Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 19:22, курсовая работа
Целью данной работы являются раскрытие механизма повышения квалификации персонала, разработка мероприятий, направленных на повышение квалификации работников, в связи с изменением структуры предприятия.
Объектом исследования является ОАО «Российские Железные Дороги» Екатеринбургский информационно-вычислительный центр.
Предмет исследования – влияние повышения квалификации работников на результаты профессиональной деятельности и конкурентоспособность.
Введение
Глава 1. Теоретические и методические основы повышения квалификации персонала
1.1 Понятие и сущность повышения квалификации
1.2 Планирование и формы повышения квалификации персонала
1.3 Этапы процесса профессионального обучения
Глава 2. Повышение квалификации персонала на предприятии ОАО «РЖД» Екатеринбургский информационно-вычислительный центр
2.1 Характеристика предприятия
2.2 Система повышения и анализ квалификации персонала.
2.3 Рекомендации по совершенствованию системы повышения квалификации персонала
Заключение
Процесс аттестации в ОАО «РЖД» ЕИВЦ делится на 4 основных этапа.
На подготовительном этапе издается
приказ о проведении аттестации и
утверждении состава
На этапе оценки сотрудника и
его трудовой деятельности создается
экспертная группа. В ее состав входят:
непосредственный руководитель аттестуемого,
1-2 специалиста этого
Этап проведения аттестации заключается в заседании аттестационной комиссии, на которое приглашаются аттестуемые и их непосредственные руководители; рассмотрении всех материалов, представленных на аттестацию; заслушивании аттестуемых и их руководителей; обсуждении материалов аттестации, высказывании приглашенных, формировании заключений и рекомендаций по аттестации работников.
Оценка деятельности работника, прошедшего аттестацию, и рекомендации комиссии заносятся в оценочный лис. Лист оценки деятельности и личностных качеств заполняется руководителем аттестуемого и представителем кадровой службы. Заседание аттестационной комиссии оформляется протоколом, подписываемым председателем и секретарем комиссии.
Следующий этап принятие решений по результатам аттестации, где формулируется заключение с учетом:
выводов и предложений, изложенных в отзыве руководителя;
оценок деловых, личностных и иных качеств аттестуемого и их соответствия требованиям рабочего места;
оценок деятельности аттестуемого, роста его квалификации;
мнений каждого члена комиссии, высказанных при обсуждении деятельности аттестуемого;
сравнения материалов предыдущей аттестации с данными на момент аттестации и характера изменений данных;
мнения самого аттестуемого о своей работе, о реализации своих потенциальных возможностей.
После чего выдается справка о справка, о соответствии аттестуемого работника квалификационным требованиям. Данная справка представлена в Приложении 12.
Особое внимание в ОАО «РЖД» ЕИВЦ обращается на соблюдение аттестуемыми трудовой дисциплины. Аттестационная комиссия дает рекомендации по продвижению аттестуемого на вышестоящую должность, поощрению за достигнутые успехи, увеличению заработной платы, переводе на другую работу, об освобождении от занимаемой должности и другое.
Общая результирующая оценка аттестации, проведенной ОАО «РЖД» ЕИВЦ в июне 2009 году, выглядит следующим образом.
прошли аттестацию – 165 человек, из них:
аттестованы -155 человек;
аттестованы с условием устранения недостатков -4 человек;
не аттестованы – 3 человек;
направлены на повышение квалификации, переподготовку - 3 человека.
Результаты аттестации позволяют руководству ОАО «РЖД» Екатеринбургского информационно-вычислительного центра оценить в целом кадровый потенциал сотрудников для формирования и реализации целенаправленной кадровой политики.
В ходе анализа системы повышения квалификации персонала ОАО «РЖД» Екатеринбургского информационно-вычислительного центра выяснилось, что на данном предприятии: аттестация управленческих кадров является комплексной оценкой, учитывающей потенциал и индивидуальный вклад работника, и проводится силами аттестационной комиссии.
2.3 Рекомендации по совершенствованию системы повышения квалификации персонала
Высокопродуктивная работа организации зависит не только от качественного состава ОАО «РЖД» Екатеринбургского информационно-вычислительного центра, но и от управления его актуальными и потенциальными профессиональными возможностями, профессиональным опытом. В организации важно не только знать, кто что может и кто на что способен, но и сделать так, чтобы талант и профессиональные качества человека были вовремя замечены и востребованы.
Среди наиболее многообещающих новшеств в отрасли менеджмента, следует особенно отметить концепцию «обучающейся организации», позволяющую проводить повышение квалификации персонала с максимальной эффективностью. Едва ли не важнейшая задача «обучающейся орагнизации» – непрерывно повышать как свой общий уровень, так и квалификацию своих работников.
Что такое обучающаяся организация?
Такую организацию называют, прежде всего, живой организацией – так как процесс обучения и жизнь связаны напрямую. Процесс обучения по-другому можно определить как процесс гармоничной трансформации при взаимодействии со средой. Живая организация, как и живой человек, откликается, меняется, то есть обучаема средой, с которой она взаимодействует, при этом, не разрушаясь, а сохраняя свое внутреннее главное сущностное состояние (или видение). Можно дать такое определение:
Обучающаяся организация – это команда объединенных единым видением и ценностями сотрудников, которые имеют способность развивать, усовершенствовать рабочий процесс, (а тем самым и продукт этого процесса), отношения, в нем возникающие, а также свое собственное понимание ситуации через постоянное получение обратной связи от своих коллег, клиентов, партнеров, руководителей, то есть от внешней и внутренней среды.
Все организации состоят из людей или индивидуумов, которые порождают интеллектуальные модели или укоренившиеся типы мировоззрения, сформированные опытом и формирующие опыт каждой отдельной личности. Именно люди со своими отношениями и взглядами делают организацию живой… либо замедляют ее развитие. Если организация находится в плену отдельных интеллектуальных моделей, то она не формирует новое понимание ситуации в активно изменяющихся условиях рынка. Поэтому в обучающейся организации необходимо постоянное личностное развитие – совершенствование (то есть получение обратной связи и изменение себя).
Для того чтобы быть живой, организация и ее сотрудники должны уметь отслеживать свои собственные точки торможения, ошибок, регрессии. Таковыми в организации являются:
– закрепившиеся стереотипы и мнения в коллективе сотрудников;
– правота отдельных мнений – вместо развития;
– закрытость сотрудников для информации;
– однозначность в отношении – вместо понимания системности и многозначности;
– линейность мышления – вместо признания нелогичности и системности.
При этом организация должна сохранять свою уникальность, идентичность, способность к движению – а значит, должно быть нечто, объединяющее весь коллектив, та причина, из-за которой люди хотят что-то делать вместе; некая единая идея, закрепленная особенностями корпоративной культуры. Именно это общее видение позволяет сохранять целостность и концентрированность усилий.
Организацию можно назвать обучающейся, если она подходит к осмыслению себя и развивается через формирование следующих элементов:
– Системное мышление;
– Групповое обучение;
– Личное совершенствование;
– Понимание коллективных и индивидуальных Интеллектуальных моделей;
– Сотрудники и команда менеджеров имеют Общее видение.
Для закрепления и сохранения навыка обучающейся организации необходимо создать культуру обучения. Эта культура представляет собой накопление предшествующего обучения на основе прежних решений. Принятые исходные установки развития, которые работают достаточно хорошо для того, чтобы считаться действительными для данной конкретной компании, изобретаются, открываются или разрабатываются определенной группой сотрудников организации в процессе решения проблем. Эти основные установки постоянного обучения, трансформации и развития должны быть преподаны новым членам организации в качестве правильного способа восприятия, мышления и правильного отношения к этим проблемам.
Обучение происходит в организации, когда люди обмениваются своими интеллектуальными моделями, исследуют их и взаимодействуют друг с другом. В соответствии с этим в компании должны поддерживаться на постоянном уровне такие методы обучения в процессе работы, как: Системный подход к анализу любой ситуации.
Групповое обучение:
Способ обучения через ведение диалога, причем диалог в данном случае понимается не как защита отдельных мнений, а как сбор и синтез всех точек зрения в одну, максимально вбирающую в себя все высказанное. Цель диалога состоит в индивидуальном понимании ситуации, развитии и расширении этого понимания. В данном процессе важно как рассматривается обучение участвующими в нем сотрудниками.
– Самое важное обучение происходит на рабочем месте, а не в тренинговых классах.
– Самое эффективное обучение – обучение социальное и активное, а не индивидуальное и пассивное.
В целях повышения эффективности подготовки специалистов, включенных в состав кадрового резерва ОАО «РЖД» Екатеринбургского информационно-вычислительного цетра целесообразно составлять индивидуальные планы подготовки. В эти планы должны включаться мероприятия, осуществляемые в рамках подготовки и повышения квалификации кандидата, занесенного в списки резерва. При этом четко определяются виды, формы, сроки и специализация обучения. Эффективной формой подготовки кадрового резерва должна стать стажировка. Она позволит закрепить на практике профессиональные знания, умения и навыки, полученные в результате теоретической подготовки, изучения передового опыта, приобретения профессиональных навыков.
Заключение
Первым и очень важным этапом в создании оптимальной системы управления персоналом на предприятии является повышение квалификации – это подготовка кадров с целью усовершенствования знаний, умений и навыков в связи с повышением требований к профессии или повышением в должности. Как выяснилось в ходе написания выпускной квалификационной работы проекта выяснилось, что процесс обучения персонала преследует цели: повышение качества человеческих ресурсов, повышение качества продукции или услуг, проведение организационных изменений, развитие персонала, улучшение системы коммуникации в организации, формирование организационной культуры, увеличение уровня лояльности организации.
Необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. Работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации, а при необходимости - в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Планирование роста квалификации кадров позволяет использовать собственные резервы рабочей силы при одновременно более высокой степени успеха, чем это смогли бы обеспечить поиски новых кадров; с другой - дает отдельному работнику оптимальный шанс для самореализации.
В выпускной квалификационной работе приведены и использованы теоретические разработки в сфере системы повышения квалификации персонала. Дана краткая характеристика ОАО «РЖД» Екатеринбургского информационно-вычислительного центра.
Список литературы
1. Семенов А.К. Современный менеджмент. Курс лекций. Волгоград: Истра. 2006.
2. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации / учебник, М.: Аспект-Пресс, 2007, с. 397
3. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: практикум. М. Экономика, 2006. 232с
4. Мосейкин Ю.Н. Стратегическое планирование. Курс лекций: Учебное пособие. - М.: Изд-во РУДН, 2005. - 80 с.
5. Батьковский А., Попов С. «Приемы мотивации к труду и профессиональному росту» // Проблемы теории и практики управления 2008 г. №2.
6. Воронина Л. «Смотрите кто пришел…» // Управление персоналом №1, 2005.
7. Герасимов Б.Н., Чумак В.Г., Яковлева Н.Г. Менеджмент персонала / учебное пособие, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2007., с. 450
8. Голушко А. «Замысловатый мотив» // Управление персоналом 2007 г. №3.
9. Карпов А.В. Психология менеджмента / учебное пособие, М.: Гардирика, 2007, с. 438
10. Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О. Поведение в организации: учебник, М.: Инфра-М, 2006, с. 395
11. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. «Основы менеджемента», М.: «Дело», 2005., с. 875
12. Мильнер Е.Г. Теория организации / учебник 2-е изд., М.: Инфра-М, 2005, с. 586
13. Одегов Ю.Г., Журавлев П.В. Управление персоналом. Учебник. М.: Финстатинформ, 2005, с. 735
Приложение 1
Методы обучения персонала на рабочем месте
Метод обучения |
Характерные особенности метода |
1. Направленное приобретение |
Систематическое планирование обучения на рабочем месте, основу планирования составляет индивидуальный план профессионального обучения, в котором изложены цели обучения |
2. Производственный инструктаж |
Информация, введение в специальность,
адаптация, ознакомление обучающегося
с его новой рабочей |
3. Смена рабочего места |
Получение знаний и приобретение опыта в результате систематической смены рабочего места. В результате этого за определенный промежуток времени создается представление о многогранности деятельности и производственных задач |
4. Использование работников в качестве ассистентов, стажеров |
Обучение и ознакомление работника
с проблемами высшего и качественно
иного порядка задач при |
5. Подготовка в проектных группах |
Сотрудничество, осуществляемое в учебных целях в проектных группах, создаваемых на предприятии для разработки крупных, ограниченных сроком задач |