Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 16:01, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является исследование трудовых споров.
В соответствии с указанной целью можно определить следующие задачи курсовой работы:
1. Исследовать понятие трудового спора в современных условиях Российского законодательства;
2. Изучить классификацию трудовых споров по различным основаниям;
3. Выявить причины возникновения трудовых споров в современных социально-трудовых условиях и определить основные способы их разрешения;
4. Рассмотреть нормативные акты, регулирующие рассмотрение трудовых споров;
5. Провести анализ судебной практики по трудовым спорам на примере Южно-Сахалинского городского суда.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРУДОВЫХ СПОРОВ. 6
1.1. Понятие трудового спора. 6
1.2. Виды (классификация) трудовых споров. 10
ГЛАВА 2. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ ТРУДОВЫХ СПОРОВ. 15
2.1. Причины возникновения трудовых споров. 15
2.2. Нормативные акты, регулирующие рассмотрение трудовых споров . Основные способы разрешения трудовых споров. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
Ведущая роль в регулировании общественных отношений (в том числе и в сфере труда) принадлежит праву. Конституция Российской Федерации 1993 года определяет Россию как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Являясь базой для развития и совершенствования всего российского законодательства, Конституция закрепляет широкий спектр прав и свобод человека и гражданина.
Исходя из требований Конституции РФ, общепризнанных принципов и норм международного права, государственные гарантии трудовых прав и свобод граждан, регулирование трудовых отношений (и иных непосредственно связанных с ними отношений) осуществляются Трудовым кодексом Российской Федерации, который содержит специальный раздел XIII «Защита трудовых прав работников. Разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение трудового законодательства».
Трудовые отношения играют важную роль и представляют интерес практически для каждого трудоспособного человека, так как реалии сегодняшнего дня не позволяют считать проблему трудовых отношений и прав граждан утратившей свою актуальность. Скорее наоборот, вхождение экономики в новые условия и появление большого количества субъектов хозяйственной деятельности различных организационно-правовых форм усилило напряженность на рынке труда. И количество нарушений трудовых прав работников в результате незаконных действий работодателей многократно возросло.
В сложившейся
ситуации граждане должны иметь юридические
гарантии защиты своих прав, в том
числе и трудовых. Критерием же
эффективности юридических
Вышесказанное определяет актуальность настоящей курсовой работы. При этом она имеет не только теоретическую, но и практическую направленность, позволяя определить пути наиболее полной защиты интересов личности.
Объектом исследования являются трудовые споры, возникающие в процессе трудовой деятельности
Предмет исследования составляет правовое регулирование отношений в сфере разрешения трудовых споров.
Целью настоящей курсовой работы является исследование трудовых споров.
В соответствии
с указанной целью можно
Нормативная база исследования: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Трудовой Кодекс РФ, Гражданский и Арбитражный процессуальные кодексы РФ и др. Федеральные законы о трудовых спорах.
Теоретической основой являются исследования виднейших специалистов в области трудового права: К.Н Гусова, А.М. Куренного, В.Н. Толкуновой и др. Их работы отличаются глубиной анализа, что позволяет раскрыть сущность института трудовых отношений в российском законодательстве, выявить его положительные стороны. А также определить недостатки.
Методологической основой исследования являлись анализ, синтез, сравнение – общие методы научного познания, а также формально-юридический анализ и методы сравнительного правоведения.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования выводов исследования для дополнения уже имеющихся сведений по данной проблеме, а так же с целью создания, например, выпускного квалификационного исследования.
Трудовые конфликты между сторонами трудовых правоотношений, которыми являются наниматель и работник, могут возникать по самым разным поводам, основаниям и на любом этапе трудовых отношений. Они могут предшествовать этим отношениям или приходить им на смену. Однако при этом они не всегда могут подпадать под термин «трудовой спор».
Кроме того, не любой конфликт можно назвать спором в юридическом смысле. Во-первых, конфликт может постепенно идти на спад, а стороны не предпринимать никаких усилий по его разрешению. Во-вторых, участники отношений, регулируемых трудовым правом, могут разрешить свой конфликт добровольно, мирным путем, посредством переговоров и не допустить перехода возникающих между ними разногласий на стадию трудового спора. В-третьих, нельзя не учитывать чисто психологические факторы1. Так, большинство работников, несмотря на недовольство неправомерными действиями работодателя, все же избегают обращения за защитой своих прав в компетентные органы, опасаясь негативных для себя последствий.
Но если конфликт
не решается его участниками и
возникает необходимость
Трудовые споры
следует рассматривать как
Это обстоятельство подчеркивается и в определениях понятия «спор», даваемых в работах по классической логике. «Спор – доказательство истинности чего-либо, в ходе которого каждая из сторон отстаивает свое понимание обсуждаемого вопроса и опровергает мнение противника»2.
Трудовые споры, представляющие особую категорию трудового права, определяются в Трудовом кодексе (ст. 381 и 398) как неурегулированные разногласия двух видов: 1) между работодателем и отдельным работником по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, соглашения, трудового договора – индивидуальный трудовой спор; 2) между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права в организации, – коллективный трудовой спор.
В связи с этим можно отметить, что термин «неурегулированные разногласия» нельзя признать удачным. Оно представляется нам не совсем верным, нуждающимся в корректировке. Необходимо установить, какое содержание вкладывает законодатель в понятие «неурегулированные разногласия».
Во-первых, урегулированных разногласий нет. Если разногласие урегулировано, оно перестает существовать, а, следовательно, через него нельзя давать определение трудового спора. Во-вторых, если один из субъектов правоотношения считает неправомерным применение норм права другим, или одна сторона отказывается удовлетворить требования по поводу установления и изменения условий труда, т.е. имеются разногласия в позициях сторон по одной проблеме, возникает трудовой спор. Иными словами, спор возникает с момента выяснения того обстоятельства, что между сторонами существуют разногласия по определенному вопросу.
Сам термин «трудовой спор» появился в 1971 году. В ранее действовавшем трудовом законодательстве России употреблялся термин «трудовые конфликты»3. На наш взгляд, замена термина совершенно обоснована, так как конфликт с точки зрения философии – это неразрешимое противоречие, грозящее взрывом (в трудовых отношениях – забастовкой) а современное трудовое право предусматривает главным образом примирительные процедуры для разрешения трудовых споров.
Кроме того, в теории трудового права понятие трудовых споров принято отличать не только от предшествующих им трудовых разногласий сторон, но и от трудового правонарушения, являющегося непосредственным поводом для разногласий и одним из этапов возникновения трудового спора.
Трудовым правонарушением называется виновное невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанным субъектом своей трудовой обязанности в сфере труда, а, следовательно, нарушение права другого субъекта данного правоотношения4. Если же действия обязанного субъекта были законными, а другой субъект считает их неправомерными, то здесь также может возникнуть трудовой спор, хотя правонарушения нет. Наличие трудового правонарушения устанавливает орган, рассматривающий трудовой спор, который называется юрисдикционным5.
Таким образом, само по себе трудовое правонарушение еще не является трудовым спором, а различная оценка его субъектами трудового правоотношения является всего лишь разногласием, которое субъекты могут разрешить самостоятельно. Например, если работодатель принимает решение уволить беременную женщину по п. 2 ст. 83 ТК, то налицо трудовое правонарушение (ст. 261 ТК запрещает увольнение беременных) и есть разногласие, так как данное увольнение является неправомерным. Однако, если не оспаривать данный факт в суде, то трудового спора здесь не возникает, хотя на лицо трудовое правонарушение и разногласие о нем. Таким образом, трудовой спор возникает лишь тогда, когда разногласие о праве или законном интересе работника переносится на разрешение юрисдикционного органа.
Следовательно, динамику возникновения трудовых споров возможно представить следующим образом:
1) трудовое правонарушение (действительное, или, по мнению правомочного субъекта);
2) различная
его оценка субъектами
3) попытка урегулировать
разногласие самими сторонами
при непосредственных
4) обращение для разрешения разногласия в компетентный орган – трудовой спор6.
Таким образом, трудовыми спорами называются поступившие на разрешение компетентного органа разногласия субъектов трудового права по вопросам применения трудового законодательства или об установлении в партнерском порядке новых условий труда7.
Анализируя все выше сказанное можно сделать следующие выводы. В первую очередь необходимо добиться единства в терминологии трудовых споров, так как множественность понятий одного и того же явления ведет к путанице в научной и правоприменительной деятельности. Для этого необходимо учитывать, что предметом рассмотрения является не спор, конфликт или разногласие, а требование работников о восстановлении нарушенного права, об установлении или изменении условий труда, удовлетворение которых ведет к разрешению спора.
На наш взгляд, наиболее действенным будет внесение изменений в формулировки понятий трудового спора, закрепленных в ст. 381 и ст. 398 ТК РФ. А именно заменить выражение «неурегулированные разногласия» на предложенную В.Н.Толкуновой формулировку «поступившие на разрешение компетентного органа разногласия». На наш взгляд, именно такая корректировка поможет избежать дальнейшей путаницы в понятиях, а также может стать единым определением трудовых споров, показывая наиболее точное отличие трудовых споров от разногласий, решаемых самими спорящими сторонами, и указывая, что трудовые споры возникают не только из трудового правоотношения, но и из иных непосредственно связанных с ним правоотношений коллективного организационно-управленческого характера.
Вопрос о классификации трудовых споров имеет теоретическое и практическое значение. Классификация трудовых споров позволяет выявить такие признаки отдельных видов данных юридических конфликтов, которые помогают правильно определить первоначальную подведомственность, а также определяют особенности способов разрешения трудовых конфликтов.
В юридической литературе такими авторами как С.А. Голощапов, В.Н. Толкунова, Е.А. Голованов, А.М. Куренной и В.И. Миронов предлагается несколько оснований для классификации.
Наиболее традиционным является классификация по субъективному составу и субъекту. По данному основанию выделяют индивидуальные и коллективные трудовые споры.
В соответствии со ст. 381 ТК РФ индивидуальный трудовой спор – это неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
В соответствии со п 1.1 ст. 398 ТК РФ коллективный трудовой спор – это неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая зар.плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.