Понятие и сущность контроля и надзора за соблюдением законодательства о труде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 16:31, курсовая работа

Описание работы

Задачами курсовой работы являются исследование общественных отношений, возникающих в процессе контроля за соблюдением законодательства о труде и изучение научной и учебной литературы по теме исследования.
Актуальность осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства обусловлена тем, что точное исполнение законов, в особенности органами представительной власти, государственного управления и контроля, правоохранительными органами, имеет исключительно важное значение для успешного выполнения стоящих перед государством задач.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………….................................2
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРУДЕ…………………………………………………………........….....4
ГЛАВА 2 ПРОКУРАТУРА И ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗАСОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРУДЕ….................7
2.1 Полномочия прокуратуры……………………….......................……7
2.2 Прокурорский надзор и его формы…………....…..........................10
2.3 Другие органы, осуществляющие контроль и надзор за соблюдением законодательства о труде.................................................13
ГЛАВА 3 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕВЫПОЛНЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРУДЕ…………………………...........….16
3.1 Дисциплинарная ответственность....................................................16
3.2 Административная ответственность................................................18
3.3 Уголовная и материальная ответственность....................................19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...............................25

Файлы: 1 файл

1СОДЕРЖАНИЕиспр.docx

— 65.03 Кб (Скачать файл)

4)надзор за соблюдением  законодательства при исполнении  наказания и иных мер уголовной  ответственности, а также мер  принудительного характера;

5)борьба с нарушениями  законов, определяющих права,  свободы и охраняемые законом  интересы личности;

6)координация правоохранительной  деятельности государственных органов  по борьбе с преступлениями, в  том числе с коррупцией, а также  по борьбе с преступлениями  иных организаций, участвующих  в борьбе с преступлениями;

7)разработка совместно  с другими органами мер по  предупреждению преступлений и  иных правонарушений;

8)участие в совершенствовании  законодательства и пропаганде  законов, а также работа по  повышению уровня культуры граждан  и воспитание у них законопослушания.

При осуществлении надзора  за исполнением законов прокурор имеет право требовать от руководителей  органов, за исполнением законов  которыми осуществляется надзор, проведения проверок, ревизий и экспертиз, в  связи с поступившими в прокуратуру  материалами и обращениями. Полномочие реализуется путем направления  в адрес руководителей органов  письменного требования с просьбой провести проверку и сообщить о ее результатах в прокуратуру. На выполнение требования прокурора о проведении проверки обычно дается не более десяти суток со дня его поступления.

Прокуроры вправе также требовать  от соответствующих органов проведения ревизий и инвентаризаций в структурных  подразделениях органа (и цехах, участках, отделах, лабораториях, службах).

От руководителей предприятий, учреждений и организаций они  могут требовать проведения служебных  расследований в связи, например, с произошедшими авариями, несчастными  случаями с людьми, выявленными злоупотреблениями, недостачей материальных средств и  т.д.

Согласно Закону о прокуратуре, осуществляя возложенные на них  функции, прокуроры проводят проверки исполнения законов и проверки законности актов в пределах их должностной  компетенции [4].

Основными принципами организации  и деятельности органов прокуратуры  в Республике Беларусь являются:

1) принцип законности;

2) принцип равенства всех  граждан перед законом;

3) принцип независимости  прокурора;

4) принцип подчиненности  нижестоящих прокуроров вышестоящим  прокурорам;

5) принцип гласности;

6) принцип обязательности  исполнения требований прокурора.

Общий анализ указанных принципов  свидетельствует о том, что прокуроры  принимают меры по пресечению нарушений  закона, от кого бы они не исходили, к восстановлению нарушенных прав и  привлечению виновных, допустивших  нарушения, к установленной законом  ответственности.

Эта деятельность включает в себя следующие положения:

  1. равенство всех и каждого перед законом;
  2. обязанность прокуроров не только выявлять нарушения закона, но и своевременно устранять эти нарушения;
  3. осуществляя надзор за соблюдением законов, прокурор принимает меры к восстановлению прав и законных интересов граждан;
  4. прокурор принимает меры к привлечению лиц, виновных в допущенных нарушениях закона, к установленной законом ответственности.

Все эти положения взаимосвязаны  и в целом составляют понятие  о содержании деятельности прокуратуры.

Конституция Республики Беларусь провозглашает равенство всех перед законом и судом. Равенство прав и свобод гарантируется государством независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, вероисповедания, убеждений, принадлежности к общественным объединениям [6].

Мужчины и женщины имеют  равные права и свободы и равные возможности для их реализации. Лица, виновные в нарушении закона о  равноправии граждан, привлекаются к ответственности на основании  закона.

Когда прокурор устанавливает, что должностное лицо допустило  нарушение закона, он обязан решить вопрос о привлечении его в  зависимости от степени опасности  допущенного нарушения к уголовной  или административной ответственности. Проверяя жалобы и заявления граждан  о допущенных в их отношении нарушениях закона, прокурор прежде всего принимает  меры к восстановлению нарушенных прав, а затем рассматривает вопрос об ответственности должностных  лиц, допустивших эти нарушения  закона.

В условиях все расширяющейся  демократизации важное значение имеет  соблюдение законов о равноправии  всех граждан перед законом и  судом. В Конституции Республики Беларусь, как было указано выше, раскрыт в полном объеме принцип равенства граждан Республики Беларусь перед законом и судом, определены исчерпывающие гарантии этого равенства.

В современных условиях органы прокуратуры так же, как и другие государственные органы, в том  числе и правоохранительные, не могут  работать изолированно от общественности, ее органов, коллективов трудящихся и друг от друга.

Практика подтверждает, что  прокурор не может успешно выполнить  возложенные на него обязанности  по укреплению законности и правопорядка, если не будет координировать свою деятельность с другими правоохранительными  органами, с местными органами государственной  власти и самоуправления, общественными  организациями и трудовыми коллективами, опираться на активную помощь граждан  в деле укрепления законности и правопорядка [7].

В дальнейшем роль и значение прокуратуры как государственного органа, укрепляющего правовую государственность  и стоящего на защите прав граждан  и интересов государства, будут  усиливаться и повышаться. В Республике Беларусь развита правовая система  со всеми атрибутами, присущими цивилизованным демократическим государствам. Органы прокуратуры и в дальнейшем будут  продолжать вносить свой вклад в  укрепление правовой государственности, согласованно действуя в направлении  обеспечения гарантированных Конституцией Республики Беларусь и законодательством Республики Беларусь прав и свобод граждан.

 

 

 

2.2 Прокурорский  надзор и его формы

 

 

Прокурорский надзор направлен  на координацию деятельности органов, осуществляющих надзор и контроль в  сфере общественной безопасности, охраны жизни и здоровья граждан. Данные органы обеспечивают осуществление  необходимых мероприятий безопасности производства и жизнедеятельности  людей, надлежащего надзора за исполнением  законодательства данными органами, в т.ч. путем проведения органами прокуратуры самостоятельных проверок исполнения законодательства об охране труда.

Конституция Республики Беларусь в числе основных прав граждан  называет право на здоровые и безопасные условия труда (ст. 41) [6].

Конституционные положения  конкретизированы в главе 16 ТК, Законе Республики Беларусь от 23 июня 2008 г. «Об охране труда» (далее - Закон об охране труда), иных нормативных правовых актах [8].

Требования по охране труда  обязательны для исполнения работодателями и работающими при возникновении  между ними трудовых отношений, а  также в случае привлечения к  выполнению работ (оказанию услуг) работающих, которые не связаны с работодателями трудовыми отношениями. Перечень такой  категории лиц указан в ч. 2 ст. 2 Закона об охране труда.

При осуществлении надзора  за исполнением законодательства прокуроры  могут и должны действовать строго в пределах предоставленных им полномочий, которые определяют пределы возможного вмешательства и реагирования на выявленные нарушения. Осуществляя  надзор за соблюдением законности, органы прокуратуры не подменяют  другие государственные органы, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную  деятельность предприятий, не должны подменять  контролирующие органы и должностных  лиц органов государственного управления.

Определяя границы надзора  прокуратуры за исполнением законодательства, можно сказать, что следует исходить из правила: "Там, где действует  закон, должен срабатывать общий  надзор".

В Законе о прокуратуре (ст. 27) подчеркнуто, что прокурор проводит проверки на основании поступивших  к нему сообщений, информации о фактах нарушения закона. Это не следует  понимать так, что прокурор действует, только получив официальное заявление  о нарушении закона. Информация может  поступать прокурору по различным  каналам — обращения и заявления  граждан и должностных лиц, сообщения  средств массовой информации, материалы  расследования уголовных дел, результаты обобщений материалов, проверяемых  в порядке ст. 174 УПК, статистические и иные сведения, содержащие данные о нарушении законов [9].

Согласно данным, которые  приводит В.В. Демидович в своей  статье следует, что проводимые на постоянной основе органами прокуратуры г. Минска мониторинг соблюдения законодательства об охране труда и анализ причин производственного травматизма, в т.ч. гибели людей, свидетельствуют:

  1. о недостаточно эффективной системе обеспечения безопасных условий труда, пожарной безопасности на объектах жизнедеятельности людей и производстве;
  2. низкой правовой культуре руководителей и специалистов, должностных лиц организаций;
  3. отсутствии или недостаточном количестве квалифицированных специалистов в службе охраны труда, что препятствует принятию эффективных управленческих решений в данной области [10, с. 79].

В целях профилактики нарушений  законодательства об охране труда, производственного  травматизма и правового просвещения  нанимателей, работников кадровых служб  и служб охраны труда остановимся  на основных характерных направлениях проведения прокурорами проверок соблюдения субъектами хозяйствования законодательства об охране труда.

При организации проверок прокурорские работники руководствуются:

  1. Законом Республики Беларусь от 8 мая 2007 г. «О прокуратуре Республики Беларусь» с последующими изменениями;
  2. Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» с последующими изменениями;
  3. Положением о порядке организации и проведения проверок, утвержденным Указом № 510;
  4. иными актами законодательства, а также приказами Генерального прокурора Республики Беларусь, определяющими порядок деятельности органов прокуратуры в данной сфере надзора [10, с. 79-80].

Конкретные задачи прокурорского  надзора за исполнением законодательства применительно ко всем прокурорам и  отдельно к территориальным и  специализированным прокурорам определяются в приказах и указаниях Генерального прокурора Республики Беларусь, его  заместителей, прокуроров областей.

Получив информацию о нарушениях законов, требующих прокурорского  реагирования, прокурор действует, используя  предоставленные ему полномочия, в соответствии с характером поступивших  сведений.

В Законе о прокуратуре  закреплено принципиально важное положение  о том, что требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный  срок всеми юридическими лицами, должностными лицами и иными гражданами. Информация, требуемая прокурором, представляется безвозмездно. Должностные лица и  иные граждане обязаны являться по вызову прокурора и давать объяснения по обстоятельствам, связанным с  проверкой соблюдения законодательства, расследованием уголовного дела. В  случае уклонения от явки должностное  лицо и иной гражданин по постановлению  прокурора доставляются органами милиции  в принудительном порядке [4].

Прокурор вправе своим  постановлением освободить лиц, незаконно  подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов. Он вправе опротестовать противоречащие закону правовые акты и действия должностных  лиц, обращаться в суд и хозяйственный  суд с требованием о признании  таких актов недействительными [11, с. 506].

Таким образом, все вышеперечисленные  действия требуют от прокуроров большей  последовательности, настойчивости, принципиальности, энергичности и активности, наступательности, придания широкой гласности вскрытым органами прокуратуры нарушениям закона, а также условиям и причинам, их порождающим, привлекать к этому  внимание трудовых коллективов, общественности, непримиримо реагировать на любые  попытки выгородить виновных, увести их от ответственности. Только такой  подход к делу может обеспечить действительно  эффективный, результативный прокурорский надзор в этой исключительно важной сфере.

Надзор за исполнением  законов оказывает существенное влияние на политическую и социально-экономическую  ситуацию в обществе, способствует нейтрализации негативных явлений, сопутствующих ходу проводимых в  Республике Беларусь реформ из-за несовершенства их правового обеспечения. При этом общий надзор прокуратуры охватывает наиболее широкую область правовой действительности, которая связана  с практикой исполнения законов. В поле зрения прокуроров находятся  тысячи законодательных и подзаконных  актов [12].

Информация о работе Понятие и сущность контроля и надзора за соблюдением законодательства о труде