Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 08:37, реферат
Труд представляет собой сложную деятельность, осуществление которой предполагает определенный уровень физического и психического развития. Подготовка ребенка к будущей трудовой деятельности начинается задолго до того, как он сможет принять участие в общественно полезном труде. Необходимые для трудовой деятельности психические качества личности формируются под влиянием условий жизни и воспитания.
В детском возрасте подготовка к труду осуществляется в нескольких направлениях. Прежде всего, необходимо сформировать у ребенка психологические предпосылки будущей трудовой деятельности.
Понятие о трудовом воспитании
Труд представляет собой сложную деятельность,
осуществление которой предполагает определенный
уровень физического и психического развития.
Подготовка ребенка к будущей трудовой
деятельности начинается задолго до того,
как он сможет принять участие в общественно
полезном труде. Необходимые для трудовой
деятельности психические качества личности
формируются под влиянием условий жизни
и воспитания.
В детском возрасте подготовка к труду
осуществляется в нескольких направлениях.
Прежде всего, необходимо сформировать
у ребенка психологические предпосылки
будущей трудовой деятельности. К ним
относится формирование умения действовать
целесообразно, в соответствии с обстоятельствами
и требованиями других людей, развитие
произвольных движений руки, согласующихся
с некоторыми физическими и функциональные
особенностями используемых предметов,
развитие способности заранее представлять
результаты своих действий и планировать
последовательность их выполнения, формирование
различных двигательных навыков.
Трудовая
деятельность, во-первых, предполагает
наличие определенных практических
умений (например, умений пользоваться
простейшими орудиями), а также
знакомство со свойствами некоторых
материалов. Во-вторых, она требует
развития интеллектуальных качеств, например
способности, планировать свои действия
и предусматривать их результаты.
В-третьих, она предполагает определенный
уровень развития детской воли -
устойчивого стремления к достижению
поставленной цели, к получению заранее
представляемого продукта и умения
подчинить свое поведение поставленным
целям.
Трудовая деятельность является одним
из важных факторов воспитания личности.
Включаясь в трудовой процесс, ребенок
коренным образом меняет свое представление
о себе и об окружающем мире. Радикальным
образом изменяется самооценка. Она изменяется
под влиянием успехов в трудовой деятельности,
что в свою очередь меняет авторитет школьника
в классе.
Трудовое
воспитание в процессе изучения основ
наук предусматривает целевую
Трудовое воспитание и трудовое обучение
взаимосвязаны и взаимообусловлены: трудовая
деятельность предполагает определенную
обученность, владение соответствующими
умениями и навыками и положительное отношение
к предстоящей деятельности, умение осуществлять
ее в условиях коллективного взаимодействия.
Воспитание как педагогический феномен
Теоретизация воспитания учитывает
разнонаправленные
В педагогической науке воспитание рассматривается как целостный социально-педагогический феномен, сущность которого - целенаправленное создания педагогических условий для развития человека.
Формирование личности человека является
процессом и результатом
При этом воспитание в широком смысле
представляет собой процесс социализации
человека, то есть усвоение человеком
ценностей, установок, норм и образцов
поведения, характерных для данного
общества, социальной группы и воспроизводства
человеком социальных связей и социального
опыта.
Воспитание в узком смысле – целенаправленная
деятельность, призванная формировать
у детей, молодежи определенные социально
значимые качества личности, взгляды и
убеждения.
Патриотическое воспитание – это
целенаправленная деятельность, призванная
формировать у детей и молодежи
ценностные ориентации, качества, нормы
поведения гражданина и патриота
России.
Гражданско-патриотического воспитание
осуществляется на основе освоения общегражданских
ценностей.
Теоретической основой гражданско-
В образовательных учреждениях разных типов и видов реализуется комплексный подход к решению задач гражданского становления личности учащихся.
ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ (ВЗАИМОСВЯЗЬ)
Обучение и воспитание - два параллельно
существующих, взаимосвязанных процесса
в педагогической деятельности. На
практике их невозможно разделить. Действительно,
учи-
тель ведет урок природоведения. Он вывел
детей на экскурсию в лес для ознакомления
с деревьями; ученики узнают названия
деревьев, учатся распознавать их по форме
листьев, по цвету коры и т. д. В то же время
учитель обращает внимание на красоту
природы, на многообразие жизни в лесу.
Он, таким образом, и учит детей, и воспитывает.
Не случайно в педагогике появились понятия
«воспитывающее обучение» и «воспитывающее
образование». Первое относится непосредственно
к обучению на уроке, ибо известно, что
содержание каждого учебного предмета,
методы и организационные формы, которые
используются учителем, воспитывают детей.
Второе понятие более широкое. Оно относится
к учебно-воспитательному процессу в целом:
воспитывает вся система педагогической
деятельности, весь педагогический процесс
детского учебно-воспитательного учреждения.
Особую роль в воспитывающем образовании
играет содержание образования.
Правильный отбор содержания образования
имеет большое значение для качества обучения
и его влияния на развитие личности ребенка.
Под содержанием образования в педагогике
понимается вся совокупность основ наук,
техники, искусства, культуры, общественной
жизни, которую необходимо освоить учащимся.
Оно отбирается из всего богатства культурного
достояния человечества. Конечно, в детском
саду и начальной школе мы не можем представить
все многообразие компонентов содержания
образования, здесь ограничения налагает
возраст детей. Но даже в тех учебных предметах
и видах деятельности малышей, которые
запланированы в программах обучения
и воспитания, содержание образования,
чтобы быть истинно воспитывающим, должно
отвечать определенным требованиям:
- знания с самого начала обучения должны
быть такими, чтобы учащимся позднее не
приходилось переучиваться. Это должны
быть факты, обобщающие понятия, теоретические
идеи. Дошкольник и учащийся начальной
школы должны научиться классифицировать
реальные предметы по разным признакам,
уметь сравнивать предметы, устанавливать
простейшие причинно-следственные связи,
отвечать на вопрос «Почему?»;
- содержание дошкольного и начального
образования должно быть систематичным,
чтобы у детей формировались первые представления
об общих взаимосвязях явлений окружающего
мира;
50
- в содержании образования должно быть
много местного, краеведческого материала:
природа, история, культура, труд и ремесла
родного края.
В обучении некоторым предметам (например,
языку) при прохождении тех или других
тем на уроке на первый план может быть
выдвинуто введение определенной системы
действий и упражнения по их выполнению.
В течение какого-то времени обучение
может носить характер тренировки, а может
быть творческим, например, если учащиеся
заняты художественной деятельностью,
конструированием, учатся выражать свои
убеждения, мысли, взгляды. Но всегда при
этом необходимо видеть связь конкретного
этапа обучения с систематическим процессом
познания. Упражнения в выполнении системы
действий, запоминание существенного,
творческая деятельность, выработка навыков
могут осуще-ствляться только на основе
необходимого для этого уровня знаний.
Они строятся на основе ранее сформированных
познавательных процессов и становятся
основой дальнейшего познания. Этот аспект
обучения служит прежде всего закреплению
и всестороннему применению знаний, приобретенных
в процессе познания, превращению их в
истинное достояние учащегося, что позволяет
ему использовать эти знания в учении
и других жизненных сферах.
Содержание обучения отбирается так,
чтобы знания и умения преподавались
в единстве. Тем самым создаются
предпосылки для дальнейшего
самостоятельного расширения знаний,
а также для расширения и совершенствования
умений. При этом умения всегда являются
средством проверки знаний, которые
усвоены детьми.
Сформированные в процессе обучения знания
и умения являются ведущим средством умственного
развития ребенка,
формирования его творческого мышления,
системы нравственных норм и правил, миропонимания,
средством всестороннего развития личности
ребенка. Именно знания и умения для человека
любого возраста определяют содержание
ценностных ориентации личности, норм
и правил общения с людьми, отношений к
миру, к другим людям, к самому себе.
Знания и умения - это та база, на которой
развиваются интересы и склонности, способности
и индивидуальные особенности. Ведь только
по тому, как ребенок усваивает математику
или художественное произведение, с каким
интересом он воспринимает живую природу
или играет с конструктором, рисует или
фантазирует, учителя и воспитатели могут
определить его склонности и интересы.
В дальнейшей учебно-воспитательной деятельности
эти наблюдения помогают более эффективно
построить индивидуальную работу с детьми.
В то же время результаты обучения напрямую
зависят от качества и уровня воспитанности
детей, от сформированности у них ответственности
за результаты своего труда, в частности
за результаты в учебе.
ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ
Принципы
и методы воспитания
Принципы воспитания выступают методологическими
нормами, правилами воспитания. К принципам
воспитания в педагогике относят: 1) общественную
направленность воспитания; 2) связь воспитания
с жизнью; 3) опора на положительное в воспитании;
4) принцип гуманности воспитания; 5) личностный
подход; 6) единство воспитательных воздействий.
1. Принцип общественной направленности
воспитания объективно связывает задачи
воспитания с процессом социализации
личности. Обретение личностью социально
значимых качеств – это общая цель воспитательного
процесса и социализации. 2. Принцип связи
воспитания с жизнью является одним из
известнейших со времени возникновения
профессиональной педагогики. Суть его
проста: реальная жизнь и труд являются
лучшим учителем и воспитателем. Воспитание
жизнью и трудом становится необходимым
моментом социализации – освоение общественных
отношений и включение в них. 3. Принцип
опоры на положительное требует использовать
в воспитательном процессе любые положительные
свойства личности, если даже они минимальные.
Отрицательные качества не должны быть
стержнем внимания педагога. Иначе у воспитуемого
появится стойкое убеждение в том, что
иным он быть не может (согласно пословице:
«Скажи человеку сто раз, что он свинья,
то человек захрюкает»). 4. Принцип гуманности
воспитания рассматривает человеческую
личность в качестве высшей ценности.
Гуманизм изначально представлен как
«человеколюбие». В качестве главной цели
гуманистический подход рассматривает
создание предпосылок для самореализации
личности. 5. Личностный подход как принцип
воспитания требует учета в педагогическом
процессе всех особенностей личности
воспитуемого: будь это возраст, психологические
особенности, ценностные ориентации, жизненные
интересы, доминирующие мотивы деятельности
и поведения и т.п. 6. Принцип единства воспитательных
воздействий призван узаконить необходимость
реального взаимодействия всех институтов
и агентов воспитания: семьи, школы, общественных
организаций, воспитателей, родителей,
представителей общественности и т.п.
А.С.Макаренко писал о невозможности полной
стандартизации в определении целей воспитания
подрастающего поколения. Он считал, что
для каждого молодого человека необходимо
продумать две программы воспитания: одна,
представленная общими стандартами (принципы
воспитания), другая, корректирующая безликость
стандартов, должна учитывать особенности
конкретного человека, быть ориентированной
на развитие индивидуальности воспитанника.
Исходя из того, что сегодня как никогда
актуальна потребность развития индивидуальности
личности, остановимся на принципах ее
воспитания. К числу данных принципов
с учетом практической педагогической
этики можно отнести: принцип ненасилия
(право человека быть тем, что он есть);
принцип паритетности взаимоотношений;
принцип уважения труда познания; принцип
уважения неудач; принцип уважения тяжелой
работы роста; принцип уважения самобытности;
принцип опоры на положительное в человеке;
принцип компромиссности спорных решений.
Итак, принципы воспитания представляют
собой систему, нормативный аспект которой
заключается в применении взаимосвязанных
и взаимодополняемых правил воспитательного
воздействия. Пренебрежение, даже временное,
к использованию одного или нескольких
принципов чревато негативными последствиями
воспитания личности.
МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ
Методы воспитания – это способы
воспитующего воздействия педагога на
воспитанника. Они весьма многообразны
и зависят от ряда факторов: от особенностей
личности педагога и его профессионализма,
от целей воспитания, средств, условий,
форм организации воспитательного процесса,
от индивидуальных особенностей воспитуемой
личности, от воспитуемых свойств, качеств,
состояний личности, от уровня воспитанности
воспитанника и др.
Классификации методов воспитания. Методы
воспитания разделены на три группы по
основной направленности на объект воспитания:
1) методы воспитания сознания; 2) методы
воспитания деятельности и поведения
(общения); 3) методы стимулирования воспитания.
Последние методы являются общими. Первые
две группы, в известной мере, можно назвать
специальными, хотя очевидно их универсальное
воздействие на воспитуемого.
1. Методы воспитания сознания относятся
к группе способов воспитующего воздействия
на различные стороны сознания – на интеллект,
чувства и эмоции, волю. Наиболее действенными
являются такие методы, которые захватывают
сразу все сферы сознания. Предполагается,
что ведущей стороной этих словесно-действенных
методов является убеждение. Убеждение
основано на серьезной научной и логически
обоснованной аргументации. Это сфера
интеллекта. В ней формируется осознанное
отношение к нормам, правилам, предписаниям
общения, поведения и деятельности. Как
видим, в методы воспитания сознания включено
внушение, увещевание. Они основаны на
некритическом восприятии правил и норм
поведения и деятельности. Следовательно,
большое значение здесь придается чувственно-эмоциональной
сфере сознания воспитуемого. В культуре
личности сформированные идеальные схемы,
модели поведения и деятельности действенны
лишь тогда, когда они закреплены в привычных
физиологических формах реального поведения
и деятельности. Реализация воспитательного
воздействия осуществляется на основе
практической деятельности воспитанников.
2. Особым методом воспитания выступают
педагогические требования к деятельности
и поведению. Основные свойства последних:
обязательность выполнения, четкость
и определенность формулировки, конкретность
(определенность места и времени), указание
исключений, системы стимулов (поощрений
и наказаний).
3. Методы стимулирования поведения и деятельности
имеют явно три функции в воспитании: побуждающую,
закрепляющую и контролирующую. Стимул
(греч. и лат. stimulus – остроконечная палка,
которой погоняли ленивых быков) – соревнование,
поощрение и наказание являет побуждающую
силу, образует мотивы поведения и деятельности
личности воспитуемого. Прямое и непосредственное
значение стимулов – ускорять или, наоборот,
тормозить определенные действия. С древних
времен известны такие методы стимулирования
человеческой деятельности, как поощрение
и наказание. Метод поощрения («пряника»)
– положительная оценка действий воспитанника.
Действие поощрения основано на возбуждении
положительных эмоций. Именно поэтому
оно вселяет уверенность, создает приятный
настрой, повышает ответственность. Виды
поощрений весьма разнообразны: одобрение,
ободрение, похвала, благодарность, награждение
и др. Неумелое или избыточное поощрение
может принести не только пользу, но и
вред воспитанию. В поощрении важно учитывать
ее психологическую сторону, а также последствия.
Метод наказания – это метод педагогического
воздействия, которое должно предупреждать
нежелательные поступки, вызывать чувство
вины, стыда, дискомфорта перед собой и
другими людьми. А.С.Макаренко называл
это состояние «выталкиванием из общих
рядов». Это психологическое состояние
порождает у человека потребность изменить
свое поведение. Наказание рассчитано
на постепенное превращение внешних стимулов
в стимулы внутренние. Известны следующие
виды наказаний: наложение дополнительных
обязанностей; лишение или ограничение
определенных прав; выражение морального
порицания, осуждения. Формы наказаний:
неодобрение, замечание, предупреждение,
порицание, взыскание, отстранение, исключение
и др. Недопустимы такие формы наказания,
как физическое насилие (избиение), унижение
личности. Соревнование. Человеку свойственно
стремиться быть первым. Реализуя эту
потребность, он вступает в соревнование
с другими людьми. Результаты соревнования
прочно и на длительное время определяют
статус личности в группе (коллективе).
Соревнование – это метод направления
естественной потребности обучающихся
к соперничеству и приоритету на воспитание
нужных человеку и обществу качеств. Соревнуясь,
человек быстрее осваивает предмет, идет
мощная мобилизация всех его сил и умений.
Важно правильно организовывать соревнование
(цели, задачи, программа, критерии оценок,
подведения итогов). Эффективность соревнования
повышается, если сама деятельность имеет
значимый для личности и группы смысл,
если подведение итогов справедливо и
победителей чествуют открыто.
Таким образом, можно отметить многообразие
методов воспитания. Проблема выбора метода
воспитания решается в анализе диалектической
взаимосвязи всех элементов структуры
воспитательного процесса. Адекватным
методом воспитания признается тот, который
учитывает все многообразие и единство
структуры этого процесса, а в педпрактике
получает позитивные результаты.
ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ В СЕЛЬСКИХ ШКОЛАХ
Многие исследования, посвященные
данным проблемам, в частности исследования
Института педагогики социальной работы
М.П. Гурьяновой, свидетельствуют, что
сельская школа – это не только
сугубо образовательное учреждение.
Это прежде всего – институт социализации
и воспитания. Сельская школа – это носитель
традиций сельских жителей, того, что называется
ценностями крестьянского мира; это единственный
социальный институт, способный решать
проблемы трудового воспитания; это единственный,
судя по современной массовой практике,
очаг культуры на селе; это, в отсутствие
других воспитательных институтов, единственный
компенсатор недостаточного семейного
воспитания. Наконец, сельская школа –
это фактор педагогизации среды, однако
при условии, что школьная воспитательная
среда превосходит по своему уровню (нравственно
– этическому, эстетическому содержанию)
окружающую социальную среду (М.М. Плоткин.
Социальное воспитание школьников. М.,
2003, 200 с.).
Общеизвестно, что для школы приоритетной
всегда является ее образовательная функция,
обеспечивающая развитие интеллектуальных
сил и способностей учащихся. Но на современном
этапе выдвигаются и другие функции, связанные
с культурным, исследованием, профессиональной
ориентацией, охраной детства. Среди педагогических
функций школы особое место занимает преобразующая.
Она особо проявляется в сельской местности
изучаемого региона, где традиционно со
школой, с ее разнообразной деятельностью
тесно связана вся жизнь населения. Влияние
школы на функционирование и развитие
всех сторон жизни селян огромно и многозначительно.
Каждая школа находит свои способы и пути
педагогизации жизнедеятельности людей.
Это зависит от конкретных условий быта
и труда населения, от жизненных проблем,
стоящих перед жителями данного наслега,
а также от возможностей и способностей
работников школы.
Пожалуй, нет необходимости лишний раз
доказывать насколько существенную роль
играет школа в сельской местности в осуществлении
различных социальных проблем.
Поэтому, констатируя, что сельская школа
– важнейший и решающий компонент социализации
и воспитания мы обязаны отметить и то,
что среда ее существования, развития,
совершенствования это есть многообразные
коммуникативные связи, взаимозависимость
и взаимодействие с другими социальными
институтами. В этом отношении среда средней
школы – это социальные явления и образования
окружающей ее жизни, с которыми она так
или иначе взаимодействует, оказывая на
них свое влияние, изменяясь при этом сама.
Одновременно изменяются условия осуществления
школой ее социально-воспитательной функции;
среда становится полноправным участником
воспитательного процесса. В сельской
среде существуют естественные межвозрастные
связи, особая близость отношений, тесный
контакт жителей села. Природное окружение,
сопровождающее ребенка с момента рождения,
сельскохозяйственная производственная
жизнь взрослых, в которой он так или иначе
с ранних лет принимает участие, сохранившиеся
общинные традиции – все это, безусловно,
педагогическое составляющее сельской
среды. И конечно же, в этом ряду сельская
школа является и должна выступить как
центр духовной жизни села, как воспитывающий
фактор. Ее педагогический потенциал –
это три своеобразных направления: первое
– воспитательная работа самой школы:
второе – взаимодействие сельской школы
с другими факторами социальной среды:
третье – реальные условия существования
сельской школы, которые в конечном счете
и обуславливают воспитательный процесс.