Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 19:07, курсовая работа
Цель исследования – изучение положений, раскрывающих содержание, сущность права человека и гражданина на труд и его гарантии.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующей системы задач:
- изучить право граждан Республики Беларусь на труд: понятие, субъекты, объект и содержание;
- рассмотреть трудовое законодательство и занятость населения;
- исследовать реализацию права инвалидов на труд и его гарантии;
При вынесении приговора о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, если между сторонами (работником и нанимателем) не достигнуто соглашение о переводе на другую работу, выполнение которой не запрещено приговором суда, работник, занимавший должность, которая запрещена ему приговором, подлежит увольнению по п.5 ст.44 ТК (вступление в законную силу приговора суда, которым работник осужден к наказанию, исключающему продолжение работы).
Если же факт лишения права занимать определенные должности был установлен после приема на работу, работник подлежит увольнению по п.3 ст.44 ТК — нарушение правил приема на работу. При увольнении по п.3 и п.5 ст.44 ТК выходное пособие не выплачивается.
В заключении данной работы отметим, что для реализации конституционного права на труд (ст.41 Конституции Республики Беларусь) действующее трудовое законодательство Беларуси содержит ряд норм, запрещающих дискриминацию в сфере труда. Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Гражданин может реализовывать их как на стадии возникновения трудовых отношений (прием на работу), так и в процессе трудовой деятельности (при переводе, перемещении, иных изменениях трудового договора, при увольнении и т.д.). На всех этих этапах физическое лицо может подвергнуться дискриминации, то есть ограничению в трудовых правах и свободах или получить какие-либо преимущества, не связанные с деловыми качествами. В ч.1 ст.14 ТК содержится дефиниция этого понятия: ограничение в трудовых правах или получение каких-либо преимуществ в зависимости от пола, расы, национального происхождения, языка, религиозных или политических воззрений, участия или неучастия в профсоюзах или иных общественных объединениях, имущественного или служебного положения, недостатков физического или психического характера, не препятствующих выполнению соответствующих трудовых обязанностей.
В то же время в некоторых случаях на законодательном уровне допускается ограничение прав лиц в интересах государства, общества и их самих (ст.23 Конституции Республики Беларусь). Конкретно эти ограничения содержатся в ч.3 ст.14 ТК, где сказано, что не является дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений и ограничений, которые основаны на свойственных данной работе требованиях или обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите. Среди таких лиц в ч.3 ст.14 ТК названы женщины, несовершеннолетние, инвалиды, лица, пострадавшие от катастрофы на Чернобыльской АЭС и др.
В отличие от ТК Российской Федерации, ТК Республики Беларусь содержит расплывчатую формулировку о том, что лицо ”вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением об устранении дискриминации” (ч.4 ст.14). Каковы полномочия суда в случае признания факта дискриминации, из указанной нормы неясно.
ТК Российской Федерации четко указывает, что человек в такой ситуации может требовать восстановления нарушенных прав, возмещения материального вреда и компенсации морального вреда (ч. 4 ст. 3 ТК Российской Федерации).
По-видимому, в будущем белорусскому законодателю необходимо ликвидировать данный пробел и закрепить в ч.4 ст.14 ТК Республики Беларусь конкретные требования, которые может заявлять в суд лицо, считающее, что оно подверглось дискриминации, как это сделано в ТК Российской Федерации.
В целях недопущения дискриминации в сфере труда белорусские законодатели должны продолжить работу по совершенствованию правовой базы и правоприменительной практики
2. Когда хочу – тогда работаю / А.С. Мартинкевич // Консультант Плюс Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2012.
3. Комментарий к Трудовому кодексу Респ. Беларусь / Г. Ф. Асоскова [и др.] : под общ. ред. Г. А. Василевича. - 4-е изд., перераб. и доп. – Минск : Амалфея, 2008.- 1232 с.
14. Трудовое право : учебник И.А. Андреев [и др.] ; под общ. ред. В.И. Семенкова. – Минск : Амалфея, 2006. - 354 с.