Особенности регулирования труда педагогических работников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 11:21, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена тем, что в период общей модернизации российского законодательства, который происходит на наших глазах, законодатель особое внимание уделяет сфере образования. Образовательная политика является приоритетной в Российской Федерации. В реализации этого направления особую роль играет педагогический работник. В связи с этим особенности регулирования труда педагогических работников стала темой моей курсовой работы.

Содержание работы

Введение 4
1 Правового регулирования системы образования Российской Федерации 6
2 Аспекты нормативно - правового регулирования труда педагогических
работников 13
2.1 Заключение трудового договора с педагогическими работниками 13
2.2 Рабочее время педагогических работников 19
2.3 Аттестация педагогических работников 22
2.4 Оплата труда педагогических работников 25
2.5 Прекращение трудового договора с педагогическими
работниками 30
Заключение 33
Список использованных источников 35

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)

2. Постановления Правительства  РФ, которые также могут быть  посвящены целиком регулированию образования (например, от 05.07.2001 № 505 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг»,), либо могут содержать отдельные положения, регулирующие некоторые отношения в сфере высшего и послевузовского профессионального образования (например, Постановление Правительства РФ от 27.07.2001 № 564 «О федеральной целевой программе "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года"»).

3. Нормативные правовые  акты федеральных органов исполнительной  власти, принятые по вопросам образования.

Региональные источники  образовательного права, регулирующие отношения в сфере образования, принимаются соответствующими государственными органами субъектов Российской Федерации  в рамках компетенции, установленной  для субъектов Федерации в области высшего и послевузовского профессионального образования. Эти источники, как и федеральные источники образовательного права, представлены законодательными актами (законами субъектов Российской Федерации) и принятыми в соответствии с ними подзаконными нормативными актами.

Законодательные акты, принимаемые  на уровне субъекта Российской Федерации, могут приниматься по общим вопросам организации системы образования  в регионе.

Ряд субъектов Российской Федерации на основе федерального закона об образовании разработал свои общие законы об образовании, предмет регулирования которых во многом совпадает с предметом регулирования Закона Российской Федерации «Об образовании». В региональных законах об образовании устанавливаются общие начала правого регулирования деятельности образовательных учреждений образования на территории данного субъекта Российской Федерации, определяется порядок их взаимодействия с различными элементами системы образования в регионе, распределение компетенции по регулированию отношений в сфере.

Региональные законы могут приниматься также по отдельным  организационным, социальным, экономическим  и финансовым вопросам деятельности образовательных учреждений (в том  числе высшего профессионального) в данном субъекте Российской Федерации.

Подзаконные акты, принимаемые  органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации развивают  и дополняют положения соответствующих  региональных законов. Региональные подзаконные  акты могут быть посвящены регулированию  общих вопросов образования или деятельности различных типов образовательных учреждений (например, Указ Главы Республики Коми от 19 апреля 2010 г. № 54 «О Министерстве образования Республики Коми»).

Муниципальное образовательное  право представляет систему нормативных  правовых актов, принимаемых органами местного самоуправления в соответствии с их компетенцией и в рамках полномочий муниципальной власти в области образования. Муниципальные акты, регулирующие отношения в сфере образования, немногочисленны. Они принимаются чаще всего в целях в целях предоставления дополнительной социальной поддержки и предоставления дополнительных льгот участникам образовательных отношений.

Таким образом, понятие  правового регулирования отражает, прежде всего, и главным образом, государственно-властный характер регулирования общественных отношений посредством издания уполномоченными государственными органами и должностными лицами юридических нормативных предписаний.

В настоящее время  общественные отношения в сфере  образования на федеральном уровне регулируются нормами Конституции Российской Федерации, Закона Российской Федерации «Об образовании» и Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», а также нормами других законодательных актов, затрагивающими отдельные вопросы образовательной деятельности.

Кроме того, отношения  в сфере образования регламентируются Указами Президента Российской Федерации, большим количеством нормативных  правовых актов Правительства Российской Федерации, принятие которых прямо  или косвенно предусмотрено Законом Российской Федерации «Об образовании» и Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», и ведомственными нормативными правовыми актами Минобразования России, Госкомвуза России, Минобрнауки России, а также Минтруда России, Минздравсоцразвития России и другими.

Вместе с тем, в настоящее  время содержание указанных законодательных  актов вследствие прошедших изменений  перестает соответствовать реальным потребностям сферы образования  и современным стандартам правового  регулирования.

Поэтому неслучайно в  стране началось обсуждение нового проекта  закона «Об образовании в Российской Федерации».

 

2 Аспекты нормативно - правового регулирования труда педагогических работников

2.1 Заключение трудового договора с педагогическими работниками

Согласно части 1 статьи 331 ТК РФ к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз (определенный уровень и профиль образования), который определяется в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утвержденными Правительством РФ.

Эти положения содержат следующие требования к образованию  лиц, допускаемых к педагогической деятельности:

1) к педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении допускаются лица, имеющие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, что подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и квалификации;

2) на педагогическую работу в учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям тарифно-квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами государственного образца об уровне образования и (или) квалификации;

3) к педагогической деятельности в образовательном учреждении допускаются лица, имеющие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, что подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации;

4) к педагогической деятельности в учреждения начального профессионального и средне специального профессионального образования допускаются лица, имеющие высшее профессиональное образование, которое подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации.

Раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" ЕКС утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 N761н. Квалификационные характеристики должностей работников образования не только предусматривают наличие у педагогических работников определенного уровня профессионального образования, но и содержат четкие требования к профилю полученной специальности по образованию.

Так, учитель или преподаватель (за исключением профессорско-преподавательского состава вузов) должен иметь не просто высшее или среднее профессиональное образование, а образование соответствующего уровня по направлению подготовки "Образование и педагогика". Также он может иметь образование в области, соответствующей преподаваемому предмету, - высшее профессиональное или среднее профессиональное и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении, без предъявления требований к стажу работы.

Согласно статьи 331 ТК РФ к педагогической деятельности не допускаются лица:

- лишенные права заниматься  ей в соответствии с вступившим  в законную силу приговором  суда;

- имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;

- признанные недееспособными  в установленном федеральным  законом порядке;

- имеющие заболевания,  предусмотренные перечнем, утверждаемым  федеральным органом исполнительной  власти, который осуществляет функции  по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Согласно статьи 65 ТК РФ при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, должно предъявить ряд документов. В их число включена справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям.

Если при приеме на работу лицо скрыло наличие приговора  суда о лишении его права занимать педагогические должности или заниматься педагогической деятельностью, постановление суда о дисквалификации, наличие неснятой или непогашенной судимости за тяжкие или особо тяжкие преступления, то заключенный с этим работником трудовой договор прекращается в соответствии со ст. 84 ТК РФ на основании п.11 ч.1 ст.77 ТК РФ. При этом работнику, виновному в сокрытии указанных фактов, не предлагается другая работа и не выплачивается выходное пособие.

Педагогическая деятельность работников различных категорий  имеет особенности, связанные со спецификой трудовой функции, условиями труда и т.д. Эти особенности в соответствии с фактическими условиями найма должны быть отражены в трудовом договоре с работником конкретного общеобразовательного учреждения путем:

- указания в качестве  трудовой функции работника наименования должности в соответствии с Разделом "Квалификационные характеристики должностей работников образования" ЕКС. Это связано с тем, что педагогические работники образовательных учреждений пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения пенсионного возраста;

- указания учебной  нагрузки педагогического работника,  которая не должна превышать  предела, установленного соответствующим  типовым положением об образовательном  учреждении (ст.333 ТК РФ);

- указания условия  о сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю (ст.333 ТК РФ, ст.55 Закона об образовании);

- указания конкретной  продолжительности ежегодного основного  удлиненного оплачиваемого отпуска  (ст.334 ТК РФ);

- включения условия  о повышении квалификации (п.65 Типового положения об общеобразовательном учреждении);

- включения условия о прохождении  аттестации (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.03.2010 N209 "О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений").

Трудовой договор с конкретным педагогическим работником также обязательно  должен содержать условия, конкретизирующие оплату его труда.

Примерная форма трудового договора и дополнительного соглашения к нему, которые могут быть использованы для оформления трудовых отношений с работниками образовательных учреждений, приведены в Приказе Минздравсоцразвития России от 14.08.2008 N424н "Об утверждении Рекомендаций по заключению трудового договора с работником федерального бюджетного учреждения и его примерной форме".

Работа по совместительству оформляется  самостоятельным трудовым договором, в котором обязательно указание на то, что обусловленная им работа является совместительством.

Продолжительность работы по совместительству не может превышать половины месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели.

Оплата труда лиц, работающих по совместительству, производится пропорционально  отработанному времени в зависимости  от выработки либо на других условиях, определенных трудовым договором (ст.285 ТК РФ). В общеобразовательных учреждениях практикуется почасовая оплата труда совместителей.

При работе по совместительству ежегодный  оплачиваемый отпуск предоставляется  одновременно с отпуском по основному месту работы.

Пунктом 2 Постановления Минтруда России от 30.06.2003 N41 определены виды работ педагогических работников, которые не являются совместительством. К их числу, в частности, относятся:

- педагогическая работа на условиях  почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год;

- выполняемая другая регулярная  педагогическая работа в том  же учреждении;

- выполнение педагогическими работниками  в том же учреждении без  занятия штатной должности обязанностей  по заведованию кабинетами, преподавательская работа руководящих и других работников образовательных учреждений, руководство предметными и цикловыми комиссиями, руководство производственным обучением и практикой обучающихся, проверка письменных работ, внеклассная работа по физическому воспитанию, классное руководство и др.;

Информация о работе Особенности регулирования труда педагогических работников