Организация труда персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 12:53, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – повысить эффективность организации рабочих мест.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты организации и обслуживания рабочих мест.
2. Разработать предложения по совершенствованию организации рабочих мест на предприятии.

Содержание работы

Введение. 3
Глава 1.Теоретические вопросы организации и обслуживания рабочих мест. 5
1.1 Сущность организации рабочих мест, ее элементы и их характеристика. 5
1.2 Организация обслуживания рабочего места. 15
1.3 Показатели организации и обеспечения рабочих мест. 28
Глава 2. Практическое обоснование мероприятий по совершенствованию организации труда. 35
Заключение 38
Список литературы 40

Файлы: 1 файл

орг.тру.перс.docx

— 345.25 Кб (Скачать файл)

Предупредительность обслуживания означает такую его  организацию, которая не допускает  остановки производства из-за несвоевременного выполнения работ по обслуживанию рабочего места. Предупредительность - это заблаговременность обслуживания, основанная на расчетах ресурсов работы оборудования и отдельных  его частей, на расчетах запасов  сырья, материалов, топлива, инструментов на рабочем месте, необходимых для  бесперебойной работы.

Руководствуясь  принципом предупредительности, ремонтировать  оборудование следует не тогда, когда  оно вышло из строя, а тогда, когда  подошло время для предупредительного ремонта, не смотря на то, что оборудование еще на ходу и его можно использовать. То же относится к запасам на рабочем  месте предметов труда, технологической  оснастки и др. Они должны постоянно  пополняться и быть такими, которые  обеспечивают непрерывность производственного  процесса. Чтобы достигнуть предупредительности  обслуживания, предметы переменного  оснащения рабочего места комплектуются  заранее: к началу работы все необходимое  должно находиться на рабочем месте.

Своевременность обслуживания состоит в строгом  соблюдении установленного регламента обслуживания. Все должно делаться вовремя, в установленный срок. От этого зависит четкость работы обслуживаемого рабочего места, поэтому соблюдение такого принципа имеет большое значение.

Надежность  обслуживания - это такое его качество, которое достигается системой дублирования, подстраховки на случай непредвиденных нарушений в выполнении функции  обслуживания. Работник, получающий обслуживание, должен быть уверен в том, что оно  произойдет вовремя, в нужном объеме и требуемого качества. Надежность обслуживания - это признак высокой  его организации.

Оперативность заключается в способности системы  обслуживания быстро реагировать на непредвиденные сбои в обслуживании и устранять недостатки. Этот принцип  непосредственно связан с принципом  надежности, они дополняют друг друга.

Экономичность означает, что организуя систему  обслуживания, необходимо рассчитывать разные варианты ее осуществления и  выбрать тот из них, который при  соблюдении всех выше перечисленных  принципов потребует наименьших затрат труда и материальных средств. Принцип экономичности обеспечивается использованием наиболее совершенных  технологий обслуживания и установлением  величины трудовых и материальных затрат на основе научно обоснованных нормативов для расчета таких затрат.

Практика  показывает, что недостатки в организации  обслуживания являются причиной примерно двух третей всех внутрисменных потерь рабочего времени. Чем полнее и совершеннее  система обслуживания, тем более  организованно протекает процесс  труда и эффективнее используется рабочее время.

Существуют  разные системы организации обслуживания рабочих мест, которые определяются степенью централизации и специализации  вспомогательных работ. Среди них: децентрализованная, централизованная и смешанная системы.

При децентрализованной системе функции обслуживания выполняются  либо самими работниками на каждом рабочем месте, либо специальными вспомогательными работниками, имеющимися в каждом подразделении.

Такая система, как правило, далека от совершенства. Ее преимущества для отдельных подразделений  состоят в их полной автономности. Руководитель подразделения имеет  в своем непосредственном подчинении вспомогательных работников, которые  в случае необходимости выполняют  работу в соответствии со своей функциональной и профессиональной принадлежностью. Это удобно для такого руководителя: исполнитель всегда «под рукой», не нужно обращаться к другим подразделениям за помощью, все вспомогательные  работы выполняются своим силами.

Недостатки  децентрализованной системы обслуживания рабочих мест состоят в том, что  вспомогательный персонал используется с низкой эффективностью. Это объясняется, во-первых, тем, что в автономном подразделении практически невозможно иметь набор всех необходимых  работников-специалистов, причем разной квалификации, для выполнения всего  разнообразия вспомогательных работ. Для отдельного подразделения это  было бы слишком накладно. Поэтому  приходится ограничивать число таких  работников. Но ведь каждая работа требует  определенной квалификации, а при  ограниченной численности вспомогательных  работников их квалификация в редких случаях будет соответствовать  квалификации работ. В одном случае придется ставить высококвалифицированного работника на выполнение простых  работ и тем самым переплачивать  ему, в другом - недостаточно квалифицированный  работник вынужден будет выполнять  работы большой сложности, что чревато  браком или низким качеством выполнения работ.

Во-вторых, при децентрализованной системе  обслуживания довольно трудно обеспечивать нормальную и стабильную занятость  всех вспомогательных работников. Возможны ситуации, когда потребность в  каком либо виде обслуживания временно отсутствует, тогда возникает проблема, чем занять работников. Но нередки и ситуации, когда появляется необходимость в большом объеме каких-то определенных работ, а числа работников для их выполнения не хватает, тогда прибегают к сверхурочным работам, к «авралам», к переброске основных работников на выполнение вспомогательных работ, что также чревато потерями для предприятия.

Централизованная  система обслуживания создает возможности  для организации эффективного использования  вспомогательного персонала40. Эффективность  достигается за счет того, что в  рамках крупного подразделения или  предприятия, сосредоточенного на выполнении какой-то функции по обслуживанию рабочих  мест, можно создать специализированные участки по выполнению разных работ. На такие участки можно установить специализированное оборудование, подобрать  соответствующий персонал, обеспечить их постоянной работой за счет возрастания  общего объема работ.

Минусы  централизованной системы обслуживания состоят в том, что для реализации своих достоинств и преимуществ  она требует высокой организации  труда и производства. Если же этого  нет, то преимущества централизации  функций обслуживания могут быть перекрыты недостатками, вызываемыми  нарушением плана обслуживания, невыполнением  в срок заказанных работ.

В чистом виде указанные выше системы обслуживания встречаются редко. Наиболее распространена смешанная система обслуживания, при которой одна часть функций  обслуживания осуществляется централизованно, а другая часть - децентрализовано. В смешанной системе обслуживания сохраняются достоинства и недостатки обеих выше рассмотренных систем. А общий итог плюсов и минусов  зависит от того, какая доля вспомогательных  работ централизована, а какая  нет. Чем выше удельный вес централизованных работ, тем может быть выше эффективность  обслуживания рабочих мест.

На предприятиях различают также формы организации  обслуживания рабочих мест. Ими могут  быть дежурное, планово-предупредительное  и стандартное обслуживание.

Дежурное  обслуживание - это обслуживание по вызову, его организуют, как правило, в условиях единичного и мелкосерийного производства. При этом обслуживающий  персонал вызывают на рабочее место  по мере необходимости. Такая организация  обслуживания не всегда гарантирует  его своевременность, допускает  возможность остановок производственного  процесса, непроизводительных потерь рабочего времени, но отличается относительной  простотой.

Планово - предупредителъное обслуживание наиболее часто применяется в серийном производстве и проводится по планам-графикам (расписанию). Эта форма организации обслуживания требует большей подготовительной работы, чем дежурное обслуживание, характеризуется четким ритмом работы служб обслуживания и минимальной вероятностью простоев рабочего места из-за несвоевременности обслуживания.

Стандартное обслуживание используют в поточно-массовых производствах. Это наиболее совершенная  форма организации обслуживания рабочих мест. Оно проводится в  строго регламентированном порядке  по стандартным расписаниям и  стандарт - планам. Эту форму организации обслуживания называют стандартной еще и потому, что, будучи обоснованной и разработанной, система обслуживания включается в стандарт предприятия, который представляет собой обязательный для всего персонала документ.

Стандартное обслуживание характеризуется высокой  экономичностью, отсутствием простоев по вине обслуживающих рабочих, но требует  четкой организации основного производства.

Разработку  организации обслуживания рабочих  мест целесообразно проводить в  следующей последовательности:

  • устанавливается состав и объем работ по обслуживанию в целом для подразделения;
  • выделяются работы по обслуживанию, которые целесообразно передать основным работникам;
  • исходя из состава и объема работ рассчитываются нормы затрат труда вспомогательных работников для обслуживания рабочих мест (нормы численности, нормы обслуживания, нормы времени обслуживания);
  • состав и объем работ по обслуживанию распределяются между вспомогательными работниками с учетом функционального разделения труда между ними и норм затрат труда;
  • устанавливаются формы обслуживания (индивидуальная, коллективная) и разрабатываются условия их применения;
  • рассчитываются физические нормы обслуживания;
  • разрабатываются регламенты обслуживания (графики, расписания, маршруты движения);
  • проектируется организация стационарных и передвижных рабочих мест вспомогательных работников.

На основе анализа сведений о затратах времени  по видам работ разрабатывают  схемы функционального разделения труда, где указывают исполнителя, вид и условия исполняемой  работы. На следующем этапе проектируются  мероприятия, направленные на совершенствование  системы обслуживания рабочих мест с учетом научно обоснованной связи  процессов обслуживания с основным производственным циклом. В результате может быть сформирована оптимальная  система обслуживания, обеспечивающая непрерывность всего производственного  процесса.

 

 

 

 

 

2. Практическое  обоснование мероприятий по совершенствованию  организации труда

Задание 2.1.

Уровень шума в цехе при  частотах 500-1000 Гц составляет 95 дБ. По санитарным нормам он допускается только в пределах 80-83дБ. За счет повышения шума увеличивается  утомляемость рабочих, возникают произвольные микропаузы для отдыха. Определить снижение сменной производительности труда, если на каждый процент снижения коэффициента «a» потери рабочего времени увеличиваются на 1мин. за 8-ми часовую смену.

Примечание: коэффициент  «a» определяется по формуле:

  , где

- санитарная норма;

- фактический уровень показателя, характеризующего условия труда.

Решение:

Снижение сменной производительности труда:

Потеря рабочего времени:

Рост производительности труда:

, где

- экономия (сокращение затрат, потерь) рабочего времени, час.;

- фонд рабочего времени, час.

Вывод:

Шум – комплекс звуков, вызывающий неприятное ощущение или болезненные реакции. Шум оказывает вредное воздействие на центральную нервную систему, вызывая переутомление и истощение клеток коры головного мозга. Возникает бессонница, развивается утомление, снижается работоспособность и производительность труда. Шум оказывает вредное влияние на зрительный и вестибулярный анализаторы, которое может привести к нарушению координации движений и равновесия тела.

Сменная производительность труда снижается на 15%.

Потери рабочего времени  составляют 15 минут.

Производительность труда  составляет 3,23%.

Эффективным путем решения  проблемы шума является снижение его  уровня в самом источнике за счет изменения технологии и конструкции  машин. К мерам этого типа относятся  замена шумных процессов бесшумными, ударных – безударными.

Защита от шума подразумевает  следующие мероприятия.

  1. Звукопоглощение. Звукопоглощением называется процесс перехода части энергии звуковой волны в тепловую энергию среды, в которой распространяется звук. Для звукопоглощения применяют пористые (поры должны быть открыты со стороны падения звука и соединяться между собой) и рыхлые волокнистые материалы (войлок, минеральная вата, пробка и т.д.).  Звукопоглощающие материалы или конструкции из них укрепляются на ограждающих конструкциях помещения без воздушного зазора или на некотором расстоянии от них.
  2. Звукоизоляция. Под звукоизоляцией понимается процесс снижения уровня шума, проникающего через ограждение в помещение.

Информация о работе Организация труда персонала