Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 16:01, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является исследование трудовых споров.
В соответствии с указанной целью можно определить следующие задачи курсовой работы:
1. Исследовать понятие трудового спора в современных условиях Российского законодательства;
2. Изучить классификацию трудовых споров по различным основаниям;
3. Выявить причины возникновения трудовых споров в современных социально-трудовых условиях и определить основные способы их разрешения;
4. Рассмотреть нормативные акты, регулирующие рассмотрение трудовых споров;
5. Провести анализ судебной практики по трудовым спорам на примере Южно-Сахалинского городского суда.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРУДОВЫХ СПОРОВ. 6
1.1. Понятие трудового спора. 6
1.2. Виды (классификация) трудовых споров. 10
ГЛАВА 2. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ ТРУДОВЫХ СПОРОВ. 15
2.1. Причины возникновения трудовых споров. 15
2.2. Нормативные акты, регулирующие рассмотрение трудовых споров . Основные способы разрешения трудовых споров. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
Говоря о проблеме трудовых споров, следует отметить, что рассмотрение данного вопроса в современных условиях развития общества имеет огромную теоретическую и практическую значимость. И в первую очередь этот факт отражается в реализации целей и решении задач, поставленных в курсовой работе. Были сделаны следующие выводы.
Во-первых, институт трудовых споров для трудового законодательства является сложным, находящимся на стадии развития, социально-правовым явлением, требующим всестороннего и глубокого теоретического осмысления, законодательного совершенствования и эффективного применения. Для этого, в первую очередь, необходимо добиться законодательного закрепления единого понятия «трудового спора», которое бы наиболее точно отражало суть данного явления, учитывая, что предметом рассмотрения является требование работника о восстановлении нарушенного права.
Для этого мы предлагаем внести некоторые изменения в ТК РФ. А именно, привести понятия «трудового спора», изложенные в ст.381 и ст.398 к единому началу – «поступившие на разрешение компетентного органа разногласия». Думается, что именно такая формулировка наиболее верно и точно описывает данное явление, отличая его от разногласий, и указывает, что споры возникают не только из трудовых правоотношений, но и иных непосредственно связанных с ними правоотношений.
Во-вторых, результаты
проведенного исследования в данной
курсовой работе позволяют сделать
вывод, что на сегодняшний день работники
сталкиваются с огромным числом однотипных,
постоянно повторяющихся
Для решения данной проблемы нам видится несколько путей решения. Первый способ – консервативный, это введение единого Этического кодекса, который должен быть встроен в систему трудовых отношений и выступать носителем этических ценностей компании и этических норм, определяющих действия как рядового сотрудника, так и работодателя и пути выхода из сложных ситуаций, касающихся разногласий в сфере трудовых отношений. За неисполнение положений кодекса также следует предусмотреть меры ответственности. Для этого предполагается наличие этической комиссии, которая будет заниматься разрешением возникающих споров. Возможно, первоначально следует попытаться урегулировать возникающий спор путем переговоров, а также разъяснением сторонам их прав и обязанностей. Если данный метод не будет иметь успеха, тогда следует прибегнуть к наложению штрафов и других материальных взысканий, допускаемых настоящим Кодексом и законодательством.
Второй метод – более радикальный и касается он необходимости внесения в Госдуму на рассмотрение проекты – по взысканию работником процентов на сумму просроченной задолженности при невыплаченной зарплате; по минимум трехкратному увеличению размеров штрафов наложенных на работодателей и ответственных лиц организаций при невыполнении или произвольном изменении условий трудового договора.
В-третьих, проведенный анализ правоприменительной практики позволяет лишь косвенно судить о числе нарушений по обращениям работников в государственные органы за защитой трудовых прав: те, кто обращаются в органы для защиты своих прав в сфере труда – это единицы из тысяч работников сталкивающихся с нарушениями. Работники отказываются от защиты своих прав из-за того, что данная процедура является для них достаточно обременительной и затратной.
Трудовые отношения, включая споры, регулируются ТК РФ. Из этого следует, что работники и их полномочные представители не вправе прибегать к нормам ГК РФ для защиты трудовых прав и интересов граждан. Они обязаны руководствоваться исключительно нормами гл. 60 и 61 ТК РФ.
Для решения данной проблемы необходимо совершенствовать уже имеющиеся модели защиты трудовых прав. Во-первых, это государственно-правовая модель, обеспечивающая пристальное внимание и контроль со стороны государственных органов за соблюдением трудовых прав.
Безусловно, Российское
законодательство предусматривает
разнообразные способы
Во-вторых, необходимо укрепить положение общественной модели защиты трудовых прав. Главным образом, это касается профсоюзов, которые обладают мощными возможностями по контролю и отстаиванию трудовых прав и интересов работников, влиянием и силой. Но, к сожалению, численность профсоюзов в России на сегодняшний день неуклонно снижается. Происходит это за счет ужесточения законодательства, гарантирующее профсоюзам права в области представительства и защиты интересов работников.
На наш взгляд, необходимо мотивировать работников вступать в профсоюзы, укрепляя в них веру в защиту своих трудовых прав. Для этого должны быть разработаны государственные механизмы, способные защищать права работников на – объединение в профсоюзы, осуществление профсоюзной деятельности, ведение коллективных переговоров, на забастовку.
В-четвертых, нестабильность трудового законодательства, его объемность и, в ряде случаев, неопределенность в изложении, толковании и применении отдельных норм трудового права говорит об упущениях и законодателя, и вышестоящих судов. Это также свидетельствует о необходимости дальнейшего совершенствования института трудовых споров. Здесь следует отметить, что анализ правовых норм, регулирующих порядок заключения и прекращения трудового договора, и судебной практики показывает, что лишь при рассмотрении конкретных трудовых споров выявляются недостатки норм права, регулирующих те или иные правоотношения, именно поэтому на формирование норм трудового права судебная практика оказывает неоценимое влияние.
Кроме того, анализируя порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров, следует обратить на ряд недостатков, указанных в законодательных актах, регулирующих порядок разрешения трудовых споров (индивидуальных и коллективных).
Недостатки в деятельности
КТС свидетельствуют о том,
что досудебное разрешение
Необходимо отметить, что в любом случае, при решении индивидуального трудового спора субъекты трудовых отношений находятся в неравных позициях. Работодатель, обладая административной властью на предприятии, может сознательно затягивать выдачу справок, выписок и т.п. Как рекомендация, для решения этой проблемы, необходимо написать письменное заявление работодателю, зарегистрировать его в канцелярии, и в случае нарушения сроков ответа, обратиться в прокуратуру.
Более того, в случаях, когда работодатель по объективным причинам не может выполнить требования работников, он обязан проводить примирительные процедуры, затрачивать на это не только рабочее время руководства организации, но и материальные средства.
Проведя анализ практики по решению трудовых споров, было установлено, что в большинстве случаев досудебный порядок решения спора, а именно обращение в надзорные органы, имеет достаточное действие. Однако необходимо создать единую базу принципов организации и деятельности досудебного органа. Целесообразно разработать нормативно-правовой акт «О создании комиссии по трудовым спорам при Федеральной инспекции труда» на основании которого была бы сформирована данная комиссия по трудовым спорам при Федеральной инспекции труда и при подведомственных ей государственных инспекциях труда районов и городов. В целях достижения объективности в работе и вынесении законных и обоснованных решений комиссия по трудовым спорам должна быть независимой от работодателя и состоять из юристов, так как главная задача данного органа – правоприменительная деятельность (рассмотрение трудовых споров), а людям, не обладающим специальными знаниями, достаточно сложно научиться применять нормы трудового права.
Учитывая сложности разрешения трудовых споров в досудебном порядке, возникающие в современном обществе, необходимо при создании данного органа разработать ряд принципов, на основе которых будет осуществляться деятельность комиссии, и закрепить их в Трудовом процессуальном кодексе РФ. Подобными принципами могут стать, например: доступность обращения граждан в досудебные органы; бесплатность обращения; законность принимаемых решений; гласность рассмотрения трудовых споров (с воспитательно-познавательной целью); равенство сторон; независимость досудебного органа; обеспеченность исполнения решения.
Данные предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего досудебный порядок рассмотрения трудовых споров, позволит решать их быстрее, чем в судах. Такой порядок будет в интересах и спорящих сторон, и судебных органов, так как он будет служить важным фактором предотвращения трудовых споров.