Нормы международного трудового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 16:18, курсовая работа

Описание работы

Современные масштабы трудо-правовой интеграции Российской Федерации в мировое сообщество приводят к расширению влияния международных организаций на обеспечение прав человека в сфере труда. Важнейшим элементом в этом процессе служат международные трудовые нормы. Отсюда вытекает необходимость комплексного анализа международных трудовых норм с целью выработки рекомендаций по их использованию в российском трудовом законодательстве, а также предложений по развитию и совершенствованию правового регулирования трудовых отношений в России. Все это характеризует актуальность выбранной темы. Целью данной работы будет изучение действия норм международного трудового права в РФ.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Сущность международного правового регулирования……………….5
Международное правовое регулирование труда: понятие, субъекты, принципы………………………………………………..5
Источники международно-правового регулирования трудовых отношений………………………………………………………..…9
Нормы международного права……………………………………13
Действие норм международного трудового права в РФ………………17
Взаимодействие международного регулирования труда и национального трудового законодательства……………………17
Международные акты о труде в системе источников трудового права в РФ…………………………………………………………19
Трудовая деятельность иностранцев в России…………………………25
Регулирование трудовой деятельности иностранцев в России…25
Несчастные случаи на производстве и «увечные» вопросы…….29
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованных источников…………………………………………33

Файлы: 1 файл

нормы междун труд права.docx

— 57.87 Кб (Скачать файл)

Распространяя национальный режим на иностранцев при осуществлении  ими трудовых отношений, российский законодатель предусмотрел ряд изъятий  из этого принципа. Иностранцы не имеют  возможности реализовывать свое право на труд в «закрытых» для  них сферах. Например, в соответствии со статьей 3 Федерального закона 1995 г. «Об основах государственной  службы РФ» (утратил силу) и ст.13 Федерального закона «О государственной гражданской  службе Российской Федерации» 2004 г. государственным  служащим может быть только гражданин  России. В ряде нормативных актов  установлены специальные нормы, позволяющие иностранным гражданам  осуществлять определенные виды деятельности при соблюдении некоторых оговорок. Так, иностранные граждане, получившие медицинскую и фармацевтическую подготовку не в России, могут быть допущены к медицинской деятельности только после сдачи соответствующего экзамена.

В 1993 г. был принят Указ Президента РФ, утвердивший Положение о привлечении  и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей  силы. Этим Положением было предусмотрено  лицензирование деятельности по привлечению  иностранной рабочей силы. Но следует  помнить, что порядок привлечения  иностранцев к трудовой деятельности регулируется прежде всего Федеральным  законом о правовом положении  иностранных граждан, в соответствии с которым работодатель обязан оформить соответствующим образом разрешение на привлечение и использование  иностранных работников и только потом предоставить им приглашения  для въезда в Россию.

В 2002 г. постановлением Правительства  РФ было утверждено Положение о порядке  выдачи иностранным гражданам и  лицам без гражданства разрешения на работу. Учитывая, что привлечение  иностранных граждан для осуществления  ими трудовой деятельности на территории России находится под контролем  органов исполнительной власти, ежегодно устанавливаются квоты, определяющие число иностранных работников. Эти  квоты устанавливает федеральный  орган исполнительной власти. При  приеме иностранных граждан на работу учитываются приоритетные виды трудовой деятельности, а также те регионы, которые наиболее всего заинтересованы в привлечении иностранной рабочей  силы. Перечень российских регионов, обладающих приоритетным правом найма иностранных  работников, и список приоритетных профессий ежегодно должны утверждаться Правительством Российской Федерации.

По общему правилу иностранцы, постоянно проживающие в России, могут заниматься трудовой деятельностью  в таком же порядке, какой предусмотрен и для российских граждан, за исключением  занятия определенных должностей, которые  могут занимать только российские граждане. Что касается иностранцев, временно проживающих в России, то для них  согласно статье 13 упомянутого Федерального закона предусмотрены специальные  ограничения по осуществлению трудовой деятельности. Эта категория иностранцев  не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого иностранцам  разрешается временное проживание.

Изъятия из принципа национального режима в сфере регулирования трудовых отношений содержатся в различных законах, однако все они базируются на общем Федеральном законе 2002 г., закрепляющем правовой статус иностранцев в Российской Федерации, пришедшим на смену союзному Закону о правовом положении иностранных граждан в СССР 1981 г.

Согласно Закону 2002 г. иностранный  гражданин не может:

• находиться на государственной  или муниципальной службе;

• замещать должности капитана, старшего помощника капитана, старшего механика и радиоспециалиста в составе  экипажа судна, плавающего под государственным  флагом России (данное ограничение  установлено ст. 56 КТМ РФ на которую  в Законе дается ссылка);

• быть командиром воздушного судна гражданской авиации Российской Федерации;

• быть членом экипажа военного корабля России или другого эксплуатируемого вне коммерческих целей судна, а  также летательного аппарата государственной  или экспериментальной авиации;

• быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации (их перечень утверждается Правительством РФ).

Перечень изъятий, установленных  Законом, остается открытым, поскольку  сопровождается обобщающим предложением о том, что иностранцам запрещается  заниматься иной деятельностью, замещать иные должности, допуск к которым  ограничен федеральным законом. В качестве примера к данному  положению можно назвать Закон 1992 г. «О частной детективной и  охранной деятельности в Российской Федерации», в соответствии с которым  частным детективом может быть только гражданин Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

    1. Несчастные случаи на производстве и «увечные» вопросы

 

Одной из наиболее сложных  и противоречивых областей МЧП является область конфликтов законов в  связи с несчастными случаями на производстве. Критерии выбора законодательства по «увечным делам» весьма разнообразны и связаны со следующими основными  концепциями таких дел:

    • деликтного происхождения ответственности нанимателя, обосновывающей применение закона места совершения деликта;
    • договорного происхождения ответственности прав и обязанностей участников обязательства по возмещению вреда, предполагающей применение права, установленного в трудовом контракте;
    • кумуляции деликтной и договорной ответственности нанимателя, что предполагает наличие альтернативы между правом места совершения деликта и правом, которому подчиняется трудовой контракт. Обе коллизионные привязки признаются компетентными в равной степени;
    • приоритета закона места нахождения предприятия. Применение этой концепции на практике осложняется проблемой квалификации понятия «место нахождения предприятия»19.

В современной судебной практике и законодательстве западных стран (США, Франция, Великобритания) по «увечным делам» применяются «дифференцированные» коллизионные привязки (отыскание закона, свойственного данному отношению). Основной тенденцией современной судебной практики по рассмотрению «увечных»  дел является отказ от «негибких» коллизионных привязок, применение теории индивидуальной локализации, и на ее основе поиск закона, свойственного  данному контракту. Для этого  используется теория «взвешивания»  деликтного отношения. Чрезвычайно  широко распространено использование  концепции «место результата», т. е. применяется право страны, на территории которой произошел несчастный случай. Субсидиарные специальные коллизионные привязки – закон места регистрации  транспортных средств и обычного места жительства потерпевшего.

При разрешении «увечных дел» широко применяются национальные и  международные правовые презумпции (общего гражданства или общего домицилия  работника и работодателя; закон  учреждения, обслуживающего своих клиентов в массовом порядке; закон суда –  кто выбрал суд, тот выбрал право). В некоторых государствах приняты  законы о распространении действия национальных компенсационных актов  на иностранных трудящихся в случае получения увечья на местном предприятии.

«Увечные дела» сопряжены  с возмещением не только материального  ущерба, но и морального вреда. В  связи с этим возникает проблема: специфика, порядок и размеры  возмещения морального вреда принципиально  различны в законодательстве разных государств. Точно так же само определение  понятия «моральный вред» (ущерб) очень  сильно отличается в национальном законодательстве. В настоящее время практически  общепризнанно, что моральный ущерб  предполагает причинение физических и  нравственных страданий, возмещается  только при наличии вины. Возмещение морального вреда предусматривается  в денежной или иной материальной форме и в размере, определенном судом независимо от подлежащего  возмещению имущественного ущерба20.

Рабочим-мигрантам вред, причиненный трудовым увечьем или  профессиональным заболеванием, возмещается  на основе международных соглашений, трудовых контрактов и национальных законов. В случае спора применяется  закон страны трудоустройства и  то национальное законодательство, которое  распространялось на рабочего в момент причинения увечья или во время трудовой деятельности, вызвавшей профессиональное заболевание. Возможно установление применимого  права на основе автономии воли сторон.

В случае получения производственных травм и профессиональных заболеваний  работниками, находящимися в служебной  заграничной командировке, применяется  право страны, направившей потерпевшего в командировку. Возмещение ущерба производится предприятием, откомандировавшим  работника. При причинении вреда  таким лицам не на производстве и  во внерабочее время действует общая  концепция деликтных обязательств: применяется право страны места  совершения деликта, возмещение ущерба производится лицом, непосредственно  его причинившим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Это в полной мере относится и к регулированию трудовых и тесно связанных с ними общественных отношений. Другими словами, на отношения работодателя и работника, находящихся на территории Российской Федерации, распространяют свое действие не только нормы отечественного законодательства, но и нормы международного права.

Международно-правовое регулирование  труда можно определить как регулирование  трудовых отношений на основе ратифицированных норм международных организаций  и международных договоров.

Среди международных нормативных  актов в первую очередь следует  назвать Всеобщую декларацию прав человека, принятую Генеральной Ассамблеей ООН  в 1948 г. Наряду с другими правами  во Всеобщей декларации прав человека провозглашено право на труд, свободный  выбор работы, на справедливые и  благоприятные условия труда  и на защиту от безработицы, на равную оплату за равный труд и другие права.

Широко известны правовые акты Международной организации  труда (МОТ), являющейся специализированным учреждением ООН. Эти акты принимаются  в виде конвенций или рекомендаций, последние из которых не требуют  ратификации и проводятся в жизнь  путем принятия закона соответствующей  страной.

Ряд нормативных актов  по вопросам труда принят Советом  Европы (СЕ).

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Анцилотти Д. Курс международного права. М.: Иностр. лит., 2009.
  2. Баскин Ю.Я., Фельдман Д.И. История международного права. М., 2010.
  3. Блищенко И. П. Международное и внутригосударственное право. М., 2009.
  4. Буткевич В. Г. Соотношение внутригосударственного и международного права. Киев, 2009.
  5. Геффтер А.В. Европейское международное право, - СПб., 2011.
  6. Кант И. Метафизические начала учения о праве // Соч. в 6 т. М., 2009. Т.4.
  7. Карташкин В. А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М., 2010.
  8. Кудряшов С.М. Новые тенденции развития права международной правосубъектности //Право и политика.-2011.-№ 8.
  9. Курс международного права в 7 томах. - М., 2009.
  10. Лукашук И.И. Международное право. Общая часть. М., 2010.
  11. Международное публичное право: Учебник /Л.П. Ануфриева, К.А. Бякешев; Отв. Ред. К.А. Бякешев.- М.: ТК Велби, Проспект, 2009.
  12. Международное право: Учеб. / Под ред. Г. В. Игнатенко. М.: Высшая школа, 2011.
  13. Оппенгейм Л. Международное право. М.: Иностр. лит., 2009. T. 1. Полутом 1.
  14. Пустогаров В.В. Ф.Ф.Мартенс - юрист, дипломат. М., 2009.
  15. Семитко А.П. Развитие правовой культуры как правовой прогресс. Екатеринбург, 2010.
  16. Система, структура и процесс развития современных международных отношений. М., 2011.
  17. Усенко Е. Т. Соотношение и взаимодействие международного и национального права и Российская Конституция // Московский журнал международного права. 2010. № 2.
  18. Учебник по международному праву / Под ред. Тиунова О.И. и Игнатенко Г.В. М., 2009.
  19. Фельдман Д.И., Курдюков Г.И. Основные тенденции развития международной правосубъектности. М., 2009.
  20. Лукашук И.И. Международное право. Общая часть. Москва, 2009. С.40.
  21. Дискуссионность вопроса о возникновении международного права в международно-правовой науке практически общепризнанна. См.: Курс международного права в 7 томах. Т.1, М., 2010. С.30.

1 Международное публичное право: Учебник /Л.П. Ануфриева, К.А. Бякешев; Отв. Ред. К.А. Бякешев.- М.: ТК Велби, Проспект, 2009 – С.258.

2 Учебник по международному праву / Под ред. Тиунова О.И. и Игнатенко Г.В. М., 2009 – С.184.

3 Баскин Ю.Я., Фельдман Д.И. История международного права. М., 2010 -С.63.

4 Там же – С.59.

5 Анцилотти Д. Курс международного права. М.: Иностр. лит., 2009 – С.105.

6 Международное право: Учеб. / Под ред. Г. В. Игнатенко. М.: Высшая школа, 2011 – С.82.

7 Карташкин В. А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М., 2010 – С.291.

8 Буткевич В. Г. Соотношение внутригосударственного и международного права. Киев, 2009 – С.120.

9 Баскин Ю.Я., Фельдман Д.И. История международного права. М., 2010 – С.84.

10 Баскин Ю.Я., Фельдман Д.И. История международного права. М., 2010 – С.40.

11 Дискуссионность вопроса о возникновении международного права в международно-правовой науке практически общепризнанна. Т.1, М., 2010 - С.30.

12 Блищенко И. П. Международное и внутригосударственное право. М., 2009 – С.73.

13 Семитко А.П. Развитие правовой культуры как правовой прогресс. Екатеринбург, 2010 – С.281.

14 Карташкин В. А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М., 2010 – С.145.

15 Фельдман Д.И., Курдюков Г.И. Основные тенденции развития международной правосубъектности. М., 2009 – С.109.

16 Фельдман Д.И., Курдюков Г.И. Основные тенденции развития международной правосубъектности. М., 2009 – С.209.

17 Буткевич В. Г. Соотношение внутригосударственного и международного права. Киев, 2009. – С.75.

18 Система, структура и процесс развития современных международных отношений. М., 2011 – С.273.

19 Карташкин В. А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М., 2010 – С.63.

20 Кудряшов С.М. Новые тенденции развития права международной правосубъектности //Право и политика.-2011.-№ 8.


Информация о работе Нормы международного трудового права