Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 19:22, курсовая работа
Целью данной работы являются раскрытие механизма повышения квалификации персонала, разработка мероприятий, направленных на повышение квалификации работников, в связи с изменением структуры предприятия.
Объектом исследования является ОАО «Российские Железные Дороги» Екатеринбургский информационно-вычислительный центр.
Предмет исследования – влияние повышения квалификации работников на результаты профессиональной деятельности и конкурентоспособность.
Введение
Глава 1. Теоретические и методические основы повышения квалификации персонала
1.1 Понятие и сущность повышения квалификации
1.2 Планирование и формы повышения квалификации персонала
1.3 Этапы процесса профессионального обучения
Глава 2. Повышение квалификации персонала на предприятии ОАО «РЖД» Екатеринбургский информационно-вычислительный центр
2.1 Характеристика предприятия
2.2 Система повышения и анализ квалификации персонала.
2.3 Рекомендации по совершенствованию системы повышения квалификации персонала
Заключение
Приложение 2
Методы обучения персонала вне рабочего места
Метод обучения |
Характерные особенности метода |
1.Чтение лекций |
Пассивный метод обучения, используется для изложения теоретических и методических знаний, практического опыта |
2.Программированные курсы |
Более активный метод обучения, эффективен для получения теоретических знаний |
3. Конференции, семинары |
Активный метод обучения, участие в дискуссиях развивает логическое мышления и вырабатывает способы поведения в различных ситуациях |
4.Метод обучения руководящих кадров, основанный на самостоятельном решении конкретных задач из производственной практики |
Моделирование организационной проблемы, которую должны решить участники группы. Позволяет соединить теоретические знания и практические навыки, предусматривает обработку информации, развитие творчества в процессах принятия решений |
5. Деловые игры |
Обучение манере вести себя в различных производственных ситуациях, при ведении переговоров, причем обладатели ролей должны вырабатывать альтернативные точки зрения |
6.Методы решения |
Моделирование процессов, происходящих на конкурирующих предприятиях. Слушатели распределяю между собой роли конкурирующих между собой фиктивных организаций. С помощью исходных данных слушатели должны принять соответствующие решения для нескольких стадий производства продукции или услуги (производство, сбыт, финансирование, кадровые вопросы) |
7. Рабочая группа |
Молодые специалисты
разрабатывают конкретные решения
по проблемам управления организации,
объединившись в рабочие |
Приложение 3
Процесс профессионального обучения
Приложение 4
Приложение 5
Рисунок 1 - Состав работников предприятия
Рисунок 2 – Персонал Екатеринбургского информационно- вычислительного центра
Приложение 5
Элементы обучения персонала и их взаимосвязь с элементами других процессов управления персоналом ОАО «РЖД»
Приложение 8
Модель компетенций - это набор
ключевых компетенций, необходимых
сотрудникам для успешного
Группировка компетенций на ОАО «РЖД»
Данный подход к компетенциям подразумевает
классификацию и группировку
компетенций, в зависимости от простоты
их развития. При планировании развития
соответствующих компетенций
на различных этапах процессов управления персоналом:
А именно:
Каждая из групп компетенций имеет разные потенциальные возможности оказания влияния на них (рисунок 1).
3) Требования/компетенции.
Профиль должности/квалификационный паспорт формируется из модулей. Он может содержать следующие модули (группы требований/компетенций):
1. Общие требования/компетенции.
2. Профессиональные требования/
3. Требования к знаниям в
4. Требования к деловым и личным
качествам/Деловые и
Каждый из представленных модулей
может содержать различные
Модуль: Общие требования/компетенции.
1. Требования к образованию.
1.1. Требование к уровню
1.2. Требования к профилю
1.3. Требование к образовательным учреждениям.
1.4. Требование к виду образования.
2. Требования к стажу.
2.1. Требования к стажу в профильной должности.
2.2. Требования к стажу в
2.3. Требования к стажу работы по специальности.
3. Требования к медицинским
Модуль: Профессиональные требования/компетенции.
1. Общие профессиональные
1.1. Умение внедрять и применять любые новые знания в работе
1.2. Умение контролировать и
1.3. Умение анализировать и
2. Знание документации
3. Знание оборудования и
4. Охрана труда
5. Защита окружающей среды
6. Противопожарная безопасность
Модуль: Требования к знаниям в
области качества/Компетенции
1. Система 5S.
2. Инструменты качества.
2.1. Контрольный листок.
2.2. Гистограмма.
2.3. Метод стратификации.
2.4. Причинно-следственная диаграмма Исикавы.
2.5. Диаграмма Парето.
2.6. Диаграмма разброса (рассеивания).
2.7. Контрольные карты процессов и временные ряды.
3. Нормативная документация КИ СМК.
3.1. Нормативно-методическая
3.2. Рекомендации по разработки нормативной документации КСМК в структурных подразделениях.
3.3. Управление нормативной
4. Положения Функциональной
4.1. Положения Функциональной
4.2. Политика и цели дороги, подразделения, дирекции в области качества
4.3. Процессный подход.
4.4. Соглашение о целях.
4.5. Отчетность по качеству.
4.6. Анализ со стороны руководства.
5. Внутренние аудиты.
5.1. Проведение аудитов.
5.2. Аудит процессов.
6. Методика "8 шагов решения проблем".
Модуль: Требования к деловым и личным качествам/Деловые и личностные компетенции (Вариант 1).
1. Управленческие компетенции.
1.1. Способность решать проблемы.
1.2. Способность управлять
1.3. Способность грамотно ставить цели.
1.4. Умение организовать рабочее время.
1.5. Способность развивать навыки
своих сотрудников,
1.6. Умение мотивировать своих сотрудников.
1.7. Умение отстаивать интересы коллектива.
2. Личностные компетенции
2.1. Стремление и приемлемость к новшествам.
2.2. Стрессоустойчивость.
2.3. Нравственная чистота (
2.4. Способность обучаться.
2.5. Гибкость в решениях при
выполнении различных
2.6. Настойчивость при выполнении и требовании выполнения работ.
2.7. Адаптивность к изменяющимся условиям.
2.8. Ответственность.
2.9. Инициативность.
2.10. Приверженность своей работе
(готовность к выполнению
2.11. Готовность к упорному труду.
2.12. Лояльность к компании (ориентированность
на долгосрочную работу в
2.13. Организованность (собранность, упорядоченность работ).
2.14. Исполнительность (дисциплинированность).
2.15. Стремление к
3. Социальные компетенции.
3.1. Умение работать в команде.
3.2. Коммуникабельность (способность к взаимодействию).
3.3. Ориентация на клиентов (как внутренних, так и внешних).
3.4. Открытость (расположенность к общению, обсуждению).
3.5. Навыки наставничества.
3.6. Умение заинтересовать (лидерские качества).
3.7. Умение выслушать других.
3.8. Способность договориться с вышестоящим руководителем, умение обосновывать свою позицию и умение вести переговоры.
Модуль: Требования к деловым и личным качествам/Деловые и личностные компетенции (Вариант 2).
1. Компетентность.
2. Качество работы.
3. Клиентоориентированность.
4. Креативность.
5. Корпоративность.
6. Лидерство.
Приложение 9
Пример заполнения
формы для представления
Должности (группы должностей) |
Компетенции (группы компетенций) | |
Компетенции, связанные с безопасностью движения поездов |
Группа компетенций, связанных с охраной труда и промышленной безопасностью | |
1. Рабочие, специалисты и руководители, связанные с безопасностью движения поездов |
|
|
2. Рабочие, специалисты, руководители на должностях с наибольшими рисками, связанными с охраной труда и промышленной безопасностью |
|
Приложение 8
Краткая характеристика формируемых документов для управления компетенциями, и распределение ответственности за их формирование
Документ |
Описание |
Сводная квалификационная матрица |
Привязывается: к отделу, подразделению (или его участку, цеху), службе, любой другой производственной или административной единице, к любой группе сотрудников. Разрабатывает: начальник отдела, подразделения (или его участка, цеха), службы, любой производственной или административной единицы, руководитель группы сотрудников. Для формирования используется следующая документация: положение об отделе, о структурном подразделении, о производственной или административной единице, регламенты работы (в т.ч. технологические карты), должностные инструкции; другая нормативная документация, касающаяся работы отдела/подразделения. Присутствует: в каждом отделе, подразделении. Содержит: требования (в форме компетенций), оценки требований (оценки требуемых компетенций по 5-балльной шкале) для каждого сотрудника/должности. |
Профиль должности |
Привязывается: к должности (профессии). Разрабатывает: централизованная разработка в 2 этапа: 1) разработка первой версии профилей должностей ведется на уровне Департамента управления персоналом совместно с привлекаемыми организациями; 2) отправляется в отраслевые службы/подразделения для ознакомления и предоставления предложений, сопоставляется со сводной квалификационной матрицей. Для формирования используется следующая документация: положение об отделе/ структурном подразделении/др., технологические карты, должностные инструкции; др., сводная квалификационная матрица (если разработана). Присутствует: на каждом рабочем месте, у каждого сотрудника (одна для каждой должности (профессии)) Содержит: требования (в форме компетенций), оценки требований (оценки требуемых компетенций по 5-балльной шкале) для каждого сотрудника/должности. |
Квалификационный паспорт |
Привязывается: к сотруднику. Разрабатывает: сотрудник, занимающийся кадровыми вопросами в подразделении Для формирования используется следующая документация: - резюме; - документы об образовании; - документы о повышении квалификации; - результаты проведения собеседования при приеме сотрудника; - профиль должности, на которую принят сотрудник (если разработан) (либо исходная информация для перечня компетенций - см. исходную документацию для сводных квалификационных матриц). Присутствует: у каждого сотрудника (на рабочем месте), а также у руководства подразделений и кадровых работников подразделений. Содержит: данные о существующей квалификации (существующие компетенции) сотрудников; оценки уровня развития компетенций по 5-балльной шкале |
Квалификационная матрица |
Привязывается: к каждому сотруднику на каждом рабочем месте. Разрабатывает: сотрудник, занимающийся кадровыми вопросами в подразделении (при приеме сотрудника, далее - вносит изменения) Для формирования используется следующая документация: "профиль должности", "квалификационный паспорт сотрудника" (если сформированы, либо любая исходная информация для их формирования) Присутствует: у каждого сотрудника на каждом рабочем месте, а также у кадровых работников подразделений. Содержит: требования (в форме компетенций), оценки требований (оценки требуемых компетенций по 5-балльной шкале) для каждого сотрудника/должности на данном рабочем месте (информация из профиля должности), оценки существующей квалификации (существующих компетенций) сотрудников по 5-балльной шкале, результаты сопоставления требуемых и существующих у сотрудника компетенций (направления требуемого развития компетенций). Последний столбец - исходная информация для составления "индивидуального плана развития". |
Индивидуальный план развития |
Привязывается: к каждому сотруднику на каждом рабочем месте. Разрабатывает: сотрудник, занимающийся кадровыми вопросами в подразделении (при приеме сотрудника, далее - вносит изменения) Для формирования используется следующая документация: "квалификационная матрица", информация по наличию возможностей подготовки по требуемым к развитию компетенциям Присутствует: у каждого сотрудника на каждом рабочем месте, а также у кадровых работников подразделений. Содержит: требования (в форме компетенций), результаты сопоставления оценок требований (требуемых компетенций по 5-балльной шкале на рабочем месте) и оценок существующей квалификации (существующих компетенций) сотрудников по 5-балльной шкале, мероприятия напротив каждой компетенции по их развитию. |