Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 16:31, курсовая работа
Задачами курсовой работы являются исследование общественных отношений, возникающих в процессе контроля за соблюдением законодательства о труде и изучение научной и учебной литературы по теме исследования.
Актуальность осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства обусловлена тем, что точное исполнение законов, в особенности органами представительной власти, государственного управления и контроля, правоохранительными органами, имеет исключительно важное значение для успешного выполнения стоящих перед государством задач.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………….................................2
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРУДЕ…………………………………………………………........….....4
ГЛАВА 2 ПРОКУРАТУРА И ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗАСОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРУДЕ….................7
2.1 Полномочия прокуратуры……………………….......................……7
2.2 Прокурорский надзор и его формы…………....…..........................10
2.3 Другие органы, осуществляющие контроль и надзор за соблюдением законодательства о труде.................................................13
ГЛАВА 3 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕВЫПОЛНЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРУДЕ…………………………...........….16
3.1 Дисциплинарная ответственность....................................................16
3.2 Административная ответственность................................................18
3.3 Уголовная и материальная ответственность....................................19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...............................25
В ПИКоАП за прокурором закреплено право составлять протоколы об административных правонарушениях (ст. 3.30 ч. 2 п. 7) [17].
Административное взыскание
может быть наложено не позднее двух
месяцев со дня совершения правонарушения,
а при длящемся правонарушении -
двух месяцев со дня обнаружения.
Постановление о наложении
Штраф, не уплаченный в течение 15 дней со дня вручения постановления о наложении штрафа, взыскивается в принудительном порядке из заработка оштрафованного.
Лица, подвергнутые штрафу за
нарушения трудового
3.3 Уголовная и материальная ответственность
Уголовная ответственность за нарушение законодательства о труде и правил охраны труда предусмотрена ст. 194, 199, 301-308, 318, 336, 338 Уголовного кодекса Республики Беларусь (Далее УК). Статья 199 УК предусматривает уголовную ответственность за нарушение законодательства о труде. Диспозицией статьи предусматриваются конкретные случаи нарушения законодательства о труде, влекущие уголовную ответственность [18]. Это - необоснованный отказ в приеме на работу или увольнение женщины по мотивам ее беременности, либо заведомо незаконное увольнение лица с работы. Запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора с отдельными гражданами, предусмотренный ст. 16 ТК [1]. Под необоснованным отказом в приеме на работу понимается отказ по причинам, не предусмотренным в законодательстве. В таком случае законодательство содержит либо прямой запрет в приеме на работу, либо определяет условия, при наличии которых наниматель может отказаться от заключения трудового договора.
Незаконное увольнение лица с работы - это такое увольнение, когда нанимателю было известно о наличии обстоятельств, исключающих возможность увольнения. Законное основание - это предусмотренная нормами права причина (обстоятельство) прекращения трудового договора. Основной их перечень закреплен в главе 4 ТК и ст. 257-260, 294, 301, 311 ТК [1].
Уголовная ответственность по основаниям ст. 199 УК наступает только в случае, когда в действиях должностного лица присутствовали вина и умысел.
За совершение действий, предусмотренных ст. 199 УК [18], виновное лицо наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или исправительными работами на срок до двух лет, или лишением свободы на срок до трех лет.
В ст. 306 УК предусматривается уголовная ответственность за нарушение правил охраны труда. К ответственности по этой статье привлекаются только те должностные лица, которые несут ответственность за их соблюдение. Понятие «правила охраны труда» включает правила техники безопасности, промышленной санитарии и иные правила охраны труда. Под иными правилами охраны труда понимаются, например, правила охраны труда отдельных категорий работников (инвалидов, несовершеннолетних), правила охраны труда в отдельных отраслям производства и т.д. [5, с. 417]
Положения ст. 301-308, 318, 320, 336,
338 УК также предусматривают
Материальная ответственность состоит в обязанности одной стороны трудового договора возместить в соответствии с законодательством материальный ущерб, причиненный другой стороне.
Различают два вида указанной ответственности: материальную ответственность работника перед нанимателем и материальную ответственность нанимателя перед работником. Работник возмещает ущерб, причиненный им имуществу нанимателя. Последний возмещает работнику ущерб, возникший в связи с противоправным лишением его возможности осуществлять трудовую функцию и получать за это заработную плату, или вред, причиненный здоровью работника.
Материальная ответственность нанимателей за вред, причиненный жизни и здоровью работников, предусмотрена главой 38 ТК [1]. Все работники независимо от характера трудовой связи с нанимателями, стажа работы имеют право на возмещение ущерба, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими своих трудовых обязанностей и произошедшим как на территории нанимателя, так и за ее пределами.
Возмещение вреда потерпевшему происходит в виде выплаты денежных сумм в размере откорректированного заработка (или его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности вследствие данного трудового увечья; компенсации дополнительных расходов; выплаты в установленных случаях единовременного пособия; возмещения морального вреда; возмещения расходов на погребение.
В соответствии со ст. 245 ТК на должностное лицо, виновное в незаконном увольнении, переводе, перемещении, изменении существенных условий труда, отстранении от работы, возлагается материальная ответственность [1]. Она наступает вследствие решения суда и в случае, если перевод, перемещение, изменение существенных условий труда или отстранение от работы произведены с нарушением закона, а также при задержке исполнения решения суда о восстановлении работника на работе, прежнем рабочем месте, прежних существенных условий труда [2, с.746].
Что же касается ответственности нанимателей в общем смысле, то следует сказать, что ежегодно огромное количество исков подается работниками по всей Республики Беларусь против их нанимателей. Этот факт свидетельствует о том, что наниматели достаточно часто нарушают трудовые права работников, что влечет установленную ответственность.
Таким образом можно придти к выводу, что в трудовом законодательстве Республики Беларусь существует ряд проблем, связанных сложностью формулировки, кодификации и восприятия норм трудового права.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, прокуратура Республики Беларусь как орган государства принимает активное участие в соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина, в том числе таких важных прав, как трудовые права граждан.
Прокурор не может и не должен ограничиваться теми сообщениями, которые он получает в ответ на свои Протесты или представления от должностных лиц, которым они направлены. Нередко ответ носит формальный характер. Впоследствии оказывается, что никаких мер по устранению нарушений закона не принималось, и положение с состоянием законности осталось по-прежнему неудовлетворительным. В этих случаях прокурор организует проведение контрольной проверки и, используя полученные фактические данные, вносит представление вышестоящему органу государственного управления о привлечении к дисциплинарной ответственности должностного лица, виновного в бездеятельности по устранению нарушения закона.
Организация такого взаимодействия
и поддержание контактов - составная
часть организации работы. Все
положительное, передовое, принимаемое
при осуществлении надзора за
исполнением законов, и рекомендации,
разработанные учеными и
Говоря об организации
надзора, необходимо отметить, что
Генеральный прокурор
Важное значение
имеет своевременная и полная
информация прокуроров, в особенности
районного и городского звена,
о новом законодательстве. Это
делается чаще всего на
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Понятие и сущность контроля и надзора за соблюдением законодательства о труде