Понятие,значение и виды трудового процессуального разбирательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 17:07, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы по дисциплине «Правовые аспекты трудовых споров» является подробное рассмотрение темы «Понятие, значение и виды трудового процессуального разбирательства». Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие вопросы:

- о понятии «трудовые споры», их общей характеристики;

- о понятии «трудовые процессуальные разбирательства», их общей характеристики;

- о органах, рассматривающих трудовые процессуальные разбирательства;

- о порядке рассмотрения трудовых процессуальных разбирательств

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1 Общая характеристика трудовых споров…………….………………5

1.1 Понятие трудовых споров………………………………………………….5

1.2 Классификация трудовых споров………………………………………….7

1.3 Предмет трудового спора как элемент его понятия …………………….9

Глава 2 Понятие, значение и виды трудового процессуального разбирательства……………………………………………………..…11

2.1 Понятие и порядок рассмотрения трудовых процессуальных разбирательств…………………………………………………………..11

2.2 Органы, рассматривающие трудовые процессуальные разбирательства…………………………………………………..……22

2.3 Судебная практика……………………………………………………..…..26

Заключение…………………………………………………………………..…29

Список источников и норм правовых актов……………………………….…31

Научная и учебная литература………………………………………………...32

Приложении А…………………………………………………………….……33

Приложение Б…………………………………………………………………..35

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 233.50 Кб (Скачать файл)

Особенностями обладает и реализация самого трудового процессуального правоотношения - акты реализации процессуальных прав его властных субъектов обязательны для исполнения.

Таким образом, трудовое процессуальное правоотношение властно подключается к реализации охранительных правоотношений и способно выступить действенной гарантией трудовых прав работников.

Анализируя действующее трудовое законодательство, можно предложить классификацию трудовых процессуальных правоотношений, которая может быть положена в основу структуры Трудового процессуального кодекса (его Особенной части).

Во-первых, это правоотношения, связанные с рассмотрением и разрешением трудовых споров (как специализированными, так и неспециализированными органами).

Во-вторых, это отношения по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства.

В-третьих, отношения, связанные с привлечением к трудоправовой ответственности.

В-четвертых, часть отношений, связанных с охраной труда (расследование несчастных случаев на производстве).

В-пятых, отношения, обеспечивающие реализацию некоторых гарантийно-компенсационных отношений (например, связанных с расторжением трудового договора, привлечением к сверхурочной работе, самозащитой работниками трудовых прав и т.п.).

С.А. Голощапов и В.Н. Толкунова рассматривали трудовые процессуальные отношения только как "общественные отношения, возникающие при рассмотрении трудовых споров профсоюзными органами или с участием их представителей"[3]. Они считали, что общественные отношения, возникающие по поводу рассмотрения и разрешения трудового спора, являются трудовыми процессуальными отношениями. Однако такие отношения не могут быть ничем иным, кроме как процессуальными правоотношениями. Никакой трудовой спор не может быть разрешен в порядке, который бы не был предусмотрен трудовым или гражданским процессуальным законодательством. Если имеющиеся разногласия сторон трудового спора были урегулированы по соглашению между ними, вне процессуальных процедур разрешения трудового спора, то нельзя говорить ни о наличии трудового спора как такового, ни о процессуальном механизме его разрешения.

Порядок рассмотрения трудовых процессуальных разбирательств

              Трудовой кодекс с учетом реалий развития рыночных отношений устанавливает во многом сходную систему рассмотрения индивидуальных трудовых споров, давая правовое понятие категории «индивидуальный трудовой спор» и подробно регламентируя статутные и другие аспекты деятельности органов по рассмотрению указанных споров — особенно юрисдикционных органов, создаваемых в организациях.

              Индивидуальный трудовой спор — неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в органах по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

              Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также с лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора (ст. 381 ТК РФ).

              Не касаясь оценки термина «неурегулированные разногласия», следует обратить внимание на следующие положения данного определения:

1) предметом индивидуального трудового спора являются те разногласия, по которым в ходе предварительных переговоров по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора между работником и работодателем не достигнуто взаимного согласия;

2) индивидуальный трудовой спор возникает по поводу тех разногласий между сторонами трудового отношения, о которых заявлено в органы по рассмотрению трудовых споров, к которым относятся КТС, создаваемые непосредственно в организациях в установленном порядке, и суды общей юрисдикции (районные, городские суды, мировые судьи);

3) индивидуальным трудовым спором признается также спор между работодателем и лицом, состоявшим ранее в трудовых отношениях с этим работодателем, т. е. с бывшим работником (например, по поводу задержки расчета при увольнении — ст. 140 ТК РФ), или спор с лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, т. е. с потенциальным работником, в случае отказа работодателя от заключения такого договора с нарушением гарантий, установленных ст. 64 ТК РФ (например, при отказе в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей).

              Что касается порядка рассмотрения трудовых споров в органах, уполномоченных на их рассмотрение (КТС, суды), то он регулируется как нормами Трудового кодекса и иных федеральных законов, содержащих нормы трудового права, так и нормами гражданского процессуального законодательства в случаях, когда индивидуальные трудовые споры рассматриваются в судах1.

              Кроме того, особенности рассмотрения индивидуальных трудовых споров отдельных категорий работников могут быть установлены иными федеральными законами. В частности, такие особенности установлены Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» (п. 2 ст. 9 Закона) и иными федеральными законами об отдельных видах государственной службы. Например, Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации»2 устанавливает, что в случае несогласия сотрудника таможенного органа с решением об увольнении со службы в таможенных органах или о переводе на другую должность он вправе обжаловать это решение начальнику вышестоящего таможенного органа и (или) в суд (ст. 53 Закона). Решение о восстановлении сотрудника таможенного органа на службе в таможенных органах, принятое начальником вышестоящего таможенного органа и (или) судом, подлежит исполнению немедленно (ст. 54 Закона).

              В подобных ситуациях, когда установлена альтернативная подведомственность рассмотрения индивидуальных трудовых споров и работник имеет право выбирать орган (как в примере с сотрудником таможенных органов), такой спор не подведомствен КТС.

              Но нужно иметь в виду, что согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» в штатное расписание государственных органов и целях технического обеспечения их деятельности могут включаться должности, не относящиеся к государственным должностям. Поэтому на данную категорию работников государственных органов распространяется общее трудовое законодательство, включая законодательство о рассмотрении индивидуальных трудовых споров.

              Трудовой кодекс по-новому подошел к решению вопроса о способах реализации работниками права на защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами, установив в ст. 21 право обращения с заявлениями в суд по индивидуальному трудовому спору минуя КТС (см. ст. 391 ТК РФ).

              Такое решение расширяет возможности защиты нарушенных трудовых прав и свобод работника, поскольку во многих организациях КТС не созданы или процесс их образования затянулся, в том числе и по той причине, что работодатель не назначил своих представителей в состав КТС.

              С другой стороны, в качестве позитивного новшества в процессе образования КТС можно рассматривать восстановление принципа паритетного представительства сторон в составе КТС. В соответствии со ст. 384 ТК РФ комиссии по трудовым спорам образуются по инициативе работников и (или) работодателя из равного числа представителей работников и работодателя. Представители работников в КТС избираются общим собранием (конференцией) работников организации или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников организации. Представители работодателя назначаются в КТС руководителем организации.

              В компетенцию КТС входит рассмотрение всех видов индивидуальных трудовых споров, возникающих в организации, за исключением споров, по которым Трудовым кодексом и иными федеральными законами установлен другой порядок их рассмотрения.

              Индивидуальный трудовой спор рассматривается КТС, если работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем.             

              Решены в Трудовом кодексе и организационные вопросы, связанные с деятельностью КТС. Установлено, что она имеет свою печать, а организационно-техническое обеспечение ее деятельности осуществляется работодателем.

              КТС избирает из своего состава председателя, секретаря комиссии, в обязанности которых входят надлежащая организация деятельности по рассмотрению индивидуальных трудовых споров и соблюдение порядка их рассмотрения, предусмотренного Трудовым кодексом.

              В соответствии с этим порядком заявление работника, поступившее в КТС, подлежит обязательной регистрации. При этом КТС должна убедиться, соблюден ли установленный срок обращения — три месяца со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права. В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока КТС может его восстановить и разрешить спор по существу. Таким образом, установленный срок не является пресекательным и не лишает работника права на рассмотрение трудового спора при наличии уважительных причин, которые определяются в процессе рассмотрения его заявления. КТС обязана рассмотреть индивидуальный трудовой спор в течение десяти календарных дней со дня подачи работником заявления.

              В Трудовом кодексе достаточно четко и подробно регламентированы процедурно-процессуальные нормы, связанные с рассмотрением индивидуального трудового спора на заседании КТС, соблюдение которых обеспечивает принятие обоснованного решения не только с точки зрения его соответствия трудовому законодательству, но и с позиций доказанности фактических обстоятельств, вызвавших данный трудовой спор. Заседание КТС считается правомочным, если на нем присутствуют не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя. Спор рассматривается в присутствии работника, подавшего заявление, или уполномоченного им представителя. Рассмотрение спора в отсутствие работника или его представителя допускается лишь по его письменному заявлению. В случае неявки работника или его представителя на заседание КТС рассмотрение трудового спора откладывается. При вторичной неявке работника или его представителя без уважительных причин, КТС может вынести решение о снятии вопроса с рассмотрения, что не лишает, однако, работника права подать заявление о рассмотрении трудового спора повторно в пределах срока, установленного Трудовым кодексом. КТС имеет право вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов. По ее требованию руководитель организации обязан в установленный срок представлять необходимые документы. На заседании ведется протокол, который должен отражать весь ход рассмотрения конкретного трудового спора. После завершения рассмотрения споров протокол подписывается председателем КТС или его заместителем и заверяется печатью. КТС принимает решение тайным голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. В решении КТС указываются: наименование организации (подразделения), фамилия, имя, отчество, должность, профессия или специальность обратившегося в комиссию работника; дата обращения в комиссию и рассмотрения спора, существо спора; фамилии, имена, отчества членов комиссии и других лиц, присутствовавших на заседании; существо решения и его обоснование (со ссылкой на закон, иной нормативный правовой акт); результаты голосования. Надлежаще заверенные копии решения КТС вручаются работнику и руководителю организации в течение трех дней со дня его принятия. Одним из наиболее сложных этапов процесса рассмотрения трудового спора является исполнение решений КТС. Во-первых, данное решение может быть обжаловано как работником, так и работодателем в суд в десятидневный срок со дня вручения ему копии решения комиссии. Причем в случае пропуска по уважительным причинам установленного срока суд может восстановить этот срок и рассмотреть индивидуальный спор по существу, что может затянуть разрешение любого трудового спора. Во-вторых, даже если решение не обжаловано сторонами трудового спора, это не означает, что оно будет исполнено в установленный ст. 389 ТК РФ срок для добровольного исполнения решения работодателем — в течение трех дней по истечении десяти дней, предусмотренных на обжалование.

              Поэтому в случае неисполнения решения в установленный срок работнику выдается КТС удостоверение, являющееся исполнительным документом. Удостоверение не выдается, если работник или работодатель обратился в установленный срок с заявлением о перенесении трудового спора в суд. На основании удостоверения, выданного КТС и предъявленного не позднее трехмесячного срока со дня его получения, судебный пристав приводит решение КТС в исполнение в принудительном порядке. В случае пропуска работником установленного трехмесячного срока по уважительным причинам КТС, выдавшая удостоверение, может восстановить этот срок.

              Учитывая, что на практике нередки случаи, когда заявления, поданные работником в КТС, не рассматриваются в силу причин объективного характера (например, в случае отсутствия более половины членов комиссии, представляющих работодателя и работников, по уважительным причинам: отпуск, болезнь и др.) либо субъективного (например, при безмотивном отказе членов комиссии, представляющих работодателя, от участия в заседании), ст. 390 ТК РФ предусматривает вариант решения данной проблемы. В ней установлено, что в случае, если индивидуальный трудовой спор не рассмотрен комиссией по трудовым спорам в десятидневный срок, работник вправе перенести его рассмотрение в суд.

              Существенным новшеством, установленным Трудовым кодексом, является предоставление работникам права обращения к судебной защите трудовых прав минуя КТС. Это новшество в полной мере соответствует п. 1 ст. 46 Конституции РФ, которая устанавливает одну из важнейших норм: «каждому гарантируется судебная защита прав и свобод».

              Таким образом, согласно сложившейся системе рассмотрения индивидуальных трудовых споров, закрепленной в ТК РФ, различают две группы споров, подлежащих рассмотрению в судах (ст. 391 ТК РФ):

1) индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника, работодателя или профессионального союза, защищающего интересы работника, когда они не согласны с решением либо когда работник обращается в суд, минуя КТС, а также по заявлению прокурора, если решение не соответствует законам или иным нормативным актам;

2) индивидуальные трудовые споры, подлежащие рассмотрению непосредственно в судах (т. е. неподведомственные КТС). К этой группе относятся индивидуальные трудовые споры по заявлениям: работника — о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, о переводе на другую работу, об оплате за время вынужденного прогула либо об оплате времени выполнения нижеоплачиваемой работы; работодателя — о возмещении работником вреда, причиненного организации, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Информация о работе Понятие,значение и виды трудового процессуального разбирательства