Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 01:49, курсовая работа
Рассмотрение такого важного с точки зрения социальной политики государства, как вопрос регулирования труда женщин в нашей стране и стало целью написания этой работы. Задачи: определение обоснования законодательного выделения женщин в отдельную группу работников с особыми условиями труда; определения значимости этого шага российского законодателя; выделение специализированных норм права, регулирующих правовое положение женщин в трудовых отношениях, в международно-правовых нормативных актах; обзор основных нормативных актов Российской Федерации, регулирующих вопросы регулирования труда женщин;
Введение
Глава 1. Теоретические и правовые основы регулирования труда женщин.
Понятие и значение особенностей законодательного регулирования труда женщин
Источники права, регулирующие особенности труда женщин
Глава 2. Особенности правового регулирования труда лиц с семейными обязанностями как специальных субъектов трудового права.
2.1 Понятие "лица с семейными обязанностями"
2.2 Гарантии и льготы лицам с семейными обязанностями
Глава 3. Проблемы совершенствования законодательства о труде женщин
Заключение
Литература
Конституционной нормой, регулирующих положение женщин в сфере труда является также уже упомянутая в работе норма о том, что в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государств.
Основным документом в
этой сфере является Трудовой кодекс
РФ. Определенное значение имеют другие
федеральные законы. Отдельные льготы
для беременных женщин и в связи
с материнством закреплены подзаконными
нормативными правовыми актами. Нормы
указанных правовых актов конкретизируют
применительно к каждому случаю
положения коллективных договоров
и индивидуальных трудовых договоров
между работодателем и
Огромное значение для установления ориентиров, основ, общих принципов регулирования труда женщин в Российской Федерации имеют международно-правовые нормативные акты. Остановим свое внимание на них подробнее.
В числе провозглашенных ООН основных прав человека – комплекс трудовых прав, закрепленных главным образом в двух актах: во Всеобщей декларации прав человека17 и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах.
Эти акты отличаются по юридической силе.
Всеобщая декларация прав человека одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 году в виде резолюции. Она не имеет обязательного характера. Это в большей мере программный, политический документ. Но его авторитет и моральная сила очень высоки. Декларация предусматривает основные права человека, в том числе и права женщин и, особенно, женщин-матерей.
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах одобрен Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 году. По своей правовой природе это многосторонний международный договор (конвенция), ратифицированный огромным большинством государств – членов ООН, в том числе СССР. Он имеет обязательную силу в Российской Федерации как правопреемнице СССР. Среди социальных и экономических прав, провозглашенных и закрепленных в этом акте, трудовые права занимают значительное место. В число основных прав включено и право на особую охрану труда женщин-матерей. В Пакте провозглашается необходимость особой заботы о женщинах-матерях в течение разумного периода до и после родов. В течение этого времени работающим матерям должен предоставляться оплачиваемый отпуск или отпуск с достаточными пособиями по социальному обеспечению.
Важные нормы принципиального характера, регулирующие особенности правового регулирования труда женщин, содержатся в Конвенции ООН о ликвидации дискриминации женщин. Конвенция «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» возлагает на ратифицировавшие ее государства обязательства в отношении ликвидации дискриминации женщин в области занятости и обеспечения трудящимся женщин равных прав с мужчинами. Например, в числе прочего, государствам предлагается запретить увольнение с работы в связи с беременностью или уходом в отпуск по беременности и родам; дискриминацию при увольнении в связи с семейным положением увольняемой.
Одним из главных источников
международно-правового
Конвенция МОТ «Относительно применения труда женщин на подземных работах в шахтах любого рода» № 45. Она запрещает применение труда женщин любого возраста на подземных работах в шахтах, но допускает, путем издания акта национального законодательства, исключение из этого запрета женщин, занимающих руководящие посты и не выполняющих физические работы; женщин, занятых санитарным и социальным обслуживанием; женщин, проходящих курс обучения и допущенных к стажировке в подземных частях шахты в целях профессиональной подготовки; других женщин, которые должны спускаться время от времени в подземные части шахты для выполнения работы нефизического характера18.
Конвенция МОТ «О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности» № 100. Она обязывает государства использовать национальные методы установления ставок вознаграждения с целью обеспечить применение принципа равного вознаграждения мужчин и женщин за труд равной ценности. Иными словами, ставки вознаграждения должны определяться без дискриминации по признаку пола. Понятие «труд равной ценности» при этом имеет более широкое значение, чем «равный труд». Использование этого понятия направлено на то, чтобы предотвратить косвенные ограничения принципа равенства вознаграждения, которые возложены при применении принципа «равное вознаграждение за равный труд». В случае применения последнего понятия возможна дискриминация женщин в отношении размера заработной платы под тем предлогом, что специфический женский труд не равен мужскому труду (меньше физические нагрузки и т.п.).
По вопросам охраны материнства
действует всеобъемлющая
На основании изложенного в данной главе можно сделать следующие выводы:
Вся система источников трудового права в Российской Федерации направлена на оказание особой социальной защиты такой категории работников как женщины. Это обеспечивается законодательным установлением особенностей регулирования их труда.
Все трудовое законодательство России выделяет особенности регулирования труда в отношении:
Эти особенности являются системой определенных льгот, гарантий и компенсаций, которая призвана облегчить труд женщин
Глава 2.
Государственная защита семьи
базируется на двух основных принципах:
добровольности брачного союза женщины
и мужчины и полного
Конвенция МОТ N 156 дала начало в международном и национальном законодательстве позитивной тенденции распространения прав и гарантий, ранее предоставляемых только женщинам, на других членов семьи.
Семейные обязанности возникают у граждан в связи со следующим обстоятельствами:
Следовательно, к категориям лиц или трудящихся с семейными обязанностями относятся:
Принимая во внимание все
особенности вышесказанного, определяется
круг граждан, которых при правовом
регулировании труда и
Положения Трудового кодекса
РФ, а также другие нормативно-правовые
акты в этой сфере содержат достаточно
широкую систему трудовых льгот
для лиц с семейными
Осуществляя свое право на труд, гражданин, желающий работать, оформляет свои трудовые отношения с соответствующим работодателем путем заключения трудового договора. Нормы российского трудового права запрещают дискриминацию в сфере труда. В соответствии со ст.3 Трудового кодекса РФ каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых способностей. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
Итак, заключение трудового договора с лицами с семейными обязанностями должно осуществляться только в соответствии с их деловыми качествами и требованиями данного вида труда. Как мы видим, законодатель дал исчерпывающий перечень оснований дискриминации при реализации гражданами их права на труд. Однако если обратиться к положению Трудового кодекса, а также ч.2 с. 19 Конституции Российской Федерации, то перечень оснований, по которым не допускается дискриминация, более широкий и не является исчерпывающим. Исходя из этого и имея в виду, что с определенными трудностями при поиске работы граждане сталкиваются именно из-за своего семейного положения, было бы целесообразно дополнить перечень, данный в названном Законе, таким основанием, как семейные обязанности. Для них государство обеспечивает дополнительные гарантии путем разработки и реализации целевых программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций, предоставления услуг по профессиональной ориентации, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами (п.1 ст.11 Закона). Однако выбор работы и заключение трудового договора - это только предпосылка для использования работником имеющихся у него способностей к труду. В дальнейшем лица с семейными обязанностями нуждаются в обеспечении одинаковых для всех работников возможностей повышения квалификации и продвижения по службе. Для того чтобы лица с семейными обязанностями могли полностью реализовать предоставленные им трудовые права, они должны обладать реальной возможностью получить образование, приобрести профессию, квалификацию.
2.2 Гарантии и льготы лицам с семейными обязанностями
Представляется, что одной
из гарантий могла бы стать норма,
обязывающая работодателя при подборе
кадров отдавать предпочтение лицам
с семейными обязанностями, если
они обладают одинаковыми квалификационными
данными с другими
Информация о работе Правовые основы регулирования труда женщин