Особенности регулирования труда педагогических работников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 11:21, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена тем, что в период общей модернизации российского законодательства, который происходит на наших глазах, законодатель особое внимание уделяет сфере образования. Образовательная политика является приоритетной в Российской Федерации. В реализации этого направления особую роль играет педагогический работник. В связи с этим особенности регулирования труда педагогических работников стала темой моей курсовой работы.

Содержание работы

Введение 4
1 Правового регулирования системы образования Российской Федерации 6
2 Аспекты нормативно - правового регулирования труда педагогических
работников 13
2.1 Заключение трудового договора с педагогическими работниками 13
2.2 Рабочее время педагогических работников 19
2.3 Аттестация педагогических работников 22
2.4 Оплата труда педагогических работников 25
2.5 Прекращение трудового договора с педагогическими
работниками 30
Заключение 33
Список использованных источников 35

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение                                4

1 Правового регулирования системы образования Российской Федерации        6

2 Аспекты нормативно - правового регулирования труда педагогических

работников                                                                                                     13

2.1 Заключение трудового договора с педагогическими работниками     13

2.2 Рабочее время педагогических работников                                       19

2.3 Аттестация педагогических работников                                         22

2.4 Оплата труда педагогических работников                                             25

2.5 Прекращение трудового договора с педагогическими

      работниками                                                                                               30

Заключение                                                                                    33

Список использованных источников                                 35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена тем, что  в период общей модернизации российского  законодательства, который происходит на наших глазах, законодатель особое внимание уделяет сфере образования. Образовательная политика является приоритетной в Российской Федерации. В реализации этого направления особую роль играет педагогический работник. В связи с этим особенности регулирования труда педагогических работников стала темой моей курсовой работы.

Во-первых, нормы образовательного законодательства должны стать надежными юридическими гарантиями реализации закрепленного на конституционном уровне права каждого на образование. Положения ст. 43 Конституции РФ, раскрывающие конституционную формулу «каждый имеет право на образование», находят развитие в актах образовательного законодательства.

Во-вторых, нормы образовательного законодательства регулируют ту сферу  общественных отношений, в которую  сегодня, не будет преувеличением сказать, вовлечено все российское общество, все его возрастные группы. Концепция непрерывного образования, провозглашенная ЮНЕСКО в 1972 г. и успешно реализуемая сегодня во многих странах мира, многократно увеличивает число участников образовательных отношений.

В-третьих, образование  представляет собой огромную по своим масштабам отрасль российской экономики, грандиозный имущественный комплекс, нуждающийся, с одной стороны, в регламентации возникающих в сфере образования гражданских и трудовых отношений, а с другой – в достойном и бесперебойном финансировании, без которого невозможно предоставление качественных образовательных услуг. Вот почему современное образовательное право формируется как комплексная отрасль российского законодательства, объединяющая нормы различной правовой принадлежности – гражданского, семейного, трудового, административного и других отраслей права.

Целью данной работы является рассмотрение и изучение особенностей труда педагогических работников через  призму трудового законодательства РФ. Для достижения цели работы поставлен  ряд задач:

- рассмотреть особенности заключения трудовых договоров с педагогическими работниками;

- раскрыть вопрос  продолжительности рабочего время;

- изучить процесс  аттестации педагогических работников;

- исследовать оплату  труда педагогических работников;

- рассмотреть особенности прекращение трудового договора с педагогическими работниками.

Предметом выступают  трудовые отношения педагогических работников. При изучении предмета курсовой работы использовались следующие  методы: анализ литературы, нормативно-правовой документации, изучение отечественной практики, аналогия, классификация.

Гипотеза: законодательное  регулирование трудовых отношений  педагогических работников имеет ряд  особенностей, отличающих эту категорию  работников от других

В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Правового регулирования системы образования Российской Федерации

 

Система законодательства формируется в длительном процессе разработки правовых норм, обнародования  их в официальных актах и систематизации этих актов, имеет сложную структуру. Выделяют вертикальную, федеративную и комплексную структуры законодательства.

Вертикальная структура  законодательства строится на основе иерархии нормативных правовых актов  по их юридической силе. На вершине системы нормативных правовых актов Российской Федерации находится Конституция, ниже – законы, указы Президента, постановления Правительства, нормативные акты местных органов власти.

В федеративной структуре  законодательства в соответствии со статьей 65 Конституции Российской Федерации выделяются следующие уровни нормативных правовых актов Российской Федерации: федеральное законодательство; законодательство субъектов Российской Федерации; законодательство органов местного самоуправления.

Нормативно-правовые акты обладают как общими признаками, характеризующими все правовые акты, так и специфичными, отличающими их от иных видов правовых актов. Общие признаки нормативно-правовых актов:

  1. имеют государственно-властную природу,
  2. исходят от компетентных органов государства,
  3. существуют в форме официальных документов со всеми необходимыми атрибутами,
  4. обязательны для исполнения и поддерживаются силой государственного принуждения в случае их нарушения

Основным критерием  классификации нормативно-правовых актов является юридическая сила нормативного акта.

В зависимости от юридической  силы все нормативно-правовые акты делятся на две группы: 1) законы; 2) подзаконные акты.

Признаки закона:

1) закон является разновидностью  нормативно-правовых актов, следовательно, обладает всеми признаками нормативных актов, равно как и правовых актов, в целом;

2) первичный характер  закона означает, что он исходит  от представительного правотворческого  органа, следовательно, в той или  иной мере выражает волю народа. Первичный характер закона означает его «самодостаточность», ему не нужны иные основания для функционирования, наоборот, он сам является основанием для всех иных актов и всей юридической деятельности в государстве;

3) высшая юридическая  сила – важнейший признак закона. Высшая юридическая сила закона означает, что все иные правовые акты издаются, во-первых, на основе закона; во-вторых, во исполнение закона; в-третьих, не могут противоречить закону;

4) законы принимаются  в особом порядке, подробно  регламентированном конституцией и законодательными актами. Порядок принятия закона отличается усложненностью, чем законотворчество отличается от иных видов правотворчества;

5) законы принимаются  высшими представительными (законодательными) органами государства, только  эти органы обладают правом принимать законы.

6) закон должен регулировать  важнейшие общественные отношения. (взаимодействие граждан и органов  государства, полномочия государственных  органов, их классификация и  т.д).

Особые свойства закона позволяют ему быть демократичным источником права, выражающим волю и интересы народа. Закон должен выражать принципы права, идею приоритета прав и свобод человека, демократические начала общественного и государственного устройства. Правовые законы составляют основу правового государства. Поэтому столь важно добиться реального верховенства закона в системе правовых актов государства, сделать закон действительно ведущим, основным источником права.

Классификация образовательного законодательства Российской Федерации:

Система внутригосударственных источников, регулирующих отношения в сфере образования, формируется на трех уровнях – федеральном, региональном (уровне субъекта Российской Федерации) и местном (муниципальном).

Существующая на данный момент трехуровневая система «внутригосударственных» источников образовательного права сформировалась сравнительно недавно – с 1 января 2006г., когда вступил в силу Федеральный закон от 31.12.2002 № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий». Действовавшая до этого редакция ст.1 Федерального закона «Об образовании» предполагала возможность нормативно-правового регулирования отношений в области образования только на федеральном уровне.

Федеральные источники образовательного права, регулирующие отношения в сфере образования, представлены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними подзаконными нормативными актами.

На федеральном уровне законодательная основа правового  регулирования отношений в сфере образования представлена:

  1. Конституцией РФ;
  2. Законом РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»;
  3. Федеральным законом от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»;
  4. иными «профильными» федеральными законами, т.е. законами, принятыми для регулирования отношений, складывающихся исключительно в области образования;
  5. «непрофильными» законами, содержащими отдельные нормы, регулирующие отношения в сфере образования.

Более подробный анализ законодательства об образовании позволяет сделать некоторые выводы.

Наряду со ст. 43, отдельные  положения, регулирующие отношения  в области высшего и послевузовского  образования, содержатся и в других статьях Основного закона Российской Федерации:

  1. в ст. 72 (п. 1) в ст. 114
  2. Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании». Закон РФ «Об образовании» регулирует систему общественных отношений в области образования, под которым законодатель понимает «целенаправленный процесс воспитания и обучения человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)».
  3. Сводный анализ этих изменений представлен в Федеральном законе от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Принятый через четыре года после появления «базового» закона – Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об  образовании», – он развил, конкретизировал  и уточнил основные положения  Закона РФ «Об образовании» применительно  к сфере высшего и послевузовского образования.

  1. Иные «профильные» федеральные законы. Среди актов российского законодательства, регулирующих отношения в сфере образования, наряду с Федеральными законами «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», могут находиться и другие законодательные акты, принятые для регулирования отношений, складывающихся исключительно в сфере образования.5. «Непрофильные» законы, содержащие правовые нормы, которыми регулируются отношения в сфере высшего и послевузовского образования.

Эти законы занимают особое место в механизме правового  регулирования отношений в сфере  образования. Большое количество таких  законов, их «разнокалиберность» (в  одних законах содержится одна –  две статьи по образовательной проблематике, в других – целые главы), частые случаи столкновений норм таких законов с нормами, содержащимися в «профильных» законах об образовании:

а) федеральные законы, в которых регламентируются общие  вопросы организации образования  в Российской Федерации 

б) федеральные законы, в которых содержатся нормы о специальных видах (направлениях) образования

в) федеральные законы, в которых устанавливаются различные  льготы участникам образовательных  отношений 

г) федеральные законы, регулирующие трудовые отношения и  определяющие порядок социального обеспечения участников образовательных правоотношений

д) федеральные законы, регулирующие отношения в сфере  экономики и финансов образования.

Подзаконные нормативные  правовые акты, регулирующие на федеральном  уровне отношения в сфере высшего и послевузовского профессионального образования, могут быть объединены по принципу убывания юридической силы в следующие группы:

1. Указы Президента  РФ, среди которых в свою очередь  можно выделить:

а) указы, принятые исключительно  для регулирования отношений в сфере образования (например, Указы Президента РФ от 11.07.1991 № 1 «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР»);

б) указы, содержащие отдельные  положения, которые касаются проблематики образования (например, основы организации  государственного управления системой образования закреплены в Указах Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»;).

Информация о работе Особенности регулирования труда педагогических работников