Нормы международного трудового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 16:18, курсовая работа

Описание работы

Современные масштабы трудо-правовой интеграции Российской Федерации в мировое сообщество приводят к расширению влияния международных организаций на обеспечение прав человека в сфере труда. Важнейшим элементом в этом процессе служат международные трудовые нормы. Отсюда вытекает необходимость комплексного анализа международных трудовых норм с целью выработки рекомендаций по их использованию в российском трудовом законодательстве, а также предложений по развитию и совершенствованию правового регулирования трудовых отношений в России. Все это характеризует актуальность выбранной темы. Целью данной работы будет изучение действия норм международного трудового права в РФ.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Сущность международного правового регулирования……………….5
Международное правовое регулирование труда: понятие, субъекты, принципы………………………………………………..5
Источники международно-правового регулирования трудовых отношений………………………………………………………..…9
Нормы международного права……………………………………13
Действие норм международного трудового права в РФ………………17
Взаимодействие международного регулирования труда и национального трудового законодательства……………………17
Международные акты о труде в системе источников трудового права в РФ…………………………………………………………19
Трудовая деятельность иностранцев в России…………………………25
Регулирование трудовой деятельности иностранцев в России…25
Несчастные случаи на производстве и «увечные» вопросы…….29
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованных источников…………………………………………33

Файлы: 1 файл

нормы междун труд права.docx

— 57.87 Кб (Скачать файл)

 Отдельные нормы, связанные  с трудовыми отношениями, имеются  и в принятом Генеральной Ассамблеей  в 1966 году Международном пакте  о гражданских и политических  правах (запрещение принудительного  труда, свободное осуществление  права на ассоциацию) и в Международной  конвенции о ликвидации всех  форм расовой дискриминации, принятой  Генеральной Ассамблеей ООН в  1965 году (запрещает расовую дискриминацию  при использовании труда, закрепляет  право на свободный выбор работы, защиту от безработицы, равную  оплату за равный труд и  др.).

 Согласно Уставу МОТ  одно из главных направлений  ее деятельности - создание международных  стандартов. Оно выражается в  основном в принятии конвенций  и рекомендаций. В числе основных  можно назвать Конвенции: №  87 - о свободе ассоциации и защите  права на организацию (1948 г.), №  98 - о праве на организацию и  коллективные переговоры (1949 г.), №  122 - о политике в области занятости  (1964 г.), № 135 - о правах представителей  трудящихся на предприятиях (1971 г.), № 141 - об организациях трудящихся  в сельском хозяйстве, № 151 - о защите права на организацию  и процедурах определения условий  занятости на государственной  службе (1978 г.), № 153 -о продолжительности  рабочего времени и периодах  отдыха на дорожном транспорте (1979 г.), № 155 - о безопасности и  гигиене труда и производственной  среде (1981 г.), № 161 - о службах  гигиены труда (1986. г.), № 168 - о  содействии занятости и защите  от безработицы (1988 г.), № 171 - о  ночном труде (1990 г.) и некоторые  др.

 На региональном уровне  источниками международно-правового  регулирования социального обеспечения  являются акты, принятые европейскими  региональными объединениями государств: Советом Европы (СЕ), Европейским  союзом (ЕС).

 Целью Совета Европы  в соответствии с его Уставом,  принятым в Лондоне 5 мая 1949 г., является достижение большего  единства между его членами  во имя защиты и осуществления  идеалов и принципов, являющихся  их общим достоянием, и содействие  их экономическому и социальному  прогрессу7.

 Эта цель достигается  усилиями органов Совета Европы  посредством рассмотрения вопросов, представляющих общий интерес,  заключения соглашений и проведения  совместных действий в экономической,  социальной, культурной, научной, правовой  и административной областях. СЕ  принял более 130 конвенций, в  том числе и в области труда.  Среди них - Европейская социальная  хартия (1961 г., новая редакция подписана  3 мая 1995 г.), Хартия основных прав  работника (1989 г.).

 В 1996 году Российская  Федерация присоединилась к Уставу  Совета Европы.

 Особую группу образуют  соглашения государств-участников  Содружества Независимых Государств. Первым шагом на пути гармонизации  законодательства в области трудовых  отношений стало Соглашение об  образовании Консультативного совета  по труду, миграции и социальной  защите населения от 13 ноября 1992 г., которое подписали Армения,  Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Российская  Федерация, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина, Азербайджан.  Целями Совета являются:

    • выработка согласованной политики путем консультаций и обменена мнениями по важнейшим проблемам, представляющим взаимный интерес;
    • гармонизация законодательства государств-участников Содружества и урегулирование вопросов, связанных с трудовыми отношениями, миграцией, занятостью, социальной защитой населения и охраной труда;
    • разработка предложений и парафирование проектов межгосударственных соглашений по этим вопросам.

 Вопросы трудовых отношений  в государствах-участниках СНГ  регулируются и двусторонними  договорами, в частности: Соглашением  между Правительством Российской  Федерации и Правительством Украины  о трудовой деятельности и  социальной защите граждан России  и Украины, работающих за пределами  границ своих государств (Москва, 15 января 1993 г.), Договором между РФ  и Республикой Беларусь о равных  правах граждан от 25 декабря 1996 г8.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Нормы международного права 

 

Норма международного права - это созданное соглашением субъектов формально определенное правило, устанавливающее для них права, обязанности и обеспечиваемое юридическим механизмом. Их специфика определяется тем, что они являются элементами особой правовой системы.

Норма представляет собой  общее правило, рассчитанное на неопределенное число случаев. Поэтому в доктрине издавна ведется спор о том, является ли нормой постановление договора, закрепляющее конкретное урегулирование и не подлежащее применению к другим случаям. Подобное постановление обладает признаками нормы: оно регулирует отношения сторон, юридически обязательно, однако не рассчитано на неоднократное применение. Такого рода постановления обычно именуют индивидуальными нормами9.

Специфика международно-правовых норм и их системы сказывается  на их конструкции. Главное состоит в том, что большинство норм содержит лишь диспозицию, а санкции определяются системой в целом. Конкретные контрмеры в случае нарушения норм могут предусматриваться отдельными договорами.

Будучи общим правилом, норма не может представлять оптимальное  решение для всех случаев, скорее она служит для этого исходным пунктом. В процессе применения нормы специфика случая не может игнорироваться. Вместе с тем отмечено, что типизация и формализация - один из источников действенности норм. Другой источник видится в том, что большинство норм воплощают значительный опыт регулирования поведения государств.

Тенденция к деформализации права имеет под собой некоторое  основание.

Юриспруденция издавна уделяла  внимание “фактическим нормам права”, которые фигурируют под названиями “живое право” (в отличие от “бумажного”), “эмпирические нормы” и др. Дело в том. что в рамках, установленных нормой, субъекты обладают определенным уровнем свободы. В общих нормах подобные рамки шире, в конкретных - уже. Если четкое урегулирование оказывается невозможным, то прибегают к рамочной нормативной конструкции, которая конкретизируется в практической деятельности.

В общем, есть основания различать, но не противопоставлять, нормы де-юре  и нормы де-факто. Первые - это официально признанные правила, вторые - те же правила, но уже с учетом того, как они реализуются в практике. Эти различия, разумеется, должны иметь пределы. Отход от сложившихся стандартов реализации нормы означает ее нарушение. Практическое значение данного фактора едва ли стоит подчеркивать10.

В международном праве  получил распространение термин “мягкое право”. Единства мнений по этому вопросу нет, а зачастую само понятие подвергается критике.

Тем не менее, оно нашло признание, широко используется и потому есть смысл его узаконить, несмотря на всю условность данного термина.

Анализ доктрины и практики показывает, что термин “мягкое право” используется для обозначения двух различных явлений. В одном случае речь идет об особом виде международных правовых норм, в другом - о неправовых международных нормах. В первом случае имеются в виду такие нормы, которые, в отличие от “твердого права”, не порождают четких прав и обязанностей, а дают лишь общую установку, которой, тем не менее, субъекты обязаны следовать'. Для подобных норм характерны слова и выражения типа “добиваться”, “стремиться”, “принимать необходимые меры” и т. п. Такого рода постановлений становится все больше, особенно в политических договорах.

По поводу юридической  силы подобных норм существуют различные  точки зрения. Но, пожалуй, большинство юристов исходят из того, что нормы “мягкого права” являются международно-правовыми. Это мнение находит отражение и в практике судов государств.

В “мягком праве” нередко  встречаются положения, которые  призваны служить лишь прикрытием несогласия сторон. Подобные положения не являются нормами, в каком бы договоре они ни содержались. Существуют и притворные нормы, включаемые в договор лишь для того, чтобы скрыть его реальное содержание.

Усложнение правовых функций  предопределяет многообразие нормативного инструментария. Появляются новые виды норм, совершенствуется их взаимодействие в системе. Об углублении системного характера международного права свидетельствует, в частности, рост числа норм, способных оказывать регулирующее воздействие лишь в совокупности с другими нормами. Примером тому служат весьма распространенные в договорном праве определения.

Доктрине известно немало попыток классифицировать нормы, но ни одна из них не нашла общего признания. Взяв за основу лишь наиболее важные критерии, можно предложить следующую классификацию международно-правовых норм:

    • по содержанию и месту в системе - цели, принципы, нормы;
    • по сфере действия - универсальные, региональные, партикулярные;
    • по юридической силе - императивные и диспозитивные;
    • по функциям в системе - материальные и процессуальные;
    • по способу создания и форме существования, т. е. по источнику, -
    • обычные, договорные, нормы решений международных организаций11.

В политике и доктрине широкое  распространение получила точка  зрения, отрицавшая возможность существования универсальных норм. Однако сама жизнь доказала, что даже в условиях холодной войны универсальные нормы могут быть достаточно эффективными, без универсального международного права глобальная система международных отношений функционировать не может.

Международная практика исходит  из реальности существования универсальных  норм.

Главными отличительными признаками универсальных норм являются глобальность действия, всеобщая обязательная сила, создание и отмена их международным сообществом в целом. Основной формой существования служит обычай12.

Универсальные нормы образуют общее международное право.

Существуют нормы, которые  принимаются ограниченным числом государств, но имеют всеобщее значение. Такие нормы устанавливают международный режим (например, для Антарктики, для космического пространства, для океанских проливов и др.). Нормы создаются наиболее заинтересованными государствами и постепенно находят признание со стороны других государств

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Действие норм международного трудового права в РФ
    1. Взаимодействие международного регулирования труда и национального трудового законодательства

 

Для того чтобы стандарты  правового регулирования труда  действовали на территории отдельного государства, необходимо создать соответствующие  правовые условия на национальном уровне. Адаптирование национального законодательства (имплементация международных актов) может осуществляться путем придания прямого действия международным  актам, принятия национального нормативного правового акта либо внесения изменений  в действующие нормы.

Особенностью международных  трудовых стандартов является возможность  их реализации в рамках социального  партнерства. Согласно ст. 10ТК РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ в соответствии с Конституцией РФ являются частью правовой системы  Российской Федерации. Если международным  договором РФ установлены другие, чем предусмотренные трудовым законодательством  и иными актами, правила, которые  содержат нормы трудового права, применяются правила международного договора. Таким образом, ратификация  Россией международного договора влечет включение его норм в систему  национального права. Однако присоединение  государства к международным  договорам чаще всего требует  внесения изменений в национальные правовые акты в целях конкретизации  их содержания, определения механизма  реализации, согласования с действующими нормами. Россией в настоящее  время ратифицировано 65 конвенций (55 из них действующие) и ведется  дальнейшая работа по присоединению  к конвенциям МО Г. С учетом этого  целесообразно при разработке проектов нормативных правовых актов, актов  социального партнерства учитывать  содержание всех актов МОТ, в том числе пока не ратифицированных Россией13.

Исполнение международных  стандартов правового регулирования  груда обеспечивается особым контрольным  механизмом. В соответствии с Уставом  МОТ каждое государство-член обязано  регулярно представлять в Международное  бюро труда доклады о мерах  по реализации в законодательстве и  практике положений ратифицированных им конвенций. Комитет экспертов  по применению конвенций и рекомендаций Мм и н истратив но го совета изучает  их и готовит общий доклад для  Международной конференции труда. При этом он может обратить внимание соответствующих правительств на необходимость  принятия дополнительных мер по реализации конвенций или сделать запрос о предоставлении необходимой информации. Доклад Комитета экспертов рассматривается  трехсторонним Комитетом по применению норм Международной конференции  труда.

Информация о работе Нормы международного трудового права