Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2015 в 12:57, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение и изучение особенностей труда педагогических работников через призму трудового законодательства РФ. Для достижения цели работы поставлен ряд задач:
- рассмотреть особенности заключения и прекращения трудовых договоров с педагогическими работниками;
- раскрыть вопрос продолжительности рабочего время и время отдыха педагогических работников;
- изучить процесс аттестации педагогических работников;
- исследовать оплату труда педагогических работников;
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1.Заключение и прекращение трудового договора с педагогическими работниками……………………………………………………………………….4
1.1.Заключение трудового договора с педагогическими работниками………4
1.2.Прекращение трудового договора с педагогическими работниками…….12
Глава 2.Время работы и отдыха педагогических работников………………..15
2.1. Рабочее время педагогических работников……………………………….15
2.2. Время отдыха педагогических работников………………………………..18
Глава 3.Аспекты нормативно - правового регулирования труда педагогических работников……………………………………………………..20
3.1.Аттестация педагогических работников…………………………………...20
3.2.Оплата труда педагогических работников…………………………………23
Заключение……………………………………………………………………….28
Список используемой литературы…………………………………………
К особенностям режима рабочего времени и времени отдыха относится также порядок предоставления работникам выходных дней. Они устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, графиками работы или коллективным договором с учетом режима деятельности образовательного учреждения (пяти-, шестидневная рабочая неделя). При этом дни недели, свободные для педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения учебных занятий по расписанию, но не установленные ПВТР в качестве выходных, являются для педагогического работника рабочими. Они используются для повышения квалификации, самообразования, подготовки к занятиям и т.п.
Предоставление ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска педагогическим работникам предусмотрено ст.334 ТК РФ.
Продолжительность такого отпуска (от 36 рабочих до 56 календарных дней) в зависимости от вида образовательного учреждения и должности, занимаемой педагогическим работником.
Право на использование этого отпуска педагогические работники приобретают по общему правилу - по истечении шести месяцев непрерывной работы в одной организации (ст.122 ТК РФ).
Педагогические работники, имеющие право на предоставление им ежегодного основного удлиненного отпуска, могут по соглашению с работодателем получить денежную компенсацию за часть отпуска, превышающую 28 календарных дней (ст.126 ТК РФ).
Предоставление ежегодного основного оплачиваемого отпуска педагогическим работникам и замена его части денежной компенсацией производятся в соответствии с общими правилами предоставления отпусков.
Особенностью предоставления отпусков педагогическим работникам является предоставление их преимущественно в период летних каникул.
Право педагогических работников образовательного учреждения на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы предусмотрен ст.335 ТК РФ и п.5 ст.55 Закона об образовании.
Очередность предоставления, конкретную продолжительность и оплату длительных отпусков определяет образовательное учреждение. Отпуск предоставляется на основании заявления работника и оформляется приказом.
Длительный отпуск может предоставляться педагогическому работнику в любое время при условии, что это не отразится отрицательно на деятельности образовательного учреждения.
На период нахождения в отпуске за работником сохраняется место работы (должность) и педагогическая нагрузка. Увольнение по инициативе работодателя возможно только в случае полной ликвидации образовательного учреждения. В случае болезни работника отпуск продляется на число дней нетрудоспособности.
Глава 3.Аспекты нормативно - правового регулирования труда педагогических работников
3.1. Аттестация педагогических работников
Действующие системы оплаты труда педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений предусматривают дифференциацию уровня оплаты в зависимости от квалификации. Для определения уровня профессиональной компетентности работника, того, отвечает ли он предъявляемым к квалификационным категориям требованиям, а также для подтверждения соответствия работника занимаемой должности проводится аттестация.
Аттестация проводится на основании
Приказа Министерства образования и науки
РФ от 7 апреля 2014 г. №276
"Об утверждении Порядка проведения
аттестации педагогических работников
организаций, осуществляющих образовательную
деятельность".8
Аттестация педагогических
работников проводится в целях подтверждения
соответствия педагогических работников
занимаемым ими должностям на основе оценки
их профессиональной деятельности и по
желанию педагогических работников в
целях установления квалификации.
Аттестация проводится аттестационными
комиссиями, которые формируются органом
исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим
управление в сфере образования, или федеральными
органами исполнительной власти в зависимости
от того, в чьем ведении находятся образовательные
учреждения.
Аттестация с целью подтверждения соответствия педагогических работников, не имеющих квалификационных категорий (первой или высшей), занимаемым должностям проводится один раз в 5 лет. Не подлежат аттестации:
- педагогические работники,
проработавшие в занимаемой
- беременные женщины; женщины,
находящиеся в отпуске по
Основанием для проведения аттестации с целью подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям является представление работодателя.
Профессиональные и деловые качества аттестуемого работника, а также результаты его профессиональной деятельности оцениваются аттестационной комиссией на основании:
- представления работодателя;
- предоставленных работником сведений, характеризующих его трудовую деятельность в период после предыдущей аттестации;
- в случае несогласия работника с представлением работодателя – заявление работника с соответствующим обоснованием;
- письменных квалификационных испытаний.
По результатам аттестации педагогического работника с целью подтверждения соответствия должности комиссия принимает одно из следующих решений:
- соответствует занимаемой должности (указывается должность работника);
- не соответствует занимаемой должности (указывается должность работника).
Если работник признан не соответствующим занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, трудовой договор с ним может быть расторгнут согласно п.3 ч.1 ст.81 ТК РФ.
Для проведения аттестации аттестационной комиссией создаются экспертные группы, осуществляющие всесторонний анализ результатов профессиональной деятельности работника и предоставляющие комиссии соответствующее экспертное заключение.
По результатам аттестации комиссия принимает одно из следующих решений:
а) уровень квалификации (указывается должность) соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории;
б) уровень квалификации (указывается должность) не соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории.
Если уровень квалификации педагогического работника признан не соответствующим требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории, за ним сохраняется первая квалификационная категория до завершения срока ее действия.
В трудовую книжку работника вносится запись о присвоении ему категории.
Установленная на основании аттестации квалификационная категория действительна в течение пяти лет. Обратиться в аттестационную комиссию с заявлением о присвоении высшей квалификационной категории работник может не раньше чем через 2 года после того, как ему присвоена первая категория.
Педагогический работник вправе обжаловать результаты аттестации. Для этого он должен обратиться в комиссию по индивидуальным трудовым спорам в учреждении или в суд.
3.2. Оплата труда педагогических работников
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда (ст.135 ТК РФ). Системы оплаты труда (размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера, системы премирования) устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно подпункту 10 п.2 ст.32 Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. От 31.12. 2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в РФ».9 заработную плату работников образовательного учреждения, в том числе надбавки и доплаты к должностным окладам, порядок и размеры премирования устанавливает непосредственно образовательное учреждение. Применительно к государственным и муниципальным образовательным учреждениям указанная норма реализуется с учетом специфики установления систем оплаты труда работников таких учреждений. Это означает, что системы оплаты устанавливаются:
а) в федеральных образовательных государственных учреждениях – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;
б) в государственных образовательных учреждениях субъектов РФ – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ;
в) в муниципальных образовательных учреждениях – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 №583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» с 1 декабря 2008 г., для работников федеральных бюджетных учреждений, в том числе образовательных, введены новые системы оплаты труда.
Переход на новые системы оплаты труда подразумевает:
1) отказ от Единой тарифной сетки;
2) дифференциацию оплаты
труда работников бюджетных
- специфики трудовых функций
в зависимости от сферы
- уровня квалификации
и профессиональной
- качества, эффективности
и результативности труда
3) расширение полномочий
бюджетных учреждений в
Система оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, в том числе образовательных, включает:
1) оклады (должностные оклады), ставки заработной платы;
2) компенсационные выплаты;
3) стимулирующие выплаты.
Должностные оклады и ставки заработной платы выплачиваются за выполнение обязанностей, определяемых трудовыми договорами, должностными инструкциями, квалификационными характеристиками и иными документами. Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются руководителем образовательного учреждения. При этом учитываются сложность и объем выполняемой работы.
В состав заработной платы педагогических работников входят также компенсационные и стимулирующие выплаты.
К выплатам компенсационного характера в соответствии с Перечнем видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 05.11.2013 №82210, относятся:
- выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;
- выплаты за работу
в местностях с особыми
- выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных);
К числу компенсационных выплат на практике также относятся доплаты и надбавки за классное руководство, заведование кабинетом, проверку тетрадей и другие.
Размеры и условия осуществления компенсационных выплат в конкретном образовательном учреждении устанавливаются коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, а также перечнем видов выплат компенсационного характера, если он принят учредителем.
К выплатам стимулирующего характера относятся:
- выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;
- выплаты за качество выполняемых работ;
- выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет;
- премиальные выплаты по итогам работы.
Отличительной особенностью таких выплат является то, что они производятся не за выполнение должностных обязанностей, а за результативность и эффективность работы. Как следствие, эти выплаты не гарантированы всем работникам, право на их получение имеют те, кто достиг в работе показателей и результатов, выходящих за рамки стандартных.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ от 03.04.2003 № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников», учителям общеобразовательных учреждений и преподавателям педагогических училищ и педагогических колледжей, учебная нагрузка которых, по не зависящим от них причинам, уменьшается в течение учебного года по сравнению с установленной, выплачивается:
- заработная плата за
фактическое число часов, если
оставшаяся нагрузка выше
Информация о работе Особенности регулирования труда педагогических работников