Право граждан РБ на труд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 19:07, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучение положений, раскрывающих содержание, сущность права человека и гражданина на труд и его гарантии.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующей системы задач:
- изучить право граждан Республики Беларусь на труд: понятие, субъекты, объект и содержание;
- рассмотреть трудовое законодательство и занятость населения;
- исследовать реализацию права инвалидов на труд и его гарантии;

Файлы: 1 файл

Курсовая по трудовому праву.doc

— 155.50 Кб (Скачать файл)

Государственная политика в области социальной защиты инвалидов  строится на основе следующих принципов: соблюдения прав человека; запрещения дискриминации по признаку инвалидности; обеспечения доступности медицинской, социальной, профессиональной и трудовой реабилитации; равных прав инвалидов наряду с другими гражданами, на охрану здоровья, образование и свободный выбор трудовой деятельности; взаимодействия государственных органов с общественными объединениями инвалидов [14, c. 95].

Реализация государственной политики в области социальной защиты инвалидов осуществляется государственными органами и нанимателями в соответствии с их компетенциями.

Например, в организациях коллективными договорами, соглашениями могут устанавливаться отдельные  услуги, гарантии, направленные на социальное обеспечение работников, в том числе и инвалидов. Законодатель установил правило, что инвалиды, работавшие до ухода на пенсию у нанимателя, сохраняют наравне с его работниками право на медицинское обслуживание, обеспечение жильем, путевками в оздоровительные и профилактические учреждения, а также на другие социальные услуги и гарантии, предусмотренные коллективными договорами, соглашениями (ст. 288 ТК).

Кроме того, наниматели вправе за счет собственных средств устанавливать надбавки и доплаты к пенсиям инвалидов, прежде всего одиноких, нуждающихся в посторонней помощи и уходе, а также предоставлять другие гарантии, предусмотренные ТК и коллективными договорами, соглашениями.

 

 

ГЛАВА 3

ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВА НА ТРУД

 

Статья 24 Закона «О правах ребенка» от 19 ноября 1993 г. № 2570-XII устанавливает, что ребенок имеет право на получение профессии, участие в самостоятельной трудовой деятельности в соответствии с его возрастом, состоянием здоровья и профессиональной подготовкой. По достижении шестнадцати лет несовершеннолетние имеют право на самостоятельную трудовую деятельность. С письменного согласия одного из родителей или лиц, их заменяющих, трудовой договор может быть заключен с несовершеннолетним, достигшим четырнадцати лет, на условиях и в порядке, установленных законодательством Республики Беларусь.

При этом запрещается  применение труда ребенка на тяжелых  работах и работах с вредными или опасными условиями труда, подземных  и горных работах, а также на иных работах, вредных для его здоровья и развития или наносящих ущерб посещаемости общеобразовательной школы.

Конвенция об ограничении  ночного труда детей и подростков на непромышленных работах (Конвенция 79) (вступила в силу для Республики Беларусь 6 ноября 1957 г.). распространяется на детей и подростков, работающих за заработную плату или работающих непосредственно или косвенно за вознаграждение на непромышленных работах (ст.1).

Дети в возрасте до 14 лет, которые могут использоваться на работе в течение полного или  неполного рабочего дня, и дети старше 14 лет, которые все еще обязаны посещать школу в течение всех установленных часов, не используются на работах в ночное время в течение периода продолжительностью по крайней мере в 14 последовательных часов, включая перерыв между 8 часами вечера и 8 часами утра. Однако на основании национальных законов или правил там, где этого требуют местные условия, может быть введен другой перерыв продолжительностью в 12 часов, начало которого устанавливается не позднее чем с 8.30 вечера, а окончание - не раньше чем в 6 часов утра (ст.2).

Дети старше 14 лет, которые  больше не обязаны посещать школу  в течение всех установленных  часов, и подростки в возрасте до 18 лет не используются на работах  в ночное время в течение периода  продолжительностью по крайней мере в 12 последовательных часов, включая перерыв между 10 часами вечера и 6 часами утра (ст.3).

Национальные законы или правила могут уполномочивать соответствующую власть на выдачу индивидуальных разрешений для предоставления детям  и подросткам в возрасте до 18 лет возможности выступать в ночное время в качестве актеров в публичных представлениях или участвовать в ночное время в качестве актеров в кинематографических съемках (ст.5).

Подростки, не достигшие  возраста 18 лет, не используются на работах в ночное время на государственных и частных промышленных предприятиях или в каких-либо филиалах этих предприятий, за исключением следующих случаев.

В целях обучения учеников или профессионального обучения в определенных отраслях промышленности, которые должны работать круглосуточно, или на определенных работах непрерывного характера компетентные власти могут после проведения консультаций с заинтересованными организациями предпринимателей и трудящихся разрешить использовать на ночных работах подростков, достигших 16-летнего возраста, но не достигших возраста 18 лет.

Подросткам, используемым на ночных работах в соответствии с предыдущим абзацем, предоставляется  отдых продолжительностью, по крайней  мере, в 13 последовательных часов между  окончанием работы и новым заступлением на работу (ст.3).

Запрещение ночного  труда может быть временно отменено правительством в отношении подростков в возрасте от 16 до 18 лет в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств, когда этого требуют общественные интересы (ст.5).

В ТК Республики Беларусь сказано, что  заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими 16 лет. С письменного согласия одного из родителей (усыновителя, попечителя) трудовой договор может быть заключен с лицом, достигшим 14 лет, для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не нарушающего процесса обучения (ст.21 ТК).

Трудовой договор признается недействительным в случае его заключения с лицом моложе 14 лет (часть четвертая  ст.22 ТК).

Несовершеннолетние в  трудовых правоотношениях приравниваются в правах к совершеннолетним, а в области охраны труда, рабочего времени, отпусков и некоторых других условий труда пользуются гарантиями, установленными настоящим кодексом, иными актами законодательства, коллективными договорами, соглашениями (ст.273).

Предварительное испытание при заключении трудового договора не устанавливается для работников, не достигших 18 лет (часть первая ст.28).

Продолжительность рабочего времени; нормирование продолжительности  ежедневной работы (смены); нормы выработки; ограничение по ночным и сверхурочным работам, работам в государственные праздники, праздничные и выходные дни; запрет на работы по совместительству; порядок и очередность предоставления трудовых отпусков и отпусков за первый рабочий год, отпусков в связи с обучением; порядок оплаты труда, а также материальная ответственность несовершеннолетних работников регламентированы ст.114, ст.115, частью третьей ст.117, частью третьей ст.120, ст.156, ст.166, ст.168, ст.208, ст.211, главой «Особенности регулирования труда молодежи» (ст.272-282), ст.348, ст.405.

Особенности регулирования  труда женщин устанавливаются в  соответствии со статьями 262 — 271 ТК РБ.

Запрещается применение труда женщин на тяжелых работах  и на работах с вредными условиями  труда, а также на подземных работах, кроме некоторых подземных работ (нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию). Список тяжелых работ и работ с вредными условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин, утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.05.2000 № 765.

В целях обеспечения  сохранения здоровья работающих женщин постановлением Министерства труда  Республики Беларусь от 08.12.1997 № 111 «О нормах подъема и перемещения тяжестей вручную» установлены указанные нормы. Так, при подъеме и перемещении тяжестей, при чередовании с другой работой, предельная допустимая масса груза (включая массу тары и упаковки) составляет 10 кг. Если такая работа выполняется постоянно в течение рабочей смены, предельная масса груза снижается до 7 кг. Ограничена также суммарная масса грузов, перемещаемых в течение каждого часа рабочей смены (до 350 кг — при подъеме с рабочей поверхности, до 175 кг — при подъеме с пола). При перемещении женщинами грузов на тележках или в контейнерах прилагаемое ими усилие не должно превышать 10 кг. Установлены также ограничения расстояния, на которое перемещается груз вручную (5 м), высоты подъема груза (с пола — 1 м, с рабочей поверхности — 0,5 м).

Запрещается привлечение  к работам в ночное время, к  сверхурочным работам, работам в  государственные праздники и праздничные дни, работам в выходные дни и направление в служебную командировку беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет.

Женщины, имеющие детей  в возрасте от трех до четырнадцати лет (детей-инвалидов до восемнадцати лет), могут привлекаться к ночным, сверхурочным работам, работам в государственные праздники и праздничные дни, работам в выходные дни и направляться в служебную командировку только с их согласия [20, c. 154].

В отдельных случаях  право на труд может быть ограничено уголовным законодательством.

Согласно ст.45 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее - УК ) осуждение лица за совершенное им преступление создает правовое состояние судимости, заключающееся в возможности применения к осужденному наказания либо иных мер уголовной ответственности в соответствии с приговором суда и настоящим Кодексом.

Наказание является принудительной мерой уголовно-правового воздействия, применяемой по приговору суда к  лицу, осужденному за преступление, и заключающейся в предусмотренных законом лишении или ограничении прав и свобод осужденного (ст.47 УК).

Наказания, исключающие  продолжение работы.

Одним из оснований увольнения работника является вступление в  законную силу приговора суда, которым  работник осужден к наказанию, исключающему продолжение работы (п.5 ст.44 ТК).

К наказаниям, исключающим  продолжение работы у нанимателя, относятся арест, ограничение свободы, лишение свободы, пожизненное заключение, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

На практике имеют  место случаи, когда после вынесения  судом приговора, которым работник осужден к наказанию, исключающему продолжение работы, работник, чтобы  избежать увольнения по компрометирующим основаниям и соответствующей записи в трудовую книжку, подает нанимателю заявление об увольнении по собственному желанию. В таком случае право выбора основания увольнения имеет наниматель.

Статьей 40 Закона Республики Беларусь от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь» (далее - Закон о госслужбе) указано такое основание для прекращения государственной службы, как вступление в законную силу обвинительного приговора суда (подп.1.12). При этом основанием для увольнения государственного служащего является осуждение его за любое преступление (умышленное или по неосторожности), за совершение которого вынесен обвинительный приговор.

В то же время встречаются  случаи, когда после совершения преступления принимается Закон об амнистии и  производство по уголовному делу прекращается. Исходя из буквального смысла данной нормы, увольнение государственного служащего по подп.1.12 не должно производиться.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Статья 51 УК предусматривает такой вид наказания как лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Такой вид наказания лишает осужденного права в течение установленного приговором срока занимать должности, связанные с осуществлением определенных обязанностей или полномочий, либо заниматься определенной деятельностью. Данное наказание назначается в зависимости от характера и тяжести совершенного преступления на срок от 1 года до 5 лет. В приговоре суда должно быть указано, какие конкретно должности и на какой срок нельзя занимать осужденному.

Например, приговором суда лицо может быть лишено права заниматься преподавательской деятельностью, права выполнять работу, связанную  с материальной ответственностью, права  занимать руководящие должности, право занимать должности в торговых организациях, права заниматься предпринимательской деятельностью и др. Предписания приговора о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью обязательны для администрации предприятия, учреждения, организации, которая в соответствии со ст. 32 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь (далее - УИК) при назначении лицу наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью обязана:

- не позднее 3 дней  после получения копии приговора  суда или сообщения уголовно-исполнительной  инспекции освободить осужденного  от должности или занятия тем  видом деятельности, право на  занятие которой он лишен; 

- внести в трудовую  книжку осужденного запись о том, на каком основании, на какой срок и какие должности он лишен права занимать или какого рода деятельностью лишен права заниматься;

- направить в уголовно-исполнительную  инспекцию сообщение о выполнении  предписаний приговора. 

Если занятие деятельностью, права заниматься которой гражданин лишен по приговору суда, требовало специального разрешения (лицензии), то правомочные органы не позднее 3 дней после получения копии приговора и извещения уголовно-исполнительной инспекции обязаны аннулировать разрешение на занятие той деятельностью, которая запрещена осужденному, изъять соответствующий документ, предоставляющий данному лицу право заниматься указанной деятельностью, и направить сообщение об этом в уголовно-исполнительную инспекцию (ст.33 УИК).

Информация о работе Право граждан РБ на труд