Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 08:37, реферат
Труд представляет собой сложную деятельность, осуществление которой предполагает определенный уровень физического и психического развития. Подготовка ребенка к будущей трудовой деятельности начинается задолго до того, как он сможет принять участие в общественно полезном труде. Необходимые для трудовой деятельности психические качества личности формируются под влиянием условий жизни и воспитания.
В детском возрасте подготовка к труду осуществляется в нескольких направлениях. Прежде всего, необходимо сформировать у ребенка психологические предпосылки будущей трудовой деятельности.
ВОСПИТАНИЕ БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ
Понятие о мировоззрении. Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников. Мировоззрение представляет собой целое систему научных, философских, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов на мир (т.е. на природу, общество и мышление). Воплощая в себе достижения мировой цивилизации, научное мировоззрение вооружает человека научной тиной мира как системным отражением наиболее существе! сторон бытия и мышления, природы и общества.
Научные знания выступают как часть, сторона, подтверждение диалектического взгляда на мир. Рассматривая научное мировоззрение как способ осмысления, понимания и оценки объективной реальности, мы обнаруживаем, что оно представляет собой между различными знаниями, идеями, понятиями, образующими определенную научную картину мира. В качестве элементов системы выступают взгляды, представления, принципы, направленные на выяснение отношения человека к миру, на определение человеком своего места в окружающей его социальной и родной среде. Но окружающая человека действительность чреэвычайно многообразна, как многообразны и те отношения, в которых человек находится с миром.
И поскольку в своей практической и познавательной деятельности человек соотносит себя с каким-то определенным зонтом мира, с какой-то определенной стороной действительности, мир выступает перед ним как бы в разных своих проэкциях. Соответственно этому и сам человек, как бы проецируя себя на разные стороны мира, выделяет или различает в качественно определенные стороны, познает себя в различных аспектах.
В мировоззрении проявляется
у человека, достигшего того уровня развития, когда его можно назвать личностью, все свойства и качества приобретают определенную структуру, логическим центром и основанием которой становится мировоззрение. Соединяя в себе сложную совокупность ценностных отношений человека к окружающей действительности, научное мировоззрение интегрирует все свойства и качества личности, объединяет их в единое целое, определяет социальную ориентацию, личностную позицию, тип гражданского поведения и деятельности. Благодаря этому формируются мировоззренческие убеждения.
ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШК-ОВ
Гражданское воспитание школьников в процессе обучения других видов деятельности (общения, игры, труда, кружковой работы и т.д.) осуществляется через разнообразие методов воспитания и обучения.
Большие воспитательные возможности для формирования гражданственности младших школьников заключены в словесных методах обучения. В рассказах, беседах, объяснении дети получают возможность увидеть не только обращенный к ним факт, но и воспринять дух отношений, принятых в обществе.
Наиболее эффективным из наглядных методов является метод наблюдения, при применении которого ученик больше учится сам, чем его учат, развиваются терпение, настойчивость - качества, необходимые для формирования гражданской самостоятельности и активности.
Из практических методов наиболее эффективными для решения задач гражданского воспитания являются практические работы, проводимые в классе или на пришкольном участке. Ценность практических работ заключается в том, что они обеспечивают включение учащихся в реальную, связанную с жизнью деятельность.
Для того чтобы сформировать человека-гражданина,
необходимо в процессе обучения и
воспитания создавать проблемные ситуации,
требующие от школьников анализа
сложных явлений, определения, защиты
своих позиций, умения конструктивно
взаимодействовать с иными
Поэтому для решения задач гражданского воспитания наиболее эффективными по логико-мыслительной деятельности являются проблемные и исследовательские методы обучения.
В процессе гражданского воспитания младших школьников используются различные методы воспитания, Охарактеризуем наиболее эффективные для гражданского воспитания младших школьников методы организации деятельности.
Сущность метода приучения заключается
в практической деятельности с учащимися,
основной функцией которой является
выработка умений и навыков гражданского
поведения. Эффективность этого
метода обусловлена тем, что он оказывает
большое влияние и на формирование
сознания, обеспечивая подкрепление
формирующихся убеждений в
Суть метода поручения заключается в определении воспитанникам и выполнении ими разнообразных заданий воспитателя с целью формирования у них положительных качеств личности. Выполнение поручений способствует формированию ответственности, дисциплинированности, самостоятельности.
Применение метода требования эффективно при следующих условиях: требование должно быть выполнимым и непременно выполненным; в требованиях воспитателей должно соблюдаться единство; требования должны поддерживаться коллективом и осознаваться воспитанниками как общественные.
Эффективны в гражданском
В гражданском воспитании младших школьников большое значение имеют методы формирования сознания. Рассмотрим наиболее эффективные из них. Богатые воспитательные возможности заключены в методах убеждения. К ним относятся: беседа, рассказ существа дела с объяснениями его важности и полезности. Большую значимость на этом возрастном этапе имеет пример.
Суть метода заключается в формировании
определенного отношения к
Для достижения наибольшей эффективности
гражданского воспитания младших школьников,
кроме основных методов используются
дополнительные методы стимулирования,
направленные на стимулирование деятельности
воспитанников с помощью
В качестве поощрений используются одобрение, похвала, благодарность, награда, в качестве наказаний - порицание, предупреждение, ограничение в правах, лишение почетных обязанностей. Наказания могут придумываться самими нарушителями норм, на которые дает согласие группа. Важно выбирать наказания, которые бы не унижали достоинства учащихся.
Таким образом, на основе теоретического
анализа литературных источников, мы
пришли к следующим выводам. На современном
этапе наиболее эффективными для
решения задач гражданского воспитания
являются такие формы учебно-
В современной начальной школе эффективны следующие методы гражданского воспитания: приучение; поручение; создание воспитывающих ситуаций; игра; использование примера; поощрение и наказание, и методы обучения: рассказ, беседа, объяснение; наблюдение, практическая работа. Эффективность форм и методов гражданского воспитания младших школьников достигается за счет разумного их сочетания; учета возрастных особенностей учащихся, уровня их развития и воспитанности.
Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников
Задачи и содержание трудового
воспитания. Трудовое воспитание ребенка
начинается с формирования в семье
и школе элементарных представлений
о трудовых обязанностях. Труд был
и остается необходимым и важным
средством развития психики и
нравственных представлений личности.
Трудовая деятельность должна стать
для школьников естественной физической
и интеллектуальной потребностью. Трудовое
воспитание тесно связано с
В условиях общеобразовательной школы решаются следующие задачи трудового воспитания учащихся:
• формирование у учащихся положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности;
• развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в творческом труде, стремление применять знания на практике;
• воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, деловитости и честности;
• вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда.
Содержание трудового
Содержательную основу трудового воспитания школьников составляют следующие виды труда.
Учебный труд школьника включает в
себя труд умственный и физический.
Умственный труд является наиболее напряженным,
требует больших волевых
Общественно полезный труд организуется
в интересах членов всего коллектива
и каждого ребенка в
Производительный труд предполагает
участие школьников в создании материальных
ценностей, вступление в производственные
отношения. Участие в производительном
труде развивает у учащихся профессиональные
интересы, склонности, потребности
в труде, они познают смысл
экологических понятий и
Российская школа имеет
Педагогические условия
• подчинение труда детей учебно-
• сочетание общественной значимости труда с личными интересами школьника. Дети должны быть убеждены в целесообразности и полезности предстоящей деятельности для общества, их семьи и для себя. Объяснение смысла труда доводится учащимся с учетом их возраста, индивидуальных интересов и потребностей. Эффективность соблюдения данного педагогического условия наглядно показывает педагогический опыт В. А. Сухомлинского. Его ученики решили использовать пустующий косогор. Они его вспахали, засадили виноградом, ухаживали, спасали от заморозков, а когда вырастили виноград, первые грозди вынесли прямо из сада ветеранам войны и труда, пенсионерам, жителям села;
• доступность и посильность
трудовой деятельности. Непосильный
труд нецелесообразен уже потому,
что он, как правило, не приводит
к достижению желаемого результата.
Такой труд подрывает духовные и
физические силы детей, веру в себя.
Из этого не следует, однако, что
труд детей не должен требовать от
них никакого напряжения сил. Соблюдение
этого условия исключает