Понятие и сущность контроля и надзора за соблюдением законодательства о труде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 16:31, курсовая работа

Описание работы

Задачами курсовой работы являются исследование общественных отношений, возникающих в процессе контроля за соблюдением законодательства о труде и изучение научной и учебной литературы по теме исследования.
Актуальность осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства обусловлена тем, что точное исполнение законов, в особенности органами представительной власти, государственного управления и контроля, правоохранительными органами, имеет исключительно важное значение для успешного выполнения стоящих перед государством задач.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………….................................2
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРУДЕ…………………………………………………………........….....4
ГЛАВА 2 ПРОКУРАТУРА И ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗАСОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРУДЕ….................7
2.1 Полномочия прокуратуры……………………….......................……7
2.2 Прокурорский надзор и его формы…………....…..........................10
2.3 Другие органы, осуществляющие контроль и надзор за соблюдением законодательства о труде.................................................13
ГЛАВА 3 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕВЫПОЛНЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРУДЕ…………………………...........….16
3.1 Дисциплинарная ответственность....................................................16
3.2 Административная ответственность................................................18
3.3 Уголовная и материальная ответственность....................................19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...............................25

Файлы: 1 файл

1СОДЕРЖАНИЕиспр.docx

— 65.03 Кб (Скачать файл)

 

 

  • 2.3 Другие органы, осуществляющие контроль и надзор за соблюдением законодательства о труде

  •  

     

    Особое место в регулировании  и организации трудовых отношений, а также надзоре и контроле за соблюдением трудового законодательства занимает Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1589 утверждено Положение о Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь [13].

    В систему Министерства труда  и социальной защиты входят департамент  государственной инспекции труда, а также областные и Минская  городская экспертизы труда, органы государственной службы занятости  населения, Фонд социальной защиты населения и его региональные отделения, центры по начислению и выплате пенсий и пособий, государственные учреждения социального обслуживания, другие организации, созданные в установленном порядке.

    Главными задачами данного  органа являются разработка предложений и реализация основных направлений и приоритетов государственной политики по решению комплексных проблем в социально-трудовой сфере, повышению уровня жизни и доходов населения. Министерство труда и социальной защиты обеспечивает совершенствование законодательства о труде, занятости и социальной защите населения, а также осуществляет контроль за его соблюдением.

    Для выполнения возложенных  на него задач данный государственный  орган наделен достаточно большим  объемом полномочий. Так, например, ему поручена разработка предложений по основным направлениям и приоритетам государственной политики в социально-трудовой сфере; организация и осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, занятости и социальной защите населения, соблюдением установленных социальных гарантий. Министерство труда и социальной защиты организует применение в установленном законодательством порядке санкций к нанимателям и к должностным лицам, допустившим нарушения трудового законодательства[2, с. 731].

    Непосредственное осуществление  государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде возложено на департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

    Департамент государственной  инспекции труда является единственным специализированным органом, осуществляющим данную деятельность во всем объеме. Основная задача департамента государственной инспекции труда -выявление и пресечение нарушений трудового законодательства, в том числе с применением в пределах предоставленных ему полномочий санкций к нанимателям и к должностным лицам, допустившим такие нарушения.

    Для решения стоящих перед  департаментом задач государственным  инспекторам труда предоставлено  право: выдавать нанимателю обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства о труде; приостанавливать (запрещать) работу предприятий, цехов, производственных участков, станков, машин, другого оборудования в случае выявления нарушений правил по охране труда, создающих угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений; налагать в установленном порядке за нарушения законодательства о труде и охране труда штрафы на должностных лиц, применять к нанимателям экономические санкции или выносить им предупреждение; составлять протоколы по делам об административных правонарушениях на должностных лиц в случаях, предусмотренных законодательством, и направлять их в суд.

    В целях реализации государственной  политики в сфере занятости населения, организации контроля за соблюдением названного законодательства в Министерстве труда и социальной защиты создана система органов государственной службы, занятости. К задачам, которые призваны выполнять данные органы, относятся: контроль за правильностью применения законодательства о занятости населения; разъяснение нормативных правовых актов, разработка предложений по его совершенствованию и др.

    Для решения поставленных перед ними задач должностные лица органов государственной службы занятости населения имеют право вносить предложения о приостановлении действия или отмене приказов, инструкций и других решений государственных и общественных органов, нанимателей, противоречащих законодательству о занятости населения.

    Органом государственного контроля за правильностью применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию за работу с особыми условиями труда, установления доплат за работу во вредных или опасных условиях труда, а также контроля за качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда является государственная экспертиза условий труда Республики Беларусь.

    Государственной экспертизы условий труда предоставляется прямо осуществлять проверки организаций и при выявлении нарушении законодательства выдавать соответствующие предписания; а также отменять результаты аттестации рабочих мест при выявлении нарушений в ее организации и проведении и другом [2, с.732].

    Составной частью системы  национальной безопасности Республики Беларусь являются органы, осуществляющие свою деятельность в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной, промышленной и радиационной безопасности [14] .

    Таким образом в полномочиях содержатся сущность и качества, определяющие отличия органов прокуратуры от иных государственных органов, в том числе и органов, входящих в правоохранительную систему.

    ГЛАВА 3

    ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕВЫПОЛНЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРУДЕ

     

     

    3.1 Дисциплинарная ответственность

     

     

    Нарушение законодательства о труде влечет за собой применение органами надзора и контроля определенных средств воздействия, назначение которых  — направить поведение субъектов  права в русло закона. Их применение создает неблагоприятные последствия  для тех, кому они адресованы (создание дополнительных обязанностей устранить допущенные нарушения, принять дополнительные меры по созданию безопасных условий труда и т.п.).

    Предпосылкой применения любых надзорно-контрольных средств воздействия является нарушение нормативных правовых актов. Наличие вины необязательно потому, что цель надзорно-контрольной деятельности состоит в исправлении нарушения, а не в наказании виновного лица. Все разнообразные надзорно-контрольные средства имеют общую правовую природу: это административные принудительные меры. Они объективируются в издании запретов и предписаний, которые представляют собой индивидуальный административный акт.

    Связь между надзором и  контролем за соблюдением законодательства о труде и ответственностью за его нарушение прямо выражена в Трудовом кодексе Республики Беларусь.

    В зависимости от характера  совершенного правонарушения юридические и физические лица несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством.

    Статья 465 ТК выделяет два вида субъектов, несущих ответственность за нарушение трудового законодательства: юридические и физические лица [1].

    Под юридическими лицами понимаются предприятия, учреждения, организации, общества, кооперативы и др.

    Физические лица - это  наниматели, которым предоставлено право заключения и прекращения трудового договора с работником, а также уполномоченные должностные лица нанимателя: руководитель (его заместитель) организации (обособленного подразделения), руководитель структурного подразделения (его заместители), мастер, специалист или иной работник, которому законодательством или нанимателем предоставлено право принимать решения, вытекающие из трудовых и связанных с ними отношений. Применение каждого из перечисленных видов ответственности в области трудовых отношений имеет специфические черты.

    Дисциплинарную ответственность за нарушение законодательства о труде несут виновные должностные лица.

    Она заключается в применении мер дисциплинарного воздействия.

    Дисциплинарная ответственность  должностных лиц, в том числе  за нарушения правил и норм охраны труда, осуществляется путем наложения  на них дисциплинарных взысканий. Согласно ст. 198 ТК могут применяться следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, увольнение.

    Право выбора вида дисциплинарного  взыскания принадлежит нанимателю. При этом учитывается тяжесть дисциплинарного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, и другие факторы. Увольнение возможно при систематическом неисполнении должностным лицом своих обязанностей (п. 4 ст. 42 ТК), а также в случае однократного грубого нарушения правил охраны труда, повлекшего увечье или смерть других работников (п. 9 ст. 42 ТК) [1].

    В целях совершенствования  организации труда и предупреждения нарушений законодательства в сфере трудовых отношений принят Декрет Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины». В нем предусматриваются дополнительные основания для досрочного расторжения контракта по инициативе нанимателя: нарушение правил по охране труда и технике безопасности, повлекшее увечье или смерть другого работника, а также непринятие без уважительных причин в срок, установленный законными предписаниями правоохранительных или контрольных органов, мер по устранению выявленных нарушений и по возмещению материального ущерба, причиненного государству в результате нарушения действующего законодательства [15].

    Специальная дисциплинарная ответственность наступает на основе специальных нормативных актов (уставов, положений о дисциплине, других актов  специального законодательства) и применяется  только к отдельным категориям работников с особым характером труда (ст. 204 ТК) [1], к которым в соответствии с  законодательством устанавливается  особый порядок привлечения к дисциплинарной ответственности (государственные служащие, прокурорские работники, судьи, работники транспорта и др.).

    Общая дисциплинарная ответственность  распространяется на всех работников, за исключением работников, несущих  специальную ответственность.

    Трудовой кодекс (ст. 198) за совершение дисциплинарного проступка  предусматривает применение к работнику  следующих мер дисциплинарного  взыскания:

    1. замечание;
    2. выговор;
    3. увольнение по п. 4, 5, 7–9 ст. 42 ТК, п. 1 ст. 47 ТК [1].

     

     

     

    3.2 Административная  ответственность

     

     

    Административная  ответственность - это особый вид принуждения, который применяется уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами к лицам, совершившим административные правонарушения (проступки). В то время как дисциплинарная ответственность может наступить только при наличии служебного подчинения между лицом или органом, налагающим взыскание, и лицом, на которое налагается взыскание, для административной ответственности характерно отсутствие такого подчинения [2, с. 743].

    Нормативным правовым актом, регулирующим вопросы административной ответственности в Республике Беларусь, является Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (Далее - КоАП) [16].

    В соответствии со статьей 2.1. КоАП административным правонарушением  признается противоправное виновное, а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными КоАП, деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность.

    Согласно статье 3.1 КоАП вина - психическое отношение физического  лица к совершенному им противоправному  деянию, выраженное в форме умысла или неосторожности.

    Виновным в совершении административного правонарушения может быть признано лишь вменяемое  физическое лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.

    Юридическое лицо признается виновным в совершении административного  правонарушения, если будет установлено, что этим юридическим лицом не соблюдены нормы (правила), за нарушение  которых предусмотрена административная ответственность, и данным лицом  не были приняты все меры по их соблюдению (статья 3.5 КоАП).

    Согласно статье 4.8 КоАП физическое лицо подлежит административной ответственности  как индивидуальный предприниматель, если совершенное административное правонарушение связано с осуществляемой им предпринимательской деятельностью  и прямо предусмотрено статьей  Особенной части КоАП. В этом случае привлечение индивидуального предпринимателя  к административной ответственности  исключает наложение на него административного  взыскания, предусмотренного той же статьей Особенной части КоАП для физического лица.

    Юридическое лицо может нести  ответственность только за административные правонарушения, прямо предусмотренные  статьями Особенной части КоАП.

    Ответственность  за нарушения  законодательства о труде, протоколы  о совершении которых, согласно пункту 24 части первой статьи 3.30 Процессуально-исполнительного  кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – ПИКоАП), предоставлено право составлять уполномоченным должностным лицам  Департамента государственной инспекции  труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, предусмотрена  статьей 9.17, частями 1 и 4 статьи 9.19, статьями 9.20, 9.25 КоАП.

    Информация о работе Понятие и сущность контроля и надзора за соблюдением законодательства о труде