Основные направления государственной политики в сфере занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 12:52, курсовая работа

Описание работы

Как известно, в 2008 году разразился мировой кризис, повлекший за собой проблемы экономического характера и устойчивого роста безработицы. А безработица, как известно, влечет за собой расточение в огромных масштабах его главной производительной силы – рабочей силы, существенное сокращение потенциального валового продукта и национального дохода страны, значительные производительные расходы государства (или, точнее, средств налогоплательщиков) на выплату пособий по безработице, переквалификацию безработных и их трудоустройство.
Мировой экономический кризис больно ударил по российскому рынку труда.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..3
1. Понятие занятости и категории занятого населения……………………………………………………………………5
2. Основные направления государственной политики в сфере занятости……………………………………………………………………8
2.1 Правовые основы …………………..……………………...8
2.2 Трудоустройство граждан службами занятости…………12
2.3 Особенности трудоустройства молодежи………………..16
2.4 Особенности трудоустройства инвалидов………………..22
2.5 Содействие безработным в открытии собственного дела..24
2.6 Организация общественных работ………………………...26
2.7 Организация добровольного переезда граждан
в другую местность для трудоустройства………………..27
3. Деятельность работодателей в обеспечении занятости населения……………………………………………………………………29
4. Профессиональное образование незанятого населения………………............................................................................34
5. Социальная защита граждан в период вынужденной безработицы………………………………………………………………...40
Заключение……………………………………………………………44
Библиографический список………………………………………….46

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Трудовое право.doc

— 175.50 Кб (Скачать файл)

 

За счет средств федерального бюджета могут быть профинансированы следующие затраты по переезду безработных граждан и членов их семей для трудоустройства в другой местности:

— по выплате  единовременного денежного пособия  на каждого члена семьи гражданина, переезжающего для трудоустройства в другую местность, в размере до 1000 рублей;

— на оплату стоимости  проезда каждого члена семьи  гражданина, переезжающего для трудоустройства  в другую местность, железнодорожным  транспортом, а в местностях, не имеющих  этого вида сообщения, - другими видами транспорта (воздушный, морской, речной, автомобильный);

— на оплату провоза  домашнего имущества весом до 5 тонн на семью от прежнего места жительства до места вселения.

При этом данные компенсационные выплаты гражданам  не производятся, если переезд осуществляется из одного района в другой в городах с районным делением.

Финансирование  мероприятий по содействию в переезде граждан для их трудоустройства  в другой местности по направлению органа по вопросам занятости или центра занятости осуществляется на основании договоров, заключенных между органом по вопросам занятости или центром занятости и физическим лицом, планирующим переезд для трудоустройства в другой местности по направлению органа по вопросам занятости или центра занятости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             3.  Деятельность работодателей в обеспечении

                    занятости  населения

 

Содействие  работодателей занятости населения  осуществляется в различных формах. Главной из них следует признать соблюдение условий договоров, регулирующих трудовые отношения. Неукоснительное соблюдение работодателем условий трудовых договоров способствует стабилизации трудовых отношений, сокращению текучести рабочей силы.

Кроме того, содействие занятости обеспечивается:

а) реализацией  положений коллективных договоров и соглашений по защите трудящихся в случае приостановки производства или увольнения работников;

б) оказанием  помощи в трудоустройстве, профессиональной подготовке и предоставлением дополнительной материальной помощи, увольняемым работникам за счет средств организаций и других работодателей;

в) созданием  условий для профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки работающих. При исчислении налогооблагаемой прибыли сумма балансовой прибыли организаций уменьшается на сумму средств, затраченных работодателями на эти цели;

г) разработкой  и реализацией социального плана  организации предусматривающего сохранение и рациональное использование профессионального  потенциала работников, их социальную защиту, улучшение условий труда и иные льготы;

д) соблюдением  установлений квоты для трудоустройства социально не защищенных граждан;

е) трудоустройством определенного органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления числа граждан,

особо нуждающихся в социальной защите, или резервированием отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства  таких граждан (п. 1 ст. 25 Закона о занятости). Правовой обязанностью работодателей является ежемесячное представление органам службы занятости: сведений о применении в отношении данной организации процедур о  несостоятельности (банкротстве), а также информации, необходимой для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов;  информации о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов, перечислении в фонд занятости обязательных страховых взносов и внесении обязательной платы при невыполнении или невозможности выполнения квоты для приема на работу инвалидов.

Следует иметь в виду, что работодатели полностью возмещают затраты органов службы занятости на создание рабочих мест (специальных рабочих мест) и профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку в связи с трудоустройством работников, получивших профессиональное заболевание или инвалидность в данной организации. При невыполнении или невозможности выполнения квоты для приема на работу инвалидов работодатели ежемесячно вносят обязательную плату за каждого нетрудоустроенного в рамках квоты.

Порядок и размеры внесения данной обязательной платы устанавливаются Правительством РФ п. 5 ст. 25 Закона о занятости.

В случае отказа в приеме на работу без уважительных причин заявленных выпускников учреждений начального профессионально, среднего профессионального и высшего профессионального образования организации производят целевые финансовые отчисления в размере среднего заработка работника данной категории за год.

Если работодатель принимает на работу гражданина, направленного службой занятости, он в 5-дневный срок возвращает в службу занятости направление с указанием дня приема гражданина на работу. При отказе в приеме на работу работодатель делает в направлении службы занятости отметку о дне явки гражданина и  причине отказа в приеме на работу и возвращает направление гражданину.

Трудовое  законодательство в целях поощрения работодателей, активно сотрудничающих с органами службы занятости, предусматривает  для них ряд льгот и преимуществ.

Если работодатели трудоустраивают на работу сверх установленной минимальной численности выпускников профессиональных общеобразовательных учреждений, лиц, освобожденных из мест лишения свободы, а также граждан, особо нуждающихся

в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, то они имеют право на налоговые льготы, установленные налоговым законодательством РФ.

2. Работодатели  имеют право получать от органов  службы занятости бесплатную информацию о состоянии рынка труда (п.3 , ст. 26 Закона о занятости).

3. Органы службы  занятости при необходимости  могут полностью или частично компенсировать работодателям затраты на опережающее обеспечение граждан, высвобождаемых из организаций в целях обеспечения их занятости, а также на организацию принятых на работу граждан, высвобожденных из других организаций.

4. Работодатель имеет право обжаловать действия органа службы занятости в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в установленном законом порядке (п. 5 ст. 26 Закона о занятости).

Обязанность работодателя предоставлять сведения о вакансиях  «ежемесячно» подразумевает подачу информации о наличии вакантных мест оперативно в течение текущего месяца в случае появления любых свободных рабочих мест (должностей).  (Бланк «Сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей)» можно получить непосредственно в центре занятости, по электронной почте, распечатать из справочной правовой системы «Консультант Плюс» или с WEB-портала службы занятости населения (www.szn-ural.ru) в разделе «Консультации для работодателей»).  
Заполненный бланк "Сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей)" предоставляется в центр занятости населения в письменном виде, может быть направлен работодателем в центр занятости населения по почте, включая электронную почту, с использованием Интернет-технологий и средств факсимильной связи.

Ответственность за непредставление  или несвоевременное предоставление сведений:

В соответствии со ст.19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях  от 30.12.01г. № 195-ФЗ (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ) в случаях непредставления или несвоевременного представления в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде влечет наложение административного штрафа:

 на граждан в  размере - от ста до трехсот рублей;  
на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей;  
на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Профессиональное образование незанятого населения

 

В системе мер  социальной защиты населения от безработицы важное место занимает установленное государством право на бесплатную профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку безработных граждан по направлению Службы занятости. В п. 1 ст. 23 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" перечислены возможные случаи направления безработных граждан для профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки. К их числу относятся: 1) отсутствие возможности подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации; 2) наличие необходимости изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам; 3) утрата гражданином способности к выполнению работы по прежней профессии (специальности). Прохождение профессионального обучения является правом безработного гражданина.

Профессиональное  образование незанятого населения позволяет решить следующие задачи:

1) трансформировать  профессионально-квалификационный состав трудовых ресурсов в соответствии с потребностями экономики;

2) повысить конкурентоспособность  конкретных работников на рынке  труда;

3) сократить  масштабы безработицы, особенно  ее структурных и технологических составляющих. Предоставление помощи безработным гражданам в совершенствовании профессионально-квалификационных характеристик рабочей силы — это элемент активной политики занятости, так как способствует преодолению одной из главных причин безработицы — несовпадения качественных характеристик вакантных рабочих мест и безработных. В настоящее время усиление роли государства в регулировании профессионального образования незанятого населения вызвано, в первую очередь, тем состоянием экономического кризиса, в котором находится большинство предприятий и отраслей. Это состояние не позволяет говорить о существовании целостной системы подготовки кадров по целому ряду профессий и специальностей и, прежде всего, касается рабочих. Большинство отраслей народного хозяйства страны и, соответственно, предприятий их составляющих не в состоянии самостоятельно готовить кадры на перспективу, которая для большинства предприятий пока не ясна. Поэтому деятельность государственных структур, в том числе и службы занятости,  в области профессиональной подготовки и переподготовки кадров из числа незанятых граждан направляется в большей мере на снижение безработицы, чем на трансформацию профессионально-квалификационного состава трудового потенциала страны. Это связано с тем, что безработица в современной России вызвана спадом производства, а не его технологическим перевооружением, и поэтому она не носит структурного характера. Экономическая ситуация такова, что в ближайшие годы нельзя ожидать массового создания новых рабочих мест и масштабной модернизации уже существующих. Процесс создания рыночных структур идет медленно  и  не  требует  большого  количества  рабочей  силы  качественно нового уровня. Все это не позволяет реально  прогнозировать ожидаемую величину спроса на рабочую силу, в том числе и в профессионально-квалификационном разрезе. Поэтому сегодня важнее оказать помощь конкретным людям, оказавшимся безработными, если смена профессии или повышение квалификации дают им реальный шанс трудоустройства.

Для правильной оценки масштабов подготовки кадров из числа незанятого населения, органы службы занятости на местах должны учитывать следующие факторы:

1) динамику развития  экономики региона (города), в  том числе и в отраслевом разрезе;

2) движение кадров  между предприятиями и организациями  сопровождающееся сохранением профессии или переменой ее;

3) движение кадров  между отраслями и внутри них;

4) степень насыщенности  экономики региона (города) квалифицированными специалистами по наиболее востребованным на рынке труда профессиям.

Основная цель организации профессионального обучения незанятых граждан и безработных — повышение конкурентоспособности на рынке труда людей, потерявших работу или находящихся под риском ее потери путем развития профессиональных знаний и навыков, что расширяет возможности поиска нового рабочего места. При этом должны быть решены следующие задачи:

1) предоставление  гражданам широкого спектра услуг  в области профессиональной ориентации, выбора форм и программ обучения;

2) содействие  трудовой активности населения,  развитие предпринимательства и различных форм самозанятости;

3) приоритетное  предоставление возможностей профессионального обучения лицам с пониженной конкурентоспособностью на рынке труда (длительно безработным гражданам, молодежи, женщинам с малолетними детьми, инвалидам);

4) формирование  социального заказа на профессиональное  обучение с учетом состояния  экономики города, конъюнктуры рынка товаров и услуг.

Цели, принципы системы профессионального образования  должны быть тесно взаимосвязаны  с экономическими и социальными целями развития регионов. Целевые региональные программы профессионального образования становятся

основным инструментом активной политики занятости. Управление  системой  профессионального  обучения  незанятого населения   осуществляется   Федеральной   государственной  службой занятости населения через механизм финансирования целевых программ, в том числе, за счет средств местного бюджета, работодателей и предпринимателей. Система профессионального обучения незанятого населения должна стать одним из важных звеньев системы непрерывного образования.  Она должна дополнять, а не подменять собой существующие звенья системы профессионального образования, такие как вузы, ПТУ, другие средние специальные учебные заведения, различные формы подготовки кадров на предприятиях и в организациях. Реализация концепции профессионального образования незанятого населения требует:

Информация о работе Основные направления государственной политики в сфере занятости