Правовые основы регулирования труда женщин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 01:49, курсовая работа

Описание работы

Рассмотрение такого важного с точки зрения социальной политики государства, как вопрос регулирования труда женщин в нашей стране и стало целью написания этой работы. Задачи: определение обоснования законодательного выделения женщин в отдельную группу работников с особыми условиями труда; определения значимости этого шага российского законодателя; выделение специализированных норм права, регулирующих правовое положение женщин в трудовых отношениях, в международно-правовых нормативных актах; обзор основных нормативных актов Российской Федерации, регулирующих вопросы регулирования труда женщин;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические и правовые основы регулирования труда женщин.
Понятие и значение особенностей законодательного регулирования труда женщин
Источники права, регулирующие особенности труда женщин
Глава 2. Особенности правового регулирования труда лиц с семейными обязанностями как специальных субъектов трудового права.
2.1 Понятие "лица с семейными обязанностями"
2.2 Гарантии и льготы лицам с семейными обязанностями
Глава 3. Проблемы совершенствования законодательства о труде женщин
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

крусач 2.docx

— 56.93 Кб (Скачать файл)

 

Представляется, что формирующийся  в регионах порядок обеспечения  беременных женщин и кормящих матерей  полноценным питанием нельзя признать оптимальным, так как он не может  в полной мере устранить сложившуюся  несбалансированность рационов питания  этих женщин.

По-видимому, в целях создания более прочной материальной основы для реального обеспечения беременных женщин и кормящих матерей полноценным  питанием помимо средств, выделяемых субъектами Российской Федерации, должны выделяться определенные гарантированные средства из федерального бюджета подобно  тому, как они выделяются на финансирование мероприятий, включенных в Федеральную  целевую программу "Дети России" на 2007 - 2010 гг., а в случаях, предусмотренных  федеральным законодательством, следует  учитывать необходимость обязательного вклада работодателей в обеспечение беременных женщин и кормящих матерей питанием.

 

Создание особой охраны труда  женщин - важнейшая социальная проблема для всех стран. Ряд международных  конвенций МОТ предусматривает  ее создание в каждой стране. Особая охрана труда женщин является значительной частью всей системы охраны материнства и детства, семьи, находящейся согласно ст.38 Конституции РФ под защитой государства.

 

Соблюдение норм законодательства о труде и охране труда женщин проверяется государственными инспекциями  труда как в ходе комплексных  проверок (по всем основным институтам трудового права), так и в ходе специальных (тематических) проверок по данному вопросу (охрана труда), а  также в связи с поступившими жалобами работниц о нарушении их трудовых прав. Анализ результатов  проверок показывает, что нарушения  трудовых прав женщин, в том числе  условий и охраны их труда, имеют  достаточно распространенный характер, поэтому проблема соблюдения их прав продолжает оставаться одной из наиболее актуальных в сфере социально-трудовых отношений. 

Заключение .

Женщины и лица с семейными  обязанностями являются специальными субъектами международного трудового  права, которым принадлежат как  неотъемлемые права человека и гражданина, основные права в сфере труда, так и специальные права и  гарантии, закрепленные рядом международных  актов и Российским законодательством.

 

Необходимость специального правового регулирования труда  женщин, обусловлена их физиологическими особенностями, а также масштабами и длительностью периодов женской  безработицы, ростом числа домохозяйств, возглавляемых женщиной. Потребность  в специальных нормах, регламентирующих труд лиц с семейными обязанностями  и опекунов (попечителей) несовершеннолетних, обусловлена положением рассматриваемой  категории среди иных претендентов на рабочие места на рынке труда, сложностью их трудоустройства, необходимостью построения трудового процесса с  учетом выполняемых ими семейных и опекунских обязанностей.

 

В результате проведенного анализа норм, содержащихся в статьях  Трудового кодекса Российской Федерации, была выявлена неточность в определении  лиц с семейными обязанностями. Понятие "лица с семейными обязанностями" должно быть определено следующим образом. Это "лица, состоящие в родстве  или свойстве, связанные личными  неимущественными и имущественными правами и обязанностями, вытекающими  из факта наличия детей, необходимости  осуществления ухода за больным  членом семьи в соответствии с  медицинским заключением, а также  обязанности материального содержания члена семьи".

 

Наряду с одинокой матерью (с учетом требования равносопоставимости понятий) одинокий отец и одинокое лицо, усыновившее ребенка, должны быть наделены гарантиями при расторжении трудового договора.

 

Необходимо усилить антидискриминационную  направленность при регулировании  процедуры приема на работу. Для  этого предложено законодательно закрепить  требования о недопустимости указания пола работника в объявлениях  о найме на работу; обязать работодателя принимать на работу лиц наименее представленного в организации  пола; процедуру отбора кадров упорядочить  путем применения научно-обоснованных тестов профессиональных возможностей и квалификации.

 

Среди норм о предоставлении льгот и гарантий исследуемой  категории работников существуют противоречия. В связи с этим необходимо закрепить за работниками, вне зависимости от пола, возможность использования таких льгот и гарантий (установление запрета отказа в приеме на работу по мотиву наличия детей претендентам вне зависимости от пола; ограничение направления в командировки, привлечения к сверхурочным работам; использование перерыва для кормления ребенка, отпуска по уходу за больным ребенком на дому, некоторые другие случаи).

 

Рекомендовано с целью  совершенствования нового для российского  законодательства положения о возможности  расторжения трудового договора по инициативе работодателя с женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет, одинокими матерями, воспитывающими ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида до восемнадцати лет), д ругими лицами, воспитывающими указанных детей без матери: исключить из перечня оснований увольнения несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья в соответствии с медицинским заключением, в случае необходимости применять институт простоя; случай, когда виновные действия, дающие основание для утраты доверия либо аморальный проступок совершены работником не по месту работы и не в связи с исполнением им трудовых обязанностей, исключить из числа оснований увольнения по инициативе работодателя; уточнить такое основание увольнения, как предоставление работником заведомо ложных сведений при заключении трудового договора, путем указания на отношение предоставленных ложных сведений к сведениям, определяющим условия выполнения трудовой функции.

 

Возможно применение в  российском трудовом законодательстве ряда зарубежных норм, целесообразно  применение аналогичных мер воздействия  на рынок труда: установление продолжительности  оплачиваемого отпуска по беременности и родам в зависимости от очередности  ребенка в семье; установление удлиненного  отпуска по беременности и родам одиноким матерям; использование отпусков по уходу за ребенком для снятия давления на рынок труда.

1 Трудовое право России. Учебник. Под ред. Ю.П. Орловского, А.Ф. Нуртдиновой. М. 2008. С. 535.

2 Трудовой кодекс Российской Федерации. № 197-ФЗ. 30.12.2001. С изменениями на 19.07.2011. Ст. 251.

3 См. Трудовой кодекс РФ. Ст. 252.

4 См. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. 16.12.1966. Ст. 4.

5 См. Конституция Российской Федерации. 12.12.1993. С учетом поправок на 30.12.2008. Ст. 55. п. 3.

6 См. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Ст. 6.

7 Там же. Ст. 10.

8 Ратифицирована федеральным законом «О ратификации факультативного протокола к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин». № 52-ФЗ. 19.06.2004.

9 Ратифицирована Указом Президиума ВС СССР «О ратификации Конвенции Международной организации труда № 100 от 29 июня 1951 г. относительно равного вознаграждения мужчин и женщин за труд равной ценности». 04.04.1956.

10 Ратифицирована федеральным законом «О ратификации Конвенции о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями». № 137-ФЗ. 30.10.1997.

11 Трудовой кодекс РФ. Ст. 3.

12 Там же. Ст. 253, 265.

13 Там же. Ст. 259, 268.

14 См. Чижов Б.А. Особенности применения трудового законодательства для отдельных категорий граждан // Юстицинформ. 2010. № 2. С. 37.

15 Там же. С. 38.

16 См. Декрет ВЦИК Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов «О страховании на случай болезни». 22.12.1917 / www.libussr.ru. 05.11.2011.

17 Всеобщая Декларация прав человека. 10.12.1948.

18 См. Конвенция Международной организации труда «Относительно применения труда женщин на подземных работах в шахтах любого рода». № 45. 21.06.1935.

19 См. Конвенция Международной организации труда «Относительно охраны материнства (пересмотренная в 1952 году)». № 103. 28.06.1952.


Информация о работе Правовые основы регулирования труда женщин