Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2015 в 08:53, отчет по практике
Целью данной работы является изучение государственных служащих как субъекта трудового права.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
- дать определение понятию «субъект трудового права»;
- дать определение понятию «государственная служба»;
- рассмотреть особенности прохождения государственной службы;
- изучить вопросы правового регулирования труда государственных служащих.
Введение……………………………………………..…………………………….3
Глава 1. Основные понятия субъекта трудового права и государственной службы в Российской Федерации…………………………………………..……5
1.1Понятие субъекта трудового права……………………………………..…….5
1.2 Понятие государственной службы в Российской Федерации………..……8
Глава 2. Общие положения о прохождении государственной службы……...18
2.1 Поступление на гражданскую службу………………………………..……18
2.2 Основные права и обязанности государственных служащих…………….22
2.3 Основания прекращения государственной службы……………………….26
Глава 3. Особенности правового регулирования труда на российской государственной службе………………………………………………………...28
Заключение……………………………………………………………...………..35
Список литературы………………………………………………………..……..37
- истечение срока действия срочного служебного контракта;
- расторжение служебного
контракта по инициативе
- представителя нанимателя;
- перевод гражданского служащего по его просьбе или с его согласия в другой государственный орган или на государственную службу иного вида;
- отказ гражданского служащего
от предложенной для замещения
иной должности гражданской
- отказ гражданского служащего
от предложенной для замещения
иной должности гражданской
- по обстоятельствам, независящие от воли сторон служебного контракта др.
Предусмотрены и специальные снования расторжения служебного контракта и, следовательно, прекращения государственной службы. К ним относятся, например:
- Прекращение служебного
контракта вследствие
- Расторжение служебного
контракта в связи с выходом
гражданского служащего из
Глава 3. Особенности правового регулирования труда на российской государственной службе
Как предмет правового регулирования, государственная служба представляет собой комплекс служебных и организационных правоотношений. Эти правоотношения имеют сложный состав, не являются однородными, не совпадают по содержанию, различаются по субъектам и основаниям возникновения. Правовая природа этих отношений также различна. В системе служебных правоотношений выделяются служебно-трудовые отношения, являющиеся по своей природе отношениями по поводу применения труда, которые складываются в процессе профессиональной деятельности государственных служащих, и государственно-служебные правоотношения, являющиеся публично-правовыми связями государственных служащих с государством, посредством которых определяется государственно-служебный статус служащих и их место в системе служебной иерархии, в государственном аппарате. Социально-служебные правоотношения складываются по поводу распределения социальных благ и услуг, в связи с предоставлением государственным служащим социальных гарантий при прохождении службы.
Организационные правоотношения в сфере государственной службы складываются в связи с необходимостью разделения и кооперации труда в государственном аппарате, управления трудом государственных служащих, по поводу организации совместной профессиональной деятельности государственных служащих, а также организации их социальной защиты.
Если предмет правового регулирования определяет состав общественных отношений, то метод характеризует систему юридических средств и способов (приемов), посредством которых эти отношения регулируются. В теории права метод правового регулирования признается одним из основных дифференцирующих критериев обособления определенного комплекса общественных отношений. Важнейшие черты метода выражаются в правовом положении (статусе) субъектов, основаниях и порядке возникновения, изменения и прекращения правоотношений, характере установления прав и обязанностей, способах защиты субъективных прав и обеспечения исполнения обязанностей.
Метод трудового права в наиболее общем виде характеризуется следующими отличительными чертами:
- договорным характером труда и установления условий труда;
- своеобразием взаимодействия
между субъектами трудовых
- сочетанием централизованного и локального, государственного и договорного регулирования труда;
- особыми способами поддержания
и обеспечения реализации
Выделяются и такие характерные черты метода трудового права, как участие трудящихся через своих представителей, профсоюзы, трудовые коллективы в правовом регулировании труда, единство и дифференциация (различия) правового регулирования труда.
Рассматривая юридические средства и способы регулирования труда на российской государственной службе в сравнении с общим правовым методом регулирования труда, можно выявить как их несомненное сходство с ним, так и ряд особенностей.
Субъектами трудового отношения являются работник и работодатель. Согласно статье 20 Трудового кодекса РФ работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения (то есть заключившее трудовой договор) с работодателем, а работодатель - физическое или юридическое лицо (организация) либо иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры и вступивший в трудовые отношения с работником.
Вступая в трудовые отношения, работник реализует способность к труду, исполняя под руководством работодателя или его администрации определенные трудовые действия и получая взамен материальные блага. Работодатель вступает в трудовые отношения, использует и организует труд наемных работников для реализации своих потребностей и интересов.
Одним из субъектов служебно-трудовых правоотношений является государственный служащий. Согласно статье 3 Федерального закона «Об основах государственной службы РФ» государственный служащий - гражданин Российской Федерации, исполняющий обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств соответствующего бюджета. Государственная служба состоит в профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Гражданин поступает на государственную службу на условиях трудового договора (пункт 1 статьи 2, пункт 6 статьи 21 Федерального закона «Об основах государственной службы РФ»).
Из этих положений вытекает, что в служебно-трудовых правоотношениях государственным служащим принадлежат те же функции, которые имеют наемные работники. Государственные служащие исполняют обязанности по определенным должностям государственной службы, получая за это денежное содержание, то есть выполняют личным трудом за вознаграждение конкретную трудовую функцию. Посредством профессиональной деятельности государственных служащих исполняются полномочия государственных органов, следовательно, труд государственных служащих используется государственными органами для реализации своей компетенции. Права и обязанности государственных служащих в служебно-трудовых отношениях в своей основе аналогичны правам и обязанностям наемных работников.
Трудовой договор на государственной службе заключается между государственным служащим и государственным органом. Отсюда следует, что контрагентом государственного служащего в отношениях по применению труда является определенный государственный орган.
В литературе иногда можно встретить утверждения о том, что в служебных отношениях на государственной службе субъектом, противостоящим государственному служащему, является не отдельный государственный орган - работодатель, заключивший трудовой договор с государственным служащим, а государственный аппарат, административная система, государство в целом. В Концепции реформирования государственной службы, утвержденной Президентом РФ 15 августа 2001 года, работодателем для государственного служащего называются Российская Федерация или соответствующий субъект Российской Федерации.
Нам представляется, что для сегодняшнего состояния российской гражданской государственной службы характерно именно то, что контрагентом государственного служащего в служебных отношениях, как правило, выступает не государство, а конкретный государственный орган, выполняющий в отношении данного служащего функции работодателя. Поступление гражданина на государственную службу, перемещение по служебной лестнице, оценка деятельности государственного служащего, привлечение к материальной и дисциплинарной ответственности, увольнение его со службы производятся администрацией государственного органа, с которым служащий состоит в служебно-трудовых отношениях.
Законодательство о государственной службе предусматривает особые правовые механизмы подбора, расстановки, оценки деятельности государственных служащих, обновления кадров в системе государственной службы и привлечения на эти должности наиболее квалифицированных и перспективных работников. Однако решение всех основных вопросов кадровой политики на российской государственной службе (учреждение должностей государственной службы, утверждение по ним должностных инструкций, назначение и освобождение от должности, перемещение и продвижение по службе, применение к служащим мер поощрения и привлечение их к ответственности и т.п.) сосредоточено преимущественно на уровне отдельных органов.8
Содержание правового статуса работника и работодателя составляет комплекс социально-трудовых прав и обязанностей. Основные права работника и работодателя закреплены в статьях 21 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации. Для метода трудового права характерно двустороннее распределение прав и обязанностей, когда работник и работодатель выступают одновременно и как управомоченные, и как обязанные лица: правам работника корреспондируют соответствующие обязанности работодателя, и наоборот. Взаимный характер прав и обязанностей работника и работодателя проявляется в статьях 21 и 22 Трудового кодекса РФ. Так, и работник, и работодатель имеют право заключать, изменять и расторгать трудовые договоры. Праву работника на получение работы, обусловленной трудовым договором, соответствует обязанность работодателя предоставлять такую работу. Работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, а работодателю предоставлено право требовать их исполнения, и т. п.
Такое же соотношение прав и обязанностей сторон в основном характерно и для служебно-трудовых отношений. Федеральный закон «Об основах государственной службы РФ» (статьи 9 и 10) установил только основы правового статуса государственных служащих, а права и обязанности государственных органов как субъектов служебно-трудовых отношений в нем не закреплены. Однако из содержания прав и обязанностей государственного служащего вытекает, что обеспечивать осуществление этих прав и требовать исполнения соответствующих обязанностей должен именно соответствующий государственный орган - работодатель. Государственные органы учреждают должности государственной службы категории «В», предназначенные для исполнения и обеспечения полномочий данных органов (пункт 1.3 статьи 1 Федерального закона «Об основах государственной службы РФ»), устанавливают в должностных инструкциях конкретный объем полномочий по данной должности, тем самым определяют содержание трудовой функции служащего.
Государственный орган заключает, изменяет и расторгает трудовой договор с государственным служащим, соответствующий руководитель государственного органа, имеющий право приема и увольнения, назначает служащего на должность, переводит на другую должность и освобождает от должности, производит поощрение и привлечение служащих к дисциплинарной и материальной ответственности, принимает правила внутреннего служебного распорядка, утверждает положения о премировании, заключает коллективный договор (статьи 13, 14, 25 Федерального закона «Об основах государственной службы РФ»). Администрация государственного органа обязана создать надлежащие условия работы, необходимые служащим для исполнения должностных обязанностей, организовать их труд, профессиональное обучение, выплачивать денежное содержание, предоставлять отпуска, обеспечить социально-бытовое обслуживание и т.п.
Статьей 20 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривается, что права и обязанности работодателя в трудовых отношениях могут осуществляться другими уполномоченными органами или лицами. В отдельных случаях субъектами правопритязания по обязательствам служащего могут выступать государственные органы или должностные лица, не являющиеся для него работодателем. Так, например, государственный служащий исполняет приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, несет особую судебно-дисциплинарную ответственность за неисполнение должностных обязанностей, повлекшее нарушение прав и законных интересов граждан (пункты 4 и 5 статьи 14 Федерального закона «Об основах государственной службы РФ», Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»).
Итак, служебно-трудовое правоотношение на государственной службе имеет аналогичный трудовому отношению субъектный состав. Как и в трудовом отношении, здесь существуют взаимные права и обязанности работника (государственного служащего) и работодателя (государственного органа). Труд на государственной службе осуществляется на договорной основе.
Отличительной чертой метода трудового права также является договорный характер возникновения и изменения трудовых отношений. Свобода трудового договора, вступления работника в трудовые отношения, их изменения и прекращения является общим признаком, отличающим наемный труд от подневольного, принудительного труда.
Заключение.
Государственная служба представляет собой объективно обусловленную целями, задачами, функциями государства, детально закреплённую в правовых нормах (нормативно-правовых актах) систему конкретных служебно-трудовых действий, операций, которые и составляют служебно-трудовую функцию государственного служащего. В отличие от «обычной» трудовой функции работника содержание служебно-трудовой функции государственного служащего заранее определяется государством в нормативно-правовом порядке для каждой государственной должности.
Информация о работе Отчет по практике в Дятьковский районный отдел судебных приставов УФССП России