Понятие и виды правоотношений в трудовом праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 11:26, реферат

Описание работы

Цель работы: рассмотреть правоотношения и их виды в трудовом праве. Для этого мы считаем необходимым дать определение понятию правоотношений и рассмотреть их в свете трудового права, обозначив отличительные черты трудовых правоотношений. Далее мы перейдем к вопросу о видах правоотношений в трудовом праве и рассмотрим их в рамках существующих к настоящему моменту классификаций.

Файлы: 1 файл

Понятие и виды правоотношений в трудовом праве.docx

— 48.93 Кб (Скачать файл)

1) правоотношение по содействию  занятости и трудоустрой­ству гражданина на данное производство;

2) правоотношение работника, трудового коллектива с рабо­тодателем, его администрацией по организации труда и управле­нию трудом;

3) правоотношение профсоюзного органа с работодателем, его администрацией по защите трудовых прав работников;

4) социально-партнерские правоотношения по коллективным переговорам и заключению коллективного договора и соглашений на федеральном, отраслевом, региональном и территориальном уровнях и в организации;

5) правоотношение по профессиональной подготовке кадров на производстве, в том числе и по повышению квалификации, ученическому договору;

6) правоотношения по государственному надзору и контролю за трудовым законодательством, охраной труда органов надзора и контроля и по профсоюзному контролю с работодателем, должностными лицами его администрации;

7) правоотношения по материальной ответственности сторон трудового договора за вред, причиненный друг другу;

8) процессуальные правоотношения по разрешению индивидуальных и коллективных трудовых споров и объявлению забастовки.

Эти виды трудовых правоотношений мы рассмотри сквозь призу следующей  классификации:

    • основные (трудовые правоотношения);
    • сопутствующие и организационно-управленческие
    • охранительные правоотношения

  2. 1 Основные (трудовые) правоотношения

Основным правоотношением  в трудовом праве является собственно трудовое отношение между работником и работодателем. Трудовое правоотношение - добровольная юридическая связь работника с работодателем, по выполнению работником за определенную плату конкретной трудовой функции в соответствии с внутренним трудовым распорядком при обеспечении работодателем необходимых условий труда и его оплаты, предусмотренных трудовым законодательством. Таким образом, трудовое правоотношение всегда является двусторонним между двумя субъектами - работником и работодателем, возникающим на основании трудового договора.

   Критериями для выделения видов трудовых отношений являются::

    • форма собственности на средства труда,
    • порядок распределения прибыли или продуктов труда,
    • организационно-правовая форма предприятия
    • вид трудового договора (договора  могут быть срочные и бессрочные, носить определенный характер. Сколько видов трудовых договоров, столько и видов трудовых правоотношений).

   Отношения, возникающие между работником и работодателем по поводу использования наемного труда, называются трудовыми отношениями, а с учетом субъектного состава - индивидуально-трудовыми отношениями, и составляют основу предмета трудового права.

   Помимо них нормы  трудового права регулируют комплекс  отношений, тесно связанных с  трудовыми, которые можно разделить на три группы, в зависимости от времени возникновения:

1. Отношения, предшествующие трудовым;

2. Отношения, сопутствующие трудовым;

3. отношения, вытекающие из трудовых.

   Все отношения являются самостоятельными, несмотря на кажущуюся зависимость.

Существуют критерии, позволяющие  проследить самостоятельность видов  трудовых правоотношений:

  - субъекты (коллективные имеют свои субъекты, в индивидуальные – свои);

- содержание правоотношения (ученическое правоотношение предполагает права и обязанности, направленные на обучение ученика-работника, коллективное правоотношение может быть направлено на создание благоприятных условий труда коллектива работников данного предприятия);

- предмет  (в индивидуальном трудовом правоотношении предметом является всегда сам процесс труда работника, в коллективном – организационно-управленческие вопросы применительно к предприятию и труду).

   В некоторых видах  правоотношений их участники  могут совпадать, но во всех  правоотношения всегда присутствует  работодатель в лице администрации  или представителя, а также  гражданин-работник.

      По  субъектному составу все тесно связанные с трудовыми отношения могут быть разделены на две группы:

  • индивидуальные  отношения;

  • коллективные отношения.

   В группу индивидуальных, связанных с трудовыми, отношений, в частности, включаются: отношения по трудоустройству, возникающие между лицом, ищущим работу, и частным бюро найма либо государственной службой занятости (предшествуют трудовым); отношения по профессиональной подготовке  лица, ищущего работу, непосредственно у работодателя (также предшествуют трудовым); отношения по профессиональному переобучению работника конкретной организации непосредственно у работодателя, а также отношения по материальной ответственности сторон трудового договора (сопутствуют трудовым); отношения между органами государственной службы занятости и лицом, временно утратившим работу и заработок по поводу получения определенных мер поддержки (вытекающие из трудовых) и др.

   Коллективные отношения,  которые могут существовать только  в качестве отношений, сопутствующих  трудовым, в зависимости от своего характера подразделяются на два вида:

1). Организационно-управленческие отношения;

2). Отношения по урегулированию коллективных трудовых споров.

  2. 2 Сопутствующие  и организационно-управленческие  трудовые правоотношения

Отношения по содействию занятости и трудоустройству (предшествующего характера)

Данные отношения могут  существовать в следующих формах:

    • отношения гражданина с государственным органом службы занятости или другим органом трудоустройства по поиску работы и направлению на нее;
    • отношения гражданина с работодателем по приему на работу по направлению органа занятости;
    • отношения между работодателем и органом службы занятости.

Каждое из этих трех видов  правоотношений является самостоятельным, со своими субъектами и содержанием, хотя и взаимосвязанным с двумя  другими общностью целей: помочь гражданам в устройстве на работу, а организациям — подобрать кадры  работников.

Эти правоотношения возникают  при нуждаемости гражданина в  помощи со стороны государственных  органов в подыскании ему подходящей работы и трудоустройстве, а может  быть, и в получении новой специальности, в переквалификации. Поэтому правоотношения по обеспечению занятости и трудоустройства  предшествуют трудовым правоотношениям, а при высвобождении работников могут и последовать за прежними трудовыми правоотношениями или  же изменить их при трудоустройстве  в той же организации.

Если гражданин устраивается на работу самостоятельно, без помощи органов трудоустройства, у него не возникает правоотношения по трудоустройству. Но с появлением безработицы все труднее становится устраиваться на работу самостоятельно. Поэтому тот, кто ищет работу и готов приступить к ней, обращается в органы службы занятости за помощью в подыскании подходящей работы, а если ее нет, то и для получения от этих органов пособия по безработице.

Закон РФ «О занятости населения  в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. в ред. от 20 апреля 1996 г. с последующими изменениями и дополнениями урегулировал отношения по обеспечению занятости  и трудоустройству, что является гарантией реализации принципа обеспечения  права на труд и свободы труда. Основными органами по этим вопросам является Министерство труда и социального  развития РФ и его органы на местах.

Правоотношения по обеспечению  занятости и трудоустройству  возникают в трех взаимосвязанных  видах: правоотношение между органом  службы занятости и гражданином, обратившимся в этот орган с заявлением о помощи в подыскании подходящей работы и признании его безработным; правоотношение между органом службы занятости и работодателем, обязанным  эту службу информировать о потребности  в кадрах, наличии вакантных мест, предстоящих массовых высвобождениях, перечислять взносы в фонд занятости  и принимать на вакантные места  направляемых органом службы занятости  подходящих работников; правоотношение между безработным, получившим направление от органа службы занятости, и соответствующим работодателем о приеме на работу.

Правоотношение между  органом службы занятости и гражданином  возникает с момента обращения гражданина в этот орган с заявлением о помощи в устройстве на работу. Это заявление является основанием возникновения данного правоотношения.

С момента регистрации  гражданина в качестве безработного это правоотношение трансформируется в правоотношение безработного с  органом службы занятости.

Содержанием данного правоотношения является обязанность безработного своевременно проходить регистрацию  в качестве безработного и использовать направления органа службы занятости  для подыскания и получения подходящей работы.

Безработные имеют право  на бесплатную информацию о работе, консультацию, профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку по направлению органа службы занятости.

Орган службы занятости обязан: оказывать бесплатное посредничество между гражданином и работодателем  в получении подходящей работы, помощь гражданину в выборе такой работы, услуга в профессиональной ориентации и трудоустройстве высвобождаемым работникам и другим категориям населения; обеспечить регистрацию безработных  и оказывать им помощь в пределах своей компетенции; выдавать в установленном  порядке пособия по безработице  и приостанавливать их выплату, устанавливать  надбавки к этим пособиям с учетом иждивенцев.

Основанием прекращения  данных правоотношений является акт  приема на работу гражданина, т.е. заключение с ним работодателем трудового  договора.

Правоотношение между  органом службы занятости и работодателем  возникает с момента появления  работодательской правоспособности у организации и оканчивается с ее ликвидацией.

Содержание этого правоотношения составляют права и обязанности  его субъектов.

Глава V Закона РФ «О занятости  населения в Российской Федерации» предусматривает участие работодателей  в обеспечении занятости, их обязанности и права по отношению к органу занятости.

Так, работодатель обязан: своевременно, не менее чем за три месяца, представить  полную информацию органу службы занятости  о возможных массовых увольнениях  трудящихся; возмещать затраты органа службы занятости по созданию специальных  рабочих мест и профессиональной подготовке работников, получивших профессиональное заболевание или инвалидность на данном производстве, путем перечисления средств в фонд занятости; вносить своевременно страховые взносы в фонд занятости; сообщать о наличии вакантных мест.

Орган службы занятости по данному правоотношению обязан:

• анализировать, прогнозировать спрос и предложение на рабочую  силу и бесплатно информировать  работодателя о состоянии рынка  труда, вести учет свободных рабочих  мест и граждан, обращающихся за трудоустройством;

• информировать работодателей  при их обращении о возможностях обеспечения рабочей силой;

• разрабатывать и вносить  на рассмотрение местных органов  власти предложения об установлении для работодателя квот (минимального количества специальных рабочих  мест) для, приема инвалидов и других граждан, требующих специальной  защиты.

Работодатель имеет право  обжаловать действие органа службы занятости  в его вышестоящий орган, а  также в установленном законодательством  судебном порядке.

Правоотношение между  трудоустраиваемым гражданином  и работодателем возникает с  момента передачи работодателю гражданином  направления органа службы занятости. Содержанием этого правоотношения является обязанность работодателя принять гражданина на работу по направлению  органа службы занятости, выданному  в счет установленной квоты (брони), и обязанность трудоустраиваемого по данному направлению представить  работодателю все необходимые при  приеме документы.

При приеме на работу гражданина по направлению органа службы занятости  работодатель обязан вернуть это  направление в орган службы занятости  с указанием в нем дня приема на работу. На этом правоотношение гражданина по трудоустройству прекращается, и  возникает трудовое правоотношение. Если же в приеме на работу работодатель отказывает, то в направлении им делается отметка о дне явки к нему гражданина и причине отказа и возвращает его гражданину. В этом случае правоотношение по трудоустройству не трансформируется в трудовое правоотношение. Но оно может возникнуть, но новому направлению с другим работодателем.

Информация о работе Понятие и виды правоотношений в трудовом праве