Понятие о трудовом воспитании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 08:37, реферат

Описание работы

Труд представляет собой сложную деятельность, осуществление которой предполагает определенный уровень физического и психического развития. Подготовка ребенка к будущей трудовой деятельности начинается задолго до того, как он сможет принять участие в общественно полезном труде. Необходимые для трудовой деятельности психические качества личности формируются под влиянием условий жизни и воспитания.

В детском возрасте подготовка к труду осуществляется в нескольких направлениях. Прежде всего, необходимо сформировать у ребенка психологические предпосылки будущей трудовой деятельности.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 56.69 Кб (Скачать файл)

·        ставшие поликультурными в результате массовой добровольной иммиграции (США, Канада, Австралия). 
Основными направлениями, в русле которых развивается поликультурное воспитание в ведущих странах мира, являются: 
·        педагогическая поддержка представителей этнических меньшинств; 
·        билингвальное обучение; 
·        многокультурное воспитание, сопровождающееся мерами против этноцентризма.

ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ В МАЛОКОМПЛЕКТ,ШКОЛЕ

Малокомплектная школа – это учебно-воспитательный, а часто и культурный центр села или другого малонаселенного пункта. В такой школе часто создается обстановка большой семьи, в ней организовываются разносторонние формы сотрудничества детей и взрослых, создаются разновозрастные коллективы по интересам. В малой деревне все события в школе становятся достоянием населения. Малокомплектная школа живет жизнью семьи и села, приобщает детей к нравственной и материальной культуре, всеобщему укладу сельской жизни. Дети гораздо чаще приходят в школу, чем в городе: вечером в школе они занимаются в спортивном зале, в кружках, готовятся к различным мероприятиям школы, села.

ВОСПИТАНИЕ РАЗНОВОЗРАСТНЫХ КОЛЛЕКТИВОВ

Организация педагогического процесса в разновозрастных группах требует  от педагога знания программ всех возрастных групп, умения сопоставлять программные  требования с возрастными и индивидуальными  особенностями детей, способности  правильно распределять внимание, понимать и видеть каждого ребенка и  всю группу в целом, обеспечивать развитие детей в соответствии с  их возможностями.

В целях рационального построения педагогического процесса, надо определить в каждом конкретном случае состав группы, выделить две-три подгруппы  и в соответствии с ними дифференцировать воспитательно-образовательную работу.

Воспитательно-образовательная работа в детском учебном учреждении осуществляется педагогом в процессе повседневной жизни и самостоятельной деятельности детей (игровой, трудовой и т.д.), а также в процессе занятий, специально организованных и систематически проводимых со всеми детьми. В первом случае воспитатель прежде всего создает условия для разнообразной и интересной деятельности и хорошего самочувствия каждого ребенка, воспитывает поведение и правильные взаимоотношения детей между собой и со взрослыми, уточняет детский опыт и представления, закрепляет имеющиеся знания, расширяет кругозор ребенка. В процессе занятий воспитатель организует учебную деятельность всех детей, формирует умение действовать в соответствии с полученными от взрослого указаниями, планомерно и последовательно обучает детей новым знаниям и умениям, развивает познавательную активность.

При организации образовательного процесса в разновозрастных детских  коллективах у педагога появляется больше возможностей учета потребности  детей. Исторически сложилось так, что взаимодействие людей одного хронологического возраста возможно только в искусственно создаваемых группах. А такие группы создаются исключительно  только в системе образования. О преимуществах организации взаимодействия детей разного хронологического возраста писали такие ученые, как Л. В. Байбородова, Дж. Дьюи, В. К. Дьяченко, И. С. Кон, Г. М. Кубраков, А. С. Макаренко, А. В. Мудрик, А. В. Петровский и др. Анализ литературы показывает, что наиболее полно проблема разновозрастного обучения рассматривается в исследованиях Л. В. Байбородовой, которая выдвинула тезис, что в практике воспитания моноролевой подход, который ориентируется на освоение ребенком отдельной социальной роли, является явно ограниченным. В работах Л. В. Байбородовой определены следующие специфические принципы социального взаимодействия в разновозрастных группах:

1)Интеграции и дифференциации  социальных интересов школьников (отражает взаимообусловленность  личных и групповых интересов  в совместной деятельности учащихся);

2)Вариативности выбора форм  взаимодействия старших и младших  школьников (предусматривает постоянное  обновление содержания и форм  совместной деятельности школьников  разного возраста);

3)Динамичности и поливариативности ролевого участия школьников в социальных отношениях разновозрастной группы (предоставление широкого поля выбора и возможности выполнения учащимися разных ролей); 4)Референтности и нонконформизма (в отношениях участников взаимодействия не допускается подавления личности в референтной группе, независимо от возраста и социальной роли, которую выполняет школьник); 5)Саморазвития и самоорганизации жизнедеятельности школьников (добровольность объединения детей, предоставление школьникам возможности самим решать вопросы организации жизнедеятельности группы).

Позиция старшего, опытного, ведущего и принятие этой роли ребенком и  его окружением определяются не только паспортным возрастом, но и уровнем  физического и социального развития. В связи с этим под разновозрастной  группой можно понимать общность детей, отличающихся паспортным возрастом, уровнем физического, социального  развития и объединенных на основе общего интереса.

Отмечается, что важным аспектом педагогического  регулирования межвозрастного взаимодействия в условиях разновозрастных группах является организация взаимообучения. Под взаимообучением понимается овладение знаниями, умениями и навыками в процессе взаимного влияния учащихся друг на друга. При этом в зависимости от ситуации каждый член группы может временно выполнять роль учителя или ученика. Обучая своего товарища, ученик не только передает информацию. В процессе коммуникации он актуализирует имеющиеся знания, осмысливает их по-новому, воспринимает с другой стороны. В данном смысле взаимообучение можно рассматривать как обучение другого и самого себя. Характер и содержание межвозрастного общения в значительной степени определяются типом того учреждения, в рамках которого оно происходит (школа, клуб, летний лагерь), особенностями воспитательной системы, сложившейся или складывающейся в его рамках, особенностями среды, носителями которой являются школьники.

Требования к созданию предметно-развивающей  среды в разновозрастных группах

Среда - это окружающее человека пространство, зона непосредственной активности индивида, его ближайшего развития и действия. Известно, что именно этот фактор может  или тормозить развитие ребенка (враждебная в эмоциональном и  физическом планах), или стимулировать  его развитие (благоприятная, развивающая  среда). Возможен и нейтральный вариант  воздействия среды, когда она  и не тормозит, но и не стимулирует  развитие ребенка. Все это необходимо учитывать при создании обстановки образовательном учреждении. Исследователи  в области образования полагают, что специальным образом организованная среда способна оказывать позитивное влияние на развитие способности  ребенка к самообучению. Такая  среда способствует установлению, утверждению  чувства уверенности в себе, а  именно это определяет особенности  личностного развития на ступени  дошкольного детства.

Коллектив как объект и субъект воспитания

Слово «коллектив» с латинского переводится как «толпа», «сборище», «группа», «объединение». Под коллективом  понимается:

1) любая организационная группа;

2) высокий уровень развития группы.

Основные признаки коллектива:

1) общая цель. Такая цель должна совпадать с общественными интересами и не противоречить законам государства;

2) общая совместная деятельность. Для достижения цели каждый член коллектива должен активно участвовать в совместной деятельности;

3) отношения ответственной зависимости. В процессе деятельности между членами коллектива в целях достижения цели складываются особые отношения;

4) общий руководящий орган. Коллективом избирается наиболее авторитетный член в органы управления. Важной особенностью является сплоченность. В хороших коллективах существуют такие качества, как взаимопомощь, взаимопонимание, защищенность.

В любом коллективе различают типы отношений:

1) личные, основанные на привязанностях, симпатиях или антипатиях;

2) деловые – совместные решения каких-либо социальных задач.

В коллективе объединены разные личности, которые имеют общую цель и  общую деятельность для достижения этой цели. В каждом коллективе имеются  свои правила и нормы поведения, которые регулируют деятельность коллектива.

В практике воспитания коллектив разделяют  на первичный и общий. В школе первичный коллектив это коллектив класса, коллективы внеклассных кружков, художественной самодеятельности, спортивные секции.

Особое значение занимает воспитательный коллектив. Он создается в школе  среди учащихся на базе хороших социальных отношений, общих стремлений к достижению успеха. В таком коллективе существует высокая организация самоуправления и межличностных отношений.

Такой коллектив активизирует всех членов группы в повышении целенаправленности в жизни, формирует положительные  отношения и культуру поведения  учащихся. Воспитательный коллектив  является субъектом воспитания и  организации собственной деятельности. Все учащиеся школы входят в так  называемый единый общешкольный коллектив.

Он включает в себя: первичные  коллективы (т. е. классы); временные коллективы (спортивные секции, кружки); формальные коллективы (ученический комитет, органы самоуправления учащихся); неформальные коллективы (неформальные сообщества). Важнейшие средства воспитания детского коллектива:

1) учебная работа;

2) внеклассная работа;

3) трудовая деятельность;

4) общественно-социальная деятельность, культурно-просветительская деятельность учащихся.

Для воспитания здорового, развитого  ученического коллектива необходимо опираться  на следующие принципы:

воспитывать ученический актив, который  будет положительно воздействовать на весь коллектив и во всем помогать педагогу;

для дальнейшего успешного развития и воспитания коллектива необходимо четко формулировать педагогические требования;

на развитие коллектива и целостного становления каждого члена коллектива влияет организация учебной, трудовой, просветительской, спортивно-оздоровительной  деятельности, поддержка положительных  традиций коллектива, которая укрепляет  его сплоченность.

Гражданско-патриотическое воспитание школьников в условиях двуязычия

Двуязычное или билингвальное обучение является феноменом, сыгравшим огромную роль в развитии педагогической теории и практики в различных странах мира (несмотря на специфику целеполагания в каждой из них). Основные цели билингвального обучения в европейских странах на современном этапе в значительной мере определяются общей тенденцией политической, экономической и культурной интеграции в рамках европейского и мирового сообщества. В полиэтничной Российской Федерации с ее огромным многообразием народов, языков, культур, конфессий школа и билингвальное обучение выступают одним из эффективных факторов консолидации народа России в российскую нацию. Билингвальное обучение позволяет особенно эффективно подготовить молодых людей к языковым и культурным реалиям России и через иностранный язык выполняет роль связующего элемента с зарубежной Европой, с мировой культурой. Этот внешний контекст способствует не только воспитанию патриотических чувств и сознания, но и облегчает коммуникативную функцию языка, поскольку, по мнению психологов, при межличностном общении понятная речь создает комфортные условия, между тем непонятная речь препятствует взаимопониманию людей. Данный аспект проблемы имеет психологический характер. У двуязычных детей часто возникают проблемы в отношениях со сверстниками, иногда агрессивность. Поэтому педагогической задачей становится приближение детей в классе к среднему уровню владения языком.По нашему мнению, изучение неродного (русского) в дагестанской школе должно происходить на основе полноценного овладения родным языком и лишь затем учащийся должен приобщаться к основам иноязычной культуры, в частности языка. Между тем существует и другая точка зрения, согласно которой обучение двум языкам одновременно лишь способствует эффективному усвоению изучаемых языков. Уточним, речь идет о воспитании патриотизма - чувства любви к своему народу, Малой родине и к стране – Российской Федерации. Следовательно, учащийся должен овладеть всей совокупностью языковых средств, позволяющих формировать данные чувства и сознание. Сознание же, понимаемое нами как совокупные знания, лежащие в основе мировоззрения человека при билингвальном обучении, таким образом, формируются посредством двух языков: родного (нерусского) и русского (неродного), выступающего в качестве второго родного языка.

 

 

 

 


Информация о работе Понятие о трудовом воспитании