Понятие о трудовом воспитании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 08:37, реферат

Описание работы

Труд представляет собой сложную деятельность, осуществление которой предполагает определенный уровень физического и психического развития. Подготовка ребенка к будущей трудовой деятельности начинается задолго до того, как он сможет принять участие в общественно полезном труде. Необходимые для трудовой деятельности психические качества личности формируются под влиянием условий жизни и воспитания.

В детском возрасте подготовка к труду осуществляется в нескольких направлениях. Прежде всего, необходимо сформировать у ребенка психологические предпосылки будущей трудовой деятельности.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 56.69 Кб (Скачать файл)

• разумная требовательность в осуществлении  трудовой деятельности учащихся. Иногда учащиеся с энтузиазмом берутся  за дело, но быстро теряют к нему интерес. Задача учителя состоит в том, чтобы в процессе выполнения взятого  обязательства поддерживать у детей  желание довести работу до конца, приучить их работать систематически и равномерно. В отдельных случаях  классный коллектив вправе потребовать  от школьников выполнения взятого обязательства;

• сочетание коллективных и индивидуальных форм трудовой деятельности. С одной  стороны, необходимо сотрудничество детей  в звеньях, бригадах, цехах, с другой - каждый член детского коллектива должен иметь конкретное задание, уметь  его выполнять, нести ответственность  за качество и своевременность его  исполнения.

Трудовое воспитание составляет фундамент  творческой активности и результативности в учебной деятельности, в гражданском  и нравственном становлении личности.

Профессиональная ориентация школьников. Школа всегда решала проблему оказания помощи своим ученикам в выборе профессии. Вопросы профориентации и ее научного обоснования в нашей педагогике особенно актуализировались с середины 60-х гг. XX в. Педагогами и психологами к настоящему времени проведены глубокие специальные исследования по вопросам теории и методики профориентации школьников (А. Е. Голоншток, Е.А.Климов, П. П.Костенков, А.Д.Сазонов, В.Ф.Сахаров, С. Н. Чистякова и др.).

Профессиональная ориентация представляет собой обоснованную систему социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических, производственно-технических мер, направленных на оказание помощи учащимся и молодежи в профессиональном самоопределении. Правильно выбранная профессия соответствует интересам и склонностям человека, находится в полной гармонии с призванием. В таком случае профессия приносит радость и удовлетворение.

Социальная значимость профессии  повышается, если она отвечает современным  потребностям общества, престижна, носит  творческий характер, высоко оценивается  материально.

Мир профессий очень подвижен, одни профессии уходят в прошлое, другие появляются. Школьники нуждаются  в разносторонней информации о профессиях, в квалифицированном совете на этапе  выбора профессии, поддержке и помощи в начале профессионального становления.

Система профессиональной ориентации включает в себя следующие компоненты: профессиональное просвещение (профинформация), профессиональная диагностика, профессиональная консультация, профессиональный отбор, профессиональная адаптация.

Профессиональное просвещение  имеет своей целью сообщение  школьникам определенных знаний о социально-экономических  особенностях, психофизиологических требованиях  тех или иных профессий. С работы по профессиональному просвещению  начинается ознакомление детей и  подростков с профессиями, с потребностями  конкретного района, города в рабочих  руках. Учителя, классные руководители, родители могут активно влиять на правильный выбор учащимися профессии, на формирование профессиональных мотивов.

Профессиональная диагностика  осуществляется специалистами по отношению  к каждому конкретному человеку с использованием различных методик. В ходе профессиональной диагностики  изучаются особенности высшей нервной  деятельности человека, состояние его  здоровья, интересы и мотивы, ценностные ориентации, установки в выборе профессии.

Профессиональная консультация заключается  в оказании помощи, советах специалистов (психологов, врачей, педагогов), в установлении соответствия между требованиями, предъявляемыми человеком к профессии, и его  индивидуально-психологическими особенностями. Различают несколько типов профконсультаций. В ходе справочно-информационной консультации школьника знакомят более глубоко с содержанием профессии, требованиями к ней, возможностями трудоустройства, повышения профессионального мастерства. Диагностическая индивидуальная профконсультация имеет своей целью определение возможных областей деятельности, в которых ученики могут наиболее успешно трудиться. Результатом диагностической индивидуальной профконсультаций должно быть определение не одной какой-либо профессии, а группы родственных профессий. Медицинская профконсультация устанавливает степень соответствия здоровья человека требованиям профессии.

Профессиональный отбор направлен  на предоставление личности свободы  выбора в мире профессий. Его осуществляют высшие и средние специальные  учебные заведения, предъявляющие  определенные требования к поступающим, или учреждения, принимающие человека на работу. При профессиональном выборе рекомендуется учитывать семейные традиции, мнение друзей, мотивы удовлетворенности трудом и др.

Профессиональная адаптация - это  процесс вхождения молодого человека в профессиональную деятельность, приспособление к системе производства, трудовому  коллективу, условиям труда, особенностям специальности. Успешность адаптации  является показателем правильности выбора профессии.

Компоненты профориентации взаимосвязаны, соподчинены.

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТ.

Понятие нравственное воспитание всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны  жизнедеятельности человека. Нравственное воспитание - это целенаправленное и систематическое воздействие  на сознание, чувства и поведение  воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих  требованиям общественной морали.

Нравственное воспитание, основанное на диалоге, общении, сотрудничестве, становится для младшего подростка значимым и привлекательным, а потому и  эффективным, если педагог заботиться о выполнении следующих условий:

-опираться на положительные  возрастные потребности и интересы, создающие эффект актуальности.

-обеспечивает эмоциональную насыщенность  общей деятельности, организует  совместные коллективные усилия  и переживания, объединяющие ее  участников.

-создает атмосферу эмоционально-волевого  напряжения, ведущего к успеху.

-утверждает радостный, мажорный  стиль жизни детского коллектива  и каждой личности.

-учитывает положительное воздействие  общественного мнения выполняющего  функцию эмоционального заражения.

-заботиться о создании атмосферы  доброжелательного взаимопонимания.

Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный  процесс педагогической, соответствующей  нормам общечеловеческой морали, организации  всей жизни подростков: деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом  целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в  единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.

Нравственное воспитание включает: формирование у подростков сознания связи с обществом, зависимости  от него, необходимости согласовывать  свое поведение с интересами общества; ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности; превращение  нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений; формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения  как одной из главных проявлений уважения человека к людям; формирование нравственных привычек.

Нравственное воспитание личности - сложный и многогранный процесс, включающий педагогические и социальные явления. Однако процесс нравственного  воспитания, в известной мере, автономен.

Основные задачи нравственного  воспитания:

1. Формирование нравственного сознания

2. Воспитание и развитие нравственных  чувств

3. Выработка умений и привычек  нравственного поведения.

Нравственные чувства, сознание и  мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли. Вне  нравственной воли и действенно практического  отношения к миру не существует реальной нравственности личности. Она реализуется  в единстве нравственного чувства  и сознательной непреклонной решимости  осуществить свои нравственные убеждения  в жизни.

Нормы морали преобразуются в субъективную нравственность благодаря их чувственному освоению ребенком. Нравственность для  него, прежде всего живое чувство, реальное состояние и переживание  глубокого удовлетворения или, напротив, дискомфорта, страдания, физического  отвращения, самоосуждения и горького раскаяния. Нравственное чувство является системообразующим началом человеческой нравственности. Благодаря ему моральное  сознание, знание норм поведения, привычные  поступки приобретают нравственный смысл. Нравственное воспитание, игнорирующее эмоциональную сферу, эстетическое отношение к действительности является слабосильным, неспособным формировать  внутренние стимулы и побуждения высоконравственных поступков детей, управлять их поведением.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПТИАНИЕ

Такой основой в системе эстетического  воспитания мы можем считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр и другие виды художественного творчества. На основании  их взглядов стало аксиомой, что  искусство является главным содержанием  эстетики как науки, и что красота  есть основное эстетическое явление.[4,6] Искусство заключает в себе большой  потенциал для развития личности.

В восприятии эстетического объекта  участвуют почти все психические  процессы личности: ощущение, восприятие, воображение, мышление, воля, эмоции. Именно полифония человеческой психики, которая проявляется в акте взаимодействия личности с искусством и с другими эстетическими предметами, наиболее полно открывает богатейшие возможности формирования мировоззрения, морально-нравственных качеств, творческих способностей личности.

Психологический механизм восприятия эстетического объекта представляет собой особую систему, в которую  входят, с одной стороны, так называемые аффективно-потребностные структуры личности, выражающиеся в потребностях, интересах, идеалах, составляющие собственно динамическую часть системы; а с другой стороны -операциональные структуры личности, такие психические процессы, как воображение, мышление, ощущение и т. п..

Внутрисистемные отношения зависят  от возраста, индивидуально- типологического склада, уровня художественной образованности и других особенностей личности. Ценностные ориентации личности обусловлены всем предшествующим социальным опытом, семейным воспитанием, дошкольным и школьным образованием, информацией, получаемой от средств массовой информации. Такие ориентации сводятся к определенным ценностно-эстетическим нормативам, критериям нравственно-эстетического вкуса.

Эстетическое воспитание - целенаправленное, систематическое воздействие на личность с целью ее эстетического  развития, то есть формирования творчески  активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, общественных отношениях с позиций  эстетического идеала, а также  испытывать потребность в эстетической деятельности. Искусство - ядро и генеральное  средство эстетического воспитания, которое, однако, ведется и с помощью  дизайна, и с помощью эстетических аспектов спорта и других форм деятельности, несущих в себе эстетическое содержание. Эстетическое воспитание обеспечивает комплексный подход к развитию личности, оно включает трудовое и нравственное воспитание. Оно пронизывает все  сферы жизнедеятельности человека: и глубину его мышления, и тонкость чувств, характер избирательности и установки, и т.д.

Эстетическое  воспитание тесно связано со всеми  сторонами воспитания. Взаимосвязь  эстетического и нравственного  воспитания и развития раскрывается тем, что этические и эстетические представления связаны с положительными и отрицательными переживаниями  человека. Например, та радость, которая  охватывает человека при восприятии красоты, очень похожа на чувство  гордости при совершении нравственного  поступка. Напротив, отвращение и презрение  вызывают не только безобразные поступки, но и их образное отражение в том  или ином виде искусства. Воспитательная сила искусства и заключается  в том, что оно заставляет человека глубоко переживать самые разнообразные  чувства: восторга и негодования, грусти и радости, тревоги и умиротворения, любви и ненависти и соответственным  образом относиться к подобным явлениям в реальной жизни. Велико воспитательное значение всех видов искусства в  формировании основ патриотизма: дети проникаются любовью к родной природе, родному краю, городу, гордятся результатами труда своих родителей, постепенно приобщаются к понятию Родины.

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Поликультурная педагогика – сравнительно молодая отрасль научного знания, которая привлекает внимание не только специалистов, но и широких слоев  общественности, так как является весьма адекватной педагогической реакцией на столь острые проблемы, как глобализация в современном мире, межличностные, межгрупповые и межэтнические конфликты, различные    дискриминационные явления, классовые, политические и религиозные противоречия. Развитие этого направления современной педагогической науки и образовательной практики обусловлено самой сутью процессов демократизации и гуманизации социальной жизни, стремлением создать общество, в котором культивируются уважительное отношение к личности, защита достоинства и прав каждого человека. 
 
Поликультурное воспитание – демократический педагогический ответ многокультурных  и полиэтнических обществ, одна из приоритетных педагогических проблем, стоящих перед мировой цивилизацией. 
 
Поликультурная педагогика может быть оценена как непременный инструмент выхода из кризиса воспитания и образования, способствующий гармонизации отношений представителей различных цивилизаций и культур. 
 
В условиях экономической  и политической интеграции все большее значение придается сохранению национальной специфики, в том числе и в воспитании. Поликультурное воспитание призвано поддерживать многообразие больших и малых наций в условиях глобализации современного мира. Оно оказывается средством сохранения и развития этнических культур, включения их ценностей в практику воспитания и обучения и тем самым решения актуальных проблем педагогики. 
 
Интерес к поликультурному воспитанию обусловлен расширением международного сотрудничества, усилением борьбы этнических и расовых меньшинств за свои права в сообществах с полиэтническим составом. 
Страны, где в той или иной степени предусмотрена политика поликультурного воспитания, можно разделить на несколько групп: 
·        с исторически давними и глубокими национальными и культурными различиями (Россия, Испания); 
·        сделавшиеся поликультурными вследствие своего прошлого как колониальных метрополий (Великобритания, Франция, Голландия);

Информация о работе Понятие о трудовом воспитании