Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 17:07, курсовая работа
Целью данной работы по дисциплине «Правовые аспекты трудовых споров» является подробное рассмотрение темы «Понятие, значение и виды трудового процессуального разбирательства». Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие вопросы:
- о понятии «трудовые споры», их общей характеристики;
- о понятии «трудовые процессуальные разбирательства», их общей характеристики;
- о органах, рассматривающих трудовые процессуальные разбирательства;
- о порядке рассмотрения трудовых процессуальных разбирательств
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1 Общая характеристика трудовых споров…………….………………5
1.1 Понятие трудовых споров………………………………………………….5
1.2 Классификация трудовых споров………………………………………….7
1.3 Предмет трудового спора как элемент его понятия …………………….9
Глава 2 Понятие, значение и виды трудового процессуального разбирательства……………………………………………………..…11
2.1 Понятие и порядок рассмотрения трудовых процессуальных разбирательств…………………………………………………………..11
2.2 Органы, рассматривающие трудовые процессуальные разбирательства…………………………………………………..……22
2.3 Судебная практика……………………………………………………..…..26
Заключение…………………………………………………………………..…29
Список источников и норм правовых актов……………………………….…31
Научная и учебная литература………………………………………………...32
Приложении А…………………………………………………………….……33
Приложение Б…………………………………………………………………..35
Для применения норм трудового права при разрешении трудовых споров определенное значение имеют соответствующие решения Конституционного Суда РФ, а также обобщения судебной практики по трудовым делам.
Юрисдикционными органами, рассматривающими индивидуальные трудовые споры, являются комиссии по трудовым спорам (КТС) и суды. КТС образуются по инициативе работников и (или) работодателя из равного числа представителей работников и работодателя. Представители работников избираются общим собранием (конференцией) работников организации или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании. Представители работодателя назначаются в КТС руководителем организации (ст. 384 ТК). По решению общего собрания КТС могут быть образованы в отдельных подразделениях организации. Эти КТС избираются трудовыми коллективами структурных подразделений и действуют на тех же основаниях, что и КТС организации.
В зависимости от органа различаются следующие виды разбирательства индивидуальных трудовых споров:
- КТС — органом трудового коллектива;
- судебное;
- вышестоящими органами для отдельных категорий работников (судьи и др.) и федеральной инспекцией труда.
Каждый из видов разбирательства трудового спора является самостоятельным. Один и тот же спор может пройти последовательно два вида разбирательства: в КТС и суде (если пожелает спорящая сторона, не удовлетворенная решением КТС). Такой последовательный порядок (начиная с КТС как первичного обязательного органа) принято называть общим в отличие от иных случаев, когда спор решается либо непосредственно в суде, либо в вышестоящем органе.
Все органы по рассмотрению трудовых споров наделены государством властными полномочиями. Поэтому их решения обязательны для исполнения и в специальном утверждении не нуждаются, т. е. они окончательны (если не обжалованы). Согласно Федеральному закону «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» и гл. 61 ТК органами, рассматривающими данные споры, являются: примирительные комиссии, создаваемые для каждого такого спора; посредник; трудовой арбитраж.
Процессуальные и процедурные правоотношения по рассмотрению трудовых споров — это юридическая связь соответствующего юрисдикционного органа с участниками данного спора. Процедурные правоотношения предшествуют, как правило, процессуальным (по приему заявления в юрисдикционный орган, процедурные действия судьи по подготовке судебного заседания по разрешению спора и т. д.). Они возникают при всех видах разбирательства индивидуальных трудовых споров с момента обращения заинтересованной стороны в данный юрисдикционный орган. Основанием их возникновения являются подача заявления, принятие к производству данного дела. Рассмотрение самого спора — это процессуальные отношения.
Процессуальное правоотношение возникает между данным органом, с одной стороны, и участником спора — с другой. Каждое лицо, участвующее в деле по рассмотрению спора (спорящие стороны или их представители, свидетели, эксперты), находится в процессуальном правоотношении только с органом, рассматривающим данный спор, т. е. это лицо обладает процессуальными правами и несет процессуальные обязанности только по отношению к данному юрисдикционному органу. Для разных органов, которые рассматривают спор, характер процессуального правоотношения зависит от того, каким законом регулируется процесс рассмотрения.
При различных видах разбирательства трудовых споров возникают три вида процессуальных правоотношений: трудовые процессуальные, гражданско-процессуальные и административно-
Трудовые процессуальные правоотношения — это урегулированные нормами трудового права отношения по рассмотрению трудовых споров в КТС, примирительной комиссией, с участием посредника, в трудовом арбитраже, т. е. это юридическая связь юрисдикционного органа со спорящими сторонами и другими участниками спора, урегулированная нормами трудового права.
Содержанием процессуальных правоотношений является юридическая связь данного юрисдикционного органа с участниками спора, в которой субъекты правоотношения обладают определенными взаимными процессуальными правами и обязанностями. В реализации этих прав и обязанностей проходит и весь процесс рассмотрения трудового спора, когда юрисдикционный орган применяет при решении спора по существу нормы материального трудового права, осуществляя свои властные полномочия по вынесению решения по спору; после этого данные процессуальные правоотношения прекращаются. Но затем могут возникнуть другие правоотношения тоже процессуального характера — по принудительному исполнительному производству решений по индивидуальному спору, если они не выполнены добровольно. По своему характеру все они являются охранительными правоотношениями, а не регулятивными. Но спор в этих всех процессуальных отношениях разрешается на основе норм материального трудового права.
Все виды разбирательства трудовых споров — это процесс, т. е. особая форма применения норм трудового права уполномоченным на то юрисдикционным органом при рассмотрении им трудовых споров, когда он может к обязанному спорящему субъекту, виновному в нарушении законодательства, применить и принудительную силу государства для выполнения этой обязанности. Таким образом, юрисдикционный орган в процессе рассмотрения спора, имея юридическую связь с его участниками через процессуальные правоотношения, устанавливает трудовое
______________________________
1 Сборник постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации. 1961-1996. М., 1997. С. 100; Бюллетень Верховного Суда РФ. 1998. № 3.
2 Сборник постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации. 1961-1996. С. 29.
2 Сборник постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации. 1961-1996. С. 5.
3 Бюллетень Верховного Суда РФ. 1993. № 3; 1997. № 1; 1998. № 3.
1 Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России: Учеб. – М.: ТК Велби, Из-во Проспект, 2004. – 496 с.
правонарушение и выносит по уполномочию государства властные акты (решения, постановления, соглашения) индивидуального или коллективного значения. Каждый из трех видов процессуальных правоотношений по рассмотрению трудовых споров (трудовое, гражданское и административное) определяется по тому юрисдикционному органу, который рассматривает спор. Таким образом, вид процессуальных правоотношений зависит от органа, рассматривающего трудовой спор, а не от спора.2
Рассмотрев подтему «Органы, рассматривающие трудовые процессуальные разбирательства» можно выделить следующие органы рассмотрения трудовых споров: для применения норм трудового права при разрешении трудовых споров определенное значение имеют соответствующие решения Конституционного Суда РФ, а также обобщения судебной практики по трудовым делам. Юрисдикционными органами, рассматривающими индивидуальные трудовые споры, являются комиссии по трудовым спорам (КТС) и суды. КТС образуются по инициативе работников и (или) работодателя из равного числа представителей работников и работодателя. Представители работников избираются общим собранием (конференцией) работников организации. В зависимости от органа различаются следующие виды разбирательства индивидуальных трудовых споров: КТС — органом трудового коллектива; судебное; вышестоящими органами для отдельных категорий работников (судьи и др.) и федеральной инспекцией труда.
2.3 Судебная практика
ПРИМЕР 1
Истицей К. было заявлено требование к ОАО «Б» о взыскании премиальных выплат за март 2006 г. в сумме 565 435 руб. Судом было установлено, что истица была уволена по собственному желанию 22 марта 2006 г.
Согласно положению о премировании работников за основные результаты хозяйственной деятельности ОАО «Б» работникам, уволенным в течение месяца по собственному желанию или за нарушение трудовой дисциплины, премия не выплачивается.
В связи с этим суд признал, что премия истице не полагалась, следовательно, ее исковые требования о взыскании премиальных выплат за март 2006 г. удовлетворению не подлежат.
денежная компенсация за неиспользованный трудовой отпуск.
Согласно ст. 179 ТК при увольнении независимо от его основания работнику, который не использовал или использовал не полностью трудовой отпуск, выплачивается денежная компенсация. При этом денежная компенсация выплачивается за все неиспользованные трудовые отпуска.
ПРИМЕР 2
Т. обратилась в суд с иском к ООО «С» о взыскании компенсации за отпуск за 2004–2005 гг. и среднего заработка за задержку расчета при увольнении.
Суд отказал Т. во взыскании компенсации за неиспользованные отпуска, ссылаясь на пропуск истицей срока для обращения с иском в суд.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Минского городского суда данное решение было отменено, т.к. суд не учел, что Т. обратилась с иском в суд 15 мая 2006 г. — в течение трех месяцев со дня ее увольнения.
Денежная компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении выплачивается в день увольнения. Поскольку трудовое законодательство не содержит каких-либо временных ограничений для выплаты денежной компенсации за трудовой отпуск, наниматель обязан был начислить и выплатить при увольнении Т. компенсацию за все неиспользованные отпуска, т.к. эти суммы входят в окончательный расчет.
При новом рассмотрении дела судом были удовлетворены требования о взыскании компенсации за неиспользованные отпуска и среднего заработка за задержку выдачи расчета при увольнении.
В этих случаях речь о сроках исковой давности идти не может, т.к. трудовые отношения с работником продолжались, а законодательство предоставляет право на предоставление неиспользованного трудового отпуска в период, установленный по соглашению сторон. Срок для обращения в суд с таким иском будет исчисляться с момента увольнения работника; в окончательный расчет включаются также и другие выплаты, предусмотренные законодательством о труде, соглашениями, коллективным и трудовым договором (выходное пособие, компенсация, выплачиваемая при досрочном расторжении контракта по требованию работника, компенсация руководителю организации за досрочное расторжение с ним трудового договора по решению собственника и др.).
Статья 77 ТК предусматривает, что в случае спора о размерах выплат, причитающихся работнику при увольнении, наниматель обязан в день увольнения выплатить не оспариваемую им сумму.
Исходя из нормативных предписаний данной статьи, если нанимателем при увольнении выплачены работнику суммы, которые им не оспариваются, а впоследствии при разрешении спора будет установлено, что наниматель обязан был выплатить и другие суммы, то в таких случаях не может идти речь о задержке расчета.
Такое же мнение высказано и В.И. Кривым[7]. Он указывает, что «в ст. 78 ТК подразумеваются в сочетании с ч. 2 ст. 77 ТК неоспариваемые суммы. Если же по поводу всех выплат или части их имеет место спор, то данная норма не применяется. В таких случаях наниматель обязан выплатить неоспариваемые суммы, а по поводу других разбираться в установленном законодательством порядке, к примеру, в суде».
На практике данная норма закона судами толкуется и применяется неоднозначно.
Однако речь должна идти действительно о споре в отношении права на получение той или иной суммы. Если право на выплату предусмотрено законом, однако наниматель умышленно не производит выплату этой суммы, то при удовлетворении требований работника о взыскании этих выплат подлежит взысканию и средний заработок за задержку расчета при увольнении.
Например, при увольнении по п. 5 ст. 35 ТК в связи с отказом от продолжения работы при изменении существенных условий труда наниматель выплатил работнику причитающуюся ему заработную плату за отработанное время, компенсацию за неиспользованный отпуск, однако не выплатил выходное пособие, установленное законом при увольнении по данному основанию. Здесь никакого спора о праве на получение данного выходного пособия нет, поэтому имеет место задержка выплаты части причитающихся сумм.
Не стабильна практика судов при разрешении споров о взыскании среднего заработка за задержку расчета при увольнении в том случае, если при причинении работником материального ущерба наниматель воспользовался своим правом, предоставленным ему ст. 408 ТК, и издал распоряжение об удержании из заработной платы работника возмещения ущерба, размер которого не превышает среднего месячного заработка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, напомню, что целью данной курсовой работы было подробное рассмотрение темы «Понятие, значение и виды трудового процессуального разбирательства».
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- о понятии «трудовые споры», их общей характеристики;
- о понятии «трудовые процессуальные разбирательства», их общей характеристики;
- о органах, рассматривающих трудовые процессуальные разбирательства;
- о порядке рассмотрения трудовых процессуальных разбирательств
Поскольку основная работа проведена, остается подвести итоги.
Принятие Трудового кодекса Российской Федерации стало определенной вехой в развитии российского трудового права. Одним из принципов последнего названо сочетание государственного и договорного регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений. Поэтому с принятием Трудового кодекса Российской Федерации государственное вмешательство в регламентацию труда, в сравнении с ранее действовавшим законодательством, значительно уменьшилось. Как следствие, заметно возросла роль нормативных актов, принимаемых самими сторонами коллективно-трудовых отношений, и соответствующих процедур, с одной стороны, а также деятельности судебных и иных органов, рассматривающих трудовые споры, с другой.
Информация о работе Понятие,значение и виды трудового процессуального разбирательства