Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 16:31, курсовая работа
Задачами курсовой работы являются исследование общественных отношений, возникающих в процессе контроля за соблюдением законодательства о труде и изучение научной и учебной литературы по теме исследования.
Актуальность осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства обусловлена тем, что точное исполнение законов, в особенности органами представительной власти, государственного управления и контроля, правоохранительными органами, имеет исключительно важное значение для успешного выполнения стоящих перед государством задач.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………….................................2
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРУДЕ…………………………………………………………........….....4
ГЛАВА 2 ПРОКУРАТУРА И ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗАСОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРУДЕ….................7
2.1 Полномочия прокуратуры……………………….......................……7
2.2 Прокурорский надзор и его формы…………....…..........................10
2.3 Другие органы, осуществляющие контроль и надзор за соблюдением законодательства о труде.................................................13
ГЛАВА 3 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕВЫПОЛНЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРУДЕ…………………………...........….16
3.1 Дисциплинарная ответственность....................................................16
3.2 Административная ответственность................................................18
3.3 Уголовная и материальная ответственность....................................19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...............................25
4)надзор за соблюдением
законодательства при
5)борьба с нарушениями законов, определяющих права, свободы и охраняемые законом интересы личности;
6)координация
7)разработка совместно с другими органами мер по предупреждению преступлений и иных правонарушений;
8)участие в совершенствовании
законодательства и пропаганде
законов, а также работа по
повышению уровня культуры
При осуществлении надзора за исполнением законов прокурор имеет право требовать от руководителей органов, за исполнением законов которыми осуществляется надзор, проведения проверок, ревизий и экспертиз, в связи с поступившими в прокуратуру материалами и обращениями. Полномочие реализуется путем направления в адрес руководителей органов письменного требования с просьбой провести проверку и сообщить о ее результатах в прокуратуру. На выполнение требования прокурора о проведении проверки обычно дается не более десяти суток со дня его поступления.
Прокуроры вправе также требовать
от соответствующих органов
От руководителей предприятий, учреждений и организаций они могут требовать проведения служебных расследований в связи, например, с произошедшими авариями, несчастными случаями с людьми, выявленными злоупотреблениями, недостачей материальных средств и т.д.
Согласно Закону о прокуратуре, осуществляя возложенные на них функции, прокуроры проводят проверки исполнения законов и проверки законности актов в пределах их должностной компетенции [4].
Основными принципами организации и деятельности органов прокуратуры в Республике Беларусь являются:
1) принцип законности;
2) принцип равенства всех граждан перед законом;
3) принцип независимости прокурора;
4) принцип подчиненности
нижестоящих прокуроров
5) принцип гласности;
6) принцип обязательности
исполнения требований
Общий анализ указанных принципов свидетельствует о том, что прокуроры принимают меры по пресечению нарушений закона, от кого бы они не исходили, к восстановлению нарушенных прав и привлечению виновных, допустивших нарушения, к установленной законом ответственности.
Эта деятельность включает в себя следующие положения:
Все эти положения взаимосвязаны и в целом составляют понятие о содержании деятельности прокуратуры.
Конституция Республики Беларусь провозглашает равенство всех перед законом и судом. Равенство прав и свобод гарантируется государством независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, вероисповедания, убеждений, принадлежности к общественным объединениям [6].
Мужчины и женщины имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. Лица, виновные в нарушении закона о равноправии граждан, привлекаются к ответственности на основании закона.
Когда прокурор устанавливает,
что должностное лицо допустило
нарушение закона, он обязан решить
вопрос о привлечении его в
зависимости от степени опасности
допущенного нарушения к
В условиях все расширяющейся демократизации важное значение имеет соблюдение законов о равноправии всех граждан перед законом и судом. В Конституции Республики Беларусь, как было указано выше, раскрыт в полном объеме принцип равенства граждан Республики Беларусь перед законом и судом, определены исчерпывающие гарантии этого равенства.
В современных условиях органы прокуратуры так же, как и другие государственные органы, в том числе и правоохранительные, не могут работать изолированно от общественности, ее органов, коллективов трудящихся и друг от друга.
Практика подтверждает, что
прокурор не может успешно выполнить
возложенные на него обязанности
по укреплению законности и правопорядка,
если не будет координировать свою
деятельность с другими правоохранительными
органами, с местными органами государственной
власти и самоуправления, общественными
организациями и трудовыми
В дальнейшем роль и значение
прокуратуры как
2.2 Прокурорский надзор и его формы
Прокурорский надзор направлен
на координацию деятельности органов,
осуществляющих надзор и контроль в
сфере общественной безопасности, охраны
жизни и здоровья граждан. Данные
органы обеспечивают осуществление
необходимых мероприятий
Конституция Республики Беларусь в числе основных прав граждан называет право на здоровые и безопасные условия труда (ст. 41) [6].
Конституционные положения конкретизированы в главе 16 ТК, Законе Республики Беларусь от 23 июня 2008 г. «Об охране труда» (далее - Закон об охране труда), иных нормативных правовых актах [8].
Требования по охране труда
обязательны для исполнения работодателями
и работающими при
При осуществлении надзора
за исполнением законодательства прокуроры
могут и должны действовать строго
в пределах предоставленных им полномочий,
которые определяют пределы возможного
вмешательства и реагирования на
выявленные нарушения. Осуществляя
надзор за соблюдением законности,
органы прокуратуры не подменяют
другие государственные органы, не
вмешиваются в оперативно-
Определяя границы надзора прокуратуры за исполнением законодательства, можно сказать, что следует исходить из правила: "Там, где действует закон, должен срабатывать общий надзор".
В Законе о прокуратуре (ст.
27) подчеркнуто, что прокурор проводит
проверки на основании поступивших
к нему сообщений, информации о фактах
нарушения закона. Это не следует
понимать так, что прокурор действует,
только получив официальное заявление
о нарушении закона. Информация может
поступать прокурору по различным
каналам — обращения и
Согласно данным, которые приводит В.В. Демидович в своей статье следует, что проводимые на постоянной основе органами прокуратуры г. Минска мониторинг соблюдения законодательства об охране труда и анализ причин производственного травматизма, в т.ч. гибели людей, свидетельствуют:
В целях профилактики нарушений
законодательства об охране труда, производственного
травматизма и правового
При организации проверок прокурорские работники руководствуются:
Конкретные задачи прокурорского надзора за исполнением законодательства применительно ко всем прокурорам и отдельно к территориальным и специализированным прокурорам определяются в приказах и указаниях Генерального прокурора Республики Беларусь, его заместителей, прокуроров областей.
Получив информацию о нарушениях
законов, требующих прокурорского
реагирования, прокурор действует, используя
предоставленные ему
В Законе о прокуратуре закреплено принципиально важное положение о том, что требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок всеми юридическими лицами, должностными лицами и иными гражданами. Информация, требуемая прокурором, представляется безвозмездно. Должностные лица и иные граждане обязаны являться по вызову прокурора и давать объяснения по обстоятельствам, связанным с проверкой соблюдения законодательства, расследованием уголовного дела. В случае уклонения от явки должностное лицо и иной гражданин по постановлению прокурора доставляются органами милиции в принудительном порядке [4].
Прокурор вправе своим постановлением освободить лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов. Он вправе опротестовать противоречащие закону правовые акты и действия должностных лиц, обращаться в суд и хозяйственный суд с требованием о признании таких актов недействительными [11, с. 506].
Таким образом, все вышеперечисленные действия требуют от прокуроров большей последовательности, настойчивости, принципиальности, энергичности и активности, наступательности, придания широкой гласности вскрытым органами прокуратуры нарушениям закона, а также условиям и причинам, их порождающим, привлекать к этому внимание трудовых коллективов, общественности, непримиримо реагировать на любые попытки выгородить виновных, увести их от ответственности. Только такой подход к делу может обеспечить действительно эффективный, результативный прокурорский надзор в этой исключительно важной сфере.
Надзор за исполнением законов оказывает существенное влияние на политическую и социально-экономическую ситуацию в обществе, способствует нейтрализации негативных явлений, сопутствующих ходу проводимых в Республике Беларусь реформ из-за несовершенства их правового обеспечения. При этом общий надзор прокуратуры охватывает наиболее широкую область правовой действительности, которая связана с практикой исполнения законов. В поле зрения прокуроров находятся тысячи законодательных и подзаконных актов [12].
Информация о работе Понятие и сущность контроля и надзора за соблюдением законодательства о труде