Правоотношение по обеспечению занятости и трудоустройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 10:46, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является следующее: изучить и проанализировать трудовое правоотношение.
К задачам проведенного исследования можно отнести следующие:
Анализ теоретических работ отечественных правоведов о сущности трудового права и его субъектах;
Раскрытие сущности понятия трудового правоотношения, оснований его возникновения, изменения и прекращения, а также сущности субъектов трудового права;
Краткая характеристика понятий трудового правоотношения, характеризовать права и обязанности субъектов трудового права.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….…..3
Глава 1. Общие понятия трудового правоотношения и формы занятости.
1.1.Понятие трудового правоотношения…………………………….5
1.2. Понятие и формы занятости………………………………….…9
Глава 2. Особенности правового регулирования статуса безработных граждан в Российской Федерации.
2.1. Признание гражданина безработным и его основные права…13
2.2.Порядок регистрации безработных граждан в органах государственной службы занятости………………………………………..16
2.3. Размер, условия и сроки выплаты пособия по безработице….20
Глава 3. Правоотношения по обеспечению занятости населения и полномочия органов их осуществляющих………………………………...28
Заключение……………………………………………………………………36
Список используемой литературы………………………………………….38

Файлы: 1 файл

Правоотношение по обеспечению занятости и трудоустройства.docx

— 67.06 Кб (Скачать файл)

а) работающих по трудовому договору (контракту), в том числе выполняющих работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющих иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы; б) зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей; в) занятых в подсобных промыслах и реализующих продукцию по договорам; г) выполняющих работы по гражданско-правовым договорам (договор подряда), а также члены производственных кооперативов (артелей); д) избранных, назначенных или утвержденных на оплачиваемую должность; е) проходящих военную службу, а также службу в органах внутренних дел; ж) проходящих очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению федеральной государственной службы занятости; з) временно отсутствующих на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой или иными причинами; и) являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.

Среди прав, составляющих содержание правового статуса гражданина в  сфере занятости, важнейшим следует  признать их право на выбор места  работы. Это свое право граждане реализуют путем прямого обращения  к работодателю - организации, обладающей правами юридического лица, либо физическому  лицу, занимающемуся предпринимательством или нуждающемуся в обслуживании личного потребительского хозяйства. По обоюдному согласию сторон заключается  трудовой договор. Наряду с этим право  на выбор места работы может быть реализовано путем бесплатного  посредничества органов службы занятости  или с помощью других организаций  по содействию в трудоустройстве  населения (п.1 ст.8 Закон о занятости)

В обеих формах реализации права граждан на выбор места  работы проявляется важнейший принцип  правового регулирования рынка  труда - принцип свободы трудового  договора.

При этом важно подчеркнуть, что несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет также имеют право  на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах  службы занятости в целях выбора профессии и возможности профессионального  обучения. Граждане имеют также право  на бесплатные профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости.

По мнению профессора О.В. Смирнова, с целью эффективной  занятости было бы целесообразно  ставить на учет в службе занятости  и тех трудоспособных граждан, которые  имеют работу, но не удовлетворены  характером или условиями труда  и намерены сменить место работы. Это придало бы организованный характер стихийному движению рабочей силы.

Впервые в нашем законодательстве легализуется право граждан на профессиональную деятельность в период их пребывания за границей, а также право на самостоятельный поиск работы и трудоустройства за границей. Для этого заключаются межгосударственные соглашения, предусматривающие численность миграционных потоков, их квалификационный состав, срок и условия найма. Если учесть возможность свободного выезда наших граждан и благоприятные условия найма и оплаты труда за границей, то можно предвидеть, какое противоречивое значение может иметь зарубежная миграция в нашей стране. Это учитывается, в частности, Федеральной целевой программой содействия занятости населения РФ, которая предусматривает совершенствование правового механизма миграционных и иммиграционных потоков с целью осуществления трудовой деятельности.

Основные права трудящихся-мигрантов  закрепляются и в международно-правовых актах, в частности, в Конвенции МОТ №97 «О трудящихся мигрантах» (1949г.), №143 «О злоупотреблениях в области миграции и обеспечении трудящимся мигрантам равенства и обращения» (1975г.), № 157 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения» (1982 г.)

Так же стоит учитывать, что  законодательство РФ о занятости  населения распространяется не только на граждан России, но и на иностранных  граждан, а также на лиц без  гражданства, если иное не предусмотрено  федеральными законами или международными договорами.

Государство же наряду с  органами службы занятости населения  и работодателями, играет активную роль, осуществляя политику в области  занятости населения. При этом важно  подчеркнуть, что государство проводит политику содействия реализации прав, нацеленную на полную, продуктивную и  свободно избранную занятость.

 

 

 

Глава 2. Особенности правового регулирования статуса безработных граждан в Российской Федерации

 

2.1 Признание гражданина безработным и его основные права

Трудовое право уделяет  большое значение решению проблем  занятости и трудоустройства  граждан. Однако в современном обществе наряду с занятыми лицами, имеющими постоянную и временную работу, которых  большинство, существует немало граждан, не имеющих работу, но являющихся трудоспособными. Их называют безработными.

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в  целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Исходя из законодательно закрепленного  определения, можно выделить следующие  условия признания граждан безработными:

1) достижение 16 летнего возраста;

2) отсутствие работы и  заработка;

3) регистрация в органах  службы занятости в целях поиска  подходящей работы;

4) отсутствие подходящей  работы;

5) поиск работы самим  безработным и готовность приступить  к ней.

Безработными могут быть признаны только трудоспособные граждане, достигшие 16 летнего возраста, которым  в соответствии с пенсионным законодательством  РФ не назначена трудовая пенсия по старости (по возрасту) или за выслугу  лет. Не относятся к трудоспособным граждане, являющиеся инвалидами 1-ой группы.1

Безработным может быть признан  только гражданин, не имеющий работы и заработка. Статус безработного не присваивается гражданам, занимающимся деятельностью, указанной в ст. 2 Закона «О занятости населения в РФ», то есть работающим по трудовому, гражданско-правовому, авторскому договору, в кооперативе на основании членства, обучающимся на очном отделении в профессиональном учебном заведении и т. д.

В качестве заработка не учитывается выплата выходного  пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным  из организаций либо с военной  службы в связи с ликвидацией, сокращением численности и штата.2

Однако не считаются безработными лица: не достигшие шестнадцатилетнего возраста; пенсионеры по возрасту, получающие пенсию за выслугу лет; отказавшиеся дважды в течение 10 дней со дня регистрации  в службе занятости от предложенной подходящей работы, а впервые ищущие работу - единожды отказавшиеся от профессионального  обучения или предложенной оплачиваемой работы; осужденные по приговору суда, вступившего в законную силу к  исправительным работам без лишения  свободы, и наказанные в виде лишения  свободы.

Граждане, которым в установленном  порядке отказано в признании  их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц  со дня отказа для решения вопроса  о признании их безработными.

Безработными могут быть признаны только те граждане, которые  зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Готовность приступить к работе - такое условие, которое носит  чисто субъективный характер и определяет отношение гражданина к труду, его  желание трудиться. Если гражданин  обращается в службу занятости не с целью поиска работы, а с одним  лишь намерением получать пособие по безработице, то это четко проявляется  в многократных отказах от подходящей работы, что дает право службе занятости отказать в регистрации данному гражданину или применить соответствующие санкции.

Решение о признании гражданина безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня  предъявления органам службы занятости  паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих профессиональную квалификацию, справки  о среднем заработке по последнему месту работы; для не имеющих профессии  — паспорта и документа об образовании. Если у гражданина имеются нетрудоспособные иждивенцы, то он должен предоставить документ, подтверждающий совместное проживание с иждивенцем и наличие  иждивенца для того, чтобы можно  было получать дополнительную надбавку за иждивенцев. Статус безработного не приобретают граждане, представившие  документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка.3

Таким образом, государственная  политика в области занятости  основывается на принципах обеспечения  равных возможностей всем трудоспособным гражданам в реализации права  на труд, обеспечении мер, направленных на предотвращение безработицы и  т.д. Государственная служба занятости  выступает посредником между  безработными и работодателями, а  основанием возникновения правоотношений между государственной службой  занятости и безработным является решение службы занятости о признании  гражданина безработным.

С момента получения гражданином  статуса безработного, между ним  и государством в лице органов  службы занятости возникают взаимные права и обязанности. Закон о  занятости закрепляет широкий спектр прав граждан, признанных в установленном  порядке безработными, которые условно  можно подразделить на две группы:

-правомочия, направленные  на реализацию права на труд;

-правомочия, обеспечивающие  социальную поддержку и материальную  помощь безработному в период  поиска работы.

Право граждан на труд может  быть реализовано как путем прямого  обращения к работодателям, так  и через бесплатное посредничество службы занятости. В первом случае оно  осуществляется путем заключения трудового  договора (контракта). Во втором случае обращение граждан к службе занятости  порождает обязанность соответствующих  государственных органов зарегистрировать гражданина в качестве безработного и оказать ему посреднические услуги при поиске подходящей работы.

Право на трудоустройство  может быть реализовано различным  образом и включает в себя следующие  правомочия безработного:

1) Право на получение  подходящей работы (ст. 4 Закона о  занятости);

2) Право на выбор места  работы (ст.8 Закона о занятости), в том числе возможность трудоустройства  в другой местности, а также  право на профессиональную деятельность  за пределами территории Российской  Федерации (ст.10 Закона о занятости);

3) Право на бесплатные  консультационные услуги, профессиональную  ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации  по направлению органов службы  занятости (ст. 9, 23 Закона о занятости);

Правомочия, обеспечивающие социальную поддержку и материальную помощь безработному в период поиска работы, также закреплены в Законе о занятости, где предусмотрен широкий  перечень мер социальной защиты. Государство  гарантирует безработным выплату  пособия по безработице, в том  числе в период временной нетрудоспособности безработного.

 

2.2. Порядок регистрации безработных граждан в органах государственной службы занятости

Трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, ищущие работу и готовые приступить к  ней и обратившиеся в государственные  учреждения службы занятости населения в целях поиска подходящей работы, регистрируются в установленном законом порядке.

В целях трудоустройства  осуществляется регистрация безработных  граждан в органах государственной  службы занятости. Основные этапы регистрации  безработных граждан определены Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. «Об утверждении Порядка регистрации безработных граждан». Этот порядок включает четыре этапа:

- первичная регистрация безработных граждан;

- регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы;

- регистрация граждан в качестве безработных;

- перерегистрация безработных граждан.

При первичной регистрации  от граждан не требуется никаких  документов. Она осуществляется в  целях учета общей численности  безработных. При этом предполагается, что органы занятости должны фиксировать  в регистрационных документах сведения об обратившемся гражданине. На практике, как правило, такой учет не ведется, а процедура первичной регистрации  имеет консультативное значение.4

Регистрация граждан в  целях подходящей работы осуществляется органом занятости по месту жительства гражданина со дня представления  им необходимых документов:

- паспорта или иного документа, удостоверяющего личность;

- трудовой книжки или иных документов, подтверждающих трудовой стаж;

Информация о работе Правоотношение по обеспечению занятости и трудоустройства