Правоотношение по обеспечению занятости и трудоустройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 10:46, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является следующее: изучить и проанализировать трудовое правоотношение.
К задачам проведенного исследования можно отнести следующие:
Анализ теоретических работ отечественных правоведов о сущности трудового права и его субъектах;
Раскрытие сущности понятия трудового правоотношения, оснований его возникновения, изменения и прекращения, а также сущности субъектов трудового права;
Краткая характеристика понятий трудового правоотношения, характеризовать права и обязанности субъектов трудового права.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….…..3
Глава 1. Общие понятия трудового правоотношения и формы занятости.
1.1.Понятие трудового правоотношения…………………………….5
1.2. Понятие и формы занятости………………………………….…9
Глава 2. Особенности правового регулирования статуса безработных граждан в Российской Федерации.
2.1. Признание гражданина безработным и его основные права…13
2.2.Порядок регистрации безработных граждан в органах государственной службы занятости………………………………………..16
2.3. Размер, условия и сроки выплаты пособия по безработице….20
Глава 3. Правоотношения по обеспечению занятости населения и полномочия органов их осуществляющих………………………………...28
Заключение……………………………………………………………………36
Список используемой литературы………………………………………….38

Файлы: 1 файл

Правоотношение по обеспечению занятости и трудоустройства.docx

— 67.06 Кб (Скачать файл)

- явки безработного на перерегистрацию в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических веществ и других одурманивающих веществ;

- нарушения безработным условий и сроков его перерегистрации;

- самовольного прекращения гражданином обучения по направлению органов службы занятости.

Период, на который приостанавливается выплата пособия по безработице, засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице  и не засчитывается в общий  трудовой стаж.

Размер пособия по безработице  может быть сокращен на 25 процентов  на срок до одного месяца в следующих  случаях:

1) неявки безработного  гражданина без уважительных  причин на переговоры о трудоустройстве  с работодателем в течение  трех дней со дня направления  органами службы занятости;

2) отказа без уважительных  причин явиться в органы службы  занятости для получения направления  на работу (учебу). Решение о сокращении  пособия по безработице также  должно быть законным и обоснованным, оно не должно быть продиктовано  формальными соображениями. При  обжаловании данного решения  обязанность доказать его законность  и обоснованность лежит на  представителях органа занятости,  принявшего такое решение.

В связи с этим следует  иметь в виду, что гражданин  вправе отказаться от ведения переговоров  с работодателем о работе, которая  не является для него подходящей. Действия органа службы занятости по направлению  гражданина на работу могут быть признаны законными, если предлагаемая работа была подходящей для безработного. В связи  с чем гражданин вправе отказаться от явки за направлением на работу, которая  не является для него подходящей.9

Законодательством установлены  случаи, когда выплата пособия  по безработице не производится. К  ним относятся:

- отпуск по беременности и родам;

- выезд безработного с места постоянного жительства в связи с обучением в вечерних и заочных учреждениях профессионального образования;

- призыв на военные сборы, привлечение к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей.

Названные периоды продлевают срок выплаты пособия по безработице.

При нарушении сроков выплаты  пособия по безработице не по вине гражданина он вправе требовать начисления установленных законодательством  процентов за время задержки пособия. Поскольку пособие по безработице  по своей правовой природе призвано компенсировать утраченный гражданином  заработок в качестве меры ответственности  за нарушение сроков выплаты пособия  по безработице, применимы санкции, установленные в ст. 236 ТК РФ за задержку заработной платы. В данном случае применим принцип аналогии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Правоотношения по обеспечению занятости населения и полномочия органов их осуществляющих.

В соответствии со ст.72 Конституции РФ (подп. «к» п.1) трудовое законодательство относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Однако сама Конституция (ст.72) не раскрывает содержание понятия «совместное ведение». Оно раскрывается в Федеральном законе от 24 июня 1999 г. N 119-ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации».

Трудовой кодекс РФ вслед  за Конституцией РФ предусматривает  регулирование полномочий между  федеральными органами государственной  власти и органами государственной  власти субъектов РФ в сфере трудовых отношений и иных непосредственно  связанных с ними отношений.

Отношения по обеспечению  занятости населения и трудоустройству  урегулированы Законом РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». Основным органом по этим вопросам выступает Министерство здравоохранения и социального развития РФ и его территориальные органы

Правоотношения по обеспечению  занятости населения и трудоустройству  возникают и существуют в трех взаимосвязанных видах:

1) правоотношения между  гражданином и органом службы  занятости по поводу подыскивания  подходящей работы и трудоустройства  на работу, а также по поводу  содержания безработных.

Основанием возникновения  данного правоотношения является заявление  гражданина о помощи в подыскивании подходящей работы и признании его  безработным, подаваемое гражданином  в орган службы занятости. При  этом, помимо заявления, гражданин обязан представить паспорт, трудовую книжку или документы, их заменяющие, документы, удостоверяющие его профессиональную квалификацию, справку о среднем  заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности) - паспорт и документ об образовании.

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях  поиска подходящей работы, безработным  принимается органами службы занятости  по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости перечисленных  документов.

С момента регистрации  гражданина в качестве безработного данное правоотношение трансформируется в правоотношение безработного с  органом занятости.

Содержанием рассматриваемого правоотношения являются взаимные права  и обязанности безработных и  органов службы занятости.

Безработные обязаны проходить  перерегистрацию в установленные  органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц, а  также использовать направления  органа службы занятости для подыскивания и получения подходящей работы.

Безработные имеют право:

а) на выбор места работы путем прямого обращения к работодателю, или путем бесплатного посредничества органов службы занятости, или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения; б) на бесплатную консультацию, бесплатное получение информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения; в) на бесплатное получение услуг по психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости; г) на самостоятельный поиск работы и трудоустройство за пределами территории Российской Федерации; д) обжаловать решения, действия или бездействие органов службы занятости и их должностных лиц в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в порядке, установленном законодательством РФ.

Орган службы занятости в  свою очередь обязан:

а) оказывать бесплатное посредничество между безработным и работодателем в получении подходящей работы, помощь безработному в выборе такой работы, услуги в профессиональной ориентации и трудоустройстве высвобождаемым работникам и другим категориям населения; б) обеспечивать регистрацию и перерегистрацию безработных и оказывать им помощь в пределах своей компетенции; в) выдавать в установленном порядке пособия по безработице и приостанавливать их выплату, устанавливать надбавки к этим пособиям с учетом иждивенцев.

Основанием прекращения  правоотношений между гражданином  и органом службы занятости является акт приема на работу гражданина, т.е. заключение с ним работодателем  трудового договора;

2) правоотношения между  органом занятости и работодателем  по поводу обмена информацией  и направления граждан на работу.

Данное правоотношение возникает  с момента появления способности  организации быть работодателем  и оканчивается ее ликвидацией.

Участие работодателей в  обеспечении занятости населения, их обязанности и права по отношению  к органу службы занятости предусматривает  гл. V Закона о занятости населения.

Так, в соответствии со ст.25 указанного Закона работодатели обязаны:

а) ежемесячно представлять органам службы занятости сведения о применении в отношении данной организации процедур о несостоятельности (банкротстве), информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов, а также информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов; б) в письменной форме сообщить в органы службы занятости о принятии решения о ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации и возможном расторжении трудовых договоров с работниками не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий и указать должность, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников организации может привести к массовому увольнению работников, не позднее, чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий; в) производить целевые финансовые отчисления в федеральный бюджет в случае отказа в приеме на работу без уважительных причин ранее заявленных выпускников учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в размере среднего заработка работника данной категории за год; г) своевременно вносить страховые взносы в фонд занятости10.

Орган службы занятости по данному правоотношению обязан:

а) анализировать, прогнозировать спрос и предложение на рабочую силу и бесплатно информировать работодателя о состоянии рынка труда, вести учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся за трудоустройством; б) информировать работодателей при их обращении о возможностях обеспечения рабочей силой; в) разрабатывать и вносить на рассмотрение местных органов власти предложения об установлении для работодателя квот (минимального количества специальных рабочих мест) для приема инвалидов.

Работодатель в свою очередь  имеет право:

а) получать от органов службы занятости бесплатную информацию о состоянии рынка труда; б) обжаловать действия органа службы занятости в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в установленном законом порядке;

3) правоотношения между  безработным и соответствующим  работодателем по поводу заключения  трудового договора на основании  направления органа занятости.

Данное правоотношение возникает  с момента передачи работодателю гражданином направления от органа службы занятости.

Содержанием этого правоотношения является обязанность работодателя принять гражданина на работу по направлению  органов службы занятости, выданному  в счет установленной квоты (брони), и обязанность трудоустраиваемого по данному направлению представить  работодателю необходимые при приеме на работу документы.

Если же направление выдано не в счет квоты (брони), то работодатель имеет право принимать на работу граждан, непосредственно обратившихся к нему, на равных основаниях с гражданами, имеющими направление органов службы занятости (ст.26 Закона о занятости  населения) 11.

Существует два варианта прекращения рассматриваемого правоотношения:

а) при приеме на работу гражданина по направлению органа службы занятости работодатель обязан вернуть это направление в орган службы занятости с указанием в нем даты приема на работу; б) в том случае, если работодатель отказывает в приеме на работу, то в направлении он делает отметку о дате явки к нему гражданина и причине отказа в приеме на работу и возвращает его гражданину. В данном случае у такого гражданина может возникнуть новое правоотношение аналогичного характера по новому направлению с другим работодателем.

В ст.6 Трудового кодекса  РФ закреплено, что к ведению федеральных  органов государственной власти в сфере трудовых отношений и  непосредственно связанных с  ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров.

Однако следует иметь  в виду, что работодатель принимает  решения с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа (ст. ст.370 - 377 ТК РФ).

Так в законе «О профессиональных союзах» предусматриваются права таковых на содействие занятости населения (ст.12 Закона о профсоюзах) 12. Данная группа прав включает в себя следующие права профсоюзов:

1) принимать участие в  разработке государственной политики  в области содействия занятости  (п.1 ст.21 Закона о занятости населения). В целях выработки согласованных  решений по определению и осуществлению  политики занятости населения  на федеральном, территориальных  уровнях в рамках социального  партнерства создаются координационные  комитеты содействия занятости  населения из представителей  объединений профсоюзов, иных представительных  органов работников, работодателей,  органов службы занятости и  других заинтересованных государственных  органов, общественных объединений,  представляющих интересы граждан,  особо нуждающихся в социальной  защите;

Информация о работе Правоотношение по обеспечению занятости и трудоустройства