Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 11:26, реферат
Цель работы: рассмотреть правоотношения и их виды в трудовом праве. Для этого мы считаем необходимым дать определение понятию правоотношений и рассмотреть их в свете трудового права, обозначив отличительные черты трудовых правоотношений. Далее мы перейдем к вопросу о видах правоотношений в трудовом праве и рассмотрим их в рамках существующих к настоящему моменту классификаций.
1) правоотношение по содействию занятости и трудоустройству гражданина на данное производство;
2) правоотношение работника, трудового коллектива с работодателем, его администрацией по организации труда и управлению трудом;
3) правоотношение профсоюзного органа с работодателем, его администрацией по защите трудовых прав работников;
4) социально-партнерские правоотношения по коллективным переговорам и заключению коллективного договора и соглашений на федеральном, отраслевом, региональном и территориальном уровнях и в организации;
5) правоотношение по профессиональной подготовке кадров на производстве, в том числе и по повышению квалификации, ученическому договору;
6) правоотношения по государственному надзору и контролю за трудовым законодательством, охраной труда органов надзора и контроля и по профсоюзному контролю с работодателем, должностными лицами его администрации;
7) правоотношения по материальной ответственности сторон трудового договора за вред, причиненный друг другу;
8) процессуальные правоотношения по разрешению индивидуальных и коллективных трудовых споров и объявлению забастовки.
Эти виды трудовых правоотношений мы рассмотри сквозь призу следующей классификации:
2. 1 Основные (трудовые) правоотношения
Основным правоотношением в трудовом праве является собственно трудовое отношение между работником и работодателем. Трудовое правоотношение - добровольная юридическая связь работника с работодателем, по выполнению работником за определенную плату конкретной трудовой функции в соответствии с внутренним трудовым распорядком при обеспечении работодателем необходимых условий труда и его оплаты, предусмотренных трудовым законодательством. Таким образом, трудовое правоотношение всегда является двусторонним между двумя субъектами - работником и работодателем, возникающим на основании трудового договора.
Критериями для выделения видов трудовых отношений являются::
Отношения, возникающие между работником и работодателем по поводу использования наемного труда, называются трудовыми отношениями, а с учетом субъектного состава - индивидуально-трудовыми отношениями, и составляют основу предмета трудового права.
Помимо них нормы
трудового права регулируют
1. Отношения, предшествующие трудовым;
2. Отношения, сопутствующие трудовым;
3. отношения, вытекающие из трудовых.
Все отношения являются самостоятельными, несмотря на кажущуюся зависимость.
Существуют критерии, позволяющие проследить самостоятельность видов трудовых правоотношений:
- субъекты (коллективные имеют свои субъекты, в индивидуальные – свои);
- содержание правоотношения (ученическое правоотношение предполагает права и обязанности, направленные на обучение ученика-работника, коллективное правоотношение может быть направлено на создание благоприятных условий труда коллектива работников данного предприятия);
- предмет (в индивидуальном трудовом правоотношении предметом является всегда сам процесс труда работника, в коллективном – организационно-управленческие вопросы применительно к предприятию и труду).
В некоторых видах
правоотношений их участники
могут совпадать, но во всех
правоотношения всегда
По субъектному составу все тесно связанные с трудовыми отношения могут быть разделены на две группы:
• индивидуальные отношения;
• коллективные отношения.
В группу индивидуальных, связанных с трудовыми, отношений, в частности, включаются: отношения по трудоустройству, возникающие между лицом, ищущим работу, и частным бюро найма либо государственной службой занятости (предшествуют трудовым); отношения по профессиональной подготовке лица, ищущего работу, непосредственно у работодателя (также предшествуют трудовым); отношения по профессиональному переобучению работника конкретной организации непосредственно у работодателя, а также отношения по материальной ответственности сторон трудового договора (сопутствуют трудовым); отношения между органами государственной службы занятости и лицом, временно утратившим работу и заработок по поводу получения определенных мер поддержки (вытекающие из трудовых) и др.
Коллективные отношения,
которые могут существовать
1). Организационно-управленческие отношения;
2). Отношения по урегулированию коллективных трудовых споров.
2. 2 Сопутствующие
и организационно-
Отношения по содействию занятости и трудоустройству (предшествующего характера)
Данные отношения могут существовать в следующих формах:
Каждое из этих трех видов правоотношений является самостоятельным, со своими субъектами и содержанием, хотя и взаимосвязанным с двумя другими общностью целей: помочь гражданам в устройстве на работу, а организациям — подобрать кадры работников.
Эти правоотношения возникают
при нуждаемости гражданина в
помощи со стороны государственных
органов в подыскании ему подходящей
работы и трудоустройстве, а может
быть, и в получении новой
Если гражданин устраивается на работу самостоятельно, без помощи органов трудоустройства, у него не возникает правоотношения по трудоустройству. Но с появлением безработицы все труднее становится устраиваться на работу самостоятельно. Поэтому тот, кто ищет работу и готов приступить к ней, обращается в органы службы занятости за помощью в подыскании подходящей работы, а если ее нет, то и для получения от этих органов пособия по безработице.
Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. в ред. от 20 апреля 1996 г. с последующими изменениями и дополнениями урегулировал отношения по обеспечению занятости и трудоустройству, что является гарантией реализации принципа обеспечения права на труд и свободы труда. Основными органами по этим вопросам является Министерство труда и социального развития РФ и его органы на местах.
Правоотношения по обеспечению занятости и трудоустройству возникают в трех взаимосвязанных видах: правоотношение между органом службы занятости и гражданином, обратившимся в этот орган с заявлением о помощи в подыскании подходящей работы и признании его безработным; правоотношение между органом службы занятости и работодателем, обязанным эту службу информировать о потребности в кадрах, наличии вакантных мест, предстоящих массовых высвобождениях, перечислять взносы в фонд занятости и принимать на вакантные места направляемых органом службы занятости подходящих работников; правоотношение между безработным, получившим направление от органа службы занятости, и соответствующим работодателем о приеме на работу.
Правоотношение между органом службы занятости и гражданином возникает с момента обращения гражданина в этот орган с заявлением о помощи в устройстве на работу. Это заявление является основанием возникновения данного правоотношения.
С момента регистрации гражданина в качестве безработного это правоотношение трансформируется в правоотношение безработного с органом службы занятости.
Содержанием данного правоотношения является обязанность безработного своевременно проходить регистрацию в качестве безработного и использовать направления органа службы занятости для подыскания и получения подходящей работы.
Безработные имеют право на бесплатную информацию о работе, консультацию, профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку по направлению органа службы занятости.
Орган службы занятости обязан:
оказывать бесплатное посредничество
между гражданином и
Основанием прекращения данных правоотношений является акт приема на работу гражданина, т.е. заключение с ним работодателем трудового договора.
Правоотношение между органом службы занятости и работодателем возникает с момента появления работодательской правоспособности у организации и оканчивается с ее ликвидацией.
Содержание этого
Глава V Закона РФ «О занятости
населения в Российской Федерации»
предусматривает участие
Так, работодатель обязан: своевременно, не менее чем за три месяца, представить полную информацию органу службы занятости о возможных массовых увольнениях трудящихся; возмещать затраты органа службы занятости по созданию специальных рабочих мест и профессиональной подготовке работников, получивших профессиональное заболевание или инвалидность на данном производстве, путем перечисления средств в фонд занятости; вносить своевременно страховые взносы в фонд занятости; сообщать о наличии вакантных мест.
Орган службы занятости по данному правоотношению обязан:
• анализировать, прогнозировать спрос и предложение на рабочую силу и бесплатно информировать работодателя о состоянии рынка труда, вести учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся за трудоустройством;
• информировать работодателей при их обращении о возможностях обеспечения рабочей силой;
• разрабатывать и вносить на рассмотрение местных органов власти предложения об установлении для работодателя квот (минимального количества специальных рабочих мест) для, приема инвалидов и других граждан, требующих специальной защиты.
Работодатель имеет право
обжаловать действие органа службы занятости
в его вышестоящий орган, а
также в установленном
Правоотношение между
трудоустраиваемым гражданином
и работодателем возникает с
момента передачи работодателю гражданином
направления органа службы занятости.
Содержанием этого
При приеме на работу гражданина по направлению органа службы занятости работодатель обязан вернуть это направление в орган службы занятости с указанием в нем дня приема на работу. На этом правоотношение гражданина по трудоустройству прекращается, и возникает трудовое правоотношение. Если же в приеме на работу работодатель отказывает, то в направлении им делается отметка о дне явки к нему гражданина и причине отказа и возвращает его гражданину. В этом случае правоотношение по трудоустройству не трансформируется в трудовое правоотношение. Но оно может возникнуть, но новому направлению с другим работодателем.
Информация о работе Понятие и виды правоотношений в трудовом праве