Понятие и сущность контроля и надзора за соблюдением законодательства о труде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 16:31, курсовая работа

Описание работы

Задачами курсовой работы являются исследование общественных отношений, возникающих в процессе контроля за соблюдением законодательства о труде и изучение научной и учебной литературы по теме исследования.
Актуальность осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства обусловлена тем, что точное исполнение законов, в особенности органами представительной власти, государственного управления и контроля, правоохранительными органами, имеет исключительно важное значение для успешного выполнения стоящих перед государством задач.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………….................................2
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРУДЕ…………………………………………………………........….....4
ГЛАВА 2 ПРОКУРАТУРА И ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗАСОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРУДЕ….................7
2.1 Полномочия прокуратуры……………………….......................……7
2.2 Прокурорский надзор и его формы…………....…..........................10
2.3 Другие органы, осуществляющие контроль и надзор за соблюдением законодательства о труде.................................................13
ГЛАВА 3 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕВЫПОЛНЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРУДЕ…………………………...........….16
3.1 Дисциплинарная ответственность....................................................16
3.2 Административная ответственность................................................18
3.3 Уголовная и материальная ответственность....................................19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...............................25

Файлы: 1 файл

1СОДЕРЖАНИЕиспр.docx

— 65.03 Кб (Скачать файл)

В ПИКоАП за прокурором закреплено право составлять протоколы об административных правонарушениях (ст. 3.30 ч. 2 п. 7) [17].

Административное взыскание  может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - двух месяцев со дня обнаружения. Постановление о наложении штрафа должно быть вручено нарушителю в  срок до трех дней с указанием порядка  обжалования. Постановление о наложении  штрафа, не исполненное в течение  трех месяцев со дня его вынесения, исполнению не подлежит.

Штраф, не уплаченный в течение 15 дней со дня вручения постановления  о наложении штрафа, взыскивается в принудительном порядке из заработка  оштрафованного.

Лица, подвергнутые штрафу за нарушения трудового законодательства в административном порядке, вправе обратиться в вышестоящий орган  или в суд с жалобой в 10-дневный  срок со дня вынесения постановления  о наложении штрафа. Подача жалобы в указанный срок приостанавливает исполнение постановления [2, с. 744].

 

 

 

3.3 Уголовная и материальная ответственность

 

 

Уголовная ответственность за нарушение законодательства о труде и правил охраны труда предусмотрена ст. 194, 199, 301-308, 318, 336, 338 Уголовного кодекса Республики Беларусь (Далее УК). Статья 199 УК предусматривает уголовную ответственность за нарушение законодательства о труде. Диспозицией статьи предусматриваются конкретные случаи нарушения законодательства о труде, влекущие уголовную ответственность [18]. Это - необоснованный отказ в приеме на работу или увольнение женщины по мотивам ее беременности, либо заведомо незаконное увольнение лица с работы. Запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора с отдельными гражданами, предусмотренный ст. 16 ТК [1]. Под необоснованным отказом в приеме на работу понимается отказ по причинам, не предусмотренным в законодательстве. В таком случае законодательство содержит либо прямой запрет в приеме на работу, либо определяет условия, при наличии которых наниматель может отказаться от заключения трудового договора.

Незаконное увольнение лица с работы - это такое увольнение, когда нанимателю было известно о  наличии обстоятельств, исключающих  возможность увольнения. Законное основание - это предусмотренная нормами  права причина (обстоятельство) прекращения  трудового договора. Основной их перечень закреплен в главе 4 ТК и ст. 257-260, 294, 301, 311 ТК [1].

Уголовная ответственность  по основаниям ст. 199 УК наступает только в случае, когда в действиях должностного лица присутствовали вина и умысел.

За совершение действий, предусмотренных ст. 199 УК [18], виновное лицо наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или исправительными работами на срок до двух лет, или лишением свободы на срок до трех лет.

В ст. 306 УК предусматривается  уголовная ответственность за нарушение правил охраны труда. К ответственности по этой статье привлекаются только те должностные лица, которые несут ответственность за их соблюдение. Понятие «правила охраны труда» включает правила техники безопасности, промышленной санитарии и иные правила охраны труда. Под иными правилами охраны труда понимаются, например, правила охраны труда отдельных категорий работников (инвалидов, несовершеннолетних),  правила охраны труда в отдельных отраслям производства и т.д. [5, с. 417]

Положения ст. 301-308, 318, 320, 336, 338 УК также предусматривают уголовную  ответственность за нарушения правил охраны труда: нарушение правил производственно-технической  дисциплины или правил безопасности при выполнении различного рода работ; выпуск эксплуатацию заведомо технически неисправного транспортного средства и др [18].

Материальная ответственность состоит в обязанности одной стороны трудового договора возместить в соответствии с законодательством материальный ущерб, причиненный другой стороне.

Различают два вида указанной  ответственности: материальную ответственность  работника перед нанимателем  и материальную ответственность  нанимателя перед работником. Работник возмещает ущерб, причиненный им имуществу нанимателя. Последний возмещает работнику ущерб, возникший в связи с противоправным лишением его возможности осуществлять трудовую функцию и получать за это заработную плату, или вред, причиненный здоровью работника.

Материальная ответственность  нанимателей за вред, причиненный  жизни и здоровью работников, предусмотрена  главой 38 ТК [1]. Все работники независимо от характера трудовой связи с нанимателями, стажа работы имеют право на возмещение ущерба, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими своих трудовых обязанностей и произошедшим как на территории нанимателя, так и за ее пределами.

Возмещение вреда потерпевшему происходит в виде выплаты денежных сумм в размере откорректированного  заработка (или его части) в зависимости  от степени утраты трудоспособности вследствие данного трудового увечья; компенсации дополнительных расходов; выплаты в установленных случаях единовременного пособия; возмещения морального вреда; возмещения расходов на погребение.

В соответствии со ст. 245 ТК на должностное лицо, виновное в незаконном увольнении, переводе, перемещении, изменении существенных условий труда, отстранении от работы, возлагается материальная ответственность [1]. Она наступает вследствие решения суда и в случае, если перевод, перемещение, изменение существенных условий труда или отстранение от работы произведены с нарушением закона, а также при задержке исполнения решения суда о восстановлении работника на работе, прежнем рабочем месте, прежних существенных условий труда [2, с.746].

Что же касается ответственности  нанимателей в общем смысле, то следует сказать, что ежегодно огромное количество исков подается работниками  по всей Республики Беларусь против их нанимателей. Этот факт свидетельствует  о том, что наниматели достаточно часто нарушают трудовые права работников, что влечет установленную ответственность.

Таким образом можно придти к выводу, что в трудовом законодательстве Республики Беларусь существует ряд проблем, связанных сложностью формулировки, кодификации и восприятия норм трудового права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Таким образом, прокуратура  Республики Беларусь как орган государства  принимает активное участие в  соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина, в том числе  таких важных прав, как трудовые права граждан.

Прокурор не может и  не должен ограничиваться теми сообщениями, которые он получает в ответ на свои Протесты или представления  от должностных лиц, которым они  направлены. Нередко ответ носит  формальный характер. Впоследствии оказывается, что никаких мер по устранению нарушений закона не принималось, и  положение с состоянием законности осталось по-прежнему неудовлетворительным. В этих случаях прокурор организует проведение контрольной проверки и, используя полученные фактические  данные, вносит представление вышестоящему органу государственного управления о  привлечении к дисциплинарной ответственности  должностного лица, виновного в бездеятельности  по устранению нарушения закона.

Организация такого взаимодействия и поддержание контактов - составная  часть организации работы. Все  положительное, передовое, принимаемое  при осуществлении надзора за исполнением законов, и рекомендации, разработанные учеными и практиками и направленные на совершенствование  работы прокуратуры, подлежат распространению, внедрению в практику работы всех прокуратур.

   Говоря об организации  надзора, необходимо отметить, что  Генеральный прокурор ориентирует  подчиненных прокуроров на активное  предупреждение нарушений закона. Так, участвуя в работе органа  государственной власти или управления, прокурор дает заключение о  законности и обоснованности  принимаемого решения. Тем самым  он предупреждает принятие незаконного  и необоснованного правового  акта. В этих целях прокурору  нередко заранее направляется  проект решения, о законности  которого прокурор впоследствии  дает свое заключение.

   Важное значение  имеет своевременная и полная  информация прокуроров, в особенности  районного и городского звена,  о новом законодательстве. Это  делается чаще всего на проводимых  вышестоящими прокуратурами семинарских  и практических занятиях. Здесь  даются разъяснения наиболее  сложных положений вновь принятых  законов и подзаконных актов.  Эта работа должна проводиться  активно, особенно в настоящее время, в период обновления законодательства, в частности, в сфере трудового права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ

 

 

  1. Трудовой  кодекс Республики Беларусь, 26.07.1999г., N 296- З:  в ред. Закон Республики Беларусь от 30.12.2010г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр". - Минск, 2012.
  2. Трудовое право: учебник / В. И. Семенков [и др.]; под общ. ред. В. И. Семенкова. – 3-е изд. перераб. и доп.- Мн.: Амалфея, 2006. – 784с.
  3. Кеник, А.А. Прокурорский надзор: учеб. пособие / А.А. Кеник. – Минск: Амалфея, 2008 г. –576 с.
  4. О Прокуратуре Республики Беларусь : Закон Респ. Беларусь, 8 мая 2007 г., № 220-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 13.12.2011 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2012 г.
  5. Важенкова, Т. Н. Трудовое право: учеб. пособие / Т. Н. Важенкова. – Минск: Амалфея, 2008. – 432 с.
  6. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск : Амалфея, 2011. – С. 48
  7. Меркушин, В.В. Правовые основы организации и деятельности прокуратуры в Республике Беларусь // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2012 г.
  8. Об охране труда : Закон Респ. Беларусь от 23 июня 2008 г. № 356-З  // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2012 г.
  9. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь, 16 июля 1999 г. N 295-З : в ред. Закон Республики Беларусь от 03.01.2012 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр". - Минск, 2012.
  10. Демидович, В.В. Прокурорский надзор за соблюдением законодательства об охране труда/ В.В. Демидович // Отдел кадров.- 2012.- № 2. - С.79-84
  11. Прокурорский надзор: учебник / Ю.Е. Винокурор [и др.]; Под общей ред. Ю. Е. Винокурова. -5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт- изд. - 2003.- 556 с.
  12. Меркушин, В.В. Прокурорский надзор за исполнением законодательства (общий надзор) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2012 г.
  13. Вопросы Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь : Постановление Совета Министров Республики Беларусь, 09.12.2011 г., № 1589 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2011. - № 1663
  14. Об органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь : Закон Респ. Беларусь от 16 июля 2009г. № 45-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 13.12.2011 г. № 325-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2012 г.
  15. О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительной дисциплины: Декрет Президента Республики Беларусь, 26 июля 1999 г., № 29: в ред. Декрет Президента Республики Беларусь от 13.02.2012г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр". - Минск, 2012.
  16. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, 21 апреля 2003 г. № 194-З:  в ред. Закон Республики Беларусь от 13.12.2011г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр". - Минск, 2012
  17. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, 20.11.2006 г. № 194-З:  в ред. Кодекс Республики Беларусь от 13.12.2011г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр". - Минск, 2012.
  18. Уголовный кодекс Республики Беларусь, 9 июля 1999 г. № 275-З:  в ред. Закон Республики Беларусь от 13.12.2011г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр". - Минск, 2012.

 


Информация о работе Понятие и сущность контроля и надзора за соблюдением законодательства о труде