Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 10:46, курсовая работа
Целью данного исследования является следующее: изучить и проанализировать трудовое правоотношение.
К задачам проведенного исследования можно отнести следующие:
Анализ теоретических работ отечественных правоведов о сущности трудового права и его субъектах;
Раскрытие сущности понятия трудового правоотношения, оснований его возникновения, изменения и прекращения, а также сущности субъектов трудового права;
Краткая характеристика понятий трудового правоотношения, характеризовать права и обязанности субъектов трудового права.
Введение…………………………………………………………….…..3
Глава 1. Общие понятия трудового правоотношения и формы занятости.
1.1.Понятие трудового правоотношения…………………………….5
1.2. Понятие и формы занятости………………………………….…9
Глава 2. Особенности правового регулирования статуса безработных граждан в Российской Федерации.
2.1. Признание гражданина безработным и его основные права…13
2.2.Порядок регистрации безработных граждан в органах государственной службы занятости………………………………………..16
2.3. Размер, условия и сроки выплаты пособия по безработице….20
Глава 3. Правоотношения по обеспечению занятости населения и полномочия органов их осуществляющих………………………………...28
Заключение……………………………………………………………………36
Список используемой литературы………………………………………….38
а) работающих по трудовому договору (контракту), в том числе выполняющих работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющих иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы; б) зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей; в) занятых в подсобных промыслах и реализующих продукцию по договорам; г) выполняющих работы по гражданско-правовым договорам (договор подряда), а также члены производственных кооперативов (артелей); д) избранных, назначенных или утвержденных на оплачиваемую должность; е) проходящих военную службу, а также службу в органах внутренних дел; ж) проходящих очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению федеральной государственной службы занятости; з) временно отсутствующих на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой или иными причинами; и) являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.
Среди прав, составляющих содержание
правового статуса гражданина в
сфере занятости, важнейшим следует
признать их право на выбор места
работы. Это свое право граждане
реализуют путем прямого
В обеих формах реализации права граждан на выбор места работы проявляется важнейший принцип правового регулирования рынка труда - принцип свободы трудового договора.
При этом важно подчеркнуть,
что несовершеннолетние в возрасте
от 14 до 18 лет также имеют право
на бесплатную консультацию и бесплатное
получение информации в органах
службы занятости в целях выбора
профессии и возможности
По мнению профессора О.В. Смирнова, с целью эффективной занятости было бы целесообразно ставить на учет в службе занятости и тех трудоспособных граждан, которые имеют работу, но не удовлетворены характером или условиями труда и намерены сменить место работы. Это придало бы организованный характер стихийному движению рабочей силы.
Впервые в нашем законодательстве легализуется право граждан на профессиональную деятельность в период их пребывания за границей, а также право на самостоятельный поиск работы и трудоустройства за границей. Для этого заключаются межгосударственные соглашения, предусматривающие численность миграционных потоков, их квалификационный состав, срок и условия найма. Если учесть возможность свободного выезда наших граждан и благоприятные условия найма и оплаты труда за границей, то можно предвидеть, какое противоречивое значение может иметь зарубежная миграция в нашей стране. Это учитывается, в частности, Федеральной целевой программой содействия занятости населения РФ, которая предусматривает совершенствование правового механизма миграционных и иммиграционных потоков с целью осуществления трудовой деятельности.
Основные права трудящихся-
Так же стоит учитывать, что законодательство РФ о занятости населения распространяется не только на граждан России, но и на иностранных граждан, а также на лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами.
Государство же наряду с органами службы занятости населения и работодателями, играет активную роль, осуществляя политику в области занятости населения. При этом важно подчеркнуть, что государство проводит политику содействия реализации прав, нацеленную на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.
Глава 2. Особенности правового регулирования статуса безработных граждан в Российской Федерации
2.1 Признание гражданина безработным и его основные права
Трудовое право уделяет большое значение решению проблем занятости и трудоустройства граждан. Однако в современном обществе наряду с занятыми лицами, имеющими постоянную и временную работу, которых большинство, существует немало граждан, не имеющих работу, но являющихся трудоспособными. Их называют безработными.
Безработными признаются
трудоспособные граждане, которые не
имеют работы и заработка, зарегистрированы
в органах службы занятости в
целях поиска подходящей работы, ищут
работу и готовы приступить к ней.
Исходя из законодательно закрепленного
определения, можно выделить следующие
условия признания граждан
1) достижение 16 летнего возраста;
2) отсутствие работы и заработка;
3) регистрация в органах
службы занятости в целях
4) отсутствие подходящей работы;
5) поиск работы самим
безработным и готовность
Безработными могут быть признаны только трудоспособные граждане, достигшие 16 летнего возраста, которым в соответствии с пенсионным законодательством РФ не назначена трудовая пенсия по старости (по возрасту) или за выслугу лет. Не относятся к трудоспособным граждане, являющиеся инвалидами 1-ой группы.1
Безработным может быть признан только гражданин, не имеющий работы и заработка. Статус безработного не присваивается гражданам, занимающимся деятельностью, указанной в ст. 2 Закона «О занятости населения в РФ», то есть работающим по трудовому, гражданско-правовому, авторскому договору, в кооперативе на основании членства, обучающимся на очном отделении в профессиональном учебном заведении и т. д.
В качестве заработка не
учитывается выплата выходного
пособия и сохраняемого среднего
заработка гражданам, уволенным
из организаций либо с военной
службы в связи с ликвидацией,
сокращением численности и
Однако не считаются безработными лица: не достигшие шестнадцатилетнего возраста; пенсионеры по возрасту, получающие пенсию за выслугу лет; отказавшиеся дважды в течение 10 дней со дня регистрации в службе занятости от предложенной подходящей работы, а впервые ищущие работу - единожды отказавшиеся от профессионального обучения или предложенной оплачиваемой работы; осужденные по приговору суда, вступившего в законную силу к исправительным работам без лишения свободы, и наказанные в виде лишения свободы.
Граждане, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными.
Безработными могут быть признаны только те граждане, которые зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Готовность приступить к работе - такое условие, которое носит чисто субъективный характер и определяет отношение гражданина к труду, его желание трудиться. Если гражданин обращается в службу занятости не с целью поиска работы, а с одним лишь намерением получать пособие по безработице, то это четко проявляется в многократных отказах от подходящей работы, что дает право службе занятости отказать в регистрации данному гражданину или применить соответствующие санкции.
Решение о признании гражданина
безработным принимается
Таким образом, государственная
политика в области занятости
основывается на принципах обеспечения
равных возможностей всем трудоспособным
гражданам в реализации права
на труд, обеспечении мер, направленных
на предотвращение безработицы и
т.д. Государственная служба занятости
выступает посредником между
безработными и работодателями, а
основанием возникновения правоотношений
между государственной службой
занятости и безработным
С момента получения гражданином статуса безработного, между ним и государством в лице органов службы занятости возникают взаимные права и обязанности. Закон о занятости закрепляет широкий спектр прав граждан, признанных в установленном порядке безработными, которые условно можно подразделить на две группы:
-правомочия, направленные на реализацию права на труд;
-правомочия, обеспечивающие
социальную поддержку и
Право граждан на труд может
быть реализовано как путем прямого
обращения к работодателям, так
и через бесплатное посредничество
службы занятости. В первом случае оно
осуществляется путем заключения трудового
договора (контракта). Во втором случае
обращение граждан к службе занятости
порождает обязанность
Право на трудоустройство может быть реализовано различным образом и включает в себя следующие правомочия безработного:
1) Право на получение подходящей работы (ст. 4 Закона о занятости);
2) Право на выбор места
работы (ст.8 Закона о занятости),
в том числе возможность
3) Право на бесплатные
консультационные услуги, профессиональную
ориентацию, профессиональную подготовку,
переподготовку и повышение
Правомочия, обеспечивающие
социальную поддержку и материальную
помощь безработному в период поиска
работы, также закреплены в Законе
о занятости, где предусмотрен широкий
перечень мер социальной защиты. Государство
гарантирует безработным
2.2. Порядок регистрации безработных граждан в органах государственной службы занятости
Трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, ищущие работу и готовые приступить к ней и обратившиеся в государственные учреждения службы занятости населения в целях поиска подходящей работы, регистрируются в установленном законом порядке.
В целях трудоустройства
осуществляется регистрация безработных
граждан в органах
- первичная регистрация безработных граждан;
- регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы;
- регистрация граждан в качестве безработных;
- перерегистрация безработных граждан.
При первичной регистрации
от граждан не требуется никаких
документов. Она осуществляется в
целях учета общей численности
безработных. При этом предполагается,
что органы занятости должны фиксировать
в регистрационных документах сведения
об обратившемся гражданине. На практике,
как правило, такой учет не ведется,
а процедура первичной
Регистрация граждан в целях подходящей работы осуществляется органом занятости по месту жительства гражданина со дня представления им необходимых документов:
- паспорта или иного документа, удостоверяющего личность;
- трудовой книжки или иных документов, подтверждающих трудовой стаж;
Информация о работе Правоотношение по обеспечению занятости и трудоустройства