Особенности регулирования труда педагогических работников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2015 в 12:57, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение и изучение особенностей труда педагогических работников через призму трудового законодательства РФ. Для достижения цели работы поставлен ряд задач:
- рассмотреть особенности заключения и прекращения трудовых договоров с педагогическими работниками;
- раскрыть вопрос продолжительности рабочего время и время отдыха педагогических работников;
- изучить процесс аттестации педагогических работников;
- исследовать оплату труда педагогических работников;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1.Заключение и прекращение трудового договора с педагогическими работниками……………………………………………………………………….4
1.1.Заключение трудового договора с педагогическими работниками………4
1.2.Прекращение трудового договора с педагогическими работниками…….12
Глава 2.Время работы и отдыха педагогических работников………………..15
2.1. Рабочее время педагогических работников……………………………….15
2.2. Время отдыха педагогических работников………………………………..18
Глава 3.Аспекты нормативно - правового регулирования труда педагогических работников……………………………………………………..20
3.1.Аттестация педагогических работников…………………………………...20
3.2.Оплата труда педагогических работников…………………………………23
Заключение……………………………………………………………………….28
Список используемой литературы…………………………………………

Файлы: 1 файл

трудовое.docx

— 58.14 Кб (Скачать файл)

К особенностям режима рабочего времени и времени отдыха относится также порядок предоставления работникам выходных дней. Они устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, графиками работы или коллективным договором с учетом режима деятельности образовательного учреждения (пяти-, шестидневная рабочая неделя). При этом дни недели, свободные для педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения учебных занятий по расписанию, но не установленные ПВТР в качестве выходных, являются для педагогического работника рабочими. Они используются для повышения квалификации, самообразования, подготовки к занятиям и т.п.

Предоставление ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска педагогическим работникам предусмотрено ст.334 ТК РФ.

Продолжительность такого отпуска (от 36 рабочих до 56 календарных дней) в зависимости от вида образовательного учреждения и должности, занимаемой педагогическим работником.

Право на использование этого отпуска педагогические работники приобретают по общему правилу - по истечении шести месяцев непрерывной работы в одной организации (ст.122 ТК РФ).

Педагогические работники, имеющие право на предоставление им ежегодного основного удлиненного отпуска, могут по соглашению с работодателем получить денежную компенсацию за часть отпуска, превышающую 28 календарных дней (ст.126 ТК РФ).

Предоставление ежегодного основного оплачиваемого отпуска педагогическим работникам и замена его части денежной компенсацией производятся в соответствии с общими правилами предоставления отпусков.

Особенностью предоставления отпусков педагогическим работникам является предоставление их преимущественно в период летних каникул.

Право педагогических работников образовательного учреждения на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы предусмотрен ст.335 ТК РФ и п.5 ст.55 Закона об образовании.

Очередность предоставления, конкретную продолжительность и оплату длительных отпусков определяет образовательное учреждение. Отпуск предоставляется на основании заявления работника и оформляется приказом.

Длительный отпуск может предоставляться педагогическому работнику в любое время при условии, что это не отразится отрицательно на деятельности образовательного учреждения.

На период нахождения в отпуске за работником сохраняется место работы (должность) и педагогическая нагрузка. Увольнение по инициативе работодателя возможно только в случае полной ликвидации образовательного учреждения. В случае болезни работника отпуск продляется на число дней нетрудоспособности.

 

Глава 3.Аспекты нормативно - правового регулирования труда педагогических работников

3.1. Аттестация педагогических работников

Действующие системы оплаты труда педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений предусматривают дифференциацию уровня оплаты в зависимости от квалификации. Для определения уровня профессиональной компетентности работника, того, отвечает ли он предъявляемым к квалификационным категориям требованиям, а также для подтверждения соответствия работника занимаемой должности проводится аттестация.

Аттестация проводится на основании Приказа Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. №276 
"Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность".8

Аттестация педагогических работников проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию педагогических работников в целях установления квалификации. 
Аттестация проводится аттестационными комиссиями, которые формируются органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим управление в сфере образования, или федеральными органами исполнительной власти в зависимости от того, в чьем ведении находятся образовательные учреждения.

Аттестация с целью подтверждения соответствия педагогических работников, не имеющих квалификационных категорий (первой или высшей), занимаемым должностям проводится один раз в 5 лет. Не подлежат аттестации:

- педагогические работники, проработавшие в занимаемой должности  менее двух лет;

- беременные женщины; женщины, находящиеся в отпуске по беременности  и родам; педагогические работники, находящиеся в отпуске по уходу  за ребенком до достижения  им возраста трех лет.

Основанием для проведения аттестации с целью подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям является представление работодателя.

Профессиональные и деловые качества аттестуемого работника, а также результаты его профессиональной деятельности оцениваются аттестационной комиссией на основании:

         - представления работодателя;

         - предоставленных работником сведений, характеризующих его трудовую деятельность в период после предыдущей аттестации;

        - в случае несогласия работника с представлением работодателя – заявление работника с соответствующим обоснованием;

        - письменных квалификационных испытаний.

По результатам аттестации педагогического работника с целью подтверждения соответствия должности комиссия принимает одно из следующих решений:

- соответствует занимаемой  должности (указывается должность  работника);

- не соответствует занимаемой  должности (указывается должность  работника).

Если работник признан не соответствующим занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, трудовой договор с ним может быть расторгнут согласно п.3 ч.1 ст.81 ТК РФ.

Для проведения аттестации аттестационной комиссией создаются экспертные группы, осуществляющие всесторонний анализ результатов профессиональной деятельности работника и предоставляющие комиссии соответствующее экспертное заключение.

По результатам аттестации комиссия принимает одно из следующих решений:

а) уровень квалификации (указывается должность) соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории;

б) уровень квалификации (указывается должность) не соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории.

Если уровень квалификации педагогического работника признан не соответствующим требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории, за ним сохраняется первая квалификационная категория до завершения срока ее действия.

В трудовую книжку работника вносится запись о присвоении ему категории.

Установленная на основании аттестации квалификационная категория действительна в течение пяти лет. Обратиться в аттестационную комиссию с заявлением о присвоении высшей квалификационной категории работник может не раньше чем через 2 года после того, как ему присвоена первая категория.

Педагогический работник вправе обжаловать результаты аттестации. Для этого он должен обратиться в комиссию по индивидуальным трудовым спорам в учреждении или в суд.

 

3.2. Оплата труда педагогических работников

Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда (ст.135 ТК РФ). Системы оплаты труда (размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера, системы премирования) устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.

         Согласно подпункту 10 п.2 ст.32 Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. От 31.12. 2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в РФ».9 заработную плату работников образовательного учреждения, в том числе надбавки и доплаты к должностным окладам, порядок и размеры премирования устанавливает непосредственно образовательное учреждение. Применительно к государственным и муниципальным образовательным учреждениям указанная норма реализуется с учетом специфики установления систем оплаты труда работников таких учреждений. Это означает, что системы оплаты устанавливаются:

а) в федеральных образовательных государственных учреждениях – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;

б) в государственных образовательных учреждениях субъектов РФ – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ;

в) в муниципальных образовательных учреждениях – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008  №583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» с 1 декабря 2008 г., для работников федеральных бюджетных учреждений, в том числе образовательных, введены новые системы оплаты труда.

Переход на новые системы оплаты труда подразумевает:

1) отказ от Единой тарифной  сетки;

2) дифференциацию оплаты  труда работников бюджетных учреждений  с учетом:

- специфики трудовых функций  в зависимости от сферы деятельности, должности (профессии);

- уровня квалификации  и профессиональной компетенции;

- качества, эффективности  и результативности труда конкретных  работников.

3) расширение полномочий  бюджетных учреждений в вопросах  распределения фонда оплаты труда.

Система оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, в том числе образовательных, включает:

1) оклады (должностные оклады), ставки заработной платы;

2) компенсационные выплаты;

3) стимулирующие выплаты.

Должностные оклады и ставки заработной платы выплачиваются за выполнение обязанностей, определяемых трудовыми договорами, должностными инструкциями, квалификационными характеристиками и иными документами. Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются руководителем образовательного учреждения. При этом учитываются сложность и объем выполняемой работы.

В состав заработной платы педагогических работников входят также компенсационные и стимулирующие выплаты.

К выплатам компенсационного характера в соответствии с Перечнем видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 05.11.2013 №82210, относятся:

- выплаты работникам, занятым  на тяжелых работах, работах с  вредными и (или) опасными и иными  особыми условиями труда;

- выплаты за работу  в местностях с особыми климатическими  условиями;

- выплаты за работу  в условиях, отклоняющихся от  нормальных (при выполнении работ  различной квалификации, совмещении  профессий (должностей), сверхурочной  работе, работе в ночное время  и при выполнении работ в  других условиях, отклоняющихся  от нормальных);

К числу компенсационных выплат на практике также относятся доплаты и надбавки за классное руководство, заведование кабинетом, проверку тетрадей и другие.

Размеры и условия осуществления компенсационных выплат в конкретном образовательном учреждении устанавливаются коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, а также перечнем видов выплат компенсационного характера, если он принят учредителем.

К выплатам стимулирующего характера относятся:

- выплаты за интенсивность  и высокие результаты работы;

- выплаты за качество  выполняемых работ;

- выплаты за стаж непрерывной  работы, выслугу лет;

- премиальные выплаты  по итогам работы.

Отличительной особенностью таких выплат является то, что они производятся не за выполнение должностных обязанностей, а за результативность и эффективность работы. Как следствие, эти выплаты не гарантированы всем работникам, право на их получение имеют те, кто достиг в работе показателей и результатов, выходящих за рамки стандартных.

Согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ от 03.04.2003 № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников», учителям общеобразовательных учреждений и преподавателям педагогических училищ и педагогических колледжей, учебная нагрузка которых, по не зависящим от них причинам, уменьшается в течение учебного года по сравнению с установленной, выплачивается:

- заработная плата за  фактическое число часов, если  оставшаяся нагрузка выше установленной  нормы за ставку;

Информация о работе Особенности регулирования труда педагогических работников