Особенности регулирования труда педагогических работников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 11:21, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена тем, что в период общей модернизации российского законодательства, который происходит на наших глазах, законодатель особое внимание уделяет сфере образования. Образовательная политика является приоритетной в Российской Федерации. В реализации этого направления особую роль играет педагогический работник. В связи с этим особенности регулирования труда педагогических работников стала темой моей курсовой работы.

Содержание работы

Введение 4
1 Правового регулирования системы образования Российской Федерации 6
2 Аспекты нормативно - правового регулирования труда педагогических
работников 13
2.1 Заключение трудового договора с педагогическими работниками 13
2.2 Рабочее время педагогических работников 19
2.3 Аттестация педагогических работников 22
2.4 Оплата труда педагогических работников 25
2.5 Прекращение трудового договора с педагогическими
работниками 30
Заключение 33
Список использованных источников 35

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)

Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" с 1 декабря 2008 г. для работников федеральных бюджетных учреждений, в том числе образовательных, введены новые системы оплаты труда.

Переход на новые системы  оплаты труда подразумевает:

1) отказ от Единой  тарифной сетки;

2) дифференциацию оплаты  труда работников бюджетных учреждений  с учетом:

- специфики трудовых  функций в зависимости от сферы  деятельности, должности (профессии);

- уровня квалификации и профессиональной компетенции;

- качества, эффективности  и результативности труда конкретных  работников.

3) расширение полномочий  бюджетных учреждений в вопросах  распределения фонда оплаты труда.

Согласно пункту 1 Положения N583 система оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, в том числе образовательных, включает:

1) оклады (должностные  оклады), ставки заработной платы;

2) компенсационные выплаты;

3) стимулирующие выплаты.

Должностные оклады и  ставки заработной платы выплачиваются за выполнение обязанностей, определяемых трудовыми договорами, должностными инструкциями, квалификационными характеристиками и иными документами. Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются руководителем образовательного учреждения. При этом учитываются сложность и объем выполняемой работы.

В состав заработной платы  педагогических работников входят также  компенсационные и стимулирующие  выплаты.

К выплатам компенсационного характера в соответствии с Перечнем видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 N822, относятся:

- выплаты работникам, занятым на тяжелых работах,  работах с вредными и (или)  опасными и иными особыми условиями труда;

- выплаты за работу  в местностях с особыми климатическими  условиями;

- выплаты за работу  в условиях, отклоняющихся от  нормальных (при выполнении работ  различной квалификации, совмещении  профессий (должностей), сверхурочной  работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных);

- надбавки за работу  со сведениями, составляющими государственную  тайну, их засекречиванием и  рассекречиванием, а также за  работу с шифрами.

К числу компенсационных  выплат на практике также относятся доплаты и надбавки за классное руководство, заведование кабинетом, проверку тетрадей и другие.

Размеры и условия  осуществления компенсационных  выплат в конкретном образовательном  учреждении устанавливаются коллективными  договорами, соглашениями и локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, а также перечнем видов выплат компенсационного характера, если он принят учредителем.

К выплатам стимулирующего характера относятся:

- выплаты за интенсивность  и высокие результаты работы;

- выплаты за качество  выполняемых работ;

- выплаты за стаж  непрерывной работы, выслугу лет;

- премиальные выплаты  по итогам работы.

Отличительной особенностью таких выплат является то, что они производятся не за выполнение должностных обязанностей, а за результативность и эффективность работы. Как следствие, эти выплаты не гарантированы всем работникам, право на их получение имеют те, кто достиг в работе показателей и результатов, выходящих за рамки стандартных.

Учебная нагрузка (педагогическая работа), объем которой больше или  меньше нормы часов за ставку заработной платы, устанавливается только с  письменного согласия работника.

Согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ от 03.04.2003 N191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников", учителям общеобразовательных учреждений и преподавателям педагогических училищ и педагогических колледжей, учебная нагрузка которых, по не зависящим от них причинам, уменьшается в течение учебного года по сравнению с установленной, выплачивается:

- заработная плата  за фактическое число часов,  если оставшаяся нагрузка выше  установленной нормы за ставку;

- заработная плата в размере ставки, если оставшаяся нагрузка ниже установленной нормы за ставку и если их невозможно догрузить другой педагогической работой;

- заработная плата,  установленная до снижения учебной  нагрузки, если она ниже нормы  за ставку и если работников невозможно догрузить другой педагогической работой.

Преподавателям учреждений начального профессионального и  среднего профессионального образования, учебная нагрузка которых по не зависящим  от них причинам уменьшается в  течение учебного года по сравнению с установленной, выплачивается заработная плата в размере, установленном при тарификации в начале учебного года. Соответственно, в последних двух случаях изменение учебной нагрузки не влечет за собой изменения условий оплаты труда.

Преподавательская работа сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы, выполняемая пед.работниками с их согласия, не является сверхурочной. Она оплачивается дополнительно соответственно получаемой ставке заработной платы в одинарном размере.

 

2.5 Прекращение трудового договора с педагогическими работниками

 

Общие основания прекращения  трудового договора, указанные в  ст. 77 ТК РФ, а также основания, приведенные  в ст. ст. 81, 83, 84 ТК РФ, при наличии  соответствующих обстоятельств  могут являться и основаниями  для прекращения трудовых договоров с педагогическими работниками.

Трудовой договор с  педагогическими работниками, в  чьи трудовые (должностные) обязанности  непосредственно входят воспитательные функции, может быть расторгнут по основанию, предусмотренному п.8 ч.1 ст.81 ТК РФ, - совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального поступка, несовместимого с продолжением данной работы.

Помимо оснований прекращения  трудового договора, предусмотренных гл.13 ТК РФ, по отношению к педагогическим работникам общеобразовательных учреждений такими основаниями являются:

1) повторное в течение  одного года грубое нарушение  устава образовательного учреждения (п.1 ст.336 ТК РФ, пп.1 п.4 ст.56 Закона об образовании);

2) применение, в том  числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника (п.2 ст.336 ТК РФ, пп.2 п.4. ст.56 Закона об образовании).

В приказе (распоряжении) о прекращении трудового договора, трудовой книжке и личной карточке в качестве основания прекращения трудового договора указывается повторное в течение года нарушение Устава образовательного учреждения и дается ссылка либо на п.1 ст.336 ТК РФ, либо на пп.1 п.4 ст.56 Закона об образовании. При этом ссылка на Трудовой кодекс РФ предпочтительна.

Прекращение трудового  договора производится в порядке, установленном ст. 84.1 ТК РФ. В последний рабочий день нужно:

- выдать работнику  трудовую книжку. При получении  работник должен расписаться  в Книге учета движения трудовых  книжек и вкладышей к ним, а также в личной карточке. В случае отсутствия работника или его отказа от получения трудовой книжки работодатель должен направить ему уведомление о том, что он должен явиться за трудовой книжкой или дать согласие на отправление ее по почте;

- выплатить работнику  заработную плату за отработанный  период и иные причитающиеся  ему суммы, в том числе компенсацию  за неиспользованный отпуск (при  его наличии).

Увольнение по п.2 ст.336 ТК РФ возможно в случае применения (в том числе однократного) педагогическим работником к обучающимся или воспитанникам следующих методов:

- физического насилия,  физической силы, принудительного  физического воздействия. Проявлением  физического насилия могут быть  побои и любые другие действия, причиняющие боль, принудительное лишение свободы, пищи, питья и т.д.;

- психического насилия.  Проявлением психического насилия  являются угрозы, преднамеренная  изоляция, оскорбления и унижение  достоинства, предъявление чрезмерных  требований, систематическая необоснованная  критика и т.п.

Прекращение трудового  договора производится в порядке, предусмотренном ст. 84.1 ТК РФ. В последний рабочий день нужно:

- выдать работнику  трудовую книжку. При получении  работник должен расписаться  в Книге учета движения трудовых  книжек и вкладышей к ним, а также в личной карточке. В случае отсутствия работника или его отказа от получения трудовой книжки работодатель должен направить ему уведомление о том, что он должен явиться за трудовой книжкой или дать согласие на отправление ее по почте;

- выплатить работнику заработную плату за отработанный период и иные причитающиеся ему суммы, в том числе компенсацию за неиспользованный отпуск (при его наличии).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Законодательство в области образования обеспечивает создание и функционирование единого образовательного пространства на всей территории Российской Федерации и одновременно гарантирует вариативность, множественность в образовании.

Проводимая в Российской Федерации реформа системы образования, курс на вхождение нашей страны в единое европейское пространство высшего образования, а также существенные изменения, вносимые в «смежные» отрасли законодательства, предопределяют активное развитие образовательного права. Нормы образовательного права динамично изменяются в соответствии с сиюминутными потребностями как самой системы образования, так и ее внешней среды.

Трудовой кодекс, вступивший в силу с 2002 года, внес значительные изменения в регулирование трудовых отношений с отдельными категориями  работников. Изменения коснулись и педагогических работников, однако эти изменения по-прежнему не решили всех проблем в этой сфере.

Так в кодексе отсутствует  понятие педагогической деятельности, а установлены только требования, предъявляемые к лицу желающему  заниматься педагогической деятельностью. К этим требованиям, как следует из содержания ст.331 ТК РФ, относится наличие у лица образовательного ценза, стажа работа по педагогической специальности, определенные тарифно-квалификационные характеристики и соответствующий разряд аттестации.

При заключении трудового  договора на стороны распространяются общие требования, предусмотренные  нормами ст.57 Трудового кодекса  РФ, но при этом существуют некоторые  особенности. Так, согласно, ст. 333 ТК РФ продолжительность рабочего времени  для педагогических работников не может быть более 36 часов в неделю, а отпуск педагогических работников носит удлиненный характер и составляет 56 календарных дней, также возможно продление количества отпускных дней при непрерывной педагогической деятельности в течении 10 лет сроком до 1 календарного года.

Размер оплаты труда  работников образовательных учреждений определяется с учетом следующих  условий: показателей квалификации; продолжительности рабочего времени; и иными особенностями.

Основаниями для прекращении  трудового договора являются общие нормы ст.77 ТК РФ и дополнительные, предусмотренные в ст.336 ТК РФ: повторное в течение одного года грубое нарушение устава образовательного учреждения, применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника, совершение педагогическим работником аморального поступка так же может послужить основанием для увольнения работника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников:

 

  1. Конституция Российской Федерации. М., 1993.
  2. Хартия основных прав работников. 1989. Конвенции и рекомендации МОТ, принятые в 1919-1990 гг.: В 2 т. Женева, 1991.
  3. Трудовой кодекс РФ 2001 г.
  4. Гражданский кодекс РФ. Часть первая. М., 1994.
  5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами РФ Трудового кодекса РФ».от 17 марта 2004г. №2
  6. Закон об образовании от 10.02.1992 №3266-1 (ред. От 28.02. 2012)
  7. Трудовое право: Гейхман В.Л., Дмитриева И.К. Учебник для вузов. М., 2010.
  8. Трудовое право России: Учебник. / Отв.редакторы Орловский Ю.П., Нуртдинова А.Ф. М., 2009.
  9. Буянова М.О. Трудовые споры. Учебное пособие. М.2010г.
  10. Российское трудовое законодательство: В 2 т. // Сб. нормативных актов. М., 1997
  11. Трудовое законодательство (Сборник нормативных актов ) / Сост. акад. К.Н. Гусов. М., 2003.
  12. Акопова Е.М. Трудовой договор: становление и развитие. Изд-во Ростовского университета. 2003.
  13. Дмитриева И.К. Трудовой договор научно-педагогических работников вузов. М.: МГУ, 1991
  14. Саликова Н.М. Правовое регулирование оплаты труда в Российской Федерации. Екатеринбург 2002.

Информация о работе Особенности регулирования труда педагогических работников