Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 16:01, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является исследование трудовых споров.
В соответствии с указанной целью можно определить следующие задачи курсовой работы:
1. Исследовать понятие трудового спора в современных условиях Российского законодательства;
2. Изучить классификацию трудовых споров по различным основаниям;
3. Выявить причины возникновения трудовых споров в современных социально-трудовых условиях и определить основные способы их разрешения;
4. Рассмотреть нормативные акты, регулирующие рассмотрение трудовых споров;
5. Провести анализ судебной практики по трудовым спорам на примере Южно-Сахалинского городского суда.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРУДОВЫХ СПОРОВ. 6
1.1. Понятие трудового спора. 6
1.2. Виды (классификация) трудовых споров. 10
ГЛАВА 2. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ ТРУДОВЫХ СПОРОВ. 15
2.1. Причины возникновения трудовых споров. 15
2.2. Нормативные акты, регулирующие рассмотрение трудовых споров . Основные способы разрешения трудовых споров. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
Приведенная классификация является наиболее теоретически разработанной о чем, можно судить по тому, что выделенные по данному основанию виды трудовых споров получили дальнейшую систематизацию по иным классификационным основаниям. Так, коллективный трудовой спор поддается классификации по ряду оснований:
а) споры, связанные с реализацией действующих норм права и условий труда, которые подразделяются на:
- с реализацией и применением действующего законодательства,
- с исполнением коллективных договоров и соглашений,
- с исполнением условий индивидуальных трудовых договоров;
б) споры, связанные с установлением новых или изменением существующих условий труда, которые подразделяются на:
- при заключении и изменении коллективных договоров и соглашений,
- при выдвижении требований, не влекущих заключение или изменение коллективного договора или соглашения,
- в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права в организациях;
а) споры материально – правового характера, которые возникают по поводу применения материальных норм трудового права,
б) споры нематериального характера, которые в свою очередь подразделяют на:
- организационные – связаны с созданием, реорганизацией, ликвидацией органов участвующих в трудовых отношений,
- процедурные – связанные с порядком применения законодательства,
- процессуальные – связанные с разрешением материальных споров;
а) собственно коллективные трудовые споры. Стороной их следует рассматривать трудовой коллектив организации, филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения,
б) групповые трудовые споры, которые, в свою очередь, дифференцируются на:
- споры, связанные с коллективной защитой трудовых прав,
- коллективно-групповые споры,
- собственно групповые споры;
а) споры, возникающие внутри организации,
б) споры субъекты, которых находятся вне организации;
В отличие от коллективных трудовых споров индивидуальные не имеют обилия классификаций. В литературе приводится классификация индивидуальных споров исходя из характера нарушенных (оспариваемых) прав и обязанностей, по указанному основанию различают споры: по вопросам установления или изменения условий труда и его оплаты, а также по вопросам применения законодательства, трудовых и коллективных договоров, а также указанных выше условий. По аналогии с приведенными выше основаниями классификации можно предположить, что ряд из них пригодны для выделения соответствующих разновидностей индивидуальных трудовых споров. Так, например, по характеру правовых норм, регулирующих спорные правоотношения также можно выделить соответственные категории индивидуальных трудовых споров.
Возвращаясь к
классификации, в зависимости от
реализации субъектами трудовых правоотношений
своих прав или установления
новых условий труда, очевидно, что
она применима как к
Существенным недостатком данного традиционного деления является то, что при его использовании не учитывается целостность структуры трудового спора. В этом случае игнорируется один из его элементов – предмет спора. Пробел восполняет иная классификация, согласно, которой трудовые споры по своему характеру могут быть исковыми и неисковыми.
Споры искового характера, возникающие по поводу применения нормативных правовых актов, соглашений, коллективных или трудовых договоров, связаны с предъявлением иска в юрисдикционный орган. Это индивидуальные трудовые споры искового характера.
Споры неискового характера возникают по вопросам установления или изменения условий труда, как правило, они имеют коллективное значение и соответственно являются коллективными трудовыми спорами.
Приведенная классификация сродни общепринятому на западе делению трудовых споров на конфликты интересов (экономические) и конфликты права (юридические)9.
Другим основанием классификации является правоотношение, из которого может возникнуть спор. По данному основанию все трудовые споры делятся на споры из правоотношений: 1) трудовых (их абсолютное большинство); 2) по трудоустройству; 3) по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и правил охраны труда; 4) по подготовке кадров и повышению квалификации работников; 5) по возмещению материального ущерба работником предприятию; 6) по возмещению работодателем ущерба работнику в связи с повреждением его здоровья на работе или нарушением его права трудиться; 7) профсоюзного органа с работодателем по вопросам труда, быта, культуры; 8) коллектива работников с работодателем; 9) социально-партнерских правоотношений на четырех более высоких уровнях10.
Хотелось бы отметить, что деление трудовых споров по вышеприведенным основаниям не является четким. Более того думается, что нельзя говорить об исчерпывающем, полном характере той или иной классификации, поскольку каждая из них делит трудовые споры в зависимости от различных критериев, учитывая отдельный аспект трудового спора. Для более полного и четкого представления конкретного трудового спора на наш взгляд необходимо применение всех известных подходов к классификации, поскольку применение различных оснований для классификации способствует получению различной информации о споре, а значит, позволяет определить наиболее оптимальный способ разрешения данного конфликта.
Трудовые споры возникают практически в любой области трудовых отношений – при заключении трудового договора, его изменении, а также прекращении. Работник и наниматель могут не сойтись во мнении о системе оплаты труда, о дисциплинарных взысканиях и поощрениях, о привлечении к материальной ответственности и т. п. Так, судебной коллегией Сахалинской области по гражданским делам в 2011 году было рассмотрено 877 исков по трудовым спорам, что составило около 10% от общего количества гражданских дел11. Основную их массу составили споры об оплате труда и восстановлении на работе.
Тем не менее, статистические данные за предыдущие года показывают, что этот показатель идет на спад. Так в 2009 году количество исков по трудовым спорам составило 919 дел12, а в 2010 – 128813.
Данный факт может говорить, как о низком уровне правовой осведомленности работающего населения, так и об особенностях небольшого города, где принципы законотворчества и правовая культура нередко уступают таким понятиям, как личностные отношения и местный авторитет той или иной фирмы. Небольшие трудовые коллективы, как правило, формируются на большом кредите доверия горожан к своему работодателю. А если случаются спорные вопросы на работе, то зачастую люди просто не решаются начинать борьбу за свои права, считая, что это лишь пустая трата времени и нервов. Поэтому многие могут сомневаться, а стоит ли затевать судебные тяжбы и доказывать свою правоту.
Вступая в трудовые правоотношения, работодатели и работники отстаивают собственные интересы, не совпадающие с интересами другой стороны трудового договора. Несовпадение интересов работодателей и работников в процессе осуществления трудовой деятельности являются объективной основой возникновения конфликтов по поводу установления и изменения условий труда, применения законодательства и иных нормативных правовых актов, соглашений о труде.
В качестве причин трудовых споров следует рассматривать действительное либо мнимое нарушение прав субъекта правоотношения. Причинами этих правонарушений будут выступать факторы, которые в юридической литературе обозначались как причины и условия трудовых споров. Т.е. трудовой спор вызывается к жизни комплексом условий, которые нужно рассматривать во взаимосвязи.
В юридической литературе такими авторами как В.Н. Толкунова, И.О. Сигерева, С.П. Маврин предметно освещены условия и причины возникновения трудовых споров. При этом акцент делается на самостоятельность указанных элементов.
По мнению В.Н.Толкуновой, причинами возникновения трудовых споров являются «факторы, которые различно оцениваются субъектами трудового права, оспариваемые действия» 14.
Например, согласно ч.2 ст. 261 ТК РФ в случае истечения срочного трудового договора в период беременности женщины работодатель обязан по её письменному заявлению и при предоставлении медицинской справки, подтверждающей состояние беременности, продлить срок действия трудового договора до окончания беременности. Указанная норма действует в случае срочного характера трудовых отношений; инициатива продления трудового договора должна исходить от беременной женщины-работницы и должно быть высказано до истечения срока действующего трудового договора.
Например, Южно-Сахалинский городской суд отказал в удовлетворении исковых требований З., которая работала у ответчика на условиях срочного трудового договора, по истечении срока которого была уволена по п.2 ст. 77 ТК РФ. Истица через месяц после увольнения обратилась в кадровую службу ответчика с требованием о продлении с ней трудовых отношений, настаивая на том, что она не могла быть уволена с занимаемой должности, так как о её беременности на момент увольнения была известно её непосредственному руководителю. Но, было установлено, что до истечения срока трудового договора З. не подавала работодателю заявления о продлении с ней трудовых отношений с приложением соответствующих медицинских справок. Сам по себе факт того было ли работодателю известно о беременности З. либо нет, – не имеет правового значения для рассмотрения этого спора.
И.О. Снигирева под условиями возникновения трудовых споров понимает обстановку, обстоятельства, «которые непосредственно или опосредованно влияют на трудовые отношения, вызывая неурегулированные разногласия между работниками и администрацией». Причинами возникновения трудовых споров она выделяет «те юридические факты, которые непосредственно вызвали разногласия между работником (работниками) и администрацией.»15.
Поучительным в данном случае является дело Южно-Сахалинского городского суда по иску Ларкина А.Б. к ООО «Иридиум» о восстановлении на работе, возложении обязанности произвести запись в трудовой книжке, взыскании заработной платы, средней заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда. Истец в обоснование иска указал, что был принят на работу в ООО «Иридиум» в качестве водолаза с 18 июля 2008 года. С указанного времени в течение 107 дней он работал в порту Южно-Курильска ежедневно без выходных, за что ответчик обещал произвести оплату 01 ноября 2008 года в сумме 321 000 рублей, но за работу не заплатил, документы об увольнении и трудовую книжку – не выдал. Ответчик иск не признал, указал, что истец в ООО «Иридиум» не работал, в подтверждение чего представил журнал водолазных работ, согласно которому в качестве водолазов в спорный период в обществе работали иные лица. В подтверждение своих доводов истец ссылался на свидетельские показания работников организации. Однако, из показаний свидетелей не следовало, что истец был допущен к работе водолазом. При таком положении суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных истцом требований.
С.П. Маврин выделяет две группы причин возникновения трудовых споров: объективные и субъективные. К группе объективных причин он относит противоречия объективного характера, закономерно вытекающие из отношений собственности и наемного труда, а к группе субъективных причин – противоречия, не имеющие характера объективно обусловленных закономерностей, которые определяются в большей степени недостатками и ошибками деятельности субъектов16. Нам представляется, что такая классификация заслуживает внимания.
Следует полагать,
что названные автором «
Например, наличие противоречивых интересов между работодателями и работниками в труде, распределении произведенного продукта, должны рассматриваться как объективные условия, способствующие порождению индивидуальных трудовых споров, поскольку эти противоречия создают основу для реального возникновения разногласий, споров и конфликтов в области социально-экономических и трудовых отношений. Это скорее обстоятельства, которые могут вызвать неурегулированные разногласия между работником и администрацией. Хотя это необязательно. Основанием возникновения индивидуального трудового спора является разногласие между субъектами трудового права по поводу установления новых (изменения существующих) условий труда или применения норм трудового права. В то же время причиной возникновения индивидуального трудового спора является намерение защитить субъективные права. А это вызвано различными обстоятельствами, одним из которых является правонарушение.