных институтов и структур, управляющих международной  миграцией на различных уровнях (Приложение 1).

Общеэкономические последствия  международной трудовой миграции многообразны. Они влияют на уровень заработной платы и благосостояние, на рынок труда, объем производства, на налоги и государственные расходы. Главное, конечно, это влияние на рынки труда и заработную плату.

Средний уровень заработной платы снижается вследствие притока  иммигрантов из зарубежа. Их доходы учитываются в расчете среднего дохода в принимающей стране. Кроме того, наименее квалифицированные рабочие в стране иммиграции могут потерять часть дохода из-за иммигрантов, т.е. благосостояние отдельных групп общества уменьшается. При свободном перемещении рабочих из страны с менее высокой заработной платой иммиграция будет продолжаться с тех пор, пока заработная плата в этих странах не установится на одинаковом уровне.

Международные миграционные потоки влияют на рынок труда. В трудоизбыточных странах часть экономически активного населения попадает в ряды безработных, живет на трансфертные платежи за счет других рабочих, оказывает давление на рынок труда. В данном случае эмиграция благоприятно влияет на рынок труда в стране-экспортере рабочей силы.

Существенное влияние  оказывает иммиграция на региональные рынки труда. Наиболее активная, деятельная рабочая сила сосредоточивается  в экономически важных центрах. Обеспечивается перераспределение трудовых ресурсов в соответствии с потребностями  общества.

Международная трудовая миграция обуславливает движение межстрановых денежных потоков. Денежные переводы иммигрантов родственникам в страну, которую они временно покинули, приводят к тому, что происходит увеличение объема ВНП в стране иммиграции и его уменьшение в стране эмиграции, т.е. чистые выгоды от иммиграции перераспределяются между этими странами.

Реэмиграция рабочих, получивших за рубежом высокую квалификацию, может способствовать росту ВНП  в стране. Однако, часть высококвалифицированных  иммигрантов не спешит возвращаться домой, вследствие чего принимающие  страны выигрывают от «утечки мозгов». Соотношение выгод и потерь для стран, участвующих в миграционном процессе, может меняться.

Масштабы иммиграции влияют на размеры налоговых поступлений, а также на государственные расходы. Налоговые поступления растут за счет высококвалифицированных специалистов, так как доходы у них выше. Государственных  расходов на их образование не требуется. Вместе с тем часть менее квалифицированных  мигрантов нуждается в государственной  поддержке, что увеличивает государственные  расходы. Положение нелегальные  эмигрантов удерживает их от пользования  социальными пособиями, благотворительными выплатами, поэтому государственные  расходы в связи с их пребыванием незначительны.

Страна, экспортирующая рабочую  силу, получит большие валютные поступления  за счет переводов иммигрантов семьями, родственниками; в виде налогов, уплаченных фирмам-посредникам; в ряде случаев  прямые компенсации за утечку рабочей  силы, получаемые от стран, импортирующих  ее.

В то же время отток избыточной рабочей силы из страны-экспортера улучшает ситуацию на рынке труда, уменьшает  безработицу, снижает социальное напряжение.

«Утечка мозгов» имеет  негативные экономические последствия  для страны-донора, которая не только теряет ценный научный потенциал, но и вынуждена готовить замену выбывшим, осуществлять инвестиции в образование  и профессиональную подготовку.

Экономические последствия  международной миграции различные, негативные и позитивные, и их наличие  значительно влияет на международный  рынок труда и его развитие.

2.4. Международная  миграция в условиях современного  финансового кризиса

Нынешний мировой финансовый кризис может привести к спаду  в мировой экономике. Глубину  и масштабы кризиса предсказать  трудно, и его последствия, вероятно, будут по-разному проявляться  в различных странах, регионах и  секторах занятости. Однако в периоды  экономических спадов именно трудящиеся мигранты зачастую первыми теряют работу, и хотя некоторые, возможно, добровольно  решат вернуться на родину, политика, направленная на высылку мигрантов  на родину, не решит возникающих  проблем и может привести к  потенциально катастрофическим последствиям для развития, учитывая масштабы денежных переводов мигрантов на родину (объем  денежных переводов мигрантов в  развивающиеся страны, по некоторым оценкам, в 2012 году может составить 283 млрд. долл. США), а также и без того высокие уровни безработицы в развивающихся странах.

Отмечаемые в странах  назначения мигрантов призывы к  сокращению масштабов миграции зачастую основываются на неверных представлениях о том, что "мигранты занимают рабочие  места", "составляют конкуренцию  в сфере социального обеспечения", - на самом же деле большая часть  мигрантов способствует повышению  экономической активности и созданию дополнительных рабочих мест. Подвижность  людских ресурсов, как подчеркивается в докладе MOM "Мировая миграция в 2012 году", способствует повышению динамичности и эффективности экономики отдельных стран. Кроме того, миграция может играть положительную роль в смягчении различных аспектов нынешнего финансового кризиса и в принципе может внести важный вклад в преодоление экономического спада. Попытки бороться с финансовым кризисом путем простого сокращения масштабов иммиграции может привести к ухудшению ситуации. Тем не менее, страны происхождения мигрантов, по-видимому, ощутят некоторое увеличение потоков возвращающихся мигрантов, а это может привести к экономической и социальной нестабильности в беднейших странах. Возможные последствия: сокращение потоков трудовой миграции и рост незаконной миграции, торговли людьми. Вот почему требуются гибкие, внятные и комплексные меры политики управления миграцией, направленные на реализацию максимальных выгод от миграции, на защиту мигрантов, учет их нужд и потребностей при принятии мер по преодолению нынешнего кризиса.

На сегодняшний день пока нет конкретных данных о влиянии  мирового финансового кризиса на миграцию, но уже отмечаются или  могут возникнуть некоторые негативные последствия, которые перечислены  ниже:

  • сокращение занятости, особенно в таких сферах деятельности, как строительство, обрабатывающая промышленность, финансовый сектор, розничная торговля, туризм, что отразится на положении мигрантов, занятых в этих секторах;
  • возможное сокращение заработной платы и ухудшение условий труда в результате стремления компаний и работодателей к сокращению затрат, а также сокращение объемов социального обеспечения, что отрицательно отразится на качестве жизни и состоянии здоровья мигрантов:
  • опасность проявления дискриминации и ксенофобии в связи с неверными представлениями о том, что мигранты занимают рабочие места граждан страны пребывания, особенно в сегментах рынка труда низкой квалификации;
  • возвращение лишившихся работы мигрантов в страны происхождения (либо - в случае внутренней миграции - в регионы происхождения), где они также, по-видимому, столкнутся с ухудшением экономических условий (в частности, с высокой безработицей и бедностью), это может оказать неблагоприятное воздействие на экономическую и социальную стабильность; при этом не столь высока вероятность возвращения мигрантов из тех стран (например, стран Европы), где мигранты (и члены их семей) имеют жилье и пользуются механизмами социальной защиты малоимущих в виде прочной системы социального обеспечения;
  • сокращение объемов денежных переводов мигрантов в развивающиеся страны в связи с тем, что трудящиеся мигранты лишатся работы, что приведет к росту масштабов бедности и обострению проблем социально-экономического развития; однако, по прогнозам Всемирного банка, денежные переводы мигрантов сократятся менее значительно, чем многие другие потоки ресурсов (в частности, доходы от торговли, прямые иностранные инвестиции (ПИИ), направляемые в развивающиеся страны: в 2009 году объемы денежных переводов, согласно прогнозам, сократятся на 0,9%, в худшем случае - не более чем на 6%; кроме того, мигранты, возможно, будут отправлять меньше денежных средств на родину через официальные каналы, из-за неуверенности в стабильности банковских систем;
  • проведение политики более активного ограничения миграции для защиты внутренних рынков труда и в связи с сокращением спроса на иностранную рабочую силу; например, некоторые страны (Италия, Великобритания) уже объявили о сокращении допуска мигрантов в целях трудоустройства, некоторые другие страны (например, Австралия) рассматривают возможность введения подобных ограничений: в Испании правительство принимает меры финансового стимулирования, чтобы убедить безработных мигрантов вернуться на родину;
  • сокращение потоков трудовой миграции, так как потенциальные мигранты предпочтут пережить кризис на родине;
  • рост незаконной миграции и укрепление неформального рынка труда в связи с тем, что безработные мигранты в странах назначения будут стремиться устроиться на работу без официальных разрешений, возможности для законной трудовой миграции будут сокращаться, а потоки эмигрантов из стран, больше всего пострадавших от кризиса, будут нарастать; кроме того, могут возрасти и масштабы торговли людьми;
  • ожидается, что нынешний кризис по-разному отразится на положении трудящихся мигрантов мужского и женского пола, особенно, в тех отраслях экономики, где преобладают представители одного пола (например, в строительстве, где большинство трудящихся мигрантов - мужчины).

Информация о работе Международный рынок труда и его структура