Понятие занятости. Круг граждан считающихся занятыми. Правовой статус безработного гражданина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 21:58, контрольная работа

Описание работы

Конституция Российской Федерации в ст. 37 закрепляет право каждого на труд, а также на защиту от безработицы. Основным социальным назначением прав и свобод в сфере труда является обеспечение занятости населения страны, предоставление гражданам возможностей честно зарабатывать средства к существованию, которые позволят им жить достойно. Для каждого общества степень трудовой активности населения, структура занятости, отношение к труду, связи между различными типами труда имеют принципиальное значение с точки зрения темпов развития. Стремление любого общества к полной и продуктивной занятости связано не только с тем, что именно трудом создаются материальные блага, но и с тем, что труд и вознаграждение за него позволяют человеку осознавать свою социальную роль в обществе и государстве, испытывать чувство самоуважения.

Содержание работы

ГЛАВА 1. Общая характеристика
законодательства о занятости населения
1.1 Понятие занятости
1.2 . Основные направления, цели и задачи занятости населения
ГЛАВА 2. Круг граждан считающихся занятыми.
1.2 Занятые граждане
2.2 Права и обязанности граждан в области занятости
2.3 Порядок и условия признания граждан занятыми
2.4 Безработными не могут быть признаны граждане
ГЛАВА 3. Правовой статус безработного гражданина
3.1 Права безработного гражданина
3.2 Размер, условия и сроки выплаты пособия по безработице
3.3 Снятие с регистрационного учета
ГЛАВА 4. Гарантии государства в реализации права
гражданина на труд
4.1 Трудоустройство граждан
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

1 Понятие занятости курсовая.doc

— 631.00 Кб (Скачать файл)

впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, ранее занимавшихся предпринимательской деятельностью, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия;

отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первоначального (12-месячного) периода безработицы;

состоящих на учете в органах  службы занятости более 18 месяцев, а  также более трех лет не работавших;

обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ. Подходящей не может считаться работа, если:

она связана с переменой места  жительства без согласия гражданина;

условия труда не соответствуют  правилам и нормам по охране труда;

предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины указанного прожиточного минимума.

3) Права и обязанности безработного

 

Помимо определения понятия, правовой статус безработного включает в себя его права и обязанности, ответственность за ненадлежащее выполнение или невыполнение обязанностей, а также социальные гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством с целью предоставления безработному гражданину возможности реализовать предоставленные права.

 

Закон о занятости закрепляет широкий  спектр прав граждан, признанных в установленном  порядке безработными, которые условно  можно подразделить на две группы: правомочия, направленные на реализацию права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, и правомочия, обеспечивающие социальную поддержку и материальную помощь безработному в период поиска работы.

 

Право на трудоустройство может  быть реализовано различным образом и включает в себя следующие правомочия безработного:

право на содействие в поиске подходящей работы (ст. 4 Закона о занятости);

право на выбор места работы (ст. 8 Закона о занятости), в том числе  возможность трудоустройства в  другой местности, а также право на профессиональную деятельность за пределами территории Российской Федерации (ст. 10 Закона о занятости);

право на бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости (ст. 9, 23 Закона о занятости);

право участвовать в общественных оплачиваемых работах (ст. 24 Закона о  занятости);

право на получение содействия в  организации собственного дела.

 

Правомочия, обеспечивающие социальную поддержку и материальную помощь безработному в период поиска работы, также закреплены в Законе о занятости и предусматривают возможность для безработного получать следующие социальные гарантии и компенсации:

пособие по безработице (ст. 30—35 Закона о занятости);

стипендия на период обучения по направлению службы занятости (ст. 29 Закона о занятости);

материальная помощь безработным  и членам их семей (ст.36 Закона о занятости);

организация отдыха и лечения детей  безработных граждан;

возмещение затрат в связи с  добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости (абз. 5 п. 1 ст. 28 Закона о занятости);

оплата стоимости проезда (до места  обучения и обратно) и расходов, связанных  с проживанием граждан, направленных службой занятости на профессиональную подготовку, повышение квалификации или переподготовку ь другую местность (п.8 ст. 29 Закона о занятости). Важной социальной гарантией служит также льготный порядок исчисления трудового стажа. Время, в течение которого гражданин в установленном законом порядке получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, время, необходимое для переезда по направлению органов службы занятости в другую местность и трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей, не прерывает трудового стажа и засчитывается в общий трудовой и страховой стаж.

 

Что касается обязанностей безработного, то в общем виде их можно сформулировать как добросовестность и дисциплинированность.

 

Обращаясь за содействием в государственную  службу занятости, гражданин должен сообщить определенные сведения о себе и своей семье. На основании этих сведений принимается решение о признании гражданина безработным и назначении ему пособия по безработице. Если же безработный поступил недобросовестно и получал пособие обманным путем, то выплата пособия по безработице может быть прекращена с одновременным снятием с учета в качестве безработного. Те же последствия может повлечь за собой и несообщение безработным в службу занятости сведений о своем трудоустройстве (пусть даже временном или на условиях неполного рабочего времени).

 

Требование дисциплинированности заложено в основе взаимодействия органа службы занятости и безработного: он должен регулярно, не реже двух раз  месяц проходить перерегистрацию  в органах службы занятости; заранее  сообщать о длительном (более одного месяца) отсутствии по месту регистрации в качестве безработного; явиться в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу) и на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости; безработный или соглашается выполнять предложенную подходящую работу, или посещает занятия и успешно проходит курс обучения по направлению органов службы занятости.

 

Кроме того, безработный обязан являться в органы службы занятости в трезвом виде, так как явка безработного на перерегистрацию в состоянии опьянения влечет за собой соответствующие санкции со стороны органа службы занятости.

 

Невыполнение безработным возложенных  на него обязанностей влечет за собой  меры ответственности, предусмотренные Законом о занятости. Эти меры ответственности могут быть как традиционными, гражданско-правовыми (взыскание в судебном порядке недобросовестно полученного пособия по безработице), уголовно-правовыми (привлечение к ответственности по ст. 159 УК РФ за мошенничество), так и специфическими, присущими только данным правоотношениям. К числу таких специфических мер относятся: приостановка выплаты пособия по безработице на срок до трех месяцев, снижение его размера на 25 % на срок до одного месяца и как самая суровая мера наказания — лишение статуса безработного с одновременным прекращением выплаты пособия по безработице.

§ 3. Социальная поддержка безработных  и членов их семей

 

В соответствии со ст. 28 Закона "О  занятости населения в Российской Федерации", государство предоставляет следующие гарантии социальной поддержки безработных:

Выплата пособия по безработице, в  том числе в период временной  нетрудоспособности безработного.

Выплата стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности.

Возможность участия в оплачиваемых общественных работах.

Возмещение затрат в связи с  добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости.

 

Основной формой материальной поддержки  безработных в период поиска подходящей работы является пособие по безработице  — гарантированные государством периодические выплаты за счет средств, специально предназначенных на эти цели.

 

В отличие от многих зарубежных стран, где предусмотрены различные  сложные схемы выплаты пособия  по безработице, предусматривающие  значительную дифференциацию как по срокам выплаты пособия, так и  по его размерам, в российском Законе о занятости заложена достаточно простая схема.

 

Размеры пособия по безработице  дифференцируются в зависимости  от стажа работы граждан, признанных безработными, за последние 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы. Минимально необходимый стаж работы — 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (неделей). Если нет минимального стажа работы, пособие устанавливается в размере 20 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, но не ниже 100 рублей.

 

Пособие безработным гражданам, уволенным  по любым основаниям и имеющим  минимально необходимый стаж работы, устанавливается, согласно ст. 30 Закона о занятости, в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы (службы), в следующих размерах:

в первые три месяца безработицы  — в размере 75 процентов от их среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы);

в следующие четыре месяца — в  размере 60 процентов;

в дальнейшем — в размере 45 процентов, но во всех случаях не выше величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, и не ниже 20 процентов величины указанного прожиточного минимума. При этом размер пособия по безработице не должен быть ниже 100 рублей. Гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно-климатических условиях, пособие по безработице, установленное в размере не выше 100 рублей, увеличивается на величину районного коэффициента.

 

При наличии лиц, находящихся на содержании безработного, размер пособия  увеличивается на 10 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации  в установленном порядке, но не менее чем 50 рублей на каждого из указанных лиц. При этом максимальный размер доплат не может превышать 30 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. В случае, если оба родителя являются безработными, увеличение размера пособия на лиц, находящихся на их содержании, производится каждому из родителей.

 

Гражданам, проживающим в районах  Крайнего Севера и приравненных к  ним местностях, а также в районах  и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно-климатических условиях, уволенным из организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (неделей), средняя заработная плата для начисления пособия по безработице рассчитывается с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в таких районах и местностях.

 

Тем гражданам, которые подверглись  воздействию радиации вследствие чернобыльской  и других радиационных аварий и катастроф  и признанным в установленном порядке безработными, к пособию по безработице выплачивается дополнительное пособие в размере от 10 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке (но не ниже 50 рублей), до 40 процентов этого минимума (но не ниже 200 рублей) в зависимости от зоны проживания.

 

Сегодня наряду с Законом о занятости  действует ряд иных законов, которые  предусматривают особенности, касающиеся выплаты пособия по безработице  отдельным категориям граждан.

 

Так, для обеспечения социальной защиты работников конверсируемых организаций, высвобожденных в связи с проведением конверсии, период получения пособия по безработице на основании решений органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления может продлеваться на срок более двух лет.

 

Ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах Государственной службы занятости в статусе безработного детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе.

 

Из пособия по безработице производятся все виды удержаний в порядке, установленном законодательством  об исполнительном производстве.

 

Условия и сроки выплаты пособия  по безработице. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным.

 

Продолжительность выплаты пособия  в каждом периоде безработицы  не может превышать 12 месяцев в  суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев.

Информация о работе Понятие занятости. Круг граждан считающихся занятыми. Правовой статус безработного гражданина