Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 16:31, курсовая работа
Задачами курсовой работы являются исследование общественных отношений, возникающих в процессе контроля за соблюдением законодательства о труде и изучение научной и учебной литературы по теме исследования.
Актуальность осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства обусловлена тем, что точное исполнение законов, в особенности органами представительной власти, государственного управления и контроля, правоохранительными органами, имеет исключительно важное значение для успешного выполнения стоящих перед государством задач.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………….................................2
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРУДЕ…………………………………………………………........….....4
ГЛАВА 2 ПРОКУРАТУРА И ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗАСОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРУДЕ….................7
2.1 Полномочия прокуратуры……………………….......................……7
2.2 Прокурорский надзор и его формы…………....…..........................10
2.3 Другие органы, осуществляющие контроль и надзор за соблюдением законодательства о труде.................................................13
ГЛАВА 3 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕВЫПОЛНЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРУДЕ…………………………...........….16
3.1 Дисциплинарная ответственность....................................................16
3.2 Административная ответственность................................................18
3.3 Уголовная и материальная ответственность....................................19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...............................25
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………...... |
ГЛАВА 1
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА
ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРУДЕ…………………………………………………………... |
ГЛАВА 2 ПРОКУРАТУРА И ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗАСОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРУДЕ….................7 |
2.1 Полномочия
прокуратуры……………………….......... |
|
|
ГЛАВА 3 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕВЫПОЛНЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРУДЕ…………………………...........….16 |
3.1 Дисциплинарная ответственность............... |
3.2 Административная ответственность............... |
3.3 Уголовная и материальная
ответственность............... |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................... |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.................... |
ВВЕДЕНИЕ
Каждый имеет право на труд, что включает возможность зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно избирает или на который свободно соглашается.
Государство создает условия
для полного осуществления
Каждый имеет право на надлежащие, безопасные и здоровые условия труда, на заработную плату не ниже той, которая определена законом.
Использование труда женщин и несовершеннолетних на опасных для их здоровья работах запрещается.
Гражданам гарантируется защита от незаконного увольнения.
Право на своевременное получение вознаграждения за труд защищается законом.
Такие права гарантирует Конституция Республики Беларусь всем гражданам, проживающим на ее территории, в области охраны труда.
Так же граждане имеют и некоторые другие права, указанные в Трудовом Кодексе Республики Беларусь.
Надзор за соблюдением
всех вышеперечисленных прав и соответствием
договоров о труде
Целью курсовой работы является закрепление знаний в области применения контроля и надзора за соблюдением законодательства о труде.
Задачами курсовой работы являются исследование общественных отношений, возникающих в процессе контроля за соблюдением законодательства о труде и изучение научной и учебной литературы по теме исследования.
Актуальность осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства обусловлена тем, что точное исполнение законов, в особенности органами представительной власти, государственного управления и контроля, правоохранительными органами, имеет исключительно важное значение для успешного выполнения стоящих перед государством задач.
Республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы осуществляют контроль за соблюдением законодательства о труде в отношении подчиненных им организаций.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе контроля прокуратуры за соблюдением законодательства о труде.
В качестве предмета исследования выступают правовые нормы регулирующие надзор который осуществляет прокуратура.
В качестве методологической базы проведенного исследования были использованы работы по Трудовому праву Важенкова Т.Н., Бессарабов В.Г., Кеник А.А., Винокурор Ю.Е. и др. Прокурорский надзор в своих статьях анализировали еще такие ученые как Демидович В.В., Жуковец Н.Л., Логвина Л.В. и многие другие.
Важнейшим фактором обеспечения законности в сфере трудовых отношений является надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде, осуществляемый системой надлежащих органов.
Согласно статье 462 Трудового кодекса Республики Беларусь (Далее ТК) систему государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде составляют специально уполномоченные государственные органы, действующие в соответствии с законодательством [1].
Надзорно-контрольная
Объектом надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде являются трудовые права человека (как индивидуальные, так и коллективные). К общественным функциям, которые призваны выполнять органы надзора и контроля относятся: обеспечение законности в трудовых правоотношениях, защита субъективных трудовых прав работников, содействие совершенствованию организации труда и др.
Надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства осуществляется в двух формах: в форме надзора и в форме контроля.
Контроль - составная часть управленческой деятельности. Сущность ее заключается в проверке соответствия деятельности подконтрольных объектов предписаниям нормативных актов, корректировке и применении санкций, в оценке ее не только с точки зрения законности, но и целесообразности, эффективности.
Основная задача контроля состоит в том, чтобы улучшить состояние законности на подконтрольных объектах за счет наиболее целесообразного применения правовых норм, принятия реальных мер по устранению как выявленных нарушений, так и их причин. По мере усиления договорных методов в регулировании трудовых отношений появляется реальная возможность принимать в рамках действующего законодательства наиболее эффективные решения. В связи с этим повышается ответственность нанимателей не только за законность, но и за целесообразность, эффективность принятых решений.
Соответственно своему назначению при осуществлении контроля государственные органы наделены административными полномочиями. Они принимают акты, обязательные для исполнения нанимателями, уполномоченными должностными лицами, привлекают к дисциплинарной и административной ответственности, могут назначать и проводить проверки, производственно-технические экспертизы, приостанавливать незаконные распоряжения и действия должностных лиц, делать им предупреждения, привлекать к обсуждению состояния законности трудовые коллективы, общественные организации, непосредственно налагать на виновных взыскания вплоть до отстранения от должности, наложения штрафов и передачи материалов в органы прокуратуры.
Процесс осуществления контроля включает следующие стадии: стадию проверки, установления фактического состояния дел; стадию анализа, сравнения существующего положения с требованиями трудового законодательства; стадию исправления и реагирования на обнаруженные нарушения.
Надзор - это деятельность государственных органов по обеспечению точного, неуклонного и единообразного исполнения законов. Полномочия органов при осуществлении надзора сводятся к требованиям устранить нарушения закона. Обнаружив нарушение, органы, осуществляющие надзорную деятельность, добиваются их устранения, применения к виновным лицам мер воздействия путем внесения своих предложений на рассмотрение того органа, который правомочен решать вопросы привлечения правонарушителей к ответственности[2, с.728].
Надзор - деятельность госорганов по исполнению точного неукоснительного исполнения законов, а контроль - составная часть управленческой деятельности, сущность которой заключается в проверке соответствия деятельности подконтрольных объектов на предприятиях, предписаний НПА, корректировке и применения санкций к виновным лицам [3, с. 526].
На практике разграничение надзорно-контрольных органов невозможно и нецелесообразно, поскольку они сочетают в своей деятельности как надзорные, так и контрольные полномочия (ст.462 ТК) [1].
Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде проводится в двух основных сферах: сфере установления условий труда и сфере применения условий труда.
При установлении условий труда осуществление надзора и контроля прежде всего связано с расширением применения шкального и индивидуально-договорного регулирования трудовых отношений. В соответствии со статьей 23 ТК условия трудового договора, ухудшающие положение работника по ;равнению с законодательством, являются недействительными [1]. Вместе с тем в коллективных и индивидуальных рудовых договорах могут устанавливаться условия, улучающие положение работников.
В сфере применения установленных условий труда надзорно-контрольная деятельность заключается в проверке соответствия правоприменительных документов (приказов о приеме и увольнении работника, привлечении к ответственности и др.) законодательству и локальным нормативным актам.
В каждой сфере надзорно-контрольной деятельности следует различать предварительный, текущий и последующий надзор и контроль. Предварительный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде заключается предупреждении совершения нарушений законодательства, недопущении принятия незаконных решений. Цель последующего надзора и контроля состоит в выявлении уже допущенных нарушений трудового законодательства и восстановлении прав работника. Текущий надзор и контроль может быть как предварительным (если соответствующее решение еще не принято), так и последующим (если решение состоялось) [2, с. 728].
ГЛАВА 2
ПРОКУРАТУРА И ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРУДЕ
2.1 Полномочия прокуратуры
Важную роль в защите трудовых прав работников играют органы прокуратуры.
Прокуратура Республики Беларусь (далее - прокуратура) - единая и централизованная система органов, осуществляющих от имени государства надзор за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов на территории Республики Беларусь, а также выполняющих иные функции, установленные законодательными актами. Порядок организации и деятельности прокуратуры, ее полномочия по осуществлению надзора за соблюдением законодательства, в том числе и в сфере трудовых отношений, определены Законом Республики Беларусь от 8 мая 2007 г. № 220-3 "О прокуратуре Республики Беларусь" [4].
Единую и централизованную систему органов прокуратуры составляют Генеральная прокуратура Республики Беларусь, прокуратуры областей, г. Минска и приравненные к ним специализированные прокуратуры, являющиеся юридическими лицами, прокуратуры районов, районов в городах, городов, межрайонные и приравненные к ним специализированные транспортные и межгарнизонные военные прокуратуры, а также иные государственные организации, созданные в системе органов прокуратуры по решению Президента Республики Беларусь[5, с. 409].
Прокурор при осуществлении
своих полномочий независим. Какое-либо
вмешательство в его
Прокуратура не вмешивается в оперативно-производственную деятельность предприятий, учреждений и организаций. Проверки исполнения законов проводятся на основании сообщений и других имеющихся данных о нарушениях законности, требующих непосредственного прокурорского реагирования [4].
Прокуратура координирует правоохранительную деятельность государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, а также деятельность по борьбе с преступностью иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью.
Прокуратура Республики Беларусь действует в направлениях:
1)надзор за соблюдением
законодательства при
2)надзор за соблюдением законов в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания;
3)надзор за соответствия
закону судебных постановлений,
Информация о работе Понятие и сущность контроля и надзора за соблюдением законодательства о труде