Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 08:23, курсовая работа
Основная задача организации заработной платы состоит в том, чтобы поставить оплату труда в зависимость от качества трудового вклада каждого работника и тем самым повысить стимулирующую функцию вклада каждого.
Организация оплаты труда предполагает: -Определение форм и систем оплаты труда работников предприятию.
-Разработку критериев и определение размеров доплат за отдельные достижения работников и специалистов предприятия. -Разработку системы должностных окладов служащих и специалистов.
-Обоснование показателей и системы премирования сотрудников.
Введение………………………………………………………………………………3
1 Понятие заработной платы и методы ее правового регулирования…………….5
2 Правовая защита заработной платы……………………………………………….8
3 Правовое регулирование заработной платы…………………………………….14
4 Понятие и виды юридической ответственности за нарушение законодательства об оплате труда…………………………………………………………………………..17
5 Установление оплаты труда………………………………………………………..21
5.1 Системы оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы……….22
5.2 Формы и системы оплаты труда работников коммерческих организаций….22
6 Гарантии государства в области занятости……………………………………….26
7 Рабочее время и его продолжительность………………………………………….28
7.1 Нормальная продолжительность рабочего дня……………………………....28
7.2 Сокращенное рабочее время…………………………………………………....29
7.3 Неполная продолжительность рабочего дня…………………………………..31
Заключение…………………………………………………………………………….33
Список используемых источников…………………………………………………..34
Если коллективным договором или трудовым договором определен размер процентов, подлежащий уплате работодателем в связи с задержкой выплаты заработной платы либо иных выплат, причитающихся работнику, суд исчисляет сумму денежной компенсации с учетом этого размера, при условии, что он не ниже установленного ст. 236 ТК РФ.
Начисление
процентов в связи с
Проблема задержек выплаты заработной платы имеет место и в странах с развитой рыночной экономикой. Как свидетельствует И.Я. Киселев, в трудовом законодательстве некоторых стран предусмотрена особая ответственность работодателей за задержку выплаты заработной платы. В частности, в Португалии в 1986 г. был принят закон, который вступает в действие, если выплата заработной платы задерживается более чем на 30 дней, а размеры задержанной заработной платы равны месячному заработку работника, или когда такая задержка превышает 90 дней независимо от размера невыплаченной суммы.
В указанных случаях министр занятости по заявлению заинтересованных лиц специальным актом объявляет, что данная организация является должником своих работников. Это дает право работнику, которому задержана выплата заработной платы, приостановить действие трудового контракта, либо потребовать его прекращения с выплатой соответствующих компенсаций.
Приостановка контракта не лишает работника права на получение задержанной заработной платы с процентами. В период приостановки действия контракта заработная плата работнику не выплачивается, однако он получает пособие по безработице и другие выплаты из фондов социального обеспечения. Мало того, в этот период работник вправе устроиться на другую работу, что не отражается на его трудовых взаимоотношениях с прежним работодателем.
События могут развиваться и по другому варианту, выбранному работником. Он вправе по своей инициативе прекратить трудовые отношения с работодателем. В этом случае он получает пособия и возмещения, предусмотренные трудовым законодательством в связи с расторжением трудового договора по вине работодателя. Работник вместе с тем получает право быть принятым на государственные курсы по профессиональному обучению и переобучению.
Работникам, ставшим жертвами невыплаты заработной платы, законом 1986 г. установлены льготы:
- приостановка
процедуры взыскания ряда
- приостановка исполнения судебного решения о взыскании квартирной платы, если будет доказано, что просрочка оплаты за жилье вызвана задержкой выплаты заработной платы.
Кроме того, по решению 2/3 работников, занятых в организации, не выполняющей своих обязательств по выплате заработной платы, они могут обратиться в прокуратуру с просьбой возбудить дело о признании организации банкротом.
Решено увеличить и административные штрафы, установленные для нерадивых работодателей в КоАП.
5 Установление оплаты труда
Заработная плата — совокупность вознаграждений, которые наниматель обязан выплатить работнику за фактически выполненную работу.
При организации оплаты труда работников учитывается, что заработная плата выполняет воспроизводственную, стимулирующую, регулирующую функции.
Статьей 63 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) определено, что формы, системы и размеры оплаты труда работников, в т.ч. дополнительные выплаты стимулирующего и компенсирующего характера, устанавливаются нанимателем на основании коллективного договора, соглашения и трудового договора. Частью четвертой названной статьи предусмотрено, что дифференциация размера оплаты труда в зависимости от сложности и напряженности труда, его условий, уровня квалификации работников. При этом установлено, что заработная плата работников предельными размерами не ограничивается.
Для реализации названных норм
в установленном порядке утверждается
положение (условия) оплаты труда работников
организации, в котором устанавливаются
При организации заработной платы важно обеспечивать дифференциацию размеров оплаты труда работников с учетом их личных результатов и конечных результатов работы структурных подразделений, организации в целом. При дифференциации размеров оплаты труда работников, как правило, учитываются объемы, сложность, качество выполняемых работ, уровень квалификации работника, особые условия труда.
При выборе форм и систем оплаты
труда учитывается взаимосвязь между размерами материального
5.1 Системы оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы
Системы оплаты труда (в том числе тарифные
системы оплаты труда) работников учреждений
бюджетной сферы
- в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
- в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
5.2 Формы и системы оплаты труда работников коммерческих организациях
При сдельной форме оплаты труда заработок работникам начисляется на основе установленных нанимателем сдельных расценок и с учетом фактически выполненного объема работ или изготовленной продукции (изделий, деталей и др.). При этом заработок работника находится в прямой зависимости от количества и качества затраченного им труда. Сдельная расценка определяется путем умножения часовой (дневной) тарифной ставки, соответствующей разряду выполняемой работы, на установленную норму времени в часах (днях) или путем деления часовой (дневной) тарифной ставки, соответствующей разряду выполняемой работы, на часовую (дневную) норму выработки.
Сдельная форма оплаты труда, как правило, применяется при следующих условиях:
- наличие количественных показателей выполняемых работ и возможность измерять (учитывать) их с достаточной точностью;
- необходимость и экономическая целесообразность стимулировать увеличение объемов выполняемых работ;
- наличие у работников реальной возможности с учетом организации производства, технологических процессов увеличивать объем выполняемых работ по сравнению с установленным плановым объемом работ;
- обеспечение качества выполняемых объемов работ;
- соблюдение технологических режимов, стандартов, норм и правил, в т.ч. по охране труда.
Повременная форма оплаты труда, как правило, применяется для оплаты труда служащих, а также рабочих, на рабочих местах которых выполняемый объем работы не зависит от усилий и возможностей конкретного работника, а определяется самим технологическим процессом. Повременную форму оплаты труда целесообразно использовать в условиях автоматизации производства с регламентированным режимом работы машин, оборудования, аппаратуры, механизмов, на работах, где требуется особая точность, при освоении новых технологий, в опытных производствах, а также, если выполняемые работы не поддаются точному учету их объемов либо нет необходимости в наращивании объемов работ.
Формы оплаты труда подразделяются на следующие системы.
При сдельной форме оплаты труда:
- прямая;
- премиальная;
- прогрессивная;
при повременной форме оплаты:
- простая;
- премиальная.
При прямой сдельной системе, установленные сдельные расценки на соответствующие виды работ умножаются на фактически выполненные объемы этих видов работ. Полученные результаты по каждому виду работ за расчетный период (как правило, месяц) суммируются.
При сдельно-премиальной системе
При сдельно-прогрессивной системе
При повременной форме оплаты труда целесообразно устанавливать работникам нормы труда (ст. 86 ТК) или нормированные задания, в зависимости от выполнения которых, а также с учетом качества работы могут дифференцироваться размеры оплаты труда работников.
При простой повременной системе заработок работнику начисляется на основе его должностного оклада (ставки) за фактически отработанное время.
При повременно-премиальной
Кроме установленных ОКПД систем оплаты труда, на практике применяются иные системы, среди которых наиболее распространена аккордная система.
Аккордная система оплаты труда является одной из разновидностей сдельной формы оплаты. Она может применяться, например, в строительстве при выполнении работ с длительным производственным процессом.
При аккордной системе бригаде
6 Гарантии государства в области занятости
Гарантии государства в реализации права граждан на труд ( закон РФ “ О занятости населения в Российской Федерации. ст 12 ) :
1. Государство гарантирует
свободу выбора рода деятельности, в том числе работы с разными режимами труда;
охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения или необоснованного отказа в приеме на работу в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде;
бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости.
2. Государство гарантирует
бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости;
обеспечение социальной поддержки;
компенсацию в соответствии с законодательством Российской Федерации материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости;
бесплатные медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направлении на обучение;
возможность заключения срочных трудовых договоров (контрактов) на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных и иных особенностей граждан.
Дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения:
труд ( закон РФ “ О занятости населения в Российской Федерации. ст 13):
1. Государство обеспечивает
2. Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
3. Гражданам, высвобождаемым из организаций в связи с