Понятие и значение охраны труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 19:07, контрольная работа

Описание работы

Целью настоящей работы является изучение охраны труда как института трудового права.
Для достижения указанной выше цели перед работой были поставлены следующие задачи:
Раскрыть теоретические аспекты понятия и значения охраны труда.
Изучить нормативно - правовое регулирование охраны труда.
Рассмотреть требования и организацию охраны труда.
4. Исследовать способы обеспечения прав работников на охрану труда.

Содержание работы

1.Введение 2
2.Понятие и значение охраны труда.
2.1.Основные направления государственной политики
в области охраны труда. 4
2.2.Система правового регулирования охраны труда 7
2.3 Требования охраны труда 11
2.4. Организация охраны труда 14
2.5. Обеспечение прав работников на охрану труда 17
2.6. Особенности охраны труда отдельных категорий
работников 21
3.Заключение. 25
4.Список использованных источников и литературы 27

Файлы: 1 файл

ТРуд. п.docx

— 64.53 Кб (Скачать файл)

6. Акты органов местного самоуправления.

Например, постановление  Администрации муниципального образования город Салехард от 21 февраля 2000 г. № 79 «Об образовании межведомственной комиссии по охране труда в городе Салехарде»9.

7. Коллективные соглашения, локальные нормативные акты, коллективный договор.

В российском законодательстве действует система нормативных  правовых актов, содержащих единые нормативные  требования по охране труда. Перечень видов нормативных актов, содержащих государственные нормативные требования по охране труда, с указанием органов, которые их утверждают, предусмотрен постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. № 39910. Требования по охране груда, содержащиеся в этих актах, должны соблюдаться органами исполнительной власти, организациями всех форм собственности при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

К нормативным правовым актам по охране труда относятся:

- Правила и инструкции по охране труда.

Правила по охране труда — это  нормативные акты, устанавливающие требования по охране труда, обязательные для исполнения при проектировании, организации и осуществлении производственных процессов, отдельных видов работ, эксплуатации производственного оборудования, машин, а также при транспортировании, хранении, применении исходных материалов, готовой продукции, отходов производства и т.д.

Правила по охране труда могут быть межотраслевого и отраслевого назначения.

Инструкции по охране труда —  это нормативные акты, устанавливающие требования по охране труда при проведении работ в производственных помещениях, на территории организации, на строительных площадках и в иных местах, где производятся эти работы или выполняются служебные обязанности.

Инструкции по охране труда могут  быть межотраслевые, типовые и локальные (для работников конкретной организации и конкретного рабочего места).

- Стандарты системы стандартов безопасности труда:

- Государственные стандарты (ГОСТы) утверждаются Госстандартом и Госстроем России;

- Отраслевые стандарты (ОСТы) утверждаются федеральными органами исполнительной власти.

- Стандарты организации утверждаются в данной организации.

- Строительные нормы и правила, своды правил по проектированию и строительству утверждаются Госстроем России.

- Правила безопасности (правила устройства и безопасной эксплуатации, инструкции безопасности) утверждаются федеральными 
органами надзора и другими надзорами в соответствии с их компетенцией.

-  Государственные санитарно-эпидемиологические правила и 
нормативы утверждаются Минздравсоцразвития России (санитарные правила, санитарные нормы и гигиенические нормативы). Они, в частности, устанавливают оптимальные и предельно допустимые уровни влияния комплекса факторов среды обитания человека на его организм (например, уровень шума на рабочих местах); гигиенические и эпидемиологические критерии безопасности и безвредности отдельных факторов среды обитания человека для его здоровья (например, предельно допустимые концентрации и ориентировочные безопасные уровни воздействия вредных веществ в воздухе рабочей зоны); гигиенические требования к ручным инструментам и организации работ.

2.3 Требования охраны труда

  Государственными  нормативными требованиями охраны  труда устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

  Государственные нормативные  требования охраны груда устанавливаются соответствующими законами и иными нормативными актами на федеральном уровне, а также на уровне субъектов РФ.

  Государственные нормативные  требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

  Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных  нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, устанавливается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

  Трудовым законодательством  для отдельных категорий работников установлены обязательные медицинские осмотры.

  Медицинские осмотры  бывают предварительные (при поступлении на работу), а также периодические (плановые и внеочередные). В соответствии со ст. 213 ТК РФ, работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные и периодические (для лиц в возрасте до 21 года — ежегодные) медицинские осмотры (обследования) для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры (обследования).

  Министерство здравоохранения  и социального развития РФ  утвердило Перечень вредных и  (или) опасных производственных  факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), а также порядок проведения этих осмотров (приказ от 16 августа 2004 г. № 83).

  Работники, осуществляющие  отдельные виды деятельности, в  том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в 5 лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

  Согласно ч. 6 ст. 213 ТК РФ, предусмотренные медицинские  осмотры (обследования) и психиатрические  освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя.

  Трудовым законодательством  также устанавливается необходимость соответствия производственных объектов и продукции государственным нормативным требованиям охраны труда.

  Запрещается техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий без заключений государственной экспертизы условий труда о соответствии машин, механизмов и другого производственного оборудования, технологических процессов требованиям охраны труда.

  Обязанности по  обеспечению безопасных условий  и охраны труда законодательство возлагает на работодателя.

  Статья 22 ТК РФ устанавливает,  что работодатель обязан обеспечивать безопасность труда и условия, отвечающие государственным нормативным требованиям охраны труда, обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей. Однако требование ст. 22 ТК РФ является общим, более подробно обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда определены в ст. 212 ТК РФ.

Обязанности работника в области  охраны труда предусмотрены ст. 214 ТК РФ. Работник, в частности, обязан:

  1. соблюдать требования охраны труда;
  2. правильно применять средства индивидуальной и коллектив 
    ной защиты;

3)проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда;

4) немедленно извещать  своего непосредственного или  вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);

5) проходить обязательные  предварительные (при поступлении  на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования), а также проходить внеочередные медицинские осмотры (обследования) по направлению работодателя в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами РФ.

  Если работник не прошел в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда, а также обязательные медицинский осмотр, обязательное психиатрическое обследование, работодатель обязан отстранить его от работы. В период отстранения от работы заработная плата работнику не начисляется (если есть вина работника). Если же имеется вина работодателя (например, работодатель не обеспечил обучение правилам охраны труда), то работнику производится оплата за все время отстранения от работы как за простой (ст. 76, 157 ТК РФ).

2.4. Организация  охраны труда

Организация охраны труда  включает в себя:

1. Государственное управление охраной труда.

  Оно осуществляется  Правительством РФ непосредственно  или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.

  Федеральные органы  исполнительной власти, которым  предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативного правового регулирования, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

  Государственное управление  охраной труда в субъектах  РФ осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда в пределах их полномочий.

  Отдельные полномочия  по государственному управлению  охраной труда могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов РФ.

2. Осуществление государственной  экспертизы условий труда.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования РФ.

3. Создание служб охраны труда  в организации.

  Порядок организации охраны труда на локальном уровне зависит от численности работников и специфики деятельности данной организации.

  Каждый работодатель, осуществляющий производственную деятельность, с численностью работающих более 50 человек создает службу охраны труда или вводит должность специалиста по охране труда. Работодатели с численностью работающих 50 и менее человек решение о необходимости создания службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимают самостоятельно с учетом специфики своей производственной деятельности.

  При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, и правила аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

  Структура службы  охраны труда в организации  и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

  Рекомендации по  организации службы охраны труда  в организации утверждены постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. №14.

Информация о работе Понятие и значение охраны труда