Право граждан РБ на труд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 19:07, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучение положений, раскрывающих содержание, сущность права человека и гражданина на труд и его гарантии.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующей системы задач:
- изучить право граждан Республики Беларусь на труд: понятие, субъекты, объект и содержание;
- рассмотреть трудовое законодательство и занятость населения;
- исследовать реализацию права инвалидов на труд и его гарантии;

Файлы: 1 файл

Курсовая по трудовому праву.doc

— 155.50 Кб (Скачать файл)

Кроме прав, лицо, зарегистрированное центром занятости в качестве безработного, несет ряд обязанностей:

- самостоятельно заниматься  поиском работы и информировать  об этом центры занятости;

- являться в центр занятости один раз в месяц в установленный срок или по вызову;

- в течение 2 рабочих  дней обращаться к нанимателю, который указан в направлении  на работу;

- информировать государственную  службу занятости о временном  выезде в другой населенный  пункт.

Невыполнение названных  требований влечет для безработного ряд неблагоприятных последствий, в т.ч.:

- приостановление на  срок до 3 месяцев или снижение  размера пособия по безработице  на 50%.

Приостанавливается выплата  пособия в последующем месяце и в случае невыполнения без уважительных причин месячной нормы участия в общественных работах.

В общем случае пособие по безработице выплачивается в следующих размерах: за первые 13 календарных недель в размере 70% и за последующие 13 недель – 50% средней месячной заработной платы по последнему месту работы, но не ниже минимальной заработной платы и не выше удвоенной ее величины.

В назначении пособия  по безработице может быть отказано в случаях:

  • увольнения за нарушение трудовой дисциплины;
  • увольнения с последнего места работы или службы по собственному желанию без уважительных причин;
  • отказа от направления по распределения на работу после окончания государственного учебного заведения без уважительных причин;
  • непредоставления по требованию службы занятости декларации о доходах [18, c. 69].

Следует отметить, что  существует перечень лиц, которым предоставляются  особые гарантии в сфере занятости  и трудоустройства. К таким лицам  относятся, в том числе, и лица, уволенные с воинской службы без  права на пенсию. К ним относятся и лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Им выплачивается выходное пособие в размере 6 месячных окладов денежного довольствия и сохраняется непрерывный трудовой стаж в течение 6 месяцев со дня увольнения. Пособие по безработице таким лицам назначается в размере 60% денежного довольствия по штатной должности на день увольнения, но не ниже минимальной заработной платы и выплачивается в течение 26 календарных недель.

2.2. Реализация права инвалидов на труд и его гарантии

 

Инвалидом признается лицо с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами мешают полному и эффективному участию его в жизни общества наравне с другими гражданами.

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 11.11.1991 №1224-XII «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» (далее – Закон о защите инвалидов) признание лица инвалидом осуществляется медико-реабилитационной экспертной комиссией. Положение о медико-реабилитационных экспертных комиссиях, утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.10.2007 №1341 «Об утверждении Положения о медико-реабилитационных экспертных комиссиях и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Беларусь и их отдельных положений». Порядок и критерии определения группы и причины инвалидности, а для лиц в возрасте до 18 лет – степени утраты здоровья утверждаются Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом. Инвалиду выдается удостоверение соответствующей формы.

Государство обеспечивает реализацию права инвалидов на труд. В соответствии с ч. 1 ст. 283 Трудового  кодекса Республики Беларусь (далее  – ТК) инвалидам с учетом индивидуальных программ реабилитации обеспечивается право работать у нанимателей с обычными условиями труда, а также в специализированных организациях, цехах и на участках.

При приеме на работу инвалидам  не устанавливается испытательный  срок.

Трудоустройство инвалидов  осуществляется в порядке, установленном законодательством, в том числе путем бронирования рабочих мест и создания специализированных рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Порядок установления брони для приема на работу инвалидов определяется Правительством Республики Беларусь.

Следует отметить, что для инвалидов, которые получили инвалидность вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, наниматель обязан создать рабочие места на данном производстве. Затраты на создание таких рабочих мест финансируются в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.

Кроме того, закон обязывает  местные исполнительные и распорядительные органы создавать необходимые условия  для организации труда в надомных условиях и предпринимательской  деятельности инвалидов путем предоставления нежилых помещений для указанной деятельности.

При трудоустройстве инвалидов  наниматель праве заключать любой  вид трудового договора (срочный  или на неопределенный срок). При  заключении трудового договора (контракта) с работником-инвалидом наниматель обязан потребовать, а инвалид должен предъявить нанимателю наряду с другими необходимыми документами (ст. 26 ТК) индивидуальную программу реабилитации.

В ч. 2 ст. 283 ТК предусмотрено, что не допускается отказ в заключении трудового договора либо в продвижении по работе по мотивам инвалидности. Безусловно, наниматель вправе отказать инвалиду в трудоустройстве, в продвижении по службе при отсутствии свободных вакансий, в связи с недостаточностью квалификации и по другим причинам, но не по причинам инвалидности.

Рассмотрим преимущества и гарантии для нанимателей, применяющих труд инвалидов.

Каждый инвалид, который не в  состоянии удовлетворить свои жизненные  потребности собственными силами, имеет  право на гарантированную помощь со стороны государства. Государственная политика Республики Беларусь в области социальной защиты инвалидов направлена на обеспечение полноправного участия инвалидов в жизни общества и проводится на основе принципов запрещения дискриминации по признаку инвалидности, равных прав инвалидов наряду с другими гражданами, на охрану здоровья, образование и свободный выбор трудовой деятельности и др. В целях обеспечения равенства и полноправного участия инвалидов в общественной жизни законодатель устанавливает отдельные преимущества и гарантии для нанимателей, которые применяют труд инвалидов (ст. 284 ТК). Отдельные преимущества и гарантии предусмотрены законодательством в сфере налогообложения, страхования и др.

Так, например, в ст. 140 Налогового кодекса  Республики Беларусь предусмотрено, что  от обложения налогом на прибыль освобождается прибыль организаций, использующих труд инвалидов, если численность инвалидов в них составляет более 50 процентов от списочной численности в среднем за отчетный период, кроме прибыли, полученной от торговой, торгово-закупочной и посреднической деятельности. При определении списочной численности в среднем за отчетный период в списочную численность (с учетом совместителей) включаются также лица, не состоящие в штате организации (работающие по договорам подряда, другим договорам гражданско-правового характера). Законом Республики Беларусь от 29.02.1996 №138-XIII «Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» определено, что от уплаты обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь на пенсионное страхование освобождаются наниматели в части выплат, начисленных в пользу работающих граждан, являющихся инвалидами первой и второй группы (ст. 4).

В ст. 287 ТК закреплено правило о  том, что работающим инвалидам наниматель обязан создавать условия труда  в соответствии с индивидуальными  программами реабилитации инвалидов, в том числе путем организации  их профессионального обучения на производстве, труда в надомных условиях.

Законодатель также предусмотрел, что условия труда, в том числе  оплата, режим рабочего времени, устанавливаются  трудовым договором, коллективным договором, соглашением и не могут ухудшать положение или ограничивать права инвалидов по сравнению с другими работниками.

В соответствии со ст. 114 ТК для инвалидов I и II группы устанавливается сокращенная  продолжительность рабочего времени  не более 35 часов в неделю. При  этом оплата их труда производится в таком же размере, как оплата труда работников соответствующих профессий и должностей при полной норме продолжительности рабочего времени. Наниматель вправе уменьшать инвалидам нормы выработки в зависимости от состояния их здоровья.

Привлечение инвалидов к сверхурочной работе, работе в ночное время, в государственные праздники и праздничные дни (ч. 1 ст. 147 ТК), работе в выходные дни допускается только с их согласия и при условии, если такая работа не запрещена им индивидуальными программами реабилитации инвалидов. Направление инвалидов в служебную командировку допускается только с их согласия.

Перевод работников, в том числе  и инвалидов, на другую работу допускается  только с письменного согласия работника. Нанимателю запрещается перевод  инвалида на другую работу без его согласия по мотиву инвалидности, за исключением случаев, когда в соответствии с медицинским заключением состояние его здоровья препятствует выполнению трудовых обязанностей либо угрожает его здоровью и безопасности труда [15, c. 96].

Вместе с тем если в соответствии с медицинским заключением выполнение работы по трудовому договору инвалиду противопоказано, то наниматель предлагает ему перевод на другую работу, а при его отказе вправе ставить вопрос о прекращении трудовых отношений по состоянию здоровья.

На практике нередко  возникает вопрос о временном  переводе работника-инвалида на другую работу в связи с производственной необходимостью. Временный перевод  в связи с производственной необходимостью (ст. 33 ТК) работника-инвалида допускается  с соблюдением условий труда инвалидов и если выполнение этой работы не противопоказано ему по состоянию здоровья.

По общим правилам продолжительность основного отпуска  не может быть менее 24 календарных  дней. Для отдельных категорий  работников может быть установлена  продолжительность основного отпуска более 24 календарных дней. В ст. 22 Закона о защите инвалидов предусмотрено, что продолжительность трудового отпуска для инвалидов устанавливается Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь. В целях реализации указанного положения постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.01.2008 №100 «О предоставлении основного отпуска продолжительностью более 24 календарных дней» работникам, которые являются инвалидами, установлен основной трудовой отпуск продолжительностью 30 календарных дней.

Кроме того, законом определено, что инвалидам, работающим на производствах, в цехах и на участках, специально предназначенных для труда этих лиц, наниматель обязан по желанию работника  предоставить отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до 14 календарных дней (ст. 189 ТК).

Следует также иметь  ввиду, что не допускается расторжение  трудового договора по инициативе нанимателя с инвалидами, проходящими медицинскую, профессиональную, трудовую и социальную реабилитацию в соответствующих организациях независимо от срока пребывания в них.

При увольнении работников по сокращению численности или штата (п. 1 ст. 42 ТК) инвалидам при равной производительности труда и квалификации отдается предпочтение в оставлении на работе.

Кроме того, законом предусмотрено, что инвалиды, работающие в специализированных организациях, цехах, на участках, применяющих  труд инвалидов, имеют преимущественное право на оставление на работе независимо от производительности труда и квалификации (ч. 9 ст. 287 ТК).

Часто на практике возникает  вопрос – обязан ли наниматель трудоустроить  работника, получившего инвалидность в организации?

В п. 6 ст. 42 ТК предусмотрено, что за работниками, утратившими  трудоспособность в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, место работы (должность) сохраняется до восстановления трудоспособности или установления инвалидности. Если работник получил инвалидность вследствие трудового увечья или профессионального заболевания на данном производстве, то наниматель обязан создать рабочее место для его трудоустройства (ст. 285 ТК). Невыполнение нанимателем обязанности по созданию рабочих мест для трудоустройства работников, получивших инвалидность в результате увечья или профессионального заболевания либо иного повреждения здоровья, связанных с выполнением ими трудовых обязанностей у данного нанимателя, является основанием привлечения нанимателя к административной ответственности (ст. 9.15 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).

Социальная защита инвалидов  представляет собой систему гарантированных  государством правовых, организационных  мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия  для преодоления, компенсации ограничений  жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Каждый инвалид, который  не в состоянии удовлетворить  свои жизненные потребности собственными силами, имеет право на гарантированную  помощь со стороны государства.

Информация о работе Право граждан РБ на труд