Основные направления государственной политики в сфере занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 12:52, курсовая работа

Описание работы

Как известно, в 2008 году разразился мировой кризис, повлекший за собой проблемы экономического характера и устойчивого роста безработицы. А безработица, как известно, влечет за собой расточение в огромных масштабах его главной производительной силы – рабочей силы, существенное сокращение потенциального валового продукта и национального дохода страны, значительные производительные расходы государства (или, точнее, средств налогоплательщиков) на выплату пособий по безработице, переквалификацию безработных и их трудоустройство.
Мировой экономический кризис больно ударил по российскому рынку труда.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..3
1. Понятие занятости и категории занятого населения……………………………………………………………………5
2. Основные направления государственной политики в сфере занятости……………………………………………………………………8
2.1 Правовые основы …………………..……………………...8
2.2 Трудоустройство граждан службами занятости…………12
2.3 Особенности трудоустройства молодежи………………..16
2.4 Особенности трудоустройства инвалидов………………..22
2.5 Содействие безработным в открытии собственного дела..24
2.6 Организация общественных работ………………………...26
2.7 Организация добровольного переезда граждан
в другую местность для трудоустройства………………..27
3. Деятельность работодателей в обеспечении занятости населения……………………………………………………………………29
4. Профессиональное образование незанятого населения………………............................................................................34
5. Социальная защита граждан в период вынужденной безработицы………………………………………………………………...40
Заключение……………………………………………………………44
Библиографический список………………………………………….46

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Трудовое право.doc

— 175.50 Кб (Скачать файл)

1) развития сети  региональных учебных центров  службы занятости как многофункциональных учреждений дополнительного образования и прежде всего в регионах, не имеющих развитой сети учреждений профессионального образования для взрослых;

2) расширение  возможностей профессионального  обучения незанятого населения  для работы в негосударственном  секторе экономики, включая занятие  предпринимательской деятельностью и самозанятость;

3) содействие  предприятиям и фирмам в организации  профессионального обучения кадров, в том числе и в период вынужденной остановки в связи с реконструкцией и перепрофилированием производства;

4) оказание образовательных услуг предприятиям и фирмам по опережающему обучению высвобождаемых работников;

5) участия в  определении объемов и профилей  подготовки рабочих и специалистов  в учреждениях профессионального образования региона с учетом состояния локального рынка труда.

Обычно выделяют следующие виды профессионального  обучения безработных:

1) профессиональная  подготовка, т.е. фактически первоначальное обучение;

2) переподготовка (переобучение) по другой профессии  или специальности;

3) повышение  квалификации по имеющейся профессии, специальности, роду трудовой деятельности.

Право на бесплатное профессиональное обучение по направлению местных органов государственной службы занятости имеют граждане, признанные в установленном порядке безработными, в следующих случаях:

1) гражданину невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у него необходимой профессиональной квалификации;

2) на рынке  труда отсутствует спрос на  ту профессию, которой обладает безработный гражданин;

3) гражданином  утрачена способность к выполнению работы по имеющейся профессии.

Приоритетное  право на приобретение новой профессии  или повышение квалификации имеют  безработные граждане, у которых  истек срок выплаты пособия по безработице. Безработному гражданину не может быть предложено переобучение по одной и той же профессии дважды. По желанию безработных граждан их профессиональное обучение может совмещаться с участием в оплачиваемых общественных работах. При этом сохраняется право на получение стипендии в полном объеме. Время, в течение которого безработный учится и получает стипендию, не прерывает трудового стажа. В случае, когда на профессиональное обучение направляются высвобождаемые работники, у которых еще не истек срок льгот и компенсаций, установленных законодательством о труде, то выплата стипендий таким гражданам производится со дня прекращения предоставления указанных льгот и компенсаций.

Финансирование  профессионального обучения безработных граждан осуществляется за счет:

1) средств, выделяемых  на реализацию региональных программ содействия занятости;

2) средств предприятий,  у которых произошло высвобождение работников, не имевших возможности в течение двух лет, предшествующих высвобождению, повысить свою квалификацию или получить другую профессию на предприятиях, с которых они были высвобождены. Указанные средства возмещаются по фактическим затратам на обучение высвобождаемых работников, однако, это не относится к бюджетным учреждениям и организациям;

3) средств предприятий,  на базе которых происходит  профессиональное обучение безработных граждан с последующим их трудоустройством на эти же предприятия;

4) средств предприятий,  высвобождающих работников, получивших профессиональные заболевания или инвалидность на данном производстве;

5) средств благотворительных  фондов.

 

 

 

 

  1. Социальная защита граждан в период вынужденной  безработицы

Трудовое право уделяет большое  значение решению проблем занятости  и трудоустройства граждан. Однако в современном обществе наряду с занятыми лицами, имеющими постоянную и временную работу, которых большинство, существует немало граждан, не имеющих работу, но являющихся трудоспособными. Их называют безработными.

Безработными признаются трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, зарегистрированные в органах содействия занятости в качестве таковых для поиска им подходящей работы, которые готовы приложить свои трудоусилия на рынке труда, ищут работу и не трудоустроены в течение 10 дней со дня обращения в указанные органы. 

 Однако не считаются  безработными лица, не достигшие  шестнадцатилетнего возраста; пенсионеры по возрасту, получающие пенсию за выслугу лет; отказавшиеся дважды в течение 10 дней со дня регистрации в службе занятости от предложенной подходящей работы, а впервые ищущие работу -  единожды отказавшиеся от профессионального обучения или предложенной оплачиваемой работы; не явившиеся в службу занятости в течение 10 дней по неуважительным причинам со дня их регистрации для поиска подходящей работы; осужденные по приговору суда, вступившего в законную силу к исправительным работам без лишения свободы, и наказанные в виде лишения свободы.     

 Регистрация безработных  осуществляется органами занятости  по месту их жительства и  включает в себя следующие  процедуры:

1) первичная регистрация;

2) регистрация в целях  поиска подходящей работы;

3) регистрация в качестве  безработных;

4) перерегистрация. 

 Первичная регистрация  служит средством общего учета  граждан, относящихся к категории безработных, обратившихся в орган занятости без предъявления документов. В процессе регистрации испрашиваются установочные данные на граждан, включающие фамилию, имя, отчество, адрес проживания, образование, возраст и некоторые иные сведения. Сам обратившийся гражданин в свою очередь получает информацию, характеризующую рынок труда и потребности работодателей в рабочей силе, о возможности переподготовки и переквалификации, правах и обязанностях безработных. 

 Регистрация в целях  поиска подходящей работы носит  более конкретный и целенаправленный характер. Граждане для регистрации представляют справки о зарплате за последние три месяца по предыдущей работе, документ, удостоверяющий личность, трудовую книжку, иные документы, подтверждающие профессиональную квалификацию, трудовой стаж, образование и т.п. От отдельных категорий граждан (впервые ищущих работу, инвалидов) могут потребоваться дополнительные документы.

Предоставление перечисленных  документов органу содействия занятости  влечет у обратившегося в него гражданина право постановки их на учет для подыскания подходящей работы. В течение 10 дней со дня регистрации гражданину должна быть предложена работа, включая временную. Предложение включает два варианта подходящей работы. А впервые ищущим работу гражданам, ранее нигде не работавшим, не имеющим специальности, предлагается два варианта профессиональной подготовки или оплачиваемой работы. 

 В целях установления  гарантий реального трудоустройства  не допускается направление гражданина  на работу в транспортно удаленные  места'; в организации, не подтвердившие  наличие должностных вакансий; приглашение граждан чаще одного раза в две недели за исключением наличия реальных предложений подходящей работы.

Если подходящей работы не находится, то безработным с их согласия может быть предложена оплачиваемая общественная работа.

Регистрация в качестве безработных является следующим этапом оказания социально-правовой помощи безработным гражданам. Она осуществляется после регистрации для поиска подходящей работы. Она, как и в предыдущей регистрации, сопровождается представлением аналогичных документов.  

 Перерегистрация устанавливается органом по вопросам занятости, но не реже двух раз в месяц. И в этом случае перерегистрация сопровождается предъявлением обозначенных ранее документов.

Законодательство устанавливает  основания для снятия безработных с регистрационного учета. В частности, к ним относятся: признание граждан занятыми; прохождение профессиональной переподготовки; неявка без уважительных причин в течение 10 дней со дня регистрации в органы занятости и некоторые иные. В каждом таком случае данный орган выносит соответствующее решение.

Ответственность безработного проявляется в приостановлении  выплаты пособия по безработице (до трех месяцев) и сокращения размера  пособия на четверть (до одного месяца).  

  Первый вид ответственности применяется в случаях отказа в период безработицы от двух вариантов подходящей работы; увольнения с последнего места работы за нарушения трудовой дисциплины или отчисления с места учебы, организованной служебной занятости, за виновные действия; нарушения сроков перерегистрации в качестве безработного в органах занятости; самовольное прекращение обучения по направлению органа занятости.  

  Второй вид ответственности применим за неявку без уважительных причин на переговоры с работодателем о трудоустройстве в течение трех дней со дня направления безработного службой занятости; отказа от явки без уважительных причин в службу занятости для получения направления на работу или профессиональное обучение. 

  Гарантии материальной и социальной поддержки безработного заключаются в том, что безработным гражданам, утратившим право на получение пособия по безработице по истечении срока, лицам, находящимся на их содержании, службой занятости может быть оказана материальная и иная помощь.

Основной вид социальной поддержки безработных - выплата  пособий по безработице. Кроме этого  социальной поддержкой является выплата  стипендии в период профессиональной подготовки; участие в оплачиваемых общественных работ, возмещение затрат на переезд к новому месту работы в другую местность и некоторые иные. 

Размер пособия по безработице устанавливается в  процентном отношении к среднему заработку, начисляемому за последние три месяца по последнему месту работы. В других случаях пособие устанавливается в размере минимальной оплаты труда. 

  В первые три месяца безработицы размер пособия составляет 75 % среднемесячного заработка за последние три месяца по прежнему месту работы, в следующие четыре месяца — 60%, в последующем — 45 %, но не ниже минимального размера оплаты труда и не выше среднего уровня средней заработной платы в субъекте Российской Федерации. 

  Для отдельных категорий безработных граждан законодательством предусмотрены доплаты к пособию (дополнительное пособие). 

  Пособие начинает начисляться со дня признания гражданина безработным. Пособие выплачивается в период безработицы в течение 12 месяцев, а с учетом неоднократности этих периодов — в течение 18 месяцев. А при не предоставлении оплачиваемой подходящей работы безработный имеет право и по истечении 18 месяцев на повторное получение пособия в размере минимальной оплаты труда.

 

               Заключение

 

Государство гарантирует  гражданам, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, свободу выбора вида занятости, содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве, обучение новой профессии, повышение квалификации, компенсацию в связи с направлением на работу в другую местность, участие в общественной работе на платной основе. Обозначенные гарантии детализируются в Законе РФ от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 20 апреля 1996 г. «О занятости населения в Российской Федерации» с последующими изменениями и дополнениями). 

 Законодательство  определяет занятость населения  как деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащих законодательству, и приносящую трудовой доход в виде заработка.        

 Государство содействует  трудоустройству граждан. С 2001 г. эта политика изменилась. Ликвидирован  Фонд занятости, в который предприятия  отчисляли взносы, и из которого  выплачивалось пособие по безработице.  Теперь установлено единое пособие по безработице, равное прожиточному минимуму, а ищущим работу минимальная оплата труда, и эти средства  выделяются из федерального бюджета. Ужесточились и требования к безработным. Однако основные принципы государственной политики  остаются, это:

1) обеспечение всем  гражданам равных возможностей  на свободный труд. 

2) поддержка трудовой  и предпринимательской инициативы  граждан, содействие развитию  их способностей.

3) обеспечение социальной  защиты в области занятости,  создание мер  для особо нуждающихся в социальной защите, т.е. помогать в трудоустройстве.

4) создание условий,  обеспечивающих достойную жизнь  и развитие человека.

5) поощрение работодателей,  сохраняющих рабочие места и  создающих новые.

6) координация мер  по занятости населения с другими службами: социальным обеспечением, предупреждение инфляции, роста цен и т.д.

7)  развитие трудовых  ресурсов.

8)  сокращение безработицы. 

Информация о работе Основные направления государственной политики в сфере занятости