Особенности регулирования труда педагогических работников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 11:21, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена тем, что в период общей модернизации российского законодательства, который происходит на наших глазах, законодатель особое внимание уделяет сфере образования. Образовательная политика является приоритетной в Российской Федерации. В реализации этого направления особую роль играет педагогический работник. В связи с этим особенности регулирования труда педагогических работников стала темой моей курсовой работы.

Содержание работы

Введение 4
1 Правового регулирования системы образования Российской Федерации 6
2 Аспекты нормативно - правового регулирования труда педагогических
работников 13
2.1 Заключение трудового договора с педагогическими работниками 13
2.2 Рабочее время педагогических работников 19
2.3 Аттестация педагогических работников 22
2.4 Оплата труда педагогических работников 25
2.5 Прекращение трудового договора с педагогическими
работниками 30
Заключение 33
Список использованных источников 35

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)

- работа за дополнительную оплату  в том же образовательном учреждении  сверх установленной нормы часов  педагогической работы за ставку  заработной платы, в том числе  часы замены педагогических работников, отсутствующих по болезни и другим причинам.

Эти виды работ могут выполняться  с согласия работодателя в основное рабочее время.

Выполнение указанных  видов работы не требует заключения отдельного трудового договора и  может возлагаться на педагогических работников с их согласия приказом (распоряжением) работодателя. В этом случае педагогический работник, как  и любой другой, имеет право отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель - отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня (ст. 60.2 ТК РФ).

Выполнение работы, которая  не является совместительством, может быть оформлено и иным образом. Для этого в трудовой договор по основной работе вносится условие о том, что работник принимает на себя обязанности выполнять наряду с обусловленной трудовым договором трудовой функцией дополнительную работу (указывается, какую, в каком объеме и каковы условия ее оплаты). В этом случае работник освобождается от дополнительной работы путем изменения условий трудового договора в порядке, установленном ст.72, 74 ТК РФ.

 

2.2 Рабочее время педагогических работников

 

На основании ст.91 ТК РФ рабочее время - это время, в течение которого работник согласно правилам внутреннего трудового распорядка и условиям трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ относятся к рабочему.

Для педагогических работников установлена сокращенная продолжительность  рабочего времени не более 36 часов  в неделю (ст.333 ТК РФ). Аналогичная норма относительно рабочего времени педагогических работников образовательных учреждений содержится в ст.55 Закона об образовании.

Объем учебной нагрузки учителей устанавливается исходя из количества часов по федеральному государственному образовательному стандарту, учебному плану и программам, обеспеченности кадрами, других конкретных условий в данном образовательном учреждении. Этот объем определяется до фактического начала нового учебного года. Учебная нагрузка конкретного работника, объем которой больше или меньше нормы часов за ставку заработной платы, устанавливается только с письменного согласия работника. Верхний предел учебной нагрузки ограничивается в случаях, предусмотренных типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида.

Объем учебной нагрузки конкретного работника указывается  в его трудовом договоре (ст.333 ТК РФ, ст.55 Закона об образовании). Соответственно, изменение учебной нагрузки означает изменение условий трудового договора и может быть произведено только по письменному соглашению сторон.

При установлении на новый  учебный год учебной нагрузки учителей и других педагогических работников, для которых данное общеобразовательное  учреждение является местом основной работы, как правило, сохраняется  ее объем и преемственность преподавания предметов в классах.

Об изменении учебной  нагрузки в новом учебном году администрация образовательного учреждения обязана предупредить работника  не позднее чем за два месяца до его начала (ст.74 ТК РФ).

Установленный для педагогического работника объем учебной нагрузки определяет нормированную часть его рабочего времени. При этом количеству часов учебной нагрузки соответствует количество проводимых учебных занятий продолжительностью, не превышающей 45 минут.

Другая часть педагогической работы учителей, не конкретизированная по количеству часов, регулируется графиками и планами работы, в т.ч. личными планами педагогического работника. Такая работа включает:

- выполнение обязанностей, связанных с работой педагогических, методических советов, с проведением родительских собраний, консультаций, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой;

- организацию и проведение  методической, диагностической и  консультативной помощи родителям  (законным представителям), семьям, обучающим детей на дому в  соответствии с медицинским заключением;

- время на непосредственную  подготовку к работе по обучению  и воспитанию, изучению индивидуальных способностей обучающихся, воспитанников, их интересов, склонностей, семейных обстоятельств и жилищно-бытовых условий;

- периодические кратковременные  дежурства в образовательном  учреждении в период образовательного  процесса. Указанные дежурства осуществляются в соответствии с графиком. При его составлении во избежание случаев длительного дежурства или дежурства в дни, когда учебная нагрузка отсутствует или незначительна, учитывается сменность работы образовательного учреждения, рабочий режим каждого педагогического работника в соответствии с расписанием учебных занятий и общим планом мероприятий, а также другие особенности.

Дни недели, свободные  для педагогических работников, ведущих  преподавательскую работу, от проведения учебных занятий и выполнения иных обязанностей, которые регулируются графиками и планами, педагогические работники могут использовать для повышения квалификации, самообразования, подготовки к занятиям, в качестве так называемых методических дней и т.п.

Период каникул или период отмены учебных занятий по санитарно-эпидемиологическим и иным основаниям является для педагогических работников рабочим временем.

В целом режим рабочего времени педагогических работников и других работников образовательных  учреждений определяется с учетом режима деятельности этих учреждений и устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, графиками работы, коллективным договором в соответствии с действующим законодательством.

В трудовом договоре условие о режиме работы и времени отдыха указывается в случае, если для данного работника он отличается от установленного общими правилами, которые действуют у работодателя (абз. 6 ч.2 ст.57 ТК РФ).

Работник должен быть ознакомлен под роспись с Правилами внутреннего трудового распорядка, расписанием занятий, графиками работы, дежурств и иными нормативными документами, регламентирующими режим его рабочего времени и времени отдыха (ст.68 ТК РФ).

 

2.3 Аттестация педагогических работников

 

Действующие системы оплаты труда педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений предусматривают дифференциацию уровня оплаты в зависимости от квалификации. Для определения уровня профессиональной компетентности работника, того, отвечает ли он предъявляемым к квалификационным категориям требованиям, а также для подтверждения соответствия работника занимаемой должности проводится аттестация.

С 1 января 2011 г. действует Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, установленный Приказом Минобрнауки России от 24.03.2010 N209 "О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений".

В соответствии с Порядком аттестации она проводится в двух случаях:

1) для подтверждения  соответствия педагогических работников, не имеющих квалификационных  первой или высшей категорий,  занимаемым ими должностям;

2) для установления  соответствия уровня квалификации  педагогических работников требованиям  к квалификационным категориям (первой или высшей).

Аттестация проводится аттестационными комиссиями, которые  формируются органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим управление в сфере образования, или федеральными органами исполнительной власти в зависимости от того, в чьем ведении находятся образовательные учреждения (п.5 Порядка аттестации).

Аттестация с целью  подтверждения соответствия педагогических работников, не имеющих квалификационных категорий (первой или высшей), занимаемым должностям проводится один раз в 5 лет. Не подлежат аттестации:

- педагогические работники,  проработавшие в занимаемой должности  менее двух лет;

- беременные женщины;  женщины, находящиеся в отпуске  по беременности и родам; педагогические  работники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Основанием для проведения аттестации с целью подтверждения  соответствия пед. работников занимаемым ими должностям является представление  работодателя.

Профессиональные и  деловые качества аттестуемого работника, а также результаты его профессиональной деятельности оцениваются аттестационной комиссией на основании:

- представления работодателя;

- предоставленных работником  сведений, характеризующих его трудовую  деятельность в период после  предыдущей аттестации;

- в случае несогласия  работника с представлением работодателя - заявление работника с соответствующим  обоснованием;

- письменных квалификационных  испытаний.

По результатам аттестации педагогического работника с  целью подтверждения соответствия должности комиссия принимает одно из следующих решений:

- соответствует занимаемой  должности (указывается должность  работника);

- не соответствует  занимаемой должности (указывается  должность работника).

Если работник признан  не соответствующим занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, трудовой договор с ним может быть расторгнут согласно п.3 ч.1 ст.81 ТК РФ.

Для проведения аттестации аттестационной комиссией создаются  экспертные группы, осуществляющие всесторонний анализ результатов профессиональной деятельности работника и предоставляющие комиссии соответствующее экспертное заключение.

По результатам аттестации комиссия принимает одно из следующих  решений:

а) уровень квалификации (указывается должность) соответствует  требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории;

б) уровень квалификации (указывается должность) не соответствует  требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории.

Если уровень квалификации пед.работника признан не соответствующим требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории, за ним сохраняется первая квалификационная категория до завершения срока ее действия.

В трудовую книжку работника  вносится запись о присвоении ему  категории.

Установленная на основании  аттестации квалификационная категория действительна в течение пяти лет. Обратиться в аттестационную комиссию с заявлением о присвоении высшей квалификационной категории работник может не раньше чем через 2 года после того, как ему присвоена первая категория.

Педагогический работник вправе обжаловать результаты аттестации. Для этого он должен обратиться в комиссию по индивидуальным трудовым спорам в учреждении или в суд.

При переходе педагогического  работника в другое образовательное  учреждение квалификационная категория сохраняется в течение срока ее действия.

 

2.4 Оплата труда педагогических работников

 

Заработная плата работнику  устанавливается трудовым договором  в соответствии с действующей  у работодателя системой оплаты труда (ст.135 ТК РФ). Системы оплаты труда (размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера, системы премирования) устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно подпункту 10 п.2 ст.32 Закона РФ от 10.07.1992 N3266-1 "Об образовании" заработную плату работников образовательного учреждения, в том числе надбавки и доплаты к должностным окладам, порядок и размеры премирования устанавливает непосредственно образовательное учреждение. Применительно к государственным и муниципальным образовательным учреждениям указанная норма реализуется с учетом специфики установления систем оплаты труда работников таких учреждений. Это означает, что системы оплаты устанавливаются:

а) в федеральных образовательных  государственных учреждениях - коллективными  договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;

б) в государственных  образовательных учреждениях субъектов  РФ - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными  нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ;

в) в муниципальных  образовательных учреждениях - коллективными  договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными  нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Информация о работе Особенности регулирования труда педагогических работников