Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
- Сущность международного правового регулирования……………….5
- Международное правовое регулирование труда: понятие, субъекты, принципы………………………………………………..5
- Источники международно-правового регулирования трудовых отношений………………………………………………………..…9
- Нормы международного права……………………………………13
- Действие норм международного трудового права в РФ………………17
- Взаимодействие международного регулирования труда и национального трудового законодательства……………………17
- Международные акты о труде в системе источников трудового права в РФ…………………………………………………………19
- Трудовая деятельность иностранцев в России…………………………25
- Регулирование трудовой деятельности иностранцев в России…25
- Несчастные случаи на производстве и «увечные» вопросы…….29
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованных источников…………………………………………33
Введение
Происходящие в мире глобальные
процессы приводят к усилению влияния
международного права, которое выработало
общепризнанные принципы и нормы, определяющие
место и роль человека в сфере
труда.
Глобализация, приобретающая
всеобъемлющий характер, затрагивает
и область трудовых отношений, в
том числе в России. Это порождает
новые тенденции – трудо-правовую
интеграцию государств, унификацию правовых
стандартов в сфере труда, механизмов
обеспечения контроля за их реализацией,
с одной стороны, и стремление
к сохранению устоявшихся в государствах
особенностей правового регулирования
труда, с другой.
Глобальная экономика
должна быть нацелена на улучшение
условий труда и жизни людей.
МОТ формулирует основные минимальные
стандарты, обращенные ко всем государствам.
Таким образом, международные трудовые
нормы способствуют единообразию в
обеспечении уровня защиты трудовых
прав работников. Реализация этой задачи
не может не отражаться на развитии
трудового законодательства РФ в
силу своей социальной направленности.
Одна из основных тенденций модернизации
современной правовой системы - усиление
взаимодействия международного и национального
права.
На развитие и совершенствование
российского трудового законодательства
решающее влияние оказывали и
оказывают процессы интернационализации
и регионализации трудового права.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции
РФ общепризнанные принципы и нормы
международного права и международные
договоры Российской Федерации являются
составной частью правовой системы
РФ. Если международным договором
Российской Федерации установлены
иные правила, чем предусмотренные
законом, то применяются правила
международного договора. Это общее
правило для всей правовой системы
Российской Федерации применительно
к сфере труда конкретизировано
в ст. 10 ТК РФ. В ней предусмотрено,
что если международным договором
Российской Федерации установлены
другие правила, чем предусмотренные
трудовым законодательством и иными
актами, содержащими нормы трудового
права, применяются правила международного
договора.
Современные масштабы трудо-правовой
интеграции Российской Федерации в
мировое сообщество приводят к расширению
влияния международных организаций
на обеспечение прав человека в сфере
труда. Важнейшим элементом в
этом процессе служат международные
трудовые нормы. Отсюда вытекает необходимость
комплексного анализа международных
трудовых норм с целью выработки
рекомендаций по их использованию в
российском трудовом законодательстве,
а также предложений по развитию
и совершенствованию правового
регулирования трудовых отношений
в России.
Все это характеризует
актуальность выбранной темы. Целью
данной работы будет изучение действия
норм международного трудового права
в РФ.
- Сущность международного правового регулирования
- Международное правовое регулирование труда: понятие, субъекты, принципы.
Целью международно-правового
регулирования труда является защита
трудовых прав работников и их профессиональных
организаций, улучшение условий
труда и быта работников путем
установления юридических и фактических
гарантий этих прав1.
Это регулирование
следует рассматривать как добровольно-обязательное
и дополнительное к национальному
законодательству в области трудовых
отношений. Оно основывается на
ратификации конвенций и иных
актов международных организаций
и их органов, участником (членом)
которых является Россия. В основном
это связано с деятельностью
Организации Объединенных Наций
(ООН), Международной организации
труда (МОТ), Содружества Независимых
Государств (СНГ). Кроме того, это
достигается путем заключения
Россией двусторонних и многосторонних
международно-правовых договоров
с другими государствами либо
включения международных норм
в текст российских законов.
Основными правами
каждого человека являются: право
на труд, право на ассоциацию,
право на свободу от дискриминации
в трудовых отношениях, право
на свободу от принудительного
труда и некоторые другие. Свое
правовое закрепление эти права
находят в таких актах, как
Всеобщая декларация прав человека
(1948 г.) и Международный пакт об
экономических, социальных и культурных
правах человека и гражданина
(ратифицирован Президиумом Верховного
Совета СССР 18 сентября 1973 г. и
вступил в силу 23 марта 1976 г.).
Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции
РФ общепризнанные принципы и
нормы международного права и
международные договоры Российской
Федерации являются составной
частью ее правовой системы,
причем международные договоры,
подписанные и ратифицированные
Россией, имеют приоритет перед
внутренним законодательством.
Основными субъектами международно-правового
регулирования труда в настоящее
время являются Организация Объединенных
наций и Международная организация
труда. Устав ООН принят в Сан-Франциско
26 июня 1945 г. МОТ является специализированным
учреждением ООН и в соответствии
со своим уставом наделяется полномочиями
по принятию международных конвенций
и рекомендаций, в том числе
и по вопросам трудовых отношений. Постоянным
органом МОТ является Международное
Бюро Труда (МВТ), выполняющее функции
секретариата МОТ.
Субъектами международно-правового
регулирования труда на региональном
уровне или на двусторонней
основе могут выступать различные
объединения государств. Так, в
настоящее время отдельными полномочиями
по этому вопросу обладают
члены Содружества Независимых
Государств (СНГ), образованного в
1991 году2.
На протяжении 83 лет МОТ успешно
решает поставленные перед ней задачи,
разрабатывая и принимая конвенции и рекомендации,
устанавливающие международные трудовые
нормы, руководствуясь в своей деятельности
принципами универсальности и трехсторонности
(трипартизма), сочетания разработки и
принятия норм с контролем за их соблюдением.
- Принцип универсальности. Его можно назвать принципом всеобщности. Он обеспечивает возможность вступления в МОТ всем государствам, берущим на себя предусмотренные ее Уставом обязательства (ст. 1 Устава п. 2—4). В соответствии с этим принципом МОТ должна стремиться охватить своим членством все государства мира. Как сказано в Уставе МОТ, членом МОТ может стать любое государство, входящее в ООН. Для этого оно должно сообщить в надлежащем порядке о принятии на себя обязательств, вытекающих из Устава МОТ. Государство, не входящее в ООН, может быть принято в члены МОТ Генеральной конференцией МОТ квалифицированным большинством голосов (две трети присутствующих на сессии делегатов). Как отмечал в своем докладе на Конференции МОТ Генеральный директор МОТ Мишель Хансен: «Наша организация насчитывает сегодня 175 государств-членов, в которых проживают 98% населения мира. В этом смысле она никогда прежде не имела столь универсального характера, как сегодня. В то же время МОТ всегда твердо и ясно заявляла, что защищаемые ею ценности сами по себе универсальны».
Принцип универсальности
выражается также и в характере
вырабатываемых и принимаемых МОТ
многих трудовых норм. Эти нормы, в
частности, направлены на создание условий,
в которых трудящиеся менее развитых
регионов мира могли бы получить права,
аналогичные правам рабочих и
служащих стран с более передовым
социальным законодательством. Тем
самым международные нормы о
труде отражают и основную цель деятельности
МОТ, которая заключается в создании
универсальной системы защиты основных
прав человека, улучшении условий
труда и жизни трудящихся. Такие
универсальные нормы содержатся,
например, в конвенциях МОТ о свободе
ассоциаций и праве на коллективные
переговоры (№ 87, № 98), защите от принудительного
труда (№ 29, № 105), защите от дискриминации
в трудовых отношениях (№ 100, № 111) и
некоторых др. Вместе с тем наряду
с принятием универсальных норм
в деятельности МОТ учитывается,
что особые потребности стран, находящихся
на разных стадиях развития, должны
приниматься во внимание в положениях
документов, принимаемых МОТ.
Международные трудовые нормы
считаются универсальными еще и
потому, что в их разработке участвуют
государства с различными социальным
строем, экономической и политической
системами.
Универсальность международных
трудовых норм в значительной степени
способствует взаимодействию с нормами
внутригосударственного права и
применению этих норм государствами
в национальном законодательстве, и
тем самым осуществляется задача
установления минимальных требований
к поведению государств при решении
конкретных социальных проблем3.
- Принцип трехсторонности (трипартизма). В основе этого принципа лежит особая организация работы МОТ по разработке и принятию международных норм о труде, а также контролю за их применением. Если принцип универсальности характерен для многих международных организаций, то принцип «трипартизма» присущ только МОТ.
Он заключается в том,
что в этой работе наряду с представителями
государств-членов на равных с ними
основаниях участвуют представители
предпринимателей и трудящихся. Каждое
государство — член МОТ направляет
на ежегодную Международную конференцию
труда двух делегатов от правительства,
одного делегата от предпринимателей
и одного от трудящихся. Делегаты от
предпринимателей и от трудящихся выступают
и голосуют самостоятельно.
Идея трипартизма считается
важным вкладом МОТ в социальную
организацию и в социальную теорию.
Следует подчеркнуть, что именно
с помощью трипартизма правительство
координирует и объединяет две силы,
за которыми стоят два главных
фактора производства: труд и капитал.
Принцип трипартизма обеспечивает
в полной мере демократический контроль
за деятельностью МОТ4.
Таким образом, каждая международная
норма отражает интересы трудящихся
и предпринимателей и является результатом
компромиссного решения вопросов, связанных
с взаимоотношением сторон в области
труда.
- Источники международно-правового регулирования трудовых отношений
Источниками международно-правового
регулирования трудовых отношений
служат акты ООН и Международной
Организации Труда (МОТ), региональных
объединений государств Европы, Америки,
Африки, Ближнего Востока, двусторонние
и многосторонние договоры.
Участие ООН в международном
регулировании трудовых отношений
предусмотрено п. 3 ст. 1 и ст. 55 Устава
ООН, которые закрепляют право
ООН с целью создания условий
стабильности и благополучия, необходимых
для мирных и дружественных
отношений между нациями, содействовать:
- повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития;
- разрешению международных проблем в области экономической, социальной, здравоохранения и подобных проблем; международному сотрудничеству в области культуры и образования;
- всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии5.
Во Всеобщей декларации
прав человека, одобренной Генеральной
Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.,
содержится ряд положений, касающихся
трудовых отношений. Так, п. 2 ст.
21 Декларации провозглашает право
каждого человека на равный
доступ к государственной службе,
ст. 22 - право на социальное обеспечение,
ст. 23 - право на труд и защиту
от безработицы, равную оплату,
удовлетворительное вознаграждение
за труд, создание профсоюзов
и вхождение в них, ст. 24 - право
на отдых, включая ограничение
рабочего дня и оплачиваемый
отпуск. Юридически Всеобщая декларация
прав человека принята в форме
резолюции Генеральной Ассамблеи
ООН и не обладает обязывающим
характером. Однако моральный авторитет
Декларации позволил ей оказать
значительное влияние не только
на национальное законодательство,
но и на ряд международно-правовых
документов договорного характера,
посвященных вопросам труда.
Второй важнейший документ
ООН, закрепляющий трудовые права
человека, - это Международный пакт
об экономических, социальных, культурных
правах человека, одобренный Генеральной
Ассамблеей ООН в 1966 году. Вопросам
охраны труда в нем целиком
посвящены ст. 6-9 (право на труд,
право на справедливые и благоприятные
условия труда, право на ассоциацию
и право на социальное обеспечение),
а также положения п. 3 ст. 10 (охрана
труда детей и подростков) и
п. 2 ст. 13 (профессионально-техническое
образование)6.