Нормы международного трудового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 16:18, курсовая работа

Описание работы

Современные масштабы трудо-правовой интеграции Российской Федерации в мировое сообщество приводят к расширению влияния международных организаций на обеспечение прав человека в сфере труда. Важнейшим элементом в этом процессе служат международные трудовые нормы. Отсюда вытекает необходимость комплексного анализа международных трудовых норм с целью выработки рекомендаций по их использованию в российском трудовом законодательстве, а также предложений по развитию и совершенствованию правового регулирования трудовых отношений в России. Все это характеризует актуальность выбранной темы. Целью данной работы будет изучение действия норм международного трудового права в РФ.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Сущность международного правового регулирования……………….5
Международное правовое регулирование труда: понятие, субъекты, принципы………………………………………………..5
Источники международно-правового регулирования трудовых отношений………………………………………………………..…9
Нормы международного права……………………………………13
Действие норм международного трудового права в РФ………………17
Взаимодействие международного регулирования труда и национального трудового законодательства……………………17
Международные акты о труде в системе источников трудового права в РФ…………………………………………………………19
Трудовая деятельность иностранцев в России…………………………25
Регулирование трудовой деятельности иностранцев в России…25
Несчастные случаи на производстве и «увечные» вопросы…….29
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованных источников…………………………………………33

Файлы: 1 файл

нормы междун труд права.docx

— 57.87 Кб (Скачать файл)

Устав МОТ предусматривает  возможность направления объединениями  работодателей или трудящихся в  Международное бюро труда представления  о несоблюдении государством ратифицированной им конвенции. Административный совет  может в этом случае назначить  трехстороннюю комиссию, которая  после изучения дела представляет заключение и рекомендации. Кроме того, в  соответствии с Уставом государства-члены  наделены правом подавать в Международное  бюро труда жалобы на любое другое государство, не обеспечившее, по их мнению, эффективную реализацию ратифицированной конвенции. Такой спор может быть рассмотрен Комиссией по расследованию  или передан в Международный  суд14.

 

 

 

 

    1. Международные акты о труде в системе источников трудового права в РФ

 

В результате перехода к  рыночной экономике произошли серьезные  изменения в жизни РФ. Включение  работников в отношения собственности  обусловило необходимость реформирования трудового права России. Преобразования в экономике РФ неадекватно отразились на этой отрасли российского права. Действующий КЗоТ (1971 г.) не соответствует  тому уровню гибкости трудовых отношений, который определяется происходящими  структурными изменениями в экономике  страны. Результат такого несоответствия – переход к внезаконодательному  регулированию отношений в сфере  труда, что создает немало проблем  для работодателей и работников. Причины подобных явлений – низкое качество нормативных актов, отсутствие научных концепций, глубокого анализа  существующих проблем.

Одной из наиболее серьезных  причин является низкое качество нормативных  актов в сфере труда, а также  разрыв между законодательством  о труде и реальностью. Трудовое законодательство все еще носит  отпечаток господства монополии  государственных предприятий, централизованного  регулирования трудовых отношений15.

Нельзя сказать, что прежнее  устаревшее законодательство серьезно помешало развитию трудовых отношений, так как разрыв между законодательством  и реальностью существовал и  в советский период. В период их становления люди страдают также  от правового вакуума. Государственной  Думой затянулось принятие законов  о труде, отвечающих требованиям  российской действительности, в частности, нового Трудового кодекса, а также  актов, касающихся оплаты труда, ответственности  работников и работодателей, регламентации  трудовых договоров.

В сложившейся ситуации российскому  законодателю следует обратиться к  международным актам о труде. Это не означает, что прямым результатом  обращения к международным нормам станет улучшение ситуации в сфере  трудовых отношений в России. Международное  регулирование труда не может  стать причиной серьезных изменений  в этой области. В конечном итоге  улучшение трудовых отношений связано  с внутренними национальными  факторами (уровнем экономики, развитием  культуры, историческими особенностями  и традициями).

Обращение к международным  актам о труде, должно происходить  путем восприятия указанных норм национальным законодательством.

Согласно ст.15 Конституции  “Общепризнанные принципы и нормы  международного права и международные  договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным  договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора”.

Таким образом, международные  акты о труде стали источниками  российского права. Речь идет о ратифицированных конвенциях МОТ, статьях Международных  пактов о правах человека, относящихся  к труду, нормах Европейской конвенции  по правам человека в части, касающейся трудовых отношений, а также иных международных соглашениях, связанных  с применением наемного труда, его  охраной, защитой интересов работников.

Став составной частью правовой системы РФ, указанные акты должны применяться на территории России наряду с национальными источниками  трудового права. Таким образом, возможность восприятия международных  актов о труде российским законодательством  закреплена на конституционном уровне.

Однако наша правовая система в прошлом не была готова к активному взаимодействию с международным правом. Ранее правовой системе России и ее доктрине была присуща дуалистическая концепция, согласно которой международное право и внутреннее право рассматривались как различные системы, раздельные и равные. Соответственно, не были готовы к непосредственному применению норм международного права и юристы.

В силу неподготовленности российских юристов к применению и восприятию международных актов, а также отсутствия четкой законодательной  регламентации порядка их применения на территории РФ, международные нормы  могут остаться декларацией, призванной поддерживать статус России как правового  государства на международной арене. Повышение уровня трудового права  России путем обращения к международным  стандартам может стать нереальным из-за указанной проблемы16.

В связи с этим видится  необходимым, опираясь на теорию и практику, определить правовую природу международных  актов о труде, рассмотреть порядок  разработки и принятия данных актов, а также выяснить основы их взаимодействия с трудовым правом России. Определив  основы взаимодействия международных  трудовых норм с российским трудовым правом, можно будет выработать наиболее приемлемую концепцию их применения, открыв тем самым новые перспективы  развития национального трудового  законодательства, приведения его в  соответствие с мировыми стандартами  в сфере труда.

На сегодня область  международного права, получившая название "международноправовое регулирование  труда", чрезвычайно широка. Международные  акты о труде составляют примерно пятую часть всех международных  актов. В связи с этим некоторые  юристы выделяют международноправовое регулирование труда в отдельную  отрасль международного права.

К настоящему времени международные  нормы о труде коснулись практически  всех сфер трудовых отношений. В РФ правовое регулирование труда и  трудовых отношений осуществляется с помощью различных международноправовых средств.

Одним из них является заключение РФ с другими государствами двусторонних и многосторонних соглашений, посвященных  социальному обеспечению, условиям труда мигрантов и представляющих гражданам иностранного государства  – участника соглашения возможность  пользоваться на условиях взаимности некоторыми правами в области  труда.

Двусторонние соглашения о трудовой миграции и защите прав трудящихся-мигрантов заключены  РФ с Украиной, Арменией, Киргизией, Республикой Беларусь. Порядок трудовой миграции в РФ граждан Китая, Вьетнама, Северной Кореи определен в соглашениях  между Правительством РФ и правительствами  КНР, КНДР. Правительствами РФ и Словацкой  Республики заключено соглашение об организации занятости в рамках выполнения договоров подряда и  взаимном трудоустройстве граждан. Действуют также соглашения межведомственного  характера с Финляндией, Швейцарией о сотрудничестве в трудоустройстве студентов в период каникул17.

Другое средство осуществления  международноправового регулирования  труда – это деятельность ООН. Возможность ее участия в регулировании  труда основывается на положениях главы IХ Устава ООН, которая конкретизирует функции организации и обязанности  ее членов в разрешении международных  проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного  характера.

Положения о трудовых правах человека содержатся во Всеобщей Декларации прав человека, одобренной Генеральной  Ассамблеей ООН 10.12.1948 г. в форме резолюции. В Декларации сформулированы наиболее важные трудовые права: право на свободный  выбор работы, на защиту от безработицы, право на равную оплату за равный труд, право на отдых.

Важнейшие трудовые права  граждан закреплены также в Международных  пактах о правах человека, одобренных Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 г.

В Международном Пакте  об экономических, социальных и культурных правах трудовым правам посвящено значительное число статей. В нем закреплено право на труд, право на отдых, право  на забастовку и т.д. Международный  пакт о гражданских и политических правах содержит нормы о запрещении принудительного труда и свободном  осуществлении права на ассоциацию.

В связи с вступлением  РФ в 1996 году в Совет Европы, источником международноправового регулирования  труда, непосредственно распространяющимся на Россию, стали акты, принятые этой региональной европейской организацией, объединяющей около 40 государств. Совет  Европы принял более 130 конвенций, в  том числе в области труда. Среди них следует отметить Европейскую  Социальную Хартию 1961 года, которая  сформулировала универсальные права  человека в социальной и экономической  областях.

Одним из главных источников международноправового регулирования  труда являются акты, принятые Международной  организацией труда (МОТ). На сегодня  МОТ объединяет 174 государства и  осуществляет свою деятельность по трем основным направлениям.

Первое – подключение  к процессу реформирования законодательства в области социальных и трудовых прав трудящихся. Второе – борьба против бедности. Это повышение уровня занятости, профессиональная подготовка, создание рабочих мест, а также поддержка  развития малого и среднего бизнеса. Третье направление – защита трудящихся в широком смысле слова. Она охватывает безопасность труда, улучшение его  условий, в частности улучшение  труда женщин и молодых работников, а также функционирование системы  социальной защиты, пенсий, выплат по болезни  и т.п.

В соответствии с Законом  РФ от 15 июля 1995 года № 101-ФЗ "О международных договорах РФ" международный договор Российской Федерации означает международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, также независимо от его конкретного наименования (п.а ст.2 Закона).

В соответствии с российским законодательством особенности  конвенций о труде не изменяют их характера как международных  договоров.

Международных актов, регулирующих трудовые отношения, достаточно много. Все они обладают спецификой, отличаются друг от друга порядком принятия, вступлением  в силу и действием на территории различных государств. Наиболее значимыми  среди международных актов о  труде являются акты, принятые Международной  организацией труда. Указанные акты наиболее полно освещают все аспекты  трудовых отношений. В силу своей  исключительной широты, универсальности  и значения, они занимают ведущее  место среди источников международного трудового права. Именно они являются основным объектом внимания автора18.

Вопрос о применении конвенций  и рекомендаций о труде имеет  большое значение с точки зрения оценки эффективности международноправового  регулирования труда, так как  это, по существу, вопрос о введении в действие международных норм о  труде на территории государства. От его решения зависит влияние  международных трудовых норм на национальное законодательство.

 

 

 

 

  1. Трудовая деятельность иностранцев в России
    1. Регулирование трудовой деятельности иностранцев в России

 

Основным принципом в  области регулирования трудовой деятельности иностранцев в России является принцип национального  режима. Этот принцип закреплен в  Федеральном законе 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан  в Российской Федерации».

Смысл этого принципа состоит  в том, что иностранные граждане (а также лица без гражданства) имеют на территории России такие  же права в сфере трудовых отношений, что и граждане Российской Федерации. Содержанием этих прав является возможность  свободно распоряжаться своими способностями  к труду, выбирать профессию, требовать  обеспечения безопасных условий  труда, предоставления права на отдых  при осуществлении трудовых обязанностей, вознаграждения за труд (причем не ниже минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом  Российской Федерации).

Будучи юридически наделенными  всем объемом прав для реализации своих профессиональных знаний, иностранные  граждане могут быть фактически ограничены в осуществлении некоторых прав, например права на своевременное  получение заработной платы. Однако этот негативный момент связан не с  дискриминацией работников по признаку иностранного гражданства, а с экономическим  кризисом, наступившим в России в  конце 90-х годов. Разумеется, что  иностранным работникам в некоторых  ситуациях может быть гораздо  сложнее отстаивать свои интересы по сравнению с отечественными «коллегами».

Иностранцы могут реализовывать  свое право на труд различными способами: путем осуществления трудовой деятельности в качестве работников коммерческих и некоммерческих организаций, а  так же у индивидуальных предпринимателей; осуществлять предпринимательскую  деятельность; работать в дипломатических  и консульских учреждениях своего государства; в филиалах и представительствах иностранных юридических лиц, создаваемых  на территории Российской Федерации. Работодатели могут приглашать иностранцев в  качестве домашних работников, воспитателей детей и учителей. При этом ответственность  за соблюдение российского законодательства в части регистрации, обеспечения  работой, медицинской помощью и  жильем, а также за своевременный  выезд из России будут нести работодатели.

Информация о работе Нормы международного трудового права