Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 14:55, реферат
В данной работе рассматриваются: само понятие государственной тайны, а также, условия допуска работодателем-организацией персонала к государственной тайне и способы обеспечения ее сохранности; виды социальных гарантий работникам, работающим со сведениями, составляющими государственную тайну, порядок и условия начисления выплат и надбавок.
Трудовая деятельность во всех сферах неразрывно связана с получением и использованием различного рода информации. Причем в современных условиях информация представляет собой особого рода товар, имеющий определенную ценность. Для работодателя зачастую наиболее ценной является информация, которую он использует для достижения целей фирмы и разглашение которой может лишить его возможностей реализовать эти цели, то есть создает угрозу безопасности предпринимательской деятельности. Конечно, не вся информация может, в случае ее разглашения, создавать эту угрозу, однако существует определенная ее часть, которая нуждается в защите.
Кодекс законов о труде упоминал только коммерческую и служебную тайну. Новый Трудовой кодекс расширил данные виды тайн и использует такое понятие, как «охраняемая законом тайна».
Современное
отечественное законодательство предусматривает
около 20 видов охраняемых законом тайн
(то есть сведений, преднамеренно скрываемых
лицом, обладающим ими или имеющим доступ
к таковым, и для защиты которых от несанкционированного
доступа, предотвращения их распространения
(разглашения) указанным лицом или уполномоченным
им субъектом принимаются соответствующие
меры). В их числе наряду с государственной
и коммерческой тайнами – частные случаи
служебной тайны, профессиональная тайна,
личная и семейные тайны.
Для охраны перечисленных тайн предусмотрены
как общие, так и специальные механизмы.
В
наибольшей защите нуждаются сведения
в области военной, внешнеполитической,
экономической, разведывательной, контрразведывательной
и оперативно-розыскной деятельности,
распространение которых может нанести
ущерб безопасности Российской Федерации.
Указанные сведения в соответствии с Законом РФ
от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне»
(с изм. на 18.07.2009) составляют государственную
тайну и защищаются государством всеми
доступными ему методами.
Поскольку со сведениями, составляющими
государственную тайну, работают живые
люди, обладающие индивидуальными психофизиологическими
качествами, то чтобы засекреченные государством
сведения были доступны только тем, кто
в состоянии обеспечить выполнение требований,
установленных Законом РФ «О государственной
тайне» и иных принятых для его реализации
нормативных правовых актов, законодатель
предусмотрел специальную процедуру –
допуск к государственной тайне.
Допуск к государственной тайне является
одним из способов ее защиты, поскольку
в результате проверочных мероприятий
выявляются претенденты, наиболее отвечающие
установленным требованиям, необходимым
для обеспечения сохранности государственной
тайны. Выводы о том, включает ли трудовая
функция работу со сведениями, составляющими
государственную тайну, должны основываться
на содержании должностных и производственных
инструкций, регламентов работы и схем
распределения обязанностей, других актов.
Убедившись, что в процессе выполнения
своих трудовых обязанностей работник
будет иметь доступ к источникам, содержащим
указанные сведения, обрабатывать, перерабатывать,
пересылать или иным образом использовать
эти сведения, работодатель в силу Закона РФ
«О государственной тайне» обязан выдвинуть
условие о включении в трудовой договор
обязательства работника о неразглашении
указанных сведений, а также других дополнительных
обязательств.
Наличие такого условия в трудовом договоре,
заключенном с работником, означает, что
последний не только принял на себя определенные
обязанности, но и согласился претерпевать
определенные частичные, временные ограничения
своих гражданских прав, гарантированных
Конституцией РФ и федеральными законами.
С 01.05.2010 допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, а также организация доступа к ним осуществляются в порядке, установленном Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 № 63.
Поскольку допуск к указанным сведениям автоматически влечет введение в отношении гражданина перечисленных ограничений, то в качестве компенсации претерпевания таковых законодатель предусмотрел выплату соответствующих надбавок и предоставление определенных социальных гарантий.
В
данной работе рассматриваются: само понятие
государственной тайны, а также, условия
допуска работодателем-организацией персонала
к государственной тайне и способы обеспечения
ее сохранности; виды социальных гарантий
работникам, работающим со сведениями,
составляющими государственную тайну,
порядок и условия начисления выплат и
надбавок.
1. Понятие государственной
тайны
На сегодняшний день все, что касается государственной тайны, регулируется в Российской Федерации Законом РФ от 21.07.1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне». Данный закон раскрывает суть понятия «государственная тайна» применительно к любым существующим правоотношениям.
Итак, государственная тайна – это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации (ст. 2 Закона о государственной тайне).
Как следует из данного определения, государственная тайна отличается от служебной, коммерческой и иной тайны тем, что сведения, ее составляющие, напрямую связаны с государственными интересами Российской Федерации (а не конкретного предприятия или организации) и их разглашение может нанести ущерб безопасности всего государства, а не отдельно взятого юридического лица или предпринимателя. Именно поэтому в любой стране мира государственной тайне всегда уделяется повышенное внимание.
Поскольку обладание сведениями, составляющими государственную тайну, налагает на гражданина определенные обязанности и ограничения, связанные с их сохранностью и нераспространением, законодатель четко определяет данные сведения, закрепив их перечень в ст. 5 Закона о государственной тайне и подразделив их на следующие категории:
1) сведения в военной области;
2) сведения в области экономики, науки и техники;
3) сведения в области внешней политики и экономики;
4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности.
При этом органы государственной власти в порядке, установленном Правилами разработки перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.07.2005 г. № 443, могут отнести к государственной тайне иные категории сведений, что оформляется путем внесения соответствующих изменений в ст. 5 Закона о государственной тайне. Следовательно, никакой другой нормативный акт, кроме Закона о государственной тайне, не вправе устанавливать категории сведений, которые могут составлять государственную тайну.
Непосредственный же перечень сведений (в рамках установленных категорий), отнесенных на сегодняшний день к государственной тайне, а также наименования государственных органов и организаций, наделенных полномочиями по распоряжению этими сведениями, предусмотрены Указом Президента РФ от 30.11.1995 г. № 1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне». Органами государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, разрабатываются развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию. В эти перечни включаются сведения, полномочиями по распоряжению которыми наделены указанные органы, и устанавливается степень их секретности.
Помимо сведений, составляющих государственную тайну, также предусмотрен перечень сведений, которые не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию. В соответствии со ст. 7 Закона о государственной тайне таковыми являются сведения:
- о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
- о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;
- о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;
- о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
- о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;
- о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;
- о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.
Данный перечень служит гарантом защиты прав работников, допущенных к государственной тайне, от возможных злоупотреблений со стороны работодателя, поскольку не позволяет последнему выдавать указанные выше сведения за государственную тайну и на этом основании применять к работникам меры дисциплинарного воздействия за их разглашение, даже если такое разглашение, по тем или иным причинам, вредит интересам работодателя.
Государственные служащие, принявшие решения по засекречиванию выше перечисленных сведений, согласно закону, несут уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в зависимости от причиненного обществу, государству и гражданам ущерба. Подобные решения могут быть обжалованы в суде.
Органы
государственной власти, руководители
которых наделены полномочиями по отнесению
сведений к государственной тайне,
обязаны не реже, чем каждые пять
лет, пересматривать перечень сведений,
подлежащих засекречиванию. Срок засекречивания
сведений, составляющих государственную
тайну, не должен превышать 30 лет, но в
исключительных случаях он может быть
продлен по заключению межведомственной
комиссии.
2. Порядок допуска к государственной тайне
Для лиц, которым предстоит работать со сведениями, содержащими государственную тайну, законодатель устанавливает усложненный порядок приема на работу. Заключению трудового договора (контракта) обязательно предшествует процедура допуска к государственной тайне, связанная с проведением органами безопасности проверочных мероприятий. Их объем зависит от степени секретности сведений, к которым будет допускаться оформляемое лицо.
Существуют три формы допуска к государственной тайне: к «сведениям особой важности», «совершенно секретным» и «секретным». Допуск государственного служащего к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа к сведениям более низкой степени секретности.
Допуск к государственной тайне – это процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну (ст. 2 ФЗ-5458-1). Порядок допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне регламентирован специальной Инструкцией, утвержденной постановлением Правительства РФ от 28 октября 1995 г. №1050.
Допуск государственных служащих к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке (этот принцип установлен в ст. 21 ФЗ-5458-1). Особый порядок допуска к государственной тайне лиц, не являющихся гражданами РФ, установлен в постановлении Правительства РФ от 22 августа 1998 г. №1003, утвердившем Положение о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне.
Гражданам, принимаемым на временную работу или не достигшим 18 лет, допуск к сведениям особой важности и совершенно секретным сведениям, как правило, не оформляется
Перечень должностей, при назначении на которые граждане обязаны оформлять допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, определяется номенклатурой должностей, утверждаемой руководителем организации или его заместителем, занимающимся вопросами защиты государственной тайны, после согласования с органами безопасности.
Информация о претенденте на должность представляется им самим в виде заполненной анкеты, где гражданин должен указать достоверные данные. Информация подтверждается документами (паспорт, военный билет, трудовая книжка, диплом об образовании, свидетельство о рождении и пр.), необходимые сведения уточняются в ходе собеседования, проводимого работниками кадровых служб с поступающими на работу лицами.
В соответствии с частью третьей статьи 21 Закона РФ "О государственной тайне" допуск к государственной тайне предусматривает:
1)
принятие гражданином на себя
обязательств перед
2)
согласие на частные,
3) письменное согласие на проведение в отношении его проверочных мероприятий;
4)
определение видов, размеров и
порядка предоставления
Информация о работе Правовое регулирование труда работников, допущенных к государственной тайне