Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 19:07, курсовая работа
Цель исследования – изучение положений, раскрывающих содержание, сущность права человека и гражданина на труд и его гарантии.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующей системы задач:
- изучить право граждан Республики Беларусь на труд: понятие, субъекты, объект и содержание;
- рассмотреть трудовое законодательство и занятость населения;
- исследовать реализацию права инвалидов на труд и его гарантии;
ОГЛАВЛЕНИЕ
Конституция Республики Беларусь провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства. Статья 41 Конституции Республики Беларусь гарантирует гражданам республики право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, т. е. право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровье и безопасные условия труда.
Государство создает условия для полной занятости населения. В случае незанятости лица по не зависящим от него причинам ему гарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учетом общественных потребностей, а также пособие по безработице в соответствии с Законом.
Представляется, что для науки трудового права актуальна и значима разработка четкого механизма государственного обеспечения права на труд и его гарантии, в частности.
Цель исследования – изучение положений, раскрывающих содержание, сущность права человека и гражданина на труд и его гарантии.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующей системы задач:
- изучить право граждан Республики Беларусь на труд: понятие, субъекты, объект и содержание;
- рассмотреть трудовое законодательство и занятость населения;
- исследовать реализацию права инвалидов на труд и его гарантии;
- изучить ограничение права на труд.
Объектом исследования
является система объективно существующих
и урегулированных нормами
Предметом исследования образуют нормы Конституции Республики Беларусь и нормы трудового права Республики Беларусь, лежащие в основе реализации права человека и гражданина на труд; белорусские и зарубежные теоретические источники; информационные и аналитические материалы, раскрывающие различные аспекты права на труд и его гарантии.
При разрешении поставленных задач для достижения цели исследования применялись как общенаучные, так и частнонаучные методы исследования. Среди общенаучных методов наиболее приемлемыми явились методы эмпирической обработки данных. С помощью этого метода произведена конкретизация и структуризация нормативных данных, устанавливающих право на труд в Республике Беларусь. Применялся системно-структурный метод изучения темы. Также использовались формально-юридический метод, метод сравнительного правоведения.
В ст. 41 Конституции Республики Беларусь закреплено право граждан на труд и право на выбор профессии, должности и специальности. Конституция гарантирует всем гражданам право на труд и не допускает возможности дискриминации какой-либо категории лиц, в том числе по возрасту. В соответствии со статьей 23 Всеобщей декларации прав человека каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда.
Согласно статье 6 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, участвующие в нем государства признают право на труд, включая право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается, и должны предпринимать надлежащие шаги к обеспечению этого права.
Право на труд является важнейшим социально-экономическим правом, поскольку затрагивает жизненные интересы большинства граждан республики. Это право следует рассматривать в объективном и субъективном смыслах.
В объективном смысле право на труд представляет собой обширную совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу труда граждан в государственных, общественных, кооперативных и других предприятиях независимо от форм их собственности. Это право граждане могут реализовать путем вступления в колхозно-кооперативные предприятия, поступления на службу в органы МВД и Комитета госбезопасности, а также на службу в Вооруженные силы республики. Все эти виды трудовой деятельности урегулированы нормами трудового, аграрного, административного, военного и кооперативного законодательства.
Объектом трудового правоотношения и объектом права на труд является соответствующая работа в данной профессии и квалификации, по поводу которой работник заключил трудовой договор или контракт. Другими словами, объектом является то, на что направлены воля и сознание субъектов этих правоотношений. Что касается содержания права на труд, как и трудового правоотношения, то их основу составляют взаимные права и обязанности субъектов этих правоотношений. При этом, если один из субъектов не выполняет надлежащим образом свою обязанность, то другой субъект имеет право обратиться в суд или в другой правоохранительный орган с целью защитить свое нарушенное право и обязать обязанного субъекта добросовестно выполнить возложенную на него обязанность.
Право на труд в субъективном смысле – это реализованное право конкретного гражданина в соответствующем предприятии, независимо от форм его собственности, или в других учреждениях и предприятиях, где проходят службу работники МВД, КГБ и военнослужащие. Право на труд в объективном смысле – это равные, одинаковые возможности всех граждан страны получить работу или службу в соответствии со своим призванием, специальностью и квалификацией, но при условии вступления в конкретное трудовое или иное служебное правоотношение.
Субъективное право на труд – это право данного лица, уже реализованное в конкретном трудовом или ином служебном правоотношении, а обязанным субъектом в этом правоотношении выступает конкретное предприятие, где трудится данный гражданин. Если говорить о трудовом правоотношении, в котором реализовано право граждан на труд на основе трудового договора или контракта, то субъектами этих правоотношений выступают: с одной стороны – работник, а с другой – наниматель [14, c. 12].
Решением Конституционного Суда Республики Беларусь от 17 июля 2009года №. N Р-360/2009 «Об обеспечении равных прав граждан в сфере труда» установлено, что: в законодательстве нет общего требования о необходимости обязательного прекращения трудовых правоотношений в связи с достижением работником определенного возраста. Отдельные исключения касаются, например, государственных служащих, для которых предельный возраст пребывания на государственной службе составляет 65 лет (пункт 1 статьи 41 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь»), для членов Конституционного Суда — 70 лет (часть третья статьи 116 Конституции).
Конституционный Суд полагает, что установление на практике нанимателями при решении вопросов трудоустройства иных не предусмотренных законодательством ограничений по возрасту является неправомерным.
В статье 21 Конституции обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь провозглашается высшей целью государства. При этом государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства.
Согласно статье 23 Конституции, ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.
В Конвенции Международной организации труда «О прекращении трудовых отношений по инициативе предпринимателя» предусмотрено, что трудовые отношения с трудящимися не прекращаются, если только не имеется законных оснований для такого прекращения, связанного со способностями или поведением трудящегося или вызванного производственной необходимостью предприятия, учреждения или службы.
Таким образом, право на труд это гарантированное государством право реализации возможности каждого трудиться в соответствии со своими способностями и призванием. Каждый человек имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Отношения, связанные с занятостью населения, регулируются, в основном, Законом «О занятости населения в Республики Беларусь» от 15 июня 2006 г. № 125-З.
Государство, через различные органы проводит большую, многоплановую работу по увеличению числа занятого населения, предоставлению различных гарантий тем, кто потерял работу.
Занятость – это не запрещенная законом деятельность граждан, как правило, приносящая им доход.
К занятому населению относятся:
1. работающие по найму (на основании трудового договора или контракта);
2. самостоятельно обеспечивающие
себя работой, приносящей
3. выполняющие работы
по гражданско-правовым
4. избранные на оплачиваемую должность (например, депутаты Палаты представителей);
5. проходящие профессиональную
подготовку, переподготовку или
повышение квалификации с
6. проходящие срочную службу в ВС, в ОВД и т.п.;
7. студенты и учащиеся;
8. занятые в домашнем хозяйстве, воспитанием детей, уходом за больными.
9. занятые в общественных
и религиозных организациях, деятельность
которых не противоречит
Таким образом, любая деятельность граждан, обеспечивающая удовлетворение личных и общественных потребностей и не противоречащая законодательству, признается государством легальной занятостью.
Понятие занятости неразрывно
связано с понятием трудоустройства.
Трудоустройство можно
В общем же смысле под трудоустройством понимается совокупность организационно-правовых мер, направленных на обеспечение занятости населения.
Реализацию права граждан на трудоустройство осуществляет Департамент по занятости при Министерстве труда и социальной защиты и его региональные центры и отделения занятости.
Основными задачами этих органов является:
1. Учет граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства, оказание помощи в подборе подходящей работы, а нанимателям – в обеспечении рабочей силой.
2. Регистрация безработных и выплата им пособий.
3. Организация профессиональной подготовки и переподготовки безработных.
4. Организация общественных работ.
5. Финансовая помощь предприятиям по сохранению и созданию рабочих мест.
6. Справочно-информационное обслуживание населения и нанимателей.
7. Осуществление контроля
за соблюдением
8. Распоряжение средствами
Государственного фонда
Данный фонд является государственной внебюджетной финансовой организацией, предназначенной для страхования от безработицы и финансирования мероприятий по обеспечению занятости населения.
Фонд формируется, в основном, за счет обязательных отчислений предприятий независимо от форм собственности, а также иных поступлений.
В соответствии с Законом
«О занятости населения в
Трудоспособность обозначает совокупность физических и духовных свойств человека, необходимых для выполнения какой-либо работы в обычных условиях труда (общая трудоспособность) либо по определенной профессии (специальная трудоспособность).
Одна из основных задач службы занятости – подыскать безработному подходящую работу.
Подходящей работой считается работа, соответствующая профессиональной подготовке безработного, учитывающая его возраст, состояние здоровья, трудовой стаж и опыт работы по прежней специальности, транспортную доступность нового места работы.
Как видите, к подходящей работе Закон предъявляет очень жесткие требования и подобрать такую работу, особенно в небольших населенных пунктах очень сложно.
Факт того, что лицо не имеет работы, точнее не относится к занятому населению, определяется по его трудовой книжке, декларации о доходах, личным объяснением, иными данными.
Регистрация безработных осуществляется по месту постоянного жительства центрами или службами занятости при личном обращении. На каждого безработного заводится регистрационная карточка и личное дело.
Право безработного на трудоустройство тесно связано и с другими его правами: