Понятие занятости. Круг граждан считающихся занятыми. Правовой статус безработного гражданина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 21:58, контрольная работа

Описание работы

Конституция Российской Федерации в ст. 37 закрепляет право каждого на труд, а также на защиту от безработицы. Основным социальным назначением прав и свобод в сфере труда является обеспечение занятости населения страны, предоставление гражданам возможностей честно зарабатывать средства к существованию, которые позволят им жить достойно. Для каждого общества степень трудовой активности населения, структура занятости, отношение к труду, связи между различными типами труда имеют принципиальное значение с точки зрения темпов развития. Стремление любого общества к полной и продуктивной занятости связано не только с тем, что именно трудом создаются материальные блага, но и с тем, что труд и вознаграждение за него позволяют человеку осознавать свою социальную роль в обществе и государстве, испытывать чувство самоуважения.

Содержание работы

ГЛАВА 1. Общая характеристика
законодательства о занятости населения
1.1 Понятие занятости
1.2 . Основные направления, цели и задачи занятости населения
ГЛАВА 2. Круг граждан считающихся занятыми.
1.2 Занятые граждане
2.2 Права и обязанности граждан в области занятости
2.3 Порядок и условия признания граждан занятыми
2.4 Безработными не могут быть признаны граждане
ГЛАВА 3. Правовой статус безработного гражданина
3.1 Права безработного гражданина
3.2 Размер, условия и сроки выплаты пособия по безработице
3.3 Снятие с регистрационного учета
ГЛАВА 4. Гарантии государства в реализации права
гражданина на труд
4.1 Трудоустройство граждан
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

1 Понятие занятости курсовая.doc

— 631.00 Кб (Скачать файл)

Отношения по трудоустройству  предшествуют трудовым отношениям и  являются предметом трудового права. Правоотношения по трудоустройству возникают на основании обращения гражданина с соответствующим заявлением о содействии в устройстве на работу. Названные правоотношения возникают: между органом трудоустройства и гражданином, нуждающимся в трудоустройстве; между органом трудоустройства и работодателем, нуждающимся в подборе кадров; между гражданином и работодателем, к которому он направлен органом трудоустройства для заключения с ним трудового договора.

Обязанностью  работодателя является предоставление территориальным органам службы занятости информации о наличии вакантных мест, сведения о возможных массовых увольнениях работников (ст. 25 Закона о занятости населения). Служба занятости выдает безработному гражданину направление на работу, которое содержит рекомендацию принять его на работу. Такое направление в ряде случаев содержит предписание и является для работодателя обязательным для исполнения. Речь идет о трудоустройстве инвалидов на квотируемые рабочие места. Закон о занятости населения предусматривает право органов государственной власти субъектов РФ устанавливать для работодателей определенное количество рабочих мест (квоту) для приема на работу инвалидов, предоставлять дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения (выпускников общеобразовательных учреждений; лиц, освобожденных из мест лишения свободы и др.). Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» для всех организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квота составляет не менее 2% и не более 4% от общей численности работающих, если численность работников более 30 человек. В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральные законы «О занятости населения» и «О социальной защите инвалидов» в случае невыполнения квоты работодатель вносит в бюджет субъекта РФ обязательную плату, размер которой определяют органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации

Правоотношения  по трудоустройству прекращаются в  связи с заключением трудового  или ученического договора. На основании направления на работу уполномоченными законом органами в счет установленной квоты возникают трудовые отношения.

В отдельных  случаях федеральными законами устанавливаются  дополнительные гарантии приема на работу для определенных категорий работников. Например, жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, при прочих равных условиях имеют преимущественное право поступления на работу на государственные и муниципальные предприятия (ст. 13 Закона о занятости населения); лица, относящиеся к малочисленным народам, имеют право на первоочередной прием на работу в организации традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов малочисленных народов, создаваемые в местностях их традиционного проживания (ст. 8 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. №82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»).

Важной гарантией  трудоустройства является закрепление  в ст. 64 ТК РФ положения о том, что  запрещается необоснованный отказ  в заключении трудового договора. Необоснованным считается отказ в приеме на работу по причинам, не предусмотренным законом. Отказ в заключении трудового договора может быть обжалован в судебном порядке.

В юридической  литературе высказано мнение о том, что заключение гражданско-правового договора является разновидностью трудоустройства, правовой режим которого предстоит разработать.

 

Заключение

В современных  условиях, когда существование безработицы  признается не только в качестве явления  неизбежного, но и в некотором  смысле явления полезного, государство принимает на себя обязательства по оказанию содействия в реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.

Нормы института занятости  и трудоустройства направлены на социальную защиту безработных граждан. К таким мерам защиты относятся: трудоустройство с помощью органов государственной службы занятости населения, профессиональная подготовка и переподготовка по направлению органов службы занятости, выплата пособия по безработице, направление на общественные работы, оказание материальной помощи и др.

Трудоустройство служит юридической гарантией реализации прав граждан в сфере труда  и занятости. Прежде всего, оно выступает  гарантией реализации права на труд. Ранее основным правомочием, составляющим данное право, было право на получение гарантированной работы, реализация которого обеспечивалась общегосударственной системой трудоустройства. В современных условиях функционирования рынка труда ситуация значительно изменилась. Международно-правовое определение права на труд подразумевает, что это право должно обязательно гарантироваться государством посредством установления им путей и средств, обеспечивающих полное осуществление этого права, к числу которых относится и трудоустройство. Так, в соответствии со ст. 6 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах право на труд включает право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается. Подобный подход воспринят и современным ТК, ст. 2 которого в числе основных принципов правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений называет защиту от безработицы и содействие в трудоустройстве.

Трудоустройство является гарантией осуществления права граждан на защиту от безработицы, права на полную, продуктивную и свободно избранную занятость и иных.

В современных  условиях, когда проблема безработицы  обостряется и, как следствие, возрастает необходимость государственного регулирования рынка труда, трудоустройство направлено прежде всего на обеспечение рационального использования трудовых ресурсов также с учетом интересов основных субъектов на рынке труда - работников и работодателей (потенциальных работников и потенциальных работодателей), а также государства. Не следует забывать, что в силу ст. 1 ТК основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений (т.е. как работников, так и работодателей) и интересов государства.

На сегодняшнем  этапе развития общества мы наблюдаем  ситуацию, когда постепенно формируется  практически новая отрасль права, включающая в себя отношения по трудоустройству  и занятости. На мой взгляд, уже можно говорить о выделении из трудового права значительного круга общественных отношений, тесно связанных с трудом, которые могут составить основу самостоятельной отрасли законодательства о занятости и трудоустройстве (как в свое время произошло с правом социального обеспечения).

В пользу этого  тезиса свидетельствует наличие  большого количества нормативного материала, специфический предмет правового  регулирования. Законодательство о  занятости и трудоустройстве  регулирует вопросы, отличные от трудового  законодательства, имеет при этом и специальных субъектов - это не работники, а люди, ищущие работу или потерявшие ее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

Нормативная литература

1. Конституция  РФ

2. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 №197-ФЗ (ред. от 01.12.2007).

3. Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Справочная правовая система Консультант Плюс.

2. Закон РФ  от 19.04.1991 №1032-1 (ред. от 18.10.2007) «О занятости  населения в Российской Федерации». Справочная правовая система Консультант Плюс.

3. Постановление  Правительства РФ от 22.04.1997 №458 (ред.  от 14.12.2006) «Об утверждении Порядка  регистрации безработных граждан». Справочная правовая система  Консультант Плюс.

4. Постановлением Правительства РФ от 14.07.1997 №875 (ред. от 11.01.2007) «Об утверждении Положения об организации общественных работ». Справочная правовая система Консультант Плюс.

Специальная литература

6. Колобова С.В.  Трудовое право России: учебное  пособие для вузов. ЗАО Юстицинформ. 2005.

7. «Комментарий  к трудовому кодексу Российской  Федерации» (краткий) / Под ред. Ю.П.  Орловского. КОНТРАКТ. ИНФРА•М. 2006.

8. Миронов В.И.  Трудовое право России: учебник.  ООО «Журнал «Управление персоналом». 2005.

9. Парягин О.А. Концептуально-правовые основы и проблемы занятости инвалидов // Право и политика. №5. 2007.

                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ

ЗАКОН О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 27.12.2009)

 

Настоящий Закон  определяет правовые, экономические  и организационные основы государственной  политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства  по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

Гарантии государства  по реализации прав граждан Российской Федерации, проживающих за ее пределами, определяются международными договорами (соглашениями) Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2 

Словарь терминов                      

Безработица – это такое состояние рынка труда, когда часть экономически активного населения не занята в общественном производстве и не имеет соответствующего заработка (дохода).

Безработный -  безработными признаются граждане, которые трудоспособны, не имеют работы и заработка (дохода), зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней, а не трудоустроены в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы.

Занятость – это деятельность граждан, не противоречащая законодательству, приносящая им заработок ( трудовой доход).

Правовой  статус безработного -  правовое положение ( статус) безработного предусматривает включение не только прав, обязанностей и ответственности, но и гарантии материальной и социальной поддержки безработного.

Трудоустройство – это система организационно- правовых и экономических мер, осуществляемых государством в целях обеспечения трудовой занятости населения.

 

 

 

 

 

Приложение 3

Нормативная база

    1. Статья 37 конституции РФ 1993 г., предусматривающая, что труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

2. ЗАКОН О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 27.12.2009) Закрепивший понятие занятости и категории занятого населения, права граждан и гарантии государства в области занятости, основы организации и регулирования занятости, участие в этом процессе работодателей и иных субъектов, а так же ряд иных положении в сфере обеспечения занятости населения в нашей стране.

3.Постановления  правительства РФ: « Об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения» от 05.02.1993 №99; « Об организации обучения незанятого населения основам предпринимательской деятельности» от 07.03.1995 №224; «Об утверждении порядка регистрации безработных граждан» от 22.04.1997 №458; « Об организации общественных работ» от 14.07. 1997 №875 в ред.- от 11.01.07 года.

4.Нормативные  акты, принятые Министерством труда  и социального развития РФ, Федеральной  государственной службой занятости  населения РФ, иными министерствами  и ведомствами.

5.Нормативная часть социально-партнерских соглашении и коллективных договоров, предусматривающая нормы по обеспечению занятости, а так же ряд дополнительных льгот для отдельных категории граждан в данной сфере.

 

6. Постановление Правительства Свердловской области от 24 декабря 2009 г. N 1915-ПП "Об утверждении Программы поддержки занятости населения Свердловской области в 2010 году"

В целях принятия мер по снижению негативных социально-экономических  последствий возможного увольнения работников; предупреждения массовой и сокращения длительной безработицы; обеспечения развития трудовых ресурсов региона и удовлетворения образовательных потребностей граждан, находящихся под угрозой увольнения, принята программа поддержки занятости населения Свердловской области в 2010 году.

Уполномоченным  органом исполнительной власти Свердловской области для взаимодействия с  Федеральной службой по труду  и занятости назначен Департамент  государственной службы занятости  населения Свердловской области.

ПРОГРАММА ПОДДЕРЖКИ  ЗАНЯТОГО НАСЕЛЕНИЯ

Общий объем финансирования программы в 2010 году составляет 1688210,7 тыс. рублей.  Основными направлениями программы являются:

- опережающее  профессиональное обучение работников  в случае угрозы массового  увольнения работников предприятии  ( установление неполного рабочего времени, временная приостановка работы, предоставление отпусков без сохранения заработной платы);

- организация  общественных работ, временного  трудоустройства, стажировки выпускников  образовательных учреждений;

Информация о работе Понятие занятости. Круг граждан считающихся занятыми. Правовой статус безработного гражданина